Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налоговая юрисдикция и налоговое резидентство




•';ьц,

Налоговое законодательство распространяет сферу своего. применения не на граждан, а на резидентов данной страны (т. е. лиц, постоянно пребывающих или проживающих в дан­ной стране). Поэтому любые внутренние налоговые нормы имеют уже международный характер, поскольку охватывают и граждан, и организации других стран, которые находятся на территории данной страны или осуществляют там определен­ные виды деятельности. Особенно это характерно для стран Западной Европы, на территории которых временно или по­стоянно проживают миллионы граждан других стран. Некото­рые категории этих граждан, будучи резидентами страны сво­его местопребывания, полностью подпадают под действие об­щего налогового законодательства этой страны. Налоговый статус других категорий регулируется международными налого­выми соглашениями. Развитые страны практически полностью охвачены сетью двусторонних налоговых соглашений, и, учи­тывая свободу миграции населения, товаров и капитала в от-

228

Раздел II. Механизм правового регулирования

ношении между ними, роль налоговых соглашений в общем объеме их налогового законодательства очень велика.

Для попадания под юрисдикцию налогового законодательст­ва определенной страны при определении корпорационного налога для юридического лица необходимы два условия. Пер­вое — осуществление коммерческой деятельности в данной стране (т. е. деятельности, ориентированной на получение при­были), и второе — наличие юридического лица.

Кроме условий ориентации на извлечение прибыли и нали­чия юридического лица при обложении корпорационным нало­гом, важное значение имеет определение «привязки» налого­плательщика к национальной налоговой компетенции того или иного государства. Этот вопрос решается, как правило, на ос­нове использования двух критериев: резидентства и территори­альности.

Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов, извлекаемых как на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая неограни­ченная налоговая ответственность), а нерезиденты — только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).

Критерий территориальности, напротив, устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат доходы, извлекае­мые только на ее территории; соответственно, любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.

Первый критерий принимает во внимание исключительно характер пребывания (проживания) налогоплательщика на на­циональной территории, второй основывается на националь­ной принадлежности источника дохода.

Любой из этих двух критериев при условии его однообраз­ного применения исключал бы всякую возможность междуна­родного двойного обложения, т. е. обложения одного и того же объекта (дохода, имущества, сделки и т. д.) в один и тот же пе­риод времени аналогичными видами налогов в двух или более странах. Однако вопрос о том, достигается ли устранение двой­ного обложения путем применения первого или второго крите­рия, вовсе не безразличен с точки зрения национальных инте-

Глава 10: Правовой статус участников

229

ресов каждой отдельной страны. Так, для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, несомненно, желательнее разграничение налоговых юрисдикции в международном масштабе на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес при­обретает использование критерия территориальности. Поэтому развитые страны предпочитают основывать свои налоговые от­ношения с другими странами на основе критерия резидентства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения ино­странных компаний и частных лиц на основе критерия терри­ториальности.

До настоящего времени между странами существуют весьма значительные различия в правилах определения резидентства в отношении некоторых компаний. На практике эти разногласия устраняются благодаря существующим между странами двусто­ронним соглашениям, в соответствии с которыми решающим и окончательным критерием обычно является место расположе­ния «центра фактического руководства».

"«Глава 10

ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ И НАЛОГОВЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 474.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...