Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Решения Конституционного Суда РФ как источник налогового права
На форму и содержание источников налогового права существенное влияние оказывает высокий уровень юридической централизации в сфере налоговых отношений, что обеспечивается в том числе повышенной концентрацией конституционно- 122 Раздел I. Теоретические основы налогового права правовых начал в системе источников налогового права как самостоятельной отрасли российского права. Конституционная природа налогового права. Вданном случае речь идет не только о роли Конституции РФ как источника налогового права, прямом действии обладающего высшей юридической силой нормативно-правового акта в сфере налоговых отношений; имеются и иные возможности «проникновения» конституционных начал в разветвленный нормативно-правовой массив налогового права, заключающиеся в правовых механизмах приведения норм и институтов налогового права, а также практики их применения в соответствие с «буквой и духом» Конституции РФ, что представляет собой процесс своего рода конституционализации налогового права1. Конституционные начала налогового права предопределяются самой природой отношений по поводу установления и взимания налогов и сборов как предмета не только налогового, но и конституционного права. То есть речь идет о конституционном значении достаточно широкой сферы отношений, составляющих предмет налогового права, и в конечном счете о конституционной природе самого налогового права. Конституционное закрепление отношений по поводу установления и взимания налогов и сборов свидетельствует о придании особой значимости налоговым платежам и связанным с ними отношениям. Эта значимость определяется прежде всего необходимостью формирования доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства, а также ролью последнего в процессе регулирования экономических отношений в стране. Будучи острым орудием воздействия на имущественную сферу общественных отношений, на фундаментальные не только по своей экономической, но и социально-политической значимости отношения собственности, налоги косвенно влияют на все иные области жизнедеятельности людей и в конечном счете затрагивают сами основы конституционного строя государства, всю систему прав 1 О конституционализации применительно к отдельным отраслям права см., например: Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2002. С. 13—50. Глава 5. Источники налогового права 123 и свобод человека и гражданина. В этом плане конституционная природа институтов налогового права в концентрированном виде проявляется через поиск баланса политической власти и экономической свободы, публичных и частных интересов в налоговых отношениях. Характер юридического оформления отношений псурводу установления и взимания налогов и, соответственно, исполнения фискальной обязанности населения является одним из показателей достигнутого уровня демократии и социальной справедливости в государстве и обществе. Возможны различные подходы к конституционно-правовому регулированию соответствующих отношений, что может быть объяснено национальными и историческими особенностями развития данных отношений и институтов в отдельных государствах, своеобразием логики конституционно-правового регулирования, индивидуальным для каждого государства решением вопроса о степени свободы личности в сфере экономики и финансов и т. п. Не вдаваясь в их детальное исследование, стоит отметить, что Конституция РФ весьма подробно и, что особенно важно, системно регулирует налоговые отношения. Речь идет о комплексе конституционных норм и институтов, имеющих прямое или опосредованное отношение к налоговому праву: а) институты экономических (ст. 8) и социальных (ст. 7) основ конституционного строя; б) институты правового положения человека и гражданина в системе налоговых отношений, где центральное место принадлежит ст. 57 Конституции РФ; в) институты общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, конституционным ориентиром для которых является ст. 75 (ч. 3); более конкретное же нормативное содержание отдельных принципов выводится из многих других конституционных положений; г) институт разграничения предметов ведения в области налогообложения и сборов между отдельными «этажами» публичной власти — Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления (п. «з» ст. 71, п. «и» ст. 72, ч. 1 ст. 132); д) компетенционные институты органов власти в сфере налогов и сборов (ч. 3 ст. 80, ст. 106, п. «б» ст. 114). Конституционный характер правового регулирования распространяется, таким образом, на достаточно широкую сферу 124 Раздел I. Теоретические основы налогового права отношений, составляющих предмет налогового права. Это имеет принципиальное значение с точки зрения оценки всей системы источников налогового права: «присутствие» соответствующих конституционных норм и принципов, обладающих высшей юридической силой, в системе отраслевых институтов налогового права как бы лишает государственную власть права произвольно решать на уровне текущего налогового законодательства (включая федеральные законы) наиболее принципиальные вопросы налогообложения, которые получили разрешение на конституционном уровне. В результате возникает, по существу, двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция РФ и решения Конституционного Суда РФ, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ'. 1 Попутно отметим, что на основе системного толкования норм ст. 1 и 4 НК РФ (п. 1) можно сделать вывод, что НК РФ предусматривает своего рода квазинормативные акты Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ, органов государственных внебюджетных фондов. Эти органы «издают обязательные для своих подразделений (выделено мной. — Н. Б.) приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах» (п. 2 ст. 4 НК РФ). Данным положением предполагается, что эти акты якобы не обязательны для налогоплательщиков, не имеют для них нормативного значения. Но это далеко не безобидный «подарок» законодателя налогоплательщику: ведь фактически, опосредованно, через признание их в качестве обязательных для налоговых подразделений эти акты становятся обязательными и для налогоплательщиков. Это серьезная правовая проблема, связанная с необходимостью уточнения реальной системы источников налогового права, и она имеет в том числе конституционные основы своего разрешения. Не случайно она была предметом рассмотрения в том числе в Конституционном Суде РФ (см.: Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. № 319-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческой организации — учреждения по управлению персоналом «Персона» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации» // ВКС РФ. 2002. № 2). Глава 5. Источники налогового права 125 При этом роль Конституции РФ для налогового права не ограничивается тем, что, являясь Основным Законом, она содержит в себе нормы соответствующего содержания. Не менее важным является то обстоятельство, что Конституция РФ представляет собой своеобразное мерило, критерий оценки всей системы норм и институтов налогового права на предмет их соответствия высшим ценностям, получающим конституционное признание. Это направление воздействия Конституции РФ на нормы и институты налогового права обеспечивается при помощи Конституционного Суда РФ и принимаемых им решений в виде постановлений и определений. Решения Конституционного Суда РФ в системе источников налогового права.В юридической литературе до настоящего времени продолжаются дискуссии о юридической природе решений Конституционного Суда РФ. Весьма широким является спектр существующих точек зрения по данному вопросу, включающий как отрицание за решениями Конституционного Суда РФ значения источников права в силу того, что они, по мнению сторонников такого подхода, не создают и не могут создавать новых норм права (А. Д. Бойков, В. С. Нерсесянц), так и обоснование за ними особой юридической силы, позволяющей сделать вывод о том, что решения Конституционного Суда РФ являются источниками права (Н. В. Витрук, Г. А. Гаджиев, В. Л. Лазарев, О. В. Лучин, Б. С. Эбзеев); одновременно отмечается порой общность решений Конституционного Суда РФ с судебным прецедентом как особым источником права (В. Л. Лазарев, В. А. Кряжков), либо предлагается рассматривать их обязательность и другие юридические свойства решений Конституционного Суда РФ как особых источников права в рамках преюдициального значения (Т. Г. Морщакова). При всем многообразии подходов и уважении к различным точкам зрения следует признать вполне реальной в нынешних условиях правовой глобализации тенденцию, связанную со сближением современных правовых систем, в частности общего и континентального права, что проявляется также во взаимопроникновении и взаимообогащении соответствующих им систем источников права. В рамках этой тенденции следует рассматривать и тот факт, что российская правовая система испытывает все более активное прецедентное влияние решений Европейского суда по правам челове- 126 Раздел I. Теоретические основы налогового права ка, как и национальных судов в лице прежде всего Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также правотворческое влияние Конституционного Суда РФ; соответственно, вряд ли есть основания для сомнений в возможности и необходимости отнесения решений Конституционного Суда РФ к источникам права, включая налоговое. К источникам налогового права относятся, естественно, не все решения Конституционного Суда РФ, а прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права, содержащихся в федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов РФ и др., или дают толкование тех положений Конституции РФ, которые имеют значение для уяснения смысла, значения отдельных норм и институтов налогового права. Определяя юридическую природу решений Конституционного Суда РФ как источников налогового права, следует учитывать, что Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля (ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»). В соответствии с конституционной системой разделения властей это обстоятельство нередко расценивается как препятствие для признания его решений источником права. Но особенности правовой природы и юридической силы решений Конституционного Суда РФ определяются не тем, обладает ли он правотворческими функциями, а спецификой его собственных конституционно-контрольных полномочий. Их природа такова, что правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные по итогам рассмотрения дела в его постановлении или определении, имеют общеобязательный характер, нередко обладают нормативностью и соответственно могут признаваться источниками права. Причем в данном случае речь идет не только о так называемом негативном правотворчестве, когда Конституционный Суд РФ признает неконституционным определенное положение нормативного акта, в силу чего оно утрачивает силу. Нередко Суд выступает и «позитивным законодателем», формулируя правовые позиции нормативного характера, имеющие общеобязательный характер. Глава 5. Источники налогового права 127 Признание решений Конституционного Суда РФ в качестве источников налогового права предполагает также необходимость определения их юридической силы и места в иерархической структуре источников налогового права. При поиске ответа на эти вопросы следует учитывать следующее. Во-первых, тот факт, что решения Конституционного Суда РФ как источники права нельзя относить к таковым лишь потому, что они (эти решения) являются разновидностью судебной практики. При таком подходе действительно пришлось бы исходить из того, что эти решения представляют собой разновидность судебных прецедентов. Но решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей в силу непрецедентного их значения: аналогичные дела после принятого Конституционным Судом РФ решения не могут рассматриваться каким бы то ни было юрисдикционным органом, включая и сам Конституционный Суд РФ, а по своей внутренней природе, в силу собственных юридических характеристик как акта конституционного контроля. Во-вторых, являясь актами правосудия (хотя и конституционного) и уже в силу этого обладая определенными характеристиками, правоприменительного акта, решения Конституционного Суда РФ одновременно приобретают черты нормативно-правового акта. Их существенная особенность состоит в том, что нормативную энергию соответствующие документы Конституционного Суда РФ получают не в результате нормотвор-ческой деятельности, а по итогам осуществления конституционного контроля как особой формы государственно-властной деятельности. В-третьих, при решении вопроса о юридической силе решений Конституционного Суда РФ как источника налогового права следует учитывать, что они, несомненно, стоят выше федеральных законов о налогах и сборах, которые составляют наряду с НК РФ систему налогового законодательства РФ. Вместе с тем вряд ли есть основание все решения Конституционного Суда РФ по их юридической силе ставить на один уровень с конституционными нормами, обладающими высшей юридической силой. К таковым можно отнести лишь акты толкования норм Конституции РФ, что подтверждается в том числе и усложненным порядком принятия таких решений — большинст- 128 Раздел I. Теоретические основы налогового права вом не менее двух третей от общего числа судей (ч. 4 ст. 72 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Акты же конституционной оценки и тем более конституционной интерпретации норм отраслевого законодательства не могут стоять на одном уровне с нормами Конституции РФ: в этом случае решения Конституционного Суда РФ занимают как бы промежуточное, буферное положение между Конституцией РФ и актами законодательства о налогах и сборах, т. е. они стоят выше федеральных законов, но ниже самой Конституции РФ. Правовые позиции Конституционного Суда РФ и источники права.Юридическая природа решений Конституционного Суда РФ как источников налогового права решающим образом связана с получающими отражение в соответствующих решениях правовыми позициями Конституционного Суда РФ. В конечном счете именно правовые позиции, с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой — предопределяют весьма существенную специфику данного вида правовых источников, что порой — при недостаточном учете особенностей природы такого нового для нас явления правовой жизни, как правовые позиции Конституционного Суда РФ, — становится причиной сомнений в правомерности отнесения данного вида судебных документов к источникам права. Поэтому для понимания решений Конституционного Суда РФ в качестве источников налогового, как и других отраслей, права анализ научной проблемы правовых позиций Конституционного Суда РФ имеет принципиальное значение. Само по себе понятие «правовая позиция» применительно к Конституционному Суду РФ имеет легальное, законодательное закрепление (ст. 73 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Однако содержание этого понятия, его юридическая природа в Федеральном конституционном законе не раскрываются, хотя сама практика конституционного правосудия сложилась таким образом, что проблема правовых позиций Конституционного Суда РФ имеет весьма широкий характер и принципиальное значение и для деятельности самого Конституционного Суда РФ (с точки зрения строгого соблюдения и на этой основе обеспе- Глава 5. Источники налогового права 129 чения преемственности принимаемых решений Суда с ранее высказанными им правовыми позициями), и для законодателя, правоприменителей, к которым обращены решения Конституционного Суда РФ как акты, обладающие свойствами правовых источников. В отечественной юридической науке нет четкого понимания и единства мнений о том, что из себя представляет правовая позиция Конституционного Суда РФ1. Не подвергая сомнению ценность различных подходов к этой относительно новой проблеме юридической науки, представляется возможным дать определение понятия правовых позиций Конституционного Суда РФ как аргументированных, получающих обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и интерпретационных представлений по вопросам права в рамках решения Конституционного Суда РФ, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела. В этом плане можно выделить следующие основные характеристики правовых позиций Конституционного Суда РФ как весьма своеобразных носителей нормативных начал решений Суда, благодаря чему последние приобретают качества источников налогового права. Это, во-первых, итогово-обобщающий характер правовых позиций. Они лежат в основе решений Конституционного Суда РФ, хотя по своему объему содержание решений (постановлений, определений) заметно шире, богаче и не сводится только к сформулированным в них правовым позициям. Правовые позиции определяют внутренний смысл решений Конституционного Суда РФ, составляют юридическую квинтэссенцию принятого судебного решения в порядке конституционного контроля. Во-вторых, оценочная, аксиологическая природа правовых позиций, в которых получает выражение отношение Конституционного Суда РФ к конкретной правовой норме, составляющей предмет запроса. Главным в этом случае является ответ на вопрос о конституционности рассматриваемой Конституционным Судом РФ нормы. Вместе с тем правовая позиция — это не только итоговый вывод, содержащийся в резолютивной части решения Конституционного Суда РФ. Мотивировочная часть 1 См. об этом подробнее, например: Лазарев Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М., 2003. С. 37—59. 130 Раздел I. Теоретические основы налогового права решения нередко содержит не менее важные правовые позиции, усиливающие значение решений как источников налогового права. Более того, без глубокого проникновения в содержание мотивировочной части невозможно адекватное реальному значению понимание конституционно-правовых выводов, содержащихся в резолютивной части. В-третьих, правовые позиции Конституционного Суда РФ есть результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений в пределах компетенции Конституционного Суда РФ. Тем самым обеспечивается своего рода «конституционная рихтовка» норм налогового законодательства, при которой они не дисквалифицируются, не признаются неконституционными, но преодолевается их конституционно-правовая неопределенность. В конечном счете это есть специфическая форма правотворческой деятельности Конституционного Суда РФ, так как с помощью конституционного истолкования: а) уточняется нормативное содержание статьи налогового закона; б) преодолевается коллизия между несколькими нормами путем поиска баланса содержащихся в них конкурирующих конституционных ценностей; в) выявляются системные, иерархические связи и зависимости между отдельными нормами правовых институтов налогового права; г) придается новое, современное содержание норме «доконституционного» закона и так далее. При этом следует учитывать, что «толкование» и «истолкование» — это нетождественные методы осуществления конституционного правосудия. В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции РФ, что является его исключительным полномочием. В то же время Суд в рамках любого конкретного дела может использовать метод конституционного истолкования норм отраслевого законодательства, выявляя тем самым его конституционный смысл. Соответственно, правовые позиции Конституционного Суда РФ, выражающие итог официального толкования норм Конституции РФ либо результат истолкования налогового законодательства, имеют заметные различия в своих юридических, нормативных характеристиках. В иерархии правовых позиций Конституционного Суда РФ на первом месте, безусловно, стоят решения, посвященные толкованию Конститу- Глава 5. Источники налогового права 131 ции РФ. Однако это не исключает, что для правоприменителя, включая судебные органы, одинаково обязательными являются все правовые позиции Конституционного Суда РФ, включая те, которые представляют собой результат конституционного истолкования норм отраслевого (налогового) законодательства. В-четвертых, концептуальный в своей основе характер правовых позиций Конституционного Суда РФ, в рамках которых не просто дается ответ о конституционности конкретной правовой нормы (по принципу «да—нет»), но и предлагаются конституционно-правовые решения рассматриваемых Конституционным Судом РФ проблем налогообложения. Ярким подтверждением является в этом плане тот факт, что именно в решениях Конституционного Суда РФ впервые были сформулированы и обоснованы основные принципы налогообложения, получившие в последующем системное закрепление в НК РФ (о чем подробнее будет сказано ниже). В-пятых, общий характер правовых позиций Конституционного Суда РФ. Это свойство состоит не только в том, что выраженная в решении Суда правовая позиция распространяется на всех субъектов права на всей территории России; это универсальная характеристика всех социальных, в том числе правовых, явлений, имеющих не индивидуализированную, адресную направленность своего воздействия, а общий характер. Наряду с данным свойством общности (или, — что несколько иное, но также относится к данной характеристике, — обобщенности) правовая позиция Конституционного Суда РФ носит общий характер еще и в том плане, что она распространяется не только на тот конкретный случай, который стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, но и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике. Внешне это действительно сближает правовую позицию Конституционного Суда РФ с судебным прецедентом. Но это лишь внешнее сходство, если иметь в виду, что под «аналогичными случаями» в конституционном правосудии имеются в виду прежде всего аналогичные правовые нормы, получившие оценку в рамках правовой позиции Конституционного Суда РФ. Так, признание неконституционной нормы налогового закона одного субъекта РФ распространяется на аналогичные нормы регионального налогового законодательства всех других субъектов. Например, 132 Раздел I. Теоретические основы налогового права решения Конституционного Суда РФ, признавшие не соответствующими Конституции РФ отдельные положения законов Чувашской Республики, Кировской и Челябинской областей «О налоге с продаж» (постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г.) или законов Нижегородской и Ивановской областей «О ставках Налога на игорный бизнес» (определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. № 69-О), распространяются в этой части на все субъекты Федерации. Если возникнет сомнение, насколько соответствующую норму налогового закона можно рассматривать как аналогичную признанной неконституционной, этот вопрос может быть решен в суде общей юрисдикции. Однако суд общей юрисдикции, признав норму закона аналогичной той, которая является неконституционной, может признать ее лишь недействующей, что не влечет дисквалификацию этой нормы, она в этом случае не может применяться, но сохраняет свое «присутствие» в правовой системе; недействительной же, т. е. утратившей юридическую силу, эта норма может быть признана лишь Конституционным Судом РФ. Эта правовая позиция, заключающаяся в том, что утрата законом юридической силы возможна лишь в результате признания его неконституционным (кроме решения об этом самого законодательного органа), была выражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В-шестых, юридическая обязательность правовых позиций Конституционного Суда РФ. Правовые позиции имеют такую же юридическую силу, как и сами решения Конституционного Суда РФ. Поэтому официальный, обязательный характер является не только важным свойством правовых позиций, но наряду с предыдущей характеристикой (общий характер) эти качества, пожалуй, в наибольшей степени сближают правовые позиции Конституционного Суда РФ с правовыми нормами, хотя знак равенства между ними ставить нельзя. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, как и его решения в целом, обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного са- Глава 5. Источники налогового права 133 моуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Уже в силу этого вряд ли можно согласиться с попытками деления правовых позиций Конституционного Суда РФ на юридически обязательные (например, те, которые сформулированы в решениях о толковании Конституции РФ, а также содержатся в резолютивной части иных решений Суда) и на правовые позиции, имеющие рекомендательный, ориентирующий характер. Действительно, в общем массиве правовых позиций Конституционного Суда РФ возможно выстраивание определенной иерархической системы, где приоритет принадлежит, как отмечалось, правовым позициям о толковании Конституции РФ: по юридической силе они фактически находятся на одном уровне с Конституцией РФ. Некоторые же правовые позиции могут в большей степени выступать, например, в качестве ориентира (критерия) для законодателя, но и в этом случае они не утрачивают свойство юридической обязательности. И законодатель, сохраняя право на дискретность при принятии своего решения в рамках законодательного процесса, в то же время не может преодолеть юридическую силу постановления о признании акта неконституционным повторным принятием этого же акта (ч. 2 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Важно, что данное свойство (юридическая обязательность) правовых позиций распространяется и на сам Конституционный Суд РФ. Однако это не означает, что правовые позиции не могут уточняться. Статья 73 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает, что в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принятия решения, не соответствующего правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. Такой ситуации в работе Конституционного Суда РФ пока не возникало. Вместе с тем практика свидетельствует, что при выявлении конституционного смысла ряда положений, в том числе налогового законодательства, правовые позиции углубляются и обогащаются. 134 Раздел I. Теоретические основы налогового права Объективности ради следует признать, что в юридической науке нет единства мнений по вопросу об общеобязательности правовых позиций Конституционного Суда РФ для законодателя и правоприменителя, и это отнюдь не способствует консти-туционализации отраслевого законодательства, укреплению конституционной законности. В определенной мере это связано еще с одной особенностью правовых позиций. Кроме того, правовые позиции Конституционного Суда РФ находятся в сложных системных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя. В случае признания Конституционным Судом РФ оспариваемой нормы налогового законодательства конституционной правовые позиции Суда и законодателя совпадают. Признание же нормы неконституционной означает расхождение в правовых позициях законодателя и Конституционного Суда РФ. Суд при решении этой проблемы имеет собственную правовую позицию, которую он аргументирует в мотивировочной части и выражает в виде итогового вывода в резолютивной части решения. При этом существенная особенность правовых позиций Конституционного Суда РФ по сравнению с парламентскими правовыми позициями состоит в том, что Суд решает исключительно вопросы права (ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»), принимает постановления (определения) с позиций Конституции РФ, обеспечивая ее верховенство. Парламент же является законодательным и представительным органом, и в этом качестве в законотворческом процессе он призван выражать (представлять) в том числе плюрализм политических интересов, идеологическое многообразие в нашем обществе. В этих условиях при возникновении конкуренции правовых позиций Конституционного Суда РФ и парламента безусловный приоритет — за Конституционным Судом РФ. Некоторые виды правовых позиций в решениях Конституционного Суда РФ как источниках налогового права.Правовые позиции решений Суда как источников налогового права могут быть классифицированы на отдельные виды по различным основаниям: по юридической форме разрешения конституционно-правовой проблемы (в рамках постановления или определения Суда); по видам налогов (правовые позиции в облас- Глава 5. Источники налогового права 135 ти федеральных, региональных, местных налогов); по сферам налоговых отношений (правовые позиции в сферах: установления налогов, исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, налогового контроля, ответственности за налоговые правонарушения и т. п.). Возможны и другие критерии классификации. ,,^;; За время своей работы Конституционный Суд РФ принял значительное число решений по вопросам налогообложения, в том числе определяющим пути совершенствования налогового законодательства. Их общее количество по данным на 31 декабря 2003 г. составляет 143 решения (17% от всех принятых решений), из которых — 31 постановление и 112 определений. Причем удельный вес дел, предметом запросов по которым являются нормы налогового законодательства, неуклонно возрастает. Так, если в период до 31 декабря 1994 г. из 36 решений, принятых Конституционным Судом РФ, только 2 касались налоговых вопросов (5%), то в период с 1 января 1995 г. по 31 декабря 1998 г. их объем возрос до 14% (23 решения из 162), а в период с 1 января 1999 г. по 31 декабря 2003 г. составил 17% (118 решений из 673). Структура практики Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам такова: подавляющее большинство решений касаются федеральных налогов и сборов (16 решений по налогу на добавленную стоимость (НДС), 9 по единому социальному налогу, по 5 решений принято в отношении акцизов, подоходного налога и налога на прибыль организаций и т. д.); далее идут региональные налоги (в частности, по налогу с продаж Судом было принято 9 решений); реже всего Конституционный Суд РФ высказывался по проблемам местного налогообложения (7 решений). Приведенные статистические данные являются свидетельством того обстоятельства, что формирование новой налоговой системы страны и обновление налогового законодательства не только не снимают, но и актуализируют проблему конституционализации норм и институтов налогового права. Среди основополагающих решений Конституционного Суда РФ необходимо отметить следующие. 1. Решения Конституционного Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения. Принципы налогообложения и сборов являются конституционным понятием, исполь- 136 Раздел I. Теоретические основы налогового права зуемым в ч. 3 ст. 75 Конституции РФ. Данная норма Конституции РФ устанавливает, что общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. До принятия НК РФ данные принципы не были более или менее полно отражены в российском налоговом законодательстве. Дефицит правового регулирования вызвал необходимость того, что они впервые были сформулированы Конституционным Судом РФ путем толкования базовых норм Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, равенстве прав и свобод человека и гражданина, единстве экономического пространства, признании и защите государством всех форм собственности, федерализме и др. Более того, практика Суда в этой сфере во многом предопределила развитие налогового законодательства. Фактическое нынешнее содержание ст. 3 НК РФ во многом является юридическим признанием тех основных начал налогообложения, которые были выведены Конституционным Судом РФ. В п. 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П Суд дал обоснование основополагающих подходов к определению основных (общих) принципов, указав, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации». Тем самым были определены достаточно четкие ориентиры для обоснования перечня и содержания принципов налогообложения по основным направлениям: а) принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию основ конституционного строя; б) принципы налогообложения, обеспечивающие соблюдение и реализацию прав человека и гражданина; в) принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию начал федерализма1. 1 В последующем данный подход получил доктринальное, научно-теоретическое обоснование. См., например: Гаджиев Г. А., Пепеля-ев С. Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 1998. С. 193-197. Глава 5. Источники налогового права 137 Общие принципы налогообложения и сборов вытекают как из ст. 57 Конституции РФ (относящейся исключительно к налогообложению), так и из других статей, закрепляющих основополагающие принципы для любой отрасли законодательства, в частности из: ч. 1, 2 ст. 7 (о социальной природе государства и социальной справедливости); ч. 1 ст. 8 (о гарантировании в России единства экономического пространства и свободы экономической деятельности); ч. 2 ст. 8 (о признании и защите в России равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности); ст. 19 (о равенстве всех перед законом и конкретных формах проявления режима равноправия); ч. 3 ст. 55 (о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина только в форме федерального закона) и др. Данный подход к принципам налогообложения нашел свое подтверждение и в постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П, где указывается, что правовое регулирование в сфере налогообложения, в том числе определение прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, установление ответственности за налоговые правонарушения, осуществляется федеральным законодателем исходя не только из предписаний ст. 57 Конституции РФ, но и из закрепленных Конституцией РФ основ демократического правового государства, включая признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, верховенство и прямое действие Конституции РФ, гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, прежде всего права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности, а также запрет произвола, справедливость и соразмерность устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (ч. 1 ст. 1; ст. 2; ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 17; ч. 1 ст. 34; ч. 2 ст. 35; ч. 1 ст. 45; ч. 2 и 3 ст. 55)'. 1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П. Н. Белецкого, Г. А. Никовой, Р. В. Рукавишникова, В. Л. Соколовского и Н. И. Таланова» // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2431. 138 Раздел I. Теоретические основы налогового права Предназначение же НК РФ как разновидности федерального закона, который в соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции РФ закрепляет общие принципы налогообложения, заключается в том, чтобы свести воедино общие для всех уровней налогообложения конституционные начала, развить и конкретизировать их. При этом к общим принципам налогообложения, имеющим конституционное содержание, относятся не только те требования, которые имеют конкретное нормативно-правовое обоснование с помощью отдельных положений Конституции РФ, но и вытекающие из системного анализа конституционных норм, закрепленные в федеральных законах (в первую очередь НК РФ) в соответствии с Конституцией РФ и решениями Конституционного Суда РФ. Причем вряд ли было бы правильно выявлять между ними иерархические уровни и зависимости с точки зрения их юридической силы: общие принципы имеют конституционную природу, и уже поэтому они не должны противопоставляться, а все другие положения налогового права не должны им противоречить. Это, однако, не только не исключает, но и предполагает, что наряду с общими (конституционными) принципами налогообложения возможно выделить более конкретные, специальные принципы налогообложения, относящиеся к отдельным институтам налогового права (например, принципы налогового контроля, принципы ведения налогового учета и т. п.). И в решениях Конституционного Суда РФ можно обнаружить правовые позиции как первого, так и второго уровня. 2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Конституционный Суд РФ в ряде постановлений (постановления от 4 апреля 1996 г. № 5-П, от 1 апреля 1997 г. № 6-П, от 18 февраля 1997 г. № 3-П, от 21 марта 1997 г. № 5-П, от 11 ноября 1997 г. № 16-П) истолковал конституционный термин «законно установленные налоги и сборы». Из указанных решений вытекают следующие моменты: А. «Установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными» (статья 57 Конституции Российской Федерации)» (п. 4 мотивировочной части постановления от Глава 5. Источники налогового права 139 4 апреля 1996 г. № 9-П). Отсюда вытекают требования к виду органа, принимающего акт, к форме акта, устанавливающего налог или сбор (федеральный закон — для федеральных налогов и сборов, закон субъекта РФ — для региональных налогов и сборов, нормативный акт представительного органа местного самоуправления — для местных налогов), а также требования к должной процедуре принятия и введения в действие таких актов, установленной Конституцией РФ и законодательством. Более того, постановлением от 30 января 2001 г. № 2-П Суд дополнил эти требования, относящиеся к «законно установленным» налогам, еще одним — порядком введения закона о налоге в действие. Речь идет о необходимости устанавливать разумный срок, по истечении которого возникает обязанность на основе вновь принятого закона платить налоги и сборы. Б. Из постановления от 21 марта 1997 г. № 5-П вытекает, что можно ввести только такие региональные и местные налоги, которые предусмотрены федеральным законом. Причем они должны устанавливаться в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов. В. В соответствии с правовой позицией Суда, изложенной в постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П, установить налог или сбор — не значит только дать ему название: необходимо определение в законе существенных элементов налоговых обязательств. Таким образом, налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства. При этом в своих решениях Суд (см., например, определения от 14 декабря 2000 г. № 258-О, от 4 октября 2001 г. № 183-О) последовательно проводит линию на то, что закрепление в законе существенных элементов налогообложения, установленных в ст. 17 НК РФ, является необходимым условием для налогов, устанавливаемых и вводимых после 1 января 1999 г. Если же налог установлен и введен до 1 января 1999 г., что относится, в частности, к налогам в дорожные фонды, то перечень существенных элементов для него установлен в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Г. Как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П, требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процеду- 140 Раздел I. Теоретические основы налогового права ре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из ст. 8 (ч. 1) и 34 (ч. 1) Конституции РФ1. 3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах (ст. 57 Конституции РФ). В соответствии с правовой позицией Суда, изложенной в постановлении от 8 октября 1997 г. № 13-П, ст. 57 Конституции РФ, возлагая на налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги и сборы, вместе с тем гарантирует гражданам защиту в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными либо когда законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, придана обратная сила. Данная конституционная норма призвана обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавли- 1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений Закона Чувашской Республики «О налоге с продаж», Закона Кировской области «О налоге с продаж» и Закона Челябинской области «О налоге с продаж» в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью «Русская тройка» и ряда граждан». См. также: Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. № 159 «По запросу Арбитражного суда Владимирской области о проверке конституционности положения статьи 10 Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // ВКС РФ. 2003. № 5. Глава 5. Источники налогового права 141 вающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов РФ. При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, под ухудшением условий (положения) налогоплательщиков следует понимать не только возложение на них дополнительного налогового бремени, но и необходимость исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Так, для субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ухудшением положения является распространение на них обязанности по уплате НДС, несмотря на то что данный налог является косвенным и фактически уплачивается потребителями. Это объясняется тем, что с введением НДС на них возлагается ряд дополнительных' обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, в частности по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и книги покупок. Кроме того, включение суммы НДС в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей'. В силу этого недопустимо не только придание налоговым законам обратной силы путем прямого указания об этом в законе, но и издание законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы в актах 1 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. «По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1913; Постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2003 г. «По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 2003. № 26. Ст. 2695. 142 Раздел I. Теоретические основы налогового права официального или иного толкования либо правоприменительной практикой (п. 7 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П). В данном деле заявитель оспаривал Закон г. Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году». Как следует из буквального смысла Закона г. Санкт-Петербурга и факта его введения в действие с 1 июля 1995 г., первый платеж, который должен был производиться налогоплательщиками до 15 июля, подпадал под новые, утвержденные ст. 2 Закона г. Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. ставки земельного налога. Таким образом, новые ставки земельного налога распространялись на уже осуществленные (или подлежащие осуществлению) платежи, ранее исчисленные из ставок земельного налога, установленных на 1994 г. Такой порядок введения в действие закона, ухудшающего положение налогоплательщиков, означает придание ему обратной силы. 4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции РФ. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 5 мотивировочной части постановления от 8 октября 1997 г. № 13-П, законодатель в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должен обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к не согласующемуся с принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). В определении от 18 января 2001 г. № 6-О Суд развил свою правовую позицию, указав, что общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность ее содержания, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе право- Глава 5. Источники налогового права 143 применения и неизбежно ведет к произволу, а значит — к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Логическим продолжением данного подхода стала правовая позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в постановлении от 6 апреля 2004 г., согласно которой требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования вытекает из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости1. Требование ясности и определенности в правовом регулировании налоговых отношений актуализируется еще и в силу того, что в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, строго и исключительно в том случае, если иное не предусмотрено НК РФ. Это означает, что налоговому законодателю предоставлено право придавать общепринятым понятиям и терминам свое, чисто отраслевое значение, как это указано в ст. 11 НК РФ, «для целей Кодекса». И это значение может не совпадать с пониманием данного термина, например, в гражданском праве, что, в свою очередь, может породить неясность, противоречивость в правовом регулировании. Примером является в этом плане дело, рассмотренное Конституционным Судом РФ по жалобе гражданки Г. Ю. Пригулы на нарушение ее конституционных прав положениями абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ. Нотариус Г. Ю. Притула, занимающаяся частной практикой, в своей жалобе оспаривала, в частности, конституционность этого положения НК РФ, согласно которому 1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» в связи с жалобой международной общественной организации «Ассоциация морских лоцманов России» и автономной некоммерческой организации «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга» // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1519. 144 Раздел I. Теоретические основы налогового права «для целей данного Кодекса под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы». По мнению заявителя, это положение НК РФ неправомерно уравнивает частных нотариусов с индивидуальными предпринимателями, из чего вытекают равные с ними обязанности по уплате налогов и исполнению иных налоговых обязанностей, что не учитывает особый характер нотариальной деятельности. В результате она вынуждена платить единый социальный налог и налог на добавленную стоимость. Тем самым оспариваемая норма, по мнению заявителя, противоречит Конституции РФ (ст. 19, 35, 57), а также абз. 6 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, которым установлено, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Однако анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с другими положениями п. 1—3 ст. 11 НК РФ позволил Суду сделать вывод, что понятию «индивидуальные предприниматели» — наряду с другими понятиями и терминами законодательства о налогах и сборах — НК РФ придал специальное значение исключительно для целей налогового законодательства. Причем, характеризуя отдельную группу субъектов налоговых отношений родовым понятием «индивидуальные предприниматели» и отнеся к этой группе частных нотариусов, законодатель называет последних наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т. е. оспариваемым положением частные нотариусы не отождествляются с индивидуальными предпринимателями в гражданско-правовом смысле этого понятия. Таким образом, как указал Конституционный Суд РФ, содержащееся в оспариваемой норме НК РФ определение индивидуальных предпринимателей и отнесение к ним частных нотариусов имеет не понятийное нормативно-правовое, а специально-терминологическое значение, предназначенное исключительно для целей Кодекса. А это означает, что само по себе обжалуемое положение, являясь нормой-дефиницией, не устанавливает конкретные, обязательные для частных Глава 5. Источники налогового права 145 нотариусов правила и не нарушает прав и свобод заявителя, в связи с чем ему было отказано в удовлетворении жалобы (определение от 6 июня 2002 г. № 116-О)1. 5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда РФ об ответственности за налоговые правонарушения. Налог представляет собой, как известно, односторонне-властное изъятие собственности у налогоплательщика в общественных интересах. Соответственно, установление обязанности платить налоги и сборы, как указывал Конституционный Суд РФ в постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П, имеет особый, а именно публично-правовой, характер. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества2. Развивая данное положение в постановлении от 23 декабря 1997 г., Суд отметил, что налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого должны обеспечиваться соблюдение и защита прав и свобод граждан, а также осуществление социальной функции государства. 1 О требовании определенности в сфере налогообложения см. также, например: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО «Папирус», ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и ООО «Коммерческая компания «Ба-лис» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3100; Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г. № 92-О «По жалобе гражданина Виноградова Сергея Емельяновича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» // СЗ РФ. 2004. № 17. Ст. 1682. 2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197. 6- 10264 Крохина 146 Раздел I. Теоретические основы налогового права Поэтому государство, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества (постановление от 17 декабря 1996 г.). Именно исходя из этих позиций следует понимать публично-правовую природу налога, из которой вытекают и особенности налоговых правоотношений. Они, как отметил Суд, основаны на властном подчинении одной стороны другой, предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени государства, — принадлежит властное полномочие, а другой — налогоплательщику — обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. Эти правоотношения должны строиться на основе строгого подчинения налогоплательщика требованиям законодательства о налогах и сборах и возложения функций контроля за исполнением данных требований на налоговые органы. Права и обязанности участников налоговых правоотношений устанавливаются не в диспозитивном, а в императивном порядке. В целях же обеспечения выполнения обязанности платить налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства (постановление от 15 июля 1999 г.)1. При этом в .постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П особо подчеркнуто, что любой спор по поводу невыполнения налогового обязательства будет находиться в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права. Данная правовая позиция была воспринята и конкретизирована НК РФ, который в абз. 5 ч. 1 ст. 45 предусмотрел, что принудительное взыскание 1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3988. Глава 5. Источники налогового права 147 налога с физического лица производится в судебном порядке, а в ст. 48 детально регламентировал эту процедуру. Конституционный Суд РФ обращает внимание, что меры принуждения в отношении налогоплательщиков могут применяться только за невыполнение публичной обязанности платить законно установленные налоги: «законодатель вправе установить меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства» (постановление от 15 июля 1999 г. № 11-П). Между тем в данном постановлении, например, указывается, что составы правонарушений, связанных с сокрытием или занижением дохода (прибыли) или суммы налога, а также с нарушением установленного порядка учета объектов налогообложения, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, недостаточно разграничены между собой, в диспозициях норм не выделены существенные признаки каждого конкретного правонарушения, вследствие чего на практике оказалось невозможным дифференцировать и однозначно истолковать эти составы. Налицо оказалась неопределенность правового содержания налоговых правонарушений, что противоречит принципам юридической ответственности. Этот вывод Суда, сделанный на основе оценки в рамках соответствующего дела отдельных положений ст. 13 Закона РФ об основах налоговой системы и ст. 7 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР», не был в полной мере учтен законодателем при принятии НК РФ. В результате Конституционному Суду РФ вновь пришлось возвращаться к этой проблеме в связи с запросом Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ. В принятом по итогам рассмотрения этого дела определении от 18 января 2001 г. было указано," что составы правонарушений, предусмотренные оспариваемыми положениями НК РФ, не имеют четкого разграничения. «В результате лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 122, одновременно может быть привлечено к ответственности и по пунктам 1 и 3 статьи 120, т. е. будет наказано дважды за одно и то же неправомерное деяние». С учетом ранее сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П правовой позиции и выявленного Конституционным Судом РФ конституционно-правового 148 Раздел I. Теоретические основы налогового права смысла соответствующих составов правонарушений Судом был сделан вывод принципиального характера: «...положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного Конституционным Судом» (п. 1 резолютивной части определения от 18 января 2001 г.1)- Как видим, в данном случае Суд не дисквалифицировал соответствующие нормы НК РФ, не признал каждую из них в отдельности неконституционной. Но он сделал вывод о том, что фактически неконституционным является применение — в качестве основания привлечения к ответственности за одни и те же неправомерные действия — одновременно двух норм НК РФ. Очевидно, что данная правовая позиция Суда имеет императивный характер для правоприменителя и будет сохранять свое нормативное значение вплоть до изменения соответствующих статей НК РФ. Важное значение имели также выводы Конституционного Суда РФ о реализации принципов справедливости и равенства в системе налоговых отношений, соразмерности (пропорциональности) как при установлении налогов, так и при определении ответственности за налоговые правонарушения. Так, в своем постановлении от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, Конституционный Суд РФ указал, что в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. При этом 1 ВКС РФ. 2001. № 3. С. 63. Глава 5. Источники налогового права 149 -принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 6, 57 Конституции РФ) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. Согласно правовой позиции Конституционного Суда "'РФ, сформулированной в постановлении от 21 марта 1997 г. № 5-П, принцип равного налогового бремени, вытекающий из ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ, в сфере налоговых отношений означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований. При этом конституционный принцип равенства в налоговой сфере не исключает дифференцированных подходов к налогообложению. Однако такая дифференциация должна быть основана на объективно обусловленных критериях и не может устанавливаться по неэкономическим мотивам, в том числе исходя из социальных различий и других подобных критериев1. Принцип соразмерности налогообложения необходимо соблюдать и при применении к налогоплательщикам мер ответст- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 566. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |