Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ




В современной психологии активно разрабатываются проблемы совладающего поведения и психологической защиты личности. Фундаментальными в этой области психологического знания являются труды Субботиной Л.Ю., Крюковой Т.Л., Анцыферовой Л.И., Никольской И.М., Грановской Р.М. и др. Проблемы совладающего и защитного поведения очень актуальны в настоящем.      Психологи-исследователи выявляют особенности взаимосвязи психологических защит и стратегий разрешения с другими психологическими категориями; особенности функционирования защитных механизмов и копинг стратегий в детстве; возрастные, гендерные различия защиты и совладания и т.д.

Предлагаемая работа является теоретическим и эмпирическим исследованием защитного и совладающего поведения личности в периоды жизни, наиболее сильно наполненные экзистенциальными переживаниями. В личности, поскольку эти периоды насыщенны размышлениями о возможностях потенциальной реализации ресурсов и самореализации личности, попытками понимания своего места в социуме, осознания смысла предполагаемой или реализуемой жизненной программы и т.д., также они характеризуются необходимостью принятия решений по значимым личностным и профессиональным вопросам в ситуации множества выборов. Все эти условия ставят в ситуацию мотивационного конфликта, где психологический комфорт будет зависеть от возможности личности справляться с тревожной, не согласующейся с привычными представлениями, информацией о себе, значимых людях и событиях.

Психологическая защита личности направлена на устранение тревоги в условиях внутриличностного конфликта, она проявляется в тенденции уменьшить диссонанс, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других. Совладающее поведение представляет собой сознательные попытки индивида преодолеть трудности в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, либо снизить отрицательные последствия таких дезадаптирующих ситуаций.

Особенность психики человека состоит в том, что он способен защищаться от травмирующих переживаний, связанных с несоответствием новой информации субъективной картине мира. Система защиты необходима личности, поскольку полное ее отсутствие приводит к крайней чувствительности, уязвимости, что, в конечном счете, может привести к дезадаптации. Дезадаптирующей также может быть форма приспособления, при которой, сталкиваясь с противоречиями, человек, использует только защитное поведение, не применяя стратегий совладания. Так, субъективное благополучие и здоровье личности будет зависеть от возможности привлечения ею в стрессовой ситуации ресурсного потенциала в виде возможности совладания, имеющего как интернальную, так и экстернальную природу, так и гибких способов защитного поведения. Помимо личного энергетического потенциала, для совладания со стрессовой ситуацией индивид может привлечь сложившуюся сеть социальной поддержки, материальные возможности. Но коппинг-ресурс также может оставаться и в потенциальном состоянии, поскольку порог «включения» совладания зависит от человека и определенных обстоятельств.

Сравнение юношеской выборки с группой испытуемых среднего зрелого возраста не выявило значимых различий в применении коппинг-стратегий, тогда как в использовании психологических защит наблюдалась иная картина: средние показатели защит регрессии, замещения и компенсации в юношеской выборке оказались выше. В данном случае защиты могут выступать как способы «субъективно безопасного» понимания реальности при экстрапунитивной направленности личности.

При сравнении выборок разного возраста выявился ряд значимых различий в использовании защитного и совладающего поведения. Так, показатели замещения, компенсации, поиска социальной поддержки, коппинг-стратегии по типу избегания и общей напряженности совладания оказались выше в юношеской группе мужского пола. Таким образом, можно сказать о том, что у мужчин количество фрустрирующих, тревожных ситуаций, «включающих» защитное и совладающее поведение, в юношеском возрасте больше, чем в зрелом, либо порог этого «включения» с возрастом становится ниже. В женской выборке значимых возрастных различий не выявилось. Полученные результаты могли быть обусловлены спецификой общей ситуации развития личности и различиями требований социума, предъявляемым к представителям разного пола. 

Сравнение общих выборок мужчин и женщин показало полоспецифичность психологической защиты по типу вытеснения, это можно объяснить с необходимостью мальчиков подавлять с детских лет эмоцию страха, так как трусость является не поощряемой социумом формой поведения лиц мужского пола в любом возрасте. Также было выявлено стремление женщин совладать с трудными ситуация при помощи социальной поддержки и переоценивания переживаемого опыта как положительного, дающего возможность личностного развития.

Корреляционный анализ в целом по выборке показал выраженную связь между уровнем образования и стратегиями совладания по типу поиска социальной поддержки и положительной переоценки, а также наличие обратной связи между уровнем образования и стратегии дистанцирования от проблемы.

Сравнивая количество связей между отдельными психологическими защитами и стратегиями совладания, можно увидеть, что в младшей группе испытуемых присутствует наличие связей между этими показателями, тогда как в старшей группе более взаимосвязаны между собой отдельные стратегии феноменов психологической    защиты и коппинг-поведения. Так, в частности было выявлено, что защитное поведение по типу компенсации прямо коррелирует с принятием ответственности и общей напряженностью совладания в юношеской выборке. В этой же возрастной группе вытеснение имеет обратную связь с положительной переоценкой ситуации и поиском социальной поддержки. Можно говорить о наличии прямой связи защиты высшего порядка рационализации и общей напряженности совладающего поведения личности.

Как говорилось выше, в старшей группе наблюдалась немного иная картина: количество связей между отдельными копингами и защитами оказалось меньше и сила этих связей менее высока. Так, планирование решения проблемы личностью в среднем зрелом возрасте частично связано с защитным поведением по типу отрицания и рационализации, таким образом, в ситуации диссонанса человек будет осуществлять преобразование тревожной ситуации за счет «снятия» угрозы неприемлемой информации и подбору объяснений своих действий как потенциально оправдываемых в своих глазах. Как и в юношеской выборке, в группе зрелого возраста наблюдается обратная связь вытеснения со стратегиями совладания поиска социальной поддержки, а также с принятием ответственности и общей напряженностью коппинг-поведения. Можно предположить, что вытеснение, являясь наиболее эффективным, но в тоже время и психологически опасным способом защиты с точки зрения перевода травмирующей информации на сознательный уровень, может затруднять совладание с вытесненной ситуацией.

Выявилось множество связей разной силы между отдельными стратегиями и видами совладающего и защитного поведения внутри этих психологических феноменов. Связи эти различались в разных возрастных группах. Таким образом, система психологической защиты и совладания в юношеском и зрелом возрасте различается не столько по форме, сколько по структуре функционирования копинг и защитного поведения как систем.

Далее могут быть вынесены следующие общие выводы по интерпретации и анализу эмпирической части работы:

1) Средние показатели защит регрессии, замещения и компенсации в юношеской выборке оказались выше, чем в группе зрелого возраста. В данном случае защиты могут выступать как способы «субъективно безопасного» понимания реальности при экстрапунитивной направленности личности;

2) При сравнении выборок разного возраста выявился ряд значимых различий в использовании защитного и совладающего поведения. Показатели ряда защит и стратегий совладания в мужской юношеской выборке оказались выше, чем в старшей мужской группе;

3) В женской выборке значимых возрастных различий в совладании и психологической защите не выявилось. Это могло быть обусловлено  спецификой общей ситуации развития личности и различиями требований, предъявляемым социумом представителям разного пола;

4) Сравнение общих выборок мужчин и женщин показало полоспецифичность психологической защиты по типу вытеснения, характерной для мужчин, а также стратегий совладания социальной поддержки и переоценивания переживаемого опыта как положительного, характерных для женщин;

5) Выявилась выраженная обратная связь между уровнем образования и стратегии совладания дистанцирования от проблемы;

6) Существует прямая выраженная связь между уровнем образования и стратегиями совладания по типу поиска социальной поддержки и положительной переоценки; 

7) В юношеской группе испытуемых количество связей между стратегиями защитного и совладающего поведения выше, чем в зрелом возрасте, тогда как в старшей группе более взаимосвязаны между собой отдельные виды феноменов психологической     защиты и коппинг-поведения.  

Структурограмма взаимодействия механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения (юношеская выборка)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...