Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОЛОГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОДРОСТКА




Впервые в отечественной психологии личность подростка представлена в региональном аспекте. Вопросы комплексного взаимодействия структурных блоков, компонентов и субкомпонентов личности подростков, родившихся и проживающих в российских условиях Европейского Севера, рассматриваются в качестве основных. Структура личности подростка и ее становление в процессе индивидуального развития соотнесена с возрастно-половыми и индивидуально-типическими свойствами, что соответствует приоритетам и общим принципам методологии психологии, выражающейся в системности и многогранности подходов к исследованию личности подростка. 

Известно, что эффективность обучения и воспитания зависит от психофизиологических особенностей растущего организма, а его развитие осуществляется в прямой зависимости от условий и среды проживания.

Следуя концепциям Л.С. Выготского и Б.Г. Ананьева [1,5], теоретический и эмпирический материал которых далеко еще не исчерпан, позволил нам описать характерные свойства личности подростков, проживающих в российских условиях Европейского Севера. Воспользовавшись форматом исследовательской триады, включающим в себя биогенез, социогенез и системогенез, благодаря которым было получено целостное представление о специфике северного подростка.

С помощью корреляционного и факторного анализа полученные в ходе исследования комплексы, отразили психосоциальное и психофизиологическое единства, характеризующие психологическую структуру личности подростка.

Определяющим и ведущим началом в данной структуре явились психосоциальные качества, сформированные под воздействием национально-региональных особенностей среды, т.е. природных, экономических, экологических, историко-социокультурных, демографических, медицинских, этнопсихологических особенностей региона, отраженных в содержании национально-региональных программ образования и воспитания.

Многовекторное сочетание и взаимодействие большого методологического спектра подходов к созданию концептуально-теоретических основ психологической модели общероссийского подростка, а также психологической структуры личности подростков, проживающих в российских условиях Европейского Севера, остается бессодержательной декларацией, если не основывается на всестороннем учете значимых факторов, характерных для северных районов европейской части России.

Известно, что специфика конкретной местности или целого региона не была до недавнего времени подвергнута специальному изучению, а структура личности подростка впервые в отечественной психологии представлена в региональном аспекте. Актуализация данной проблематики лежит в русле постановки всероссийской проблемы, обозначенной Д.И. Фельдштейном, - «человек–среда обитания» [6].

Давая описание индивидных свойств, отмечаем, что для всех общероссийских подростков характерен феномен гипокинезии. Превосходство показателей, отражающих экскурсию грудной клетки, у северян свидетельствует о приспособительной реакции, усиливающей газообмен.

На морфо-функциональном уровне зарегистрирована значимая разница в показателях, характеризующих отклонение от состояния нормы, у северян для таких органов, как печень, легкие, желудок, селезенка и поджелудочная железа, по сравнению с подростками, проживающими в южных широтах нашей страны.

Мочеполовая система у всех групп подростков является доминирующей и играет активную роль в жизнедеятельности созревающего организма. Полученные нами данные свидетельствуют о наличии тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы катаболических процессов, что подтверждает выраженную эрготропность северных подростков. Девочки более эрготропны по сравнению с мальчиками. Повышенное психоэмоциональное состояние подростков-северян по сравнению с сверстниками средних и южных широт, свидетельствует о высоких нервно-психических затратах.

Крепость телосложения и потенциал здоровья северян уступает в показателях, подросткам, проживающим в южных регионах России.

В оценке функциональных связей внутренних органов и систем организма подростков зафиксирована положительная корреляционная связь между показателем активности почек и экскурсией грудной клетки (r=0,7). Такая взаимосвязь объясняется тем, что при активности почек в кровь поступает адреналин, повышающий обменные процессы в организме, учащающий дыхание и сердцебиение, что приводит к усиленному режиму деятельности сердечно-сосудистой системы и увеличению экскурсии грудной клетки подростка.

Северяне обладают пластичной нервной системой, невысоким уровнем работоспособности с признаками нарастающего психического напряжения. Всем группам подростков присущи акселеративные признаки.

Известно, что в подростковый период, связанный с интенсивным развитием организма, меньше всего вызывает дискуссий среди отечественных и зарубежных психологов.

Одним из центральных новообразований у подростков-северян является развитие самосознания.

Совокупность представлений о себе формирует у подростка его самосознание, образ «Я». Оценкой личности этих представлений является самооценка. Полученные нами данные говорят о том, что 62,3% подростков-северян имеют низкую самооценку, 13,7% - завышенную и 23,8% - оптимальную [4].

Ведущими качествами у северян являются терпеливость, жизнерадостность, смелость и настойчивость. Они испытывают самоуважение по отношению к себе и способны ценить свои достоинства.

В переходный период у подростков меняется развитие мотивационной сферы. На первый план начинают выступать мотивы, связанные с мировоззрением, самоопределением, планами будущей жизни подростка.

Характерной чертой у подростков становится формирование жизненных планов, связанных с выбором будущей профессии. Отношение подростков к будущему свидетельствует о том, что процент положительных ответов относительно будущего остается желать лучшего (50%). Будущее для девочек кажется более определенным и положительным, чем для мальчиков. Желание получить от жизни как можно больше хорошего и найти возможности реализации себя свидетельствует о положительной жизненной мотивации северян (90%) [3].

Терминальные ценности у подростков направлены на счастливую семейную жизнь, наличие хороших и верных друзей и свободу как независимость своих действий и поступков. Подростки, живущие в городе, предпочитают ценность, связанную с материальной обеспеченностью. Ценности, связанные с красотой природы и творчеством, оказались самыми невостребованными. Однако надо отметить тот факт, что доля подростков, отдающих приоритет ценности счастливой семейной жизни, снижается. Современная молодежь в большинстве своем ориентируется на западные стандарты, т.е. получения высшего образования, карьера, жизненный успех, самореализация за пределами семейной жизни.

Своеобразная социокультурная среда, представленная Т.С. Буториной в «Педагогической регионологии» (2004), способствовала формированию основополагающих идей в образовательных традициях Севера: идеи о ценности знаний, идеи о ценности человека, идеи о ценности семьи, идеи о ценности труд, идеи о ценности нравственности [2].

Развитие мотивационной сферы личности подростков, живущих в северных районах европейского Севера обусловлено потребностями общения, аффиляции, быть и считаться взрослым, потребностями в признании, дружбе и любви.

Подростки интернальны, что дает представление о них, как о самостоятельных и ответственных за свои поступки, более спокойных и доброжелательных. Их отличают позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни. Если обратиться к концепции Э. Фромма, то северян можно отнести к подросткам с плодотворной ориентацией, т.е. воплощение собственных возможностей в решении возникающих жизненных проблем.

Северным подросткам характерна человеческая ценность открытости, сердечности, верности традициям, склонности к риску. К наиболее отторгаемой черте человека подростки-северяне относят холодность во взаимоотношениях.

Личностные качества подростков отражают его устремленность в будущее. Потребности, интересы, ценности, идеалы, притязания и убеждения определяют тенденции, а что же он хочет, его способности – что он может. Остается ответить на вопрос о том, кто он есть – каковы же его стержневые, наиболее существенные свойства, которые определяют его облик и поведение. Это уже вопрос о темпераментальных и характерных особенностях подростков.

Подросткам присущ экстравертированный тип личности, сангвинистический тип темперамента и гипертимный тип акцентуации характера. Движущей силой для них является желание помогать людям, решая их проблемы. Они обладают чувством ответственности, доброжелательны и располагают к себе.

Подростки жизнерадостны, энергичны, импульсивны, подвижны. Им свойственна легкомысленность в поступках. Северяне наделены доброжелательностью, что характеризует их как приветливых и мягких в обращении, они не проявляют враждебности и агрессивности.

Вместе с аффектотимичностью подростки Севера в большинстве своем сердечны, добры, беспечны, общительны, открыты, доброжелательны, доверчивы, естественны и непринужденны.

Девочкам присуща эмоциональная лабильность, экспрессия, циклоидность. Они испытывают большую потребность в эмоциональных контактах и сопереживании. Одиночество, однообразие жизни и ломка жизненных стереотипов их тяготит. Северянки по сравнению со своими сверстницами, проживающими в южных широтах, уступают в склонности к соперничеству.

Северные подростки склонны к чувству вины. Для них характерна повышенная чувствительность к замечаниям, порицаниям и поощрениям окружающих. Они обладают чувством долга, легко поддаются чужому влиянию, легко ранимы.

 Лабильная циклоидность, котрая присуща подросткам, приводит к чередованию субдепрессивных фаз и периодов подъема настроения. Выраженная циклоидность девочек приводит порой к беспричинной смене настроения. Субдепрессивная фаза является причиной конфликтов и неприятностей у подростков. В такой период учебная деятельность вытесняется на второй план.

Современные подростки характеризуются практичностью и зависимостью от группы. Девочки отличаются от своих сверстников выраженной феминностью, проявляющейся в мягкости, утонченности и импульсивности их натуры.

Слабым местом у подростков является блокада реализации потребностей к деятельности и бедная стимулами среда, а также отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними, что может привести к агрессивному поведению на фоне образовавшейся фрустрации.

Подростки эргичны, имеют высокий темп поведения и высокую скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. Им свойственна моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий. В коммуникативной сфере присутствует высокая скорость речевой активности и быстрая вербализация.

К сильным сторонам северных подростков относятся гармоничность отношений с окружающими, трудолюбие, добросовестность и преданность делу. К слабым можно отнести чувствительность к критике в свой адрес, неустойчивость к стрессу. Подростки чаще подвергаются унынию, когда работают в одиночестве и лишены общения.

Широко известно, что в деятельности подростка формируется его самосознание. Основным новообразованием данного возраста для северян является социальное сознание, перенесенное вовнутрь, являющееся его самосознанием. Для подростка-школьника или студента – учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя в психологическом плане отступает на задний план, отдавая приоритет деятельности общения.

Ведущей деятельностью для подростков-северян является деятельность общения. Деятельность общения структурирована и имеет подчиненные и соподчиненные компоненты. Самопрезентация и самореклама для подростков более значимы и составляют основную долю среди других структурных компонентов. Причем девочки презентуются чаще (28%), чем мальчики (18%), что, по всей видимости, связано с изначально присущей женскому полу выраженной экстравертированностью, открытостью, эмоциональностью. Подростки испытывают острую потребность в общении и деятельность, направленной на реализацию имеющихся замыслов, особенно по отношению к противоположному полу, обучение рассматривается также как возможность самоутверждения в окружающем социуме.

На уровне досуговой самореализации подростковую субкультуру отличают тенденции, распространенные с разной степенью интенсивности: преимущественно это развлекательная направленность деятельности, в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции реализуются недостаточно.

Ценность, связанная с творчеством, у подростков находится среди самых невостребованных.

Когда говорят о способности человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. Общую способность часто обозначают термином «одаренность». В зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом.

Интеллектуальный показатель 17-летних подростков-северян (107±5,33) не уступает уровню их сверстников, проживающих в средних широтах России (106,84±18,71).

Также среди субтестов структурного интеллекта Р. Амтхауэра показатели по классификации, образному мышлению в трехмерном пространстве, вниманию и памяти у северян достоверно выше по сравнению с южанами. В показателях, отражающих уровень развития социального и культурно-независмого интеллектов, северяне лидируют.

Подростки постигают мир в той репрезентативной системе, которая у него наиболее развита. Среди подростков таковой является аудиальная репрезентативная система. Это означает, что пути, посредством которых подростки познают мир, в большей степени связаны с «вратами восприятия» - слухом, а затем уже с органами зрения и кинестезиса.

Личностный опыт как один из факторов психологической структуры личности подростка играет важнейшую роль при решении психологических задач, возникающих перед молодыми человеком. В процессе обучения подростки приобретают знания, умения и навыки. Данная совокупность является личностным опытом подростка. Подросток начинает осознавать ценность счастья посредством приобретения знаний, на что обращал особое внимание М.В. Ломоносов.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности подростка отражается в комплексе психо-эмоциональных состояний и чувств. Обращение к анализу стойких эмоциональных отношений северного подростка к действительности позволили выделить целую гамму переживаемых им чувств: «чувство взрослости», «чувство одиночества», «чувство отчужденности», «чувство принадлежности», «чувство ответственности», «чувство личности», «чувство возрастной неполноценности», «чувство собственного достоинства», «чувство счастья», «чувство привязанности», «чувство дружбы», «чувство влюбленности», «чувство любви», «чувство близости», «чувство враждебности», «чувство зависти», «чувство собственного достоинства», «чувство ревности», «нравственные чувства», «чувство благодарности», «чувство нестяжательства», «чувство толерантности», «моральное чувство», «интеллектуальное чувство», «эстетическое чувство».

Совокупность природно-географических условий региональной среды, суровый северный климат, интернациональность проживающего населения Русского Севера способствовали развитию толерантных чувств современных северян. Такое сочетание факторов детерминировало характерные черты, оказавшие свое влияние на психологическую структуру личности северян.

В период взросления подростка на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий ему необходимо достичь нового качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные семейными, гендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность внутренней самооценки с оценкой, данной окружающими.

Групповая идентичность северян ориентирована на включение их в заданную социальную группу, на выработку присущей данное группе мировоззрения. Для северян этому служит историко-культурная среда Русского Севера. Важнейшим фактором, повлиявшим на этнопсихологическую идентичность северян, явилось продвижение в IX-XIII века славян, и включение Севера в состав древнерусской государственности, что со временем привело к коренным изменениям в хозяйственном, социально-экономическом и культурном обличии региона.

Многовековое соседство аборигенов и пришельцев, при ведущей роли более высокой словесной культуры, способствовало этнической консолидации всего образа жизни на Севере. Север стал формироваться как единая историко-культурная зона. Господствующий хозяйственно-культурный тип этой зоны постепенно определялся русским этносом, что сыграло особую роль в этнической идентичности проживающих там людей на современном этапе.

Опираясь на эпигенетическую теорию Э. Эриксона, отмечаем, что только около половины подростков, живущих на Севере, достигают к своему совершеннолетию статуса идентичности относительно будущей профессиональной деятельности. Следовательно, у подростков, находящихся в стадии моратория, из-за нерешительности и несформировавшейся профессиональной идентичности доминирует тревожное эмоциональное состояние. Полученные нами данные, отражающие профессиональную идентичность старших подростков, проживающих на Русском Севере, созвучны с американскими, опубликованными Ф. Райсом и Г. Крайгом в 2000 году. «Многие студенты, - пишет Г. Крайг, - находятся в состоянии моратория, т.е. внутреннего поиска и борения относительно определения своей будущей профессиональной деятельности» [7, c.607; 8].

Полученные в ходе исследования данные по северным и южным подросткам дают основание полагать, что северяне относятся к социальному профессиональному типу, а их сверстники-южане - к предпринимательскому.

Особые отличия мальчиков и девочек проявляются в гендерных характеристиках по профессиональному типу личности относительно существующего мира профессий.

Половая идентичность подростков-северян имеет свои культурно-исторические корни. Единство самосознания подростков и их поведения ориентировано на требования соответствующей половой роли.

Формирование половой идентичности считается одной из главных задач старшего подросткового возраста. Чувство принадлежности к мужскому или женскому полу осуществляется под влиянием биологических, социальных и культурных факторов. Половая идентичность подростков-северян имеет свои исторические корни. Единство самосознания подростков и их поведения ориентировано на требования соответствующей половой роли.

Произошедшие политические и социально-экономические изменения в нашей стране породили кризис, оказавший серьезное влияние на всю психологию, в том числе на психологию развития регионального подростка. На современном этапе следует говорить об особенностях подростков кризисного времени. Таким образом, на подростковый кризис накладывается нестабильность ситуации в обществе, вследствие чего образуется «дикризисный синдром» подростка, который характеризуется наличием внутреннего противоречия, связанного возникновением нового уровня самосознания, обусловленного семьей, учебой, общением со сверстниками противоположного пола, с самовоспитанием, самоутверждением и процессом психологической адаптации к жизни в новых эпохальных условиях.

«Кризисный синдром» рассматривается нами как совокупность субъективных и объективных факторов, характерных для подросткового возраста. Протекание его зависит от индивидуально-типологических особенностей подростка и социальных условий среды, в которой он растет и развивается. «Кризисный синдром» подростка имеет свою симптоматику, состоящую из совокупности половой, личностной, профессиональной и этнической идентичности, сопровождаются негативными поведенческими реакциями.

Таким образом, половая идентичность подростков-северян имеет свои социально-экономические и культурно-исторические корни. Единство самосознания подростков и их поведения ориентировано на требования соответствующей половой роли.

В результате мы получили новое представление о современном подростке, проживающем в весьма специфических природно-климатических, социально-экономических и культурных условиях Русского Севера. Знание характерных структурных особенностей личности регионального подростка может значительно облегчить работу с ним со стороны широкого круга лиц, участвующих в воспитании, организации жизни представителей подрастающего поколения.

 

 

Литература

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

2. Буторина Т.С. Педагогическая регионология.-Архангельск, Архангельский гос. тех. универ., 2004. – 100 с.

3. Быстров А.Н. Эссе «Психология подростка». Статьи. – М.: МГОУ, 2003. – С. 189-192.

4. Быстров А.Н. Психологическая модель личности подростка из северных районов Европейской части России // Высшее образование сегодня. – 2006.- №11. – С.31-33.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика. – Т. 4 - 1982.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.- 672 с.

7. (Grace Craig) Грэйс Крайг. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000.- 992 с.

8. (Fhilip Rice) Филипп Райс. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб.: Питер, 2000.- 656 с.

Дубинко Н.А.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...