Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль харизматического лидера в избирательной кампании




Большинство специалистов, в области избирательных технологий, считают, что одним из главных факторов, определяющих успех на выборах, в России, конечно, играет личность политика. На выборах побеждает тот лидер, который обладает большим влиянием на избирателей. В самом общем виде под социальным влиянием мы понимаем процесс, через который поведение одного или нескольких людей изменяет состояние других людей. Объект влияния - может изменить свои знания, верования и представления о каких-либо сторонах окружающего мира. Влияние может также затронуть чувства, ценности, мотивацию или отношение к тем или иным вещам и явлениям. Процесс влияния политика на людей является психологической основой лидерства. Каким же образом политический лидер может осуществлять своё влияние на избирателей? Какие средства имеются в его распоряжении?  

Прежде чем ответить на эти вопросы, мы вспомним понятие «отдаленное лидерство», о котором писал американский психолог В. Стоуна (28). Его важнейшей чертой является то, что общение лидеров с последователями в случаях "отдалённого" лидерства редко осуществляется непосредственно в личных контактах. Определяющим для него становится опосредованное общение с помощью различных средств. В подавляющем большинстве случаев, в избирательной кампании, общения политика с избирателями происходит через СМИ. Поэтому в коммуникациях появляется такой промежуточный элемент, как имидж лидера. Именно имидж, выполняет в данном случае лидерские функции, он вдохновляет народ. Таким образом, в качестве лидера здесь мы имеем не реальную личность, а образ лидера.

В избирательной кампании образ политического лидера должен обладать некоторыми заданными характеристиками, так как главной его задачей становится взаимодействие с публикой, завоевание её симпатий и поддержки. Очень часто избиратели имеют дело не со своими личными и непосредственными впечатлениями от лидера, его деятельности и его жизни, а с рассказом о лидере, с сообщением, подготовленным специально для восприятия другими лицами, содержащим определённую точку зрения и составленным с целью повлиять на получателя этого сообщения. То есть материалы обрабатываются для получения определенного эффекта в сознании избирателей.

Помимо различных косвенных, языковых, убеждающих средств воздействия на избирателей в распоряжении политического лидера имеется арсенал его личностного влияния. Для усиления своего влияния политику необходима так называемая «харизма». Определений, что это такое, более чем достаточно. Чаще всего под этим словом подразумевают некую личную притягательность, благодаря которой политическому лидеру удается воздействовать на людей и вести их за собой. Так вот в избирательной кампании, часто встаёт вопрос, как сделать «харизматическим» не самого политика, а его образ. При этом, надо понимать, что в большинстве своем политики, имидж которых приходится формировать, «харизматическими лидерами» отнюдь не являются. Следовательно, практически в каждой избирательной кампании стоит задача сконструировать имидж политика таким образом, что в нем присутствовали элементы харизмы. Есть мнение, что «создать» харизматического лидера невозможно, так как это явление врожденное. С этим мнением можно согласиться только отчасти. Мы считаем, что в наше время, влиять на широкие массы людей в избирательной кампании политику невозможно только с помощью своих природных качеств. Более того, если политическому лидеру не сформировать позитивный, четкий, востребованный избирателями образ, то его избирательная кампания обречена на провал.

       В наше время серьезные политики, конечно, пользуются услугами специалистов по имиджу. В идеале специалистов должно быть несколько, потому что направления работы над имиджем требуют знаний в различных областях. Над визуальными характеристиками имиджа работают парикмахеры, визажисты, модельеры по одежде. Над аудиальными характеристиками имиджа работают специалисты по речи и произношению. Кинесический имидж (мимика, позы, жесты) должны прорабатывать специалисты в области невербальной коммуникации и специалисты по актерскому мастерству. С психологическими характеристиками имиджа работают психологи. Социальные, символические и демографические характеристики имиджа должны прорабатывать социальные психологи и социологи. Тексты для выступлений пишут спичрайтеры и журналисты. Политические характеристики корректируют политологи и идеологи и т. д. Если у политика хватит желания, терпения и эта объемная работа по формированию и коррекции имиджа будет проделана качественно, то к удивлению, на выходе мы получаем харизматического лидера. Получается, что «харизма» — это чисто имиджевое явление, предполагающее наличие у образа политика ряда индивидуальных черт, качеств и характеристик, востребованных избирателями и отсутствие тех качеств, которые избирателя не хотели бы видеть в политике. Ну и конечно, при конструировании имиджа надо учитывать природные данные и возможности политика, чтобы сшитый «имиджевый костюмчик» не был похож на наряд клоуна.

Таким образом, мы приходим к парадоксальному выводу: пресловутый «харизматический лидер», за которого готов идти голосовать избиратель, представляет собой лишь искусно созданный образ, который включает в себя большую часть привлекательных имиджевых характеристик.

    Роль лидера в избирательной кампании требует от него умения сплотить интересы различных слоев общества. С этим умением напрямую связан результат избирательной кампании, в которой участвует политик. В этой ситуации име­ют зна­че­ние не столь­ко личные ка­че­ст­ва политика, сколь­ко его уме­ние понять потребности, желания избирателей и сфор­му­ли­ро­вать об­щие по­ли­ти­че­ские тре­бо­ва­ния. По­это­му боль­шое значе­ние име­ет спо­соб­ность ли­де­ра улав­ли­вать на­строе­ния, знать под­лин­ные ну­ж­ды лю­дей и вы­ра­жать их ин­те­ре­сы. Только то­гда он ста­но­вит­ся сим­во­лом дви­же­ния, пар­тии, об­ще­ст­ва.

    В ситуации выборов ли­дер уда­лен от тех, ко­го он ве­дет за со­бой. Его лич­ные каче­ст­ва практически ут­ра­чи­ва­ют зна­че­ние. На первый план выходят такие качества, как желание и умение вес­ти лю­дей за со­бой. Успех политического лидера в избирательной кампании зависит от ряда условий:

  1. Выразить интересы избирателей в конкретной предвыборной программе. Программа долж­на быть ори­ен­ти­ро­ва­на на удов­ле­тво­ре­ние ин­те­ре­сов всех или большин­ст­ва об­ще­ст­ва.
  2. Создать аппарат (штаб) кампании и распределить в нем обязанности.
  3. Разработать сис­те­му управ­ле­ния избирательной кампанией.
  4. Сплотить активистов, сто­рон­ни­ков и включить их в избирательный процесс.
  5. Спланировать ряд эффективных избирательных мероприятий и акций для успешного проведения избирательной кампании.
  6. Осуществить проведение и координацию избирательных акций и мероприятий.
  7. Подвести итоги избирательной кампании, проанализировать ошибки.

 

Для достижения высоких результатов на выборах, в процессе избирательной кампании, лидер, помимо непосредственного и опосредованного общения с избирателями, должен выполнять организационные и координационные функции. Он должен согласовывать действия всех подразделений аппарата кампании, направлений их дея­тель­но­сти. Ли­дер дол­жен согласовывать свои политические ре­ше­ния с об­ще­ст­вен­ным мне­ни­ем и с при­ня­той в об­ще­ст­ве сис­те­мой цен­но­стей, норм, установок и стереотипов.

Феномен лидерства в избирательной кампании вплотную примыкает к проблемам формирования и функционирования общественного мнения. Поэтому совершенно очевидно, что использование этого важного фактора в избирательной кампании должно основываться на результатах исследований различных видов политической активности масс.

 

Литература

 

  1. Абашкина Е. Б, Ю.Н. Косолапова Ю. Н. «О теориях лидерства в современной политической психологии. США: экономика, политика, идеология», 1993 №4.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
  3. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.
  4. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.
  5. Дубов И.Г., Пантелеева С.Р. Восприятие личности политического лидера. Политический журнал. 1992. № 6.
  6. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
  7. Егорова Е.В. Психологические методики исследования личности политических лидеров капиталистических стран. М., 1988.
  8. Иванов В. Политическая психология. М., 1990.
  9. Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность в политике: кто играет короля. Полис. 1991. № 6.
  10. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
  11. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М., 1985.
  12. Кузьмин Е.Е., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Социально-психологический очерк. Л., 1974.
  13. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
  14. Одайник В.“Психология политики” М., 1996.
  15. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  16. Сопов Г. П. отв. Ред. Политическая социология. Рн/Д, 1997.
  17. Фрейд З. «Я» и «Оно», Тбилиси, «Мерани», 1991.
  18. Фромм Э. “Бегство от свободы”, - М., Прогресс, 1995.
  19. Шестопал Е.Б. “Личность и политика”, М., 1988.
  20. Cattell R. New Concepts for Measuring Leadership in Terms of Group Syntality. - "Human Relations", April 1951, стp. 161-184.
  21. Gегth H. and Mills С. A Sociological Note on Leadership. In: Problems in Social Psychology. Ed. by J. Huiett and R. Stagner. Urbana (Illinois), 1952.
  22. Hollander E. Leaders, Groups and Influence. N.Y., 1964.
  23. Hollander E. and Julian J., Leadership. In: В о г g a t t a E. and LumbcnW. Handbook of Personality Theory and Research. Chicago, 1968.
  24. Miсhels R. Political Parties. N.Y., 1959.
  25. Paige G. The Scientific Study of Political Leadership. N.Y., 1977, стp. 99.
  26. Рарег L. John F. Kennedy: The Promise and the Perfomance. N.Y., 1980.
  27. Stоgdi11 R. and Shагlle C. Methods in the Study of Administrative Leadership. Columbus (Ohio), 1955.
  28. Stone W.F. The psychology of politics.— N. Y., 1974.

 

 

Е.В.Михайлова










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...