Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА.




Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизни и деятельности личности. Все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью – является текущей модификацией психики данной личности.

Под личностным кризисом понимается такое состояние личности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате чего возникает неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния[4].

Личностный кризис всегда является вызовом эволюции человека как психосоциального существа, и если личность не воспринимает этот вызов, то возникает вероятность возникновения кризиса такой интенсивности, что он сметает личность своей глубиной и мощью. В крайних случаях возникают варианты или личностной смерти (патологии с потерей персоны), или полной личностной инволюции (социальные аутсайдеры).

Выделим некоторые причины, которые могут вызвать состояние кризиса в структуре личности.

Во-первых, это разрушение системы «Я» и соприкосновение с зоной «Не – Я».

Во-вторых, это объективная или субъективно существующая угроза разрушения существующей личностной «Я» структуры, которая переживается непосредственно субъектом. То есть соприкосновение с зоной напряжения между базовыми компонентами структуры («Я» и «Не – Я»).

В-третьих, несоответствие поведенческого паттерна внутренней структуре «Я – идентификаций», т.е. противоречие между внутренней структурой «Я» и несоответствующей поведенческой реакцией, находящейся в зоне «Не – Я». В этих случаях человек переживает чувство вины, стыда за свою «греховность».

Эти конфликты между базовыми структурами могут происходить на разных уровнях идентификации (материальных, социально-общественных и духовных). Кризис, связанный с последним уровнем, т.е. с духовным обозначим как психодуховный кризис.

Психодуховными кризисами обозначаются те из них, которые связаны с уровнем духовных идентификаций (конфликтами на этом уровне, с переживаниями духовного, мистического, трансперсонального порядка и затрагивающие глубинные уровни психики человека, сюда же относятся экзистенциональные кризисы философско-смыслового порядка, связанные с такими смысловыми конфликтами, как «жизнь и смерть», «смысл и цели существования» и др.)[5].

Психодуховный кризис выступает как проявление движения к целостности и единству всей психики человека.

 Психодуховный кризис может возникнуть после ряда неудач или какого либо сильного потрясения, например утраты любимого или близкого друга, переживания опыта смерти и возрождения и т.д. Но иногда человек попадает в кризисное состояние без какой - либо видимой внешней причины в виду развертывания процесса саморазвития, самотрансформации личности.

Основной причиной психодуховного кризиса является деформация или угроза деформации для ядерных компонентов Эго, рассмотренных нами в предыдущем разделе работы, и близких к ним по ценностной значимости компонентов.

В «Я-материальном» психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:

- физический фактор – болезнь, несчастный случай, чрезвычайное физическое напряжение, операция, рождение ребенка, длительное лишение пищи и др.;

- потеря значимых предметов и ценностей вследствие стихийного бедствия, грабежа, обмана и др.

В «Я-социальном» психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:

- потеря интегративного социального статуса вследствие увольнения, сокращения штатов, банкротства предприятия и т.д.;

- деформация значимых социальных связей, которые провоцируют сильные эмоциональные переживания и обозначаются личностью как крупные неудачи: смерть близкого, развод, чрезмерно долгое пребывание в агрессивной среде и т.д.

В «Я-духовном» психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:

- потеря смысла жизни вследствие личностной дезинтеграции;

- нравственный кризис;

- углубленное участие в различных формах медитации и духовной практики, предназначенные для активизации духовных переживаний;

- групповые и индивидуальные эксперименты с использованием психоделических веществ;

- участие в интенсивных формах групповой психологической работы с личностью;

- участие в жизни тоталитарных сект.

В начале кризиса усиливаются напряжение и тревога, затем активизируются стратегии решения проблем. Для разрешения кризиса и облегчения состояния используются все психологические и физические ресурсы. В этот период человек восприимчив к самой минимальной помощи и может извлечь значительную пользу из простой поддержки и выслушивания. Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это – нормальная реакция человека на аномальные события[6].

Вариативность, разнообразие протекания кризисов огромно. Затяжной, хронический (осложненный) кризис приводит к социальной дезадаптации, невротическим и психосоматическим расстройствам, суицидальному поведению.

Ниже перечислим основные типы кризисов.

Травматические кризисы.

Травматические кризисы вызываются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям, т.е. ситуациями угрозы потери здоровья или жизни. Подобные события, независимо от их результатов, существенно нарушают базовое чувство безопасности человека и могут приводить к развитию болезненных состояний - травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.

Кризис целостности спровоцирован угрозой целям или системе ценностей, «перекрытием» источников жизненного смысла (блокада жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между «должным» и «сущим», между собственной жизнью и жизнью окружающих). Результирующая всех этих воздействий выражается в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы, а следовательно, и стимулов к деятельности. Возникают феномены отчуждения и безнадежности. Появляется отрицательное эмоциональное отношение к жизни: от ощущения ее тягости, мучительности до отвращения. Подобные состояния могут возникать как в итоге длительного ряда жизненных трудностей, так и под действием острых, одномоментных тяжелых психотравм. Любое изменение в жизни означает потерю некоторых аспектов привычных представлений о собственном «Я» и объекте, неизбежно влекущую за собой их постоянное тестирование и ревизию. Такой кризис выявить трудно. Обычно при таком кризисе чаще обращаются к друзьям или родственникам.

Кризис «пересадки корней» - это ситуация, когда человек как бы переходит в иную культурную, информационную и коммуникативную среду. Для многих людей этот кризис связан со вступлением в брак.

Кризис лишения представляет собой наиболее частый тип, он связан с тратой близкого человека.

Ситуационный кризис – это некая утрата, не связанная с потерей близкого человека. Эмоционально значимой утратой, вызывающей переживания, могут оказаться события, не столь трагичные на первый взгляд: разрушение социалистической системы, кража, измена, гибель домашнего животного.

Кризисы становления.

На разных этапах жизни люди могут переживать психологические кризисы, оказываясь перед необходимостью выдержать новые испытания, связанные с взрослением и достижением социальной зрелости. Без этого невозможна социализация, поскольку по мере превращения ребенка во взрослого требования к нему и его ответственность возрастают. Вот несколько примеров таких испытаний: поступление в школу, экзамены, первая работа, безработица, смена работы или специальности, эмиграция.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...