Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Когнитивно -ориентированное консультирование.
В основе когнитивного подхода лежат теории описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. Можно выделить следующие его особенности: Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему — мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению: например, если человек приходит к врачу с переломом кости, то в задачу врача входит заживление перелома, а не изучение причин, которые привели к нему. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия. Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя В когнитивном подходе можно выделить два направления: 1. Когнитивно-аналитическое. 2. Когнитивно-поведенческое. Основная задача - создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно.Задачей психолога Д.Келли считал выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником категорий мышления) и обучение клиента новым способам мышления. Для этого он создал техники непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. Основные понятия, используемые в когнитивно-аналитическом направление: «ловушки», «дилеммы», «препятствия». Целью когнитивного консультирования является «побуждение заново «к действию» системы проверки реальности» (Beck. 1990) Когнитивные консультанты «учат пациентов самим корректировать дефекты когнитивной обработки и подкреплять предположения, позволяющие им справляться с ситуацией» (Beck, Weishaar, 1989). Кроме того, когнитивные консультанты стремятся развить у клиентов поведенческие навыки, имеющие отношения к их проблемам. При работе с когнициями консультанты обучают клиентов: контролю отрицательных автоматических мыслей; осознанию связи между когнициями, эмоциями и поведением; исследованию и проверки аргументов «за» и «против», искаженных автоматических мыслей; замене основных на предубеждениях когниций более рациональными интерпретациями; идентифицированию и изменению убеждений, которые способствуют возникновению предрасположенности к искажению опыта. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия Эллиса (создана в 1955 г.) Рациональность, по Эллису, - здравое определение человеком того, какому из желаний или предпочтений целесообразно следовать, она тесно связана с эмоциями и поведением. Рациональность в теории РЭТ означает то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, а иррациональное – это то, что препятствует их осуществлению. РЭПТ ставит на особое место среди других психических процессов когнитивные, приписывая им ведущую роль в психологическом здоровье и эмоциональных нарушениях. РЭТ активно-директивно-убеждающая, обучающая форма консультирования. Применяется РЭТ в индивидуальном, групповом, брачном, семейном консультировании, а также в сфере психологического образования. РЭТ придерживается гуманистически–экзистенциального подхода к человеческим проблемам и их решениям. Придает большое значение свободе выбора и воле, но при этом допускает вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и др.факторами. Эллис считал, что не существует однозначно «плохих» или «хороших» людей, есть люди, совершающие плохие и хорошие поступки. Оценивать надо определенные действия и поступки, а не личность в целом, т.к. глобальное оценивание личности есть сверхобобщение, что является когнитивным искажением, ошибкой. Человек, каким бы он не был, всегда достоин уважения, просто потому, что это живой человек. Ввел важное различение – рациональные (здоровые) и иррациональные (нездоровые) идеи. Рациональные –это оценочные мысли, имеющие личностную значимость и являющиеся предположительными, неабсолютными по своей природе. Выражаются в форме предпочтений, стремлений, предрасположенности или неприязни.Являются гибкими, ведут к здоровым эмоциям, не мешают претворению в жизнь основных целей и задач. Лежат в основе здорового поведения. Иррациональные – абсолютизированы и выражаются в форме жестких «должен», «обязан», «надо». Ведут к тягостным негативным эмоциям (депрессии, тревоге, вине, гневу). Препятствуют осуществлению целей и задач. Лежат в основе – дисфункционального поведения (уход, привычка откладывать важные дела на потом, алкоголизм и пр.). РЭТ-теория постулирует, что в основе невротических расстройств лежит склонность людей давать воспринимаемым событиям категоричные оценки. Они воплощаются в форме «ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НЕОБХОДИМО». Эти когниции – ядро философии должествования, являются центральной чертой многих эмоциональных и поведенческих расстройств. Именно должествования составляют ядро иррациональных убеждений, ведущих к эмоциональному дисбалансу. Если не проникнуть в эти базовые схемы и не изменить их в ходе консультирования, то клиенты будут порождать новые иррациональные схемы. Философия должествования приводит: 1) драматизации (человек преувеличивает последствия ситуации) 2) « я этого не переживу» (если событие случится, то никогда не будет счастлив) 3) Осуждению (человек либо винит себя, либо других, если он чего-то не достиг). Философия предпочтения (рациональные идеи) приводит к оценке. Человек может оценить насколько плохо случившееся событие, а не драматизировать. Мир не совершенен и я тоже не совершенен, не всегда всё зависит от меня. Стремление мыслить иррационально свойственно всем людям. Человек признает, что нежелательное событие произошло, пытается изменить ситуацию или принять суровую правду (оценка, толерантность, принятие). Основные иррациональные мысли по Эллису. 1. идея о том, что существует крайняя необходимость быть любимым и одобряемым всеми значимыми людьми 2. я должен быть компетентен и добиваться успеха во всем 3. убеждения, что есть люди плохие и они должны быть наказаны и, наоборот 4. мир должен быть справедлив 5. убеждения, что человеческая неудовлетворенность вызывается внешними причинами, на которые человек не может повлиять 6. обязательно зависеть от других, есть обязательно кто-то сильный, на которого можно опереться 7. события нашего детства однозначно определяют наше поведение во взрослой жизни 8. существует единственно правильный выход из этой ситуации (на самом деле выходов много). Основные техники РЭПТ 1) когнитивные: - оспаривание (дискутирование) иррациональных идей клиента. Предоставляет собой множество вопросов, которые психолог задает клиенту, чтобы побудить отказаться от своих иррациональных идей (Есть ли доказательства того, что это именно так? В чем это верование точно, а в чем нет? Из чего следует, что это так, а не так?), т.е формула АВС преобразуется в формулу АВСДЕ, где Д-дискутирование иррациональных идей, а Е – формулирование новой рациональной идеи. - библиотерапия – изучение популярных книг по РЭПТ и самопомощи проведения РЭПТ с другими людьми. Клиент практикуется оспаривать иррациональные идеи друзей. - прослушивание аудиозаписей сессий. 2) эмоциональные: - юмор, ирония - самораскрытие (делятся собственным опытом с клиентом) - используют рассказы, песни, стихи, которые представляют рациональную философию в смешной манере - техника Эллиса «атака стыда» - клиенту предлагается вести себя неприлично на публике, чтобы научиться принимать себя и переносить дискомфорт. Приводит к фрустрации. - упражнение на принятие риска – клиент умышленно идет на просчитанный риск там, где хотят что-либо изменить - повторение рациональных убеждений с чувством и силой. 3) поведенческие: - наводнение и десенсибилизация ин вито (эти техники поднимают уровень толерантности к фрустрации). Наводнение – человека сталкивают с ситуацией, которая его пугает, на высоком уровне интенсивности страха. Шоковая, экстремальная техника. Проводится с согласия человека, с соматическими заболеваниями и старыми людьми проводить нельзя. Десенсибилизация – человек снижает чувствительность к объектам, которых он боится. Систематическая десенсибилизация – сначала клиента учат мышечно расслабляться (мышечное расслабление несовместимо с тревогой). Выстраивается иерархия страхов. - использование наград и наказаний – нежелаемое поведение наказывается, желаемое – одобряется. Клиент с терапевтом заранее решают, за что и как он будет наказываться и награждаться. - терапия принятой ролью (Келли) – человек ведет себя так, как будто уже мыслит рационально, играет роль человека, который мыслит так, как не он сам. Цели РЭПТ-терапии: - помочь людям избавиться от эмоциональных и поведенческих расстройств - помочь им стать более счастливыми, самоактуализирующимися и более функционирующими. Эллис делит эмоции на здоровые и нездоровые: - озабоченность (здоровые) – тревога (нездоровые) - грусть – депрессия - сожаление – вина - огорчение – стыд - раздражение – гнев. РЭПТ придерживается гипотезы о том, что заметный вклад в развитие психологических расстройств вносит биологическая тенденция людей мыслить иррационально, т.е. люди так мыслят от рождения. Однако признается и вклад в развитие псих.расстройств и средовых переменных. Родители и культура тоже учат детей определенным предрассудкам, табу, стереотипам.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1106. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |