Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория личностных конструктов Келли (когнитивно-аналитический подход), род. В США 1905 г.




Келли считал, что именно неадекватные способы мышления порождают психологические проблемы. Однако эти мыслительные паттерны (шаблоны) не осознаются человеком.

Цель психотерапии по Келли – помочь клиенту осознать свои убеждения и проверить их.

Проблемы невротика порождаются настоящими способами мышления, а не его прошлым. Поэтому необходимо обучить клиента новым, продуктивным способам мышления, и тогда он избавится от проблем.

 

Каждый человек обладает уникальной, свойственной только ему, иерархически организованной системой личностных конструктов, которая определяет его поведение и позволяет прогнозировать будущие события (личность – организованная система конструктов).

Конструкт – это биполярная шкала, описывающая сходство и различие между объектами (например, добрый-злой, умный-глупый). Эти шкалы взаимосвязаны между собой и в целом образуют систему, лежащую в основе мировосприятия человека.

Именно на основе своей системы конструктов человек выдвигает гипотезы о мире, о том, каким образом будет вести себя тот или иной человек и каков будет исход событий. Эти представления определяют собственное поведение человека.

Система конструктов у каждого человека своя, поэтому каждый интерпретирует ситуацию по-своему. Это приводит к тому, что на одну и ту же ситуацию существуют самые различные точки зрения её участников. Нет истинного способа интерпретации поведения человека.Этот постулат своей теории Келли назвал конструктивным альтернативизмом. Для того чтобы люди понимали друг друга, они должны обладать сходной системой конструктов, но это маловероятно. Поэтому успешны в социальной среде будут те люди, которые могут воссоздавать, понимать систему конструктов других людей.

Св-ва конструктов:

1) биполярность и дихотомичность, т.е. наличие двух, как правило, противоположных полюсов

2) прогностическая эффективность – способность конструкта эффективно предсказывать события

3) диапазон применимости – спектр событий, к которым конструкт применим

4) фокус применимости – явления в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим (специфичен для каждого чел-ка, например, «честный-нечестны2 один человек применяет по отношению к женщинам, а другой к политикам)

5) проницаемость – непроницаемость. Способность конструкта допускать в свой диапазон применимости новые объекты. Непроницаемый конструкт не пропускает новые объекты, проницаемый – пропускает.

 

Согласно модели Келли, психологические проблемы возникают в результате использования неадекватных конструктов и нежелания их изменять несмотря на их очевидную прогностическую неэффективность.

Психологически здоровый человек остается открытым для новых возможностей роста и развития. Личностный рост по Келии подразумевает изменение системы конструктов в соответствии с актуальной ситуацией существования индивида.

При псих.расстройстве человек упорно использует очевидно непригодную для достижения своих целей систему конструктов.

 

Цель терапии по Келли – помочь клиенту изменить его систему конструктов, увеличив ее прогностическую эффективность.

Процесс терапевтической работы Келли понимает как исследовательский процесс, процесс совместного с клиентом научного поиска. Терапевт ставит клиента в позицию исследователя, и совместно они исследуют систему конструктов клиента, проверяют ее прогностическую эффективность, а затем реконструируют.

Позиция психолога в процессе терапии – директивная, близкая позиция учителя, наставника.

Основные этапы терапии:

1)диагностический

2)активного взаимодействия

3)перерыв в течение 2-3 месяцев

4)заключительный этап

 

Техники и методы когнитивно-аналитического подхода:

1) метод «фиксированных ролей» (Келли) – основан на представлении о связи когнитивных структур и поведения. Если человек изменит свое поведение, он сможет иначе интерпретировать свой опыт, осознает, что он мжет быть другим, и это приведет к изменению системы конструктов.

Этапы терапии «фиксированных ролей»:

- ОЦЕНКА. Психолог просит написать клиента небольшую пьесу, в которой главный герой был бы сам клиент. Позволяет получить более развернутый образ личности клиента, чем если бы он просто писал набор самохарактеристик

- ЗАТЕМ психолог просит клиента описать себя в 3-м лице, глазами другого человека, которого клиент хорошо знает

- ПСИХОЛОГ анализирует тексты клиента и выявляет основные конструкты. Потом готовит очерк (сценарий) фиксированной роли. В этом сценарии главное действующее лицо – вымышленный персонаж, описание личности которого включает хотя бы один конструкт, использованный клиентом, но противоположного полюса. Так, если клиент использует конструкт «осторожный-смелый», и себя характеризует как осторожного, то персонажу следует дать характеристику «смелый».

- НА следующем сеансе клиенту предлагается сценарий фиксированной роли для проверки усвоения, чтобы определить, насколько ему понятен этот персонаж. Затем клиента просят представить, что в течение ближайшего времени он будет отсутствовать, а его место займет данный персонаж. Клиенту дается инструкция: читать сценарий фискированной роли трижды в день и стараться думать, действовать, выглядеть как герой этого сценария. Длится 1-2 недели.

- Психолог разрешает клиенту вернуться к свойственному ему ранее ролевому поведению. Обсуждают опыт.

2) «подъем по лестнице». Техника позволяет учить иерархию конструктов клиента. Состоит в том, что терапевт задает клиенту вопрос: «Почему вы это делаете? Что это вам дает?», и на каждый последующий ответ клиента опять задает вопрос: ПОЧЕМУ?

3) «складывание пирамиды» - вместо вопроса ПОЧЕМУ? Задается вопрос КАК? И КАК вы это делаете?, что ведет к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта. Таким образом клиенту показывается связь между его конструктами и поведение.

4) исследование полюсов конструкта. Клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуемого конструкта (например, у женщины избыточный вес. Психолог: Какие преимущества дает вам избыточный вес? Какие минусы? Также и с противоположным конструктом).

5) метод репертуарных решеток (Келли) – для исследования системы конструктов клиента. Создается модель психологической проблемы клиента. В этой модели выдвигаются логические взаимосвязанные временные гипотезы, в которой выстраиваются в определенную последовательность восприятие, эмоции, действия, мысли.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...