Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гештальт-ориентированное консультирование.




Направление, созданное американским психотерапевтом Фридрихом Перлзом (Perls F. S., 1893-1970) под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма и психоанали­за, в частности теории Райха.

Теоретические основы.Для сохранения гармонии с самим собой и окружающим миром человеку нужно доверять мудро­сти своего тела: прислушиваться к потребностям своего орга­низма и не мешать их реализации.

Возникновение и удовлетворение потребностей рассматри­вается как ритм формирования и завершения гештальтов. Человек, хронически препятствующий удовлетворению по­требностей своего тела, становится невротиком. Он направ­ляет все свои усилия на реализацию Я-концепции, создавае­мой для него другими людьми, прежде всего близкими, которую он со временем начинает принимать за свое истин­ное «Я».

В гештальттерапии различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции:

1. Интроекция.Человек усваивает чувства, мнения, взгля­ды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собствен­ным опытом, не ассимилируются личностью. Этот неассими-лированный опыт - интроект - является чуждой для челове­ка частью его личности. Наиболее ранними интроектами яв­ляются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем стано­вится трудно различать интроекты и свои собственные убеж­дения.

2. Проекция- прямая противоположность интроекции. Че­ловек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не со­ответствуют его Я-концепции, и проецирует их на других лю­дей.

3. Ретрофлексия(«поворот на себя») наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удов­летворены из-за их блокирования социальной средой, и то­гда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Так часто про­исходит с агрессивными чувствами. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный кон­фликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является ис­пользование в речи выражений типа «Я должен заставить себя сделать это».

4. Дефлексия -уклонение от реального контакта с дру­гими людьми. Выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности пове­дения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. д.

5. Конфлуенция (слияние)выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои чувства, мысли, желания от чужих. Они полностью идентифицируют себя с группой. Для них при описании сво­его поведения характерно использование местоимения «мы» вместо «я».

В результате действия этих механизмов личность оказы­вается фрагментированной, разделенной на отдельные час­ти. Перлз описал конфликт между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog ). «Нападающий» - это ин­троект родительских поучений и ожиданий, диктующих че­ловеку, что и как он должен делать (Родитель в терминах тразактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, не­уверенная в себе часть личности, отбивающаяся различны­ми хитростями, проволочками, типа «Сделаю завтра», «Обе­щаю...», «Да, но...», «Постараюсь...» (Ребенок в терминах тразактного анализа).

Основная цель гештальттерапиисостоит в интеграции фраг-ментированных частей личности.

Технические процедурыв гештальттерапииназываются иг­рами. Их функция заключается в том, что они способствуют конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. В процессе игр клиенты «примеряют» различные роли, пооче­редно отождествляются с различными значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интро­ектами.

Наиболее известными являются следующие игры:

1. Диалог с частями собственной личности- агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это мо­жет быть диалог с собственным чувством, например со стра­хом, частями или органами собственного тела, с воображае­мым значимым для клиента человеком. Напротив стула, на котором сидит клиент («горячий стул») располагается пус­той стул, на который сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пыта­ясь максимально отождествить себя с различными частями своей личности.

2. Совершение кругов.Клиенту предлагается по кругу опро­сить ряд лиц по какому-либо волнующему его вопросу. Напри­мер, выяснить, как его оценивают другие, что они о нем дума­ют, выразить собственные чувства по отношению к этим дру­гим.

3. Незаконченное дело.Чаще всего в качестве незакончен­ных, незавершенных дел рассматриваются жалобы и претен­зии к окружающим, которые возникают у нас, когда какие-ли­бо наши чувства или потребности были ущемлены, но наше воспитание не позволяет нам адекватно отреагировать на нако­пившиеся эмоции. Клиенту предлагают с помощью «пустого стула» высказать свои претензии, чувства, обиды воображае­мому собеседнику.

4. Проективная игра.Когда клиент заявляет, что другой че­ловек имеет некое чувство или черту характера, его просят про­верить, не является ли это его проекцией. Ему предлагают ра­зыграть проекцию, т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Например, если клиент говорит: «Я испытываю к этому человеку жалость», его просят разыграть роль челове­ка, вызывающего жалость, подходя к разным людям, и всту­пая с ними во взаимодействие.

5. Выявление противоположного (реверсия).Явное поведе­ние клиента часто носит характер защиты, скрывающей проти­воположные тенденции. Клиенту предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он обычно демонстрирует.

6. Упражнение на воображение с использованием процесса проекции- игра «Старый заброшенный магазин». Клиенту предлатают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что позд­но ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого забро­шенного магазина, и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагают вообразить себя этим предметом и от перво­го лица описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он ос­тавлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета.

 

 

Бихевиорально-ориентированное консультирование.

Основные цели

1. Устранение дефицита в поведенческих реакциях.

2. Усиление адаптивного поведения.

3. Ослабление или устранение неадекватного поведения.

4. Устранение изнурительных реакций тревоги.

5. Развитие способности расслабляться.

6. Развитие способности самоутверждаться.

7. Развитие способности к саморегулированию.

Методологические основы

o Работы по классическому обусловливанию Ивана Петро­вича Павлова (1849-1936).

o Труды по обусловливанию основателя бихевиоризма Джо­на Бродуса Уотсона (1878-1958).

o Оперантный бихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990).

o Работы по реципрокному торможению Джозефа Вольпе (1915). Йоханнесбург, Южная Африка.

Психологическое консультирование неизменно начинается с поведенческой оценки или с функционального анализа про­блемных зон клиентов. Фиксируются три рода реакций:

1. Стимул ситуационного прошлого (С).Например: «Вче­ра в 15.30 мне требовалось представить 15 коллегам свой про­ект».

2. Переменные реакции (Р).Например: «Волновался, го­ворил быстро».

3. Последствия или переменные результата (П). Напри­мер: «Аудитория выглядела умеренно заинтересованной. Шеф меня поздравил и одобрил мою деятельность».

Сбор данных, согласно изложенной выше последовательно­сти, называют СРП-анализом. Иногда эти данные оформляют­ся в виде дневника поведенческого мониторинга:

Стимул Реакция Последствия

 

При сборе информации игнорируются вопросы, начинаю­щиеся словом «Почему». Задаются вопросы, начинающиеся словами «Как», «Когда», «Где», «Что».

Информация собирается путем:

§ интервью,

§ медицинского обследования,

§ отчетов о проводившемся ранее психологическом наблюдении

§ вопросников, предназначенных для самоотчета (например, «Вопросник страха», фиксирующий, насколько он велик при общении с начальством, коллегами, людьми противо­положного пола и т. д.),

§ самонаблюдения и заполнения таблиц в специальном днев­нике,

§ прямого наблюдения в естественной обстановке,

§ косвенного наблюдения в естественной обстановке - ин­формация собирается у знакомых с клиентом людей,

§ прямого наблюдения в моделируемой обстановке (напри­мер, в обстановке ролевой игры).

После сбора информации определяются цели консультиро­вания - какие переменные нуждаются в модификации. Цели стараются определять максимально четко, чтобы и консуль­тант, и клиент могли легко оценивать изменения. Порой наме­чается несколько приоритетов. Работа начинается с наиболее важной проблемы.

Для борьбы с такими рефлекторными реакциями, как гипервозбуждение и гиперраздражение,используется методи­ка прогрессирующей мышечной релаксации (Progressive Rela­xation - от латинского relaxatio - расслабление) Эдмунда Джекобсона, популяризированная Джозефом Вольпе. Сущ­ность методики заключается в том, что с помощью концен­трации внимания у клиента сначала формируется способ­ность улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечно­го расслабления. Затем отрабатывается навык овладения произвольным расслаблением напряженных мышечных групп. Упражнения заключаются в 5-7-секундном напряже­нии групп мышц, которые затем полностью расслабляются. Внимание клиента при этом сосредоточивается на чувстве ре­лаксации.

В случае, когда необходимо бороться с тревогой, страхами (монофобиями),используются методика систематической десенсибилизации, другие виды десенсибилизации. Данная ме­тодика была предложена Дж. Вольпе (Wolpe J.) в 1952 г.

v Теоретические основы метода систематической десенсиби­лизации:

v Неадаптивное поведение человека, в том числе невротиче­ское, включая интерперсональное поведение, в значитель­ной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня.

v Действия, совершаемые в воображении, можно прирав­нять к действиям, совершаемым в реальности, в томчисле если это делать в состоянии релаксации.

v Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антаго­нистичные страху.

v У человека одним из действенных стимулов, противо­стоящих страху, является релаксация. Поэтому если обучить клиента глубокой релаксации ив этом состоя­нии побудить его вызывать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, про­изойдет десенсибилизация (понижение чувствительно­сти) клиента к реальным стимулам или ситуациям, вы­зывающим страх.

Сущность методики.Человек, находящийся в состоянии глубокой релаксации (достигнутой с помощью методики про­грессирующей мышечной релаксации Э. Джекобсона), вызы­вает у себя в сознании представления о ситуациях, приводя­щих к возникновению страха. Он воображает эти ситуации 5-7 с, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления ре­лаксации (до 20 с). Работа начинается с той ситуации, которая вызывает наименьший страх. Представление ситуации повто­ряется несколько раз, и если у клиента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. За одно за­нятие отрабатываются 3-4 ситуации. Количество сеансов мо­жет варьировать от 4-5 до 12 и более. Работа заканчивается, когда самый сильный стимул перестанет вызывать у клиента страх.

Выделяют также следующие виды десенсибилизации:

1. Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни).Данный вид десенсибилизации применим к тем ситуациям, которые могут быть многократно повторены в действительности. Эта­пы работы:

а) составляется иерархия ситуаций, вызывающих страх;

б) тренировка в реальных ситуациях: клиента побуждают сталкиваться с ситуациями, вызывающими страх, в при­сутствии психолога, которому клиент доверяет и в при­сутствии которого он испытывает глубокое чувство безо­пасности. Здесь фактором, противостоящим страху, яв­ляется чувство безопасности в присутствии конкретного человека - психолога.

2. Контактная десенсибилизация.  Клиента побуждают прикоснуться к объекту, вызывающему страх (например, собаке), в присутствии психолога и при наличии гарантий безопасности. Зачастую этому предшествует моделирование:другой человек, не испытывающий данного страха, на глазах у клиента совершает ряд действий с объектом, вызы­вающим у клиента страх, согласно заранее составленному списку.

3. Эмотивное воображение.Используется в работе с деть­ми. Ребенок в роли любимого героя, разыгрывая ситуации из его жизни, постепенно сталкивается с ситуациями, ранее вызывавшими у него страх. Хорошо развитое у детей вооб­ражение помогает им при этом переключиться на иные, чем наблюдалось раньше, способы эмоционального реагирова­ния.

При недостаточном развитии навыков межличностного взаимодействия(неумение выслушивать собеседника, само­раскрываться, предоставлять обратную связь) используется метод репетиции поведения - разыгрывание ролевых игр, при которых клиента побуждают проигрывать новые адек­ватные реакции.

Бели клиент имеет привычку реагировать тревогой на пове­дение других людей,используется тренинг ассертивности. Ассертивность Дж. Вольпе определяет как способность приемлемо выражать любую отличную от тревоги эмоцию, имеющую отно­шение к другому человеку.

Консультант оказывает поддержку клиенту в выражении за­конных эмоций. Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие оппозицион­ного поведения. В последнее время все больше внимания уделя­ется проявлению различных оттенков положительных эмоций по отношению к другому лицу: любви, внимания, заботы (там, где это уместно).

Консультант и клиент много обсуждают, какое поведение будет наиболее подходящим в разных ситуациях, учитывает­ся индивидуальный стиль поведения клиента. Тренинг при­меняется в форме как индивидуальной, так и групповой ра­боты. Анализируются результаты ассертивного поведения клиента в реальной жизни, консультант привлекает внима­ние клиента к положительным последствиям этого поведе­ния.

С целью изменения поведенияпосредством его последствий используются методы подкрепления.

Выделяют положительные и отрицательные подкрепляю­щие стимулы: положительные предполагают предъявление чего-либо, а отрицательные - удаление чего-либо в данной си­туации. При угасании соответствующего подкрепления снижается вероятность возникновения реакции. В качестве положительных подкрепляющих стимулов ис­пользуются похвала, проявления привязанности, интереса. Иногда для оценки того, какие стимулы будут для клиента более значимы, используются специальные опросники (План исследования подкрепления Каутела, План приятных событий Макфиллами и Левинсон).

В прикладных окружающих средах главный метод измене­ния поведения — позитивное подкрепление. При этом положи­тельно могут подкрепляться и альтернативные, несовмести­мые с нежелательным виды поведения. Зачастую создаются программы позитивного подкрепления с помощью значимых других. Подкрепление можно осуществлять косвенно - с помо­щью символов (например, жетонов), которые могут быть впо­следствии обменены на значимые для субъекта стимулы. Под­крепление может быть опосредованным - когда клиенты на­блюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение.

Психолог активно оказывает помощь клиентам в получении желаемых подкреплений: им помогают активно разыскивать людей, виды деятельности, ситуации, которые могли бы обес­печить подкрепление.

Могут использоваться и методы, наказания. Примером по­добного рода методик является техника «тайм-аут», которую применяют к детям, имеющим «взрывной» характер. Таких детей удаляют из ситуаций, в которых они могут получить подкрепление (например, деструктивное поведение ребенка в классе, нацеленное на привлечение внимания). При этом дети должны быть четко предупреждены, какое поведение влечет за собой «тайм-аут». Для детей «тайм-аут» назначается во временном промежутке от 5 до 20 мин, для очень малень­ких - от 1 до 5 мин.

Одним из методов использования подкрепления является процедура наблюдения за собой с последующим выстраива­нием диаграмм, отображающих удельный вес в жизни данного человека за единицу времени элементов желательного и нежелательного поведения (например, диаграмма количе­ства выкуренных сигарет за день, диаграмма изменений веса и т. д.).

Другим методом, родившимся из идеи подкрепления, явля­ется метод контроля окружающей среды. Клиента побуждают удалять из поля зрения все объекты, могущие побудить к неже­лательному поведению, и помещать в поле зрения те предметы, которые могут побудить к желательному поведению. Напри­мер, клиенту, который борется с лишним весом, можно предло­жить так организовать пространство вокруг себя, чтобы пища и предметы, к ней относящиеся, оказывались большую часть дня вне поля зрения, а атрибуты спортивной активности всегда были на глазах и как бы приглашали заняться деятельностью, связанной с движением.

Можно предложить клиенту активно использовать для достижения своих целей методы самоподкрепления. Приме­ром положительного самоподкрепления является ситуация, когда человек говорит себе всякий раз, когда сделает что-ли­бо удачно: «хорошо сделано», «потрясающе», «здорово», «классно» и т. д. Примеры самонаказания - отдавать на ну­жды благотворительности определенную сумму за каждые лишние съеденные 100 Ккалорий, воображать неприятные последствия во время совершения нежелательных дейст­вий, воображать, что тебя ругают, когда ешь шоколадный торт.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 455.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...