Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Клиент-центрированный подход Карла Роджерса




С точки зрения последователей этого подхода, все люди на­делены врожденной тенденцией к актуализации себя, что про­является в стремлениях:

v к все большей адаптации в окружающей среде,

v к развитию и усложнению своей внутренней организации.

Все люди также наделены врожденным и уникальным по­тенциалом, который каждый человек призван реализовывать в процессе актуализации себя.

На определенном этапе своего развития все люди сталкива­ются с мнениями и оценками окружающих. Мнения и оценки окружающих для людей очень важны. На их основе формиру­ется внутренний рабочий орган самоконтроля - самооценка.

Налицо вероятность внутренних конфликтов между тенден­цией к актуализации себя и реальными или ожидаемыми оценка­ми окружающих, ограничивающими поле возможного личност­ного роста. Зачастую мнения и оценки окружающих направляют человека в сторону от реализации своего врожденного и уни­кального потенциала, в сторону от актуализации себя.

Если человек чересчур ориентирован на мнения и оценки значимого социального окружения в ущерб тенденциям, свя­занным с актуализацией себя, то его на этом пути может оста­новить невроз.

Цель работы с клиентом в рамках клиент-центрированного подхода.Клиент в своей повседневной жизни должен меньше ориентироваться на мнения и оценки ближайшего социального окружения, а больше ориентироваться на свои врожденные тен­денции, связанные с усложнением личностной организации и стремлением к более глубокой адаптации в окружающей среде.

К. Роджерс выделил и описал три необходимых условия, ко­торым должен отвечать диалог консультанта и клиента, чтобы рост клиента осуществлялся в направлении вышеописанной цели (триада Роджерса):

1. Консультант конгруэнтен по отношениюк своему собст­венному опыту в отношениях с клиентом.Слово «конгруэнт­ный» происходит от латинского congruens (congruentis) - соразмерный, соответствующий, совпадающий. Имеется в виду, что поведение консультанта естественно, оно соответствует его опыту, тому, что он думает, чувствует, т. е. он не играет какую-либо роль, не прячется за нее. Обмен опытом, обсуждение опы­та, интерес к внутреннему опыту - вообще характерные явле­ния для гуманистической традиции. Консультант подает кли­енту пример доверия самому себе, своей внутренней человече­ской природе.

2. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту.Определение «безусловная» означает, что консультант не выдвигает по отношению к клиен­ту условий ценности: «Я бы тебя больше любил и уважал, если бы ты... ». Положительной же эта оценка является вследствие веры консультанта в положительный характер природы чело­века. Консультант верит, что если клиент совершил в этой жиз­ни что-либо нехорошее, то сделал это вследствие того, что отда­лился от своей изначальной, природной человеческой сущно­сти, которая всегда положительна, т. е., по сути сделал это не он сам.

3. Консультант эмпатически воспринимает клиента.Под эмтпатией К. Роджерс имел в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. На низком уровне эмпатического общения консультант способен показать, что какая-то часть ин­формации понятна ему. Высокий уровень эмпатического обще­ния предполагает, что консультант не только способен понять в многочисленных нюансах внутренний мир другого человека, но и дополнить его (другого человека) личностный опыт - сооб­щить ему новую информацию, позволяющую взглянуть на про­блему с новых позиций. Высокий уровень развития эмпатии предполагает, что внутренний опыт консультанта включает то, что на данный момент является внутренним опытом клиента, но внутренний опыт консультанта относительно обсуждаемой про­блемы при этом шире.

Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрировэнного подхода:

1. Вербализация. Консультант часто повторяет за клиентом те слова, фразы, которые сказал клиент. Это делается для того, чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам, сконцентрировал внимание на своих словах.

2. Молчание консультанта, в котором клиент ощущает при­нятие. Если консультант будет принимать клиента, то у него будет больше шансов принять самого себя. Неспособность кон­сультанта переживать принятие по отношению к своему клиен­ту зачастую обусловлена его неспособностью принимать самого себя, т.е. такой консультант и по отношению к самому себе вы­двигает много условий ценности, чем приводит себя в состоя­ние фрустрации.

3. Акцентирование эмоций. Внимание клиента в процессе беседы то и дело обращается на его эмоции и эмоции окружаю­щих. Это нужно для того, чтобы через внимание к эмоциям на­править клиента к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя. Ведь обычно эмоции доносят сознанию весть о характере и направленности вытесненных потребно­стей.

Для того, чтобы помочь людям научиться больше прини­мать сначала себя, а потом и окружающих, в рамках клиент-центрированного подхода была разработана следующая проце­дура. Предлагается за­полнить табл. согласно инструкциям, которые содержатся в столбцах (Я реальное, я-социальное, я-идеальное).

После заполнения табл.  клиенту предлагается обвести кру­жочком те прилагательные, где возникают возможные расхождения между столбцами. Это возможные моменты неконгруентности в его жизни. С клиентом далее обсуждаются следую­щие вопросы:

v Не кажется ли Вам, что некоторые из Ваших пожеланий нереалистичны?

v Нет ли оснований полагать, что Вы могли бы изменить не­которые из целей, которые предполагаются Вашим иде­альным самоописанием?                                           

v Есть ли для этого причины?

Можно работать небольшими группами, обсуждая свои несо­ответствия, или завести дневник, отмечая в нем то, что с ними связано. В группе можно разыгрывать в ролях личность, пред­ставленную в одной из колонок, чтобы помочь человеку посмот­реть, как он будет чувствовать себя в одной из выявившихся структур своего представления о себе.

К. Роджерс со временем пришел к убеждению, что в со­временной ему европейской культуре наблюдается массо­вый запрос на клиент-центрированную заботу, клиент-центрированное общение. Практически любая группа, если она жестко не объединена какой-либо узко функциональной практической задачей, стремится стать группой, основной деятельностью которой будет клиент-центрированное обще­ние. Отсюда родилась идея групп встреч, в которых клиен­ты сами оказывают психологическую помощь друг другу, проявляя поведение, свойственное клиент-центрированно-му общению. Клиенты обучаются навыкам подобного поведе­ния, наблюдая за действиями двух фасилитаторов - своего рода ведущих группы встреч. Основной задачей фасилитато­ров в группе является демонстрация клиент-центрирован-ного общения, побуждение других членов группы к клиент-центрированному общению, облегчение перехода группы к клиент-центрированному общению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 463.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...