Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УЧАСТИЕ МЕДИАТОРОВ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТОВ
Медиатор –третья (независимая) сторона, оказывающая непосредственную помощь в урегулировании конфликта. Впервые медиация получила свое признание в СШАв 1960е гг.Закрепление подобной деятельности в институте разрешения диспутов произошло в 1983 г.Различают официального и неофициального медиатора. В первом случае медиатор обладает соответствующим статусом, его социальное и нормативное положение способствует разрешению конфликта. Неофициальный медиатор наделяется необходимыми полномочиями самими конфликтующими сторонами, которые признают его не оспоримый авторитет и объективность.Медиаторами могут быть: организации любого уровня и статуса (международные, правительственные, общественные); государства; институты государства (в том числе суд); право охранительные органы и их представители; руководители различных уровней и организаций; представители религиозных организаций; специалисты психологии, социальной работы, педагогики; люди, имеющие общественное уважение и авторитет среди участников конфликта; профессиональные медиаторы.Медиатор в зависимости от вида конфликта может выступать в разных ролях: посредник, наблюдатель, арбитр, помощник, третейский судья.Положительные факторы участия медиатора в разрешении конфликтов:1. Обеспечение нацеленности всех конфликтующих сторон к конструктивной совместной деятельности в урегулировании.2. Благодаря опыту медиатора разрешение конфликта достигается более коротким и менее затратным путем.3. Медиатор способен уменьшить степень напряженности конфликтующих сторон и конфликта в целом.4. Профессиональный медиатор выбирает тактики и приемы, соответствующие данной конфликтной ситуации.Основные этапы медиации в конфликте:1) выяснение сущности конфликта, временного и пространственного континуума – достижение полного понимания характера и особенностей конфликта;2) деятельность медиатора, нацеленная на изучение индивидуальных особенностей конфликтующих сторон: наиболее длительный этап, предполагающий многократные встречи медиатора с субъектами конфликта, уточнение позиций и требований, оформление предложения и критики в нейтральные и конструктивные формы, снятие напряжения;3) этап ведения переговоров: требует от медиатора значительных усилий и высокого профессионализма, медиатор занимает различные роли и выполняет функции контроля и регуляции взаимодействия конфликтующих сторон, резюмирует высказывания сторон, при необходимости разъясняя их, отмечает достижение результатов после каждой встречи. 42.Руководитель — лицо, наделенное властными полномочиями, принимающее управленческие решения и осуществляющее организацию их выполнения и контроль за результатами. Руководитель должен умело действовать по 2 основным направлениям: • поддерживать функциональные (позитивные) конфликты, которые идут на пользу деятельности организации; • вовремя разрешать деструктивные конфликты, последствия которых носят негативный характер и могут нанести вред работе организации. 2. В конфликте руководитель может выступать как в качестве непосредственного его участника — субъекта конфликта, так и в качестве посредника, помогающего конфликтующим сторонам достичь согласия. Ситуация, когда руководитель является непосредственным участником (субъектом) конфликта, — нежелательна для руководителя. Обычно она свидетельствует о недостаточном профессионализме руководителя. Руководитель не должен конфликтовать с подчиненными и допускать, чтобы подчиненные конфликтовали с ним. Лучшая позиция для руководителя - арбитр по отношению к конфликтующим сторонам. Чем больше конфликтов предотвращено или конструктивно разрешено руководителем, тем больше его авторитет у подчиненных. 3.Для того чтобы подчиненные видели в руководителе инстанцию, способную принять единственно правильное решение, руководитель должен обладать следующими качествами: • высокий профессионализм; • преданность фирме и делам фирмы; • четкое понимание стоящих перед фирмой целей и задач; • понимание интересов сотрудников; • понимание нюансов отношений среди подчиненных, умение адекватно оценить сильные и слабые стороны сотрудников; • беспристрастность; • справедливость; • умение нестандартно мыслить; • ответственность за дела фирмы. основные стили поведенияРУКОВОДИТЕЛЯ В КОНФЛ. СИТУАЦИИ. Существует множество рекомендаций по поведению людей в конфликтных ситуациях, а также выбору соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта. Наиболее известные стили — это стиль конкуренции, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Стиль конкуренции может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Стиль компромисса — если стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Конструктивное разрешение конфликта зависит от: • адекватности восприятия конфликта, то есть точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков как противника, так и своих собственных; • открытости общения, когда конфликтующие честно говорят о своем понимании происходящего и пути выхода из i конфликтной ситуации, • создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Руководителю нужно знать, какие особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. К таким качествам могут быть отнесены следующие: • неадекватная (завышенная или заниженная) само- ' оценка своих возможностей и способностей. Она может, противоречить адекватной оценке окружающих, следова- тельно повод для возникновения конфликта готов: • стремление доминировать везде там, где это возможно и невозможно; • консервативность мышления, нежелание справиться с i устаревшими традициями: • избыточная прямолинейность и принципиальность в суждениях, стремление говорить правду в глаза; • присутствие таких эмоциональных качеств личности как тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность. Стиль уклонения применяют в следующих ситуациях: • если источник разногласий банален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами: • вы знаете, что не в состоянии или просто не хотите решить вопрос в свою пользу; • если вы не обладаете достаточной властью для решения проблемы желательным для вас способом; • если вы стремитесь выиграть время, для изучения ситуации и получения дополнительной информации прежде чем принять какое-либо решение; • в том случае, если пытаться решить проблему немедленно будет опасно, так как открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию; • подчиненные сами могут благополучно уладить конфликт; • у вас был и так тяжелый день, а решение этой проблемы может принести лишние неприятности. Приспособленческий стиль применяют: • когда важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; • предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся: • вы считаете, что лучше сохранить хорошие отношения с людьми, чем отстаивать собственную точку зрения; • когда вы осознаете, что вы не правы; • если у вас ощущение, что вы не имеете достаточно власти или шансов победить.
43.Коллектив и уровень его конфликтности
1. Трудовой коллектив (лат. collectivus — сборный) — социальная группа, для которой характерна совместная деятельность, направленная на решение общих производственных задач и достижение общественно полезной цели, сплоченность и наличие единых органов управления. Коллектив развивается по своим законам, имеет свою психологию и идеологию, понимание основных принципов которых так необходимо для успешного регулирования взаимоотношений в организации. Признаки коллектива'. • общие цели и интересы; • совместная деятельность; • единые органы управления; • сплоченность. Коллективы бывают 2 основных видов: • формальные — создаются по инициативе руководителя для осуществления производственного процесса; • неформальные — создаются по желанию самих сотрудников (участников) на основе взаимной дружбы, симпатий, совместной цели и т. д. Необходимым условием создания неформального коллектива является наличие неформального лидера. Существование в организации неформальных групп создает ряд как позитивных, так и негативных последствий: • позитивные: • более быстрая адаптация; • взаимная поддержка; • выработка общих интересов; • негативные: • в отдельных случаях (например, при частом неформальном общении на работе, нахождении иных общих интересов помимо работы) — снижение эффективности труда; • распространение ложной информации, сплетен, слухов; • сопротивление изменениям, нововведениям; • стремление подчинить своим нормам других членов коллектива. По продолжительности существования выделяют временные и постоянные коллективы. Временные коллективы создаются на ограниченный промежуток времени (от нескольких часов до нескольких месяцев). Постоянные коллективы создаются на продолжительный период времени или на все время существования фирмы. По численности различают большие и малые коллективы. По данным исследований, наибольшей эффективности деятельности можно достичь в коллективе, состоящем из 5—9 человек. Динамика развития коллективов происходит несколькими этапами: • зарождение; • дифференциация; • интеграция; • стабилизация или распад. Взаимоотношения в коллективе складываются в 2 взаимосвязанных направлениях: • деловые отношения; • личные отношения. В трудовых коллективах, как правило, личное отношение к тому или иному сотруднику определяется его деловыми качествами, его профессиональными заслугами. Но все же может случиться и наоборот, когда личное отношение к человеку накладывает отпечаток на отношение к нему как профессионалу. В коллективе формируются свои нормы, правила поведения, соблюдение которых обязательно для всех членов, принадлежащих данному коллективу. Нормы — это способ контроля за деятельностью индивида, обеспечивающий стабильность существования группы. 2. В коллективах нередко возникают конфликты. В основном конфликты появляются на стадии зарождения, дифференциации и распада. Причины возникновения конфликтов в коллективах могут быть самыми разными, например: • конфликт между личностью и группой из-за несовпадения личных и общественных интересов, из-за нежелания личности придерживаться установленных в данном коллективе правил, из-за их нарушения и пр.; • внутригрупповой или межгрупповой конфликт между несколькими неформальными группами в результате борьбы за власть, авторитет или влияние. Однако независимо от характера конфликтов в нем участвуют конкретные личности со своими целями, интересами, психологическими особенностями. Коллектив и личность тесно взаимосвязаны. Личности коллектив необходим: • для получения поддержки и оценки своих способностей; • социализации; • приобретения авторитета, статуса; • выполнения различных социальных ролей; • материального обеспечения; • получения информации; • развития; • общения; • профессиональной самореализации. Коллектив, в свою очередь, состоит из личностей и не может совсем не учитывать личностные особенности его членов. В современном мире конфликты в коллективах неизбежны. Задачи руководителей, психологов, конфликтологов: • вовремя распознать конфликт; • добиться управляемости конфликта; • конструктивно разрешить конфликт. Только в этом случае конфликт не только не разрушит, но и укрепит коллектив, приведет к выявлению интересов его членов, позволит коллективу найти оптимальные формы своего функционирования.
44.АССЕРТИВНЫЙ СПОР. АССЕРТИВНАЯ ЗАЩИТА СВОИХ ПРАВ
Готовность к переговорам предполагает, что вы хотите найти взаимоприемлемое решение и что вы готовы разговаривать с оппонентом на эту тему. Если субъект исходит из того, что оппонент не прав, туп, эгоистичен, безрассуден, не честен, то в таком случае он будет не вести переговоры, а пытаться убедить оппонента в собственной правоте. При этом он полагает, что уступки ему должны делать другие. Для начала сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. Есть сильные эмоции; радикально различное восприятие одного и того же; бывает трудно общаться. Однако разбираться нужно с проблемой, а не друг с другом. ПРОЦЕСС ПЕРЕГОВОРОВ > Уверенно выскажите, что вам нужно. Выражайте ваши желания так, чтобы они описывали конкретное поведение или действие. Для этого используйте алгоритм уверенного заявления, раскрытый в предыдущей работе.Например: «Я не хочу, чтобы вы ставили кастрюли на мой стол»; «Я хочу, чтобы продолжительность моего нахождения в кабинете в рабочие дни не превышала шести часов».> Выслушайте предложения другой стороны. Ваша цель заключается в том, чтобы понять другую позицию, а не в том, чтобы оспорить ее или убедить оппонента отказаться от своих интересов. Слушайте собеседника активно: проверяйте, правильно ли вы его поняли, уточняйте, переспрашивайте. То, что вы поняли его точку зрения, не означает, что вы автоматически с ней согласны. Один из способов проверки правильности понимания — переформулирование высказываний оппонента: «Я хочу проверить, правильно ли я вас понял. Вы сказали...»> Сделайте альтернативное предложение. Если предложение оппонента вас не устраивает, объясните, что именно делает его неприемлемым для вас. Изложите свое новое предложение. Оно должно учитывать и ваши интересы, и желания другой стороны.> Выслушайте контрпредложение. Оппонент также может отклонить ваше предложение. Спросите его, что его не устраивает и что он предлагает взамен. Этот цикл может повторяться многократно. При этом стороны могут идти на взаимные уступки или искать новые решения, удовлетворяющие всех участников. Обмен предложениями ведет к сближению особенно быстро, если каждый оппонент чувствует, что противоположная сторона слышит и понимает его предложения. Поэтому необходимо заботиться не только о ясности высказываний, но и о демонстрации уважения позиции оппонента.Типы аргументации Правота требует доказательств. Обычно в споре оппоненты излагают свою позицию и подкрепляют ее аргументами. Аргументы — это доказательства необходимости принять ваше предложение. Аргументами, подтверждающими силу вашего предложения, могут являться:• законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;• точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, которые вытекают из них; • экспериментально проверенные выводы;• заключения экспертов;• цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в этой сфере авторитетных источников;• показания свидетелей и очевидцев событий;• статистическая информация, если ее сбор, обработка и обобщение сделаны профессионалами-статистиками;• результаты социологических опросов, проведенных специализированными организациями. Помните, что для оппонента важно не то, что нужно вам, а то, что нужно ему! Для того, чтобы ваше предложение стало для него более привлекательным, можно использовать следующие ар-Мгументы: • апелляция к справедливости: прецедент, рыночная цена, закон, мнение эксперта;• апелляция к справедливой процедуре выбора (очередь, жребий);• перечисление выгод, преимуществ, которые оппонент получит, приняв ваше предложение;• описание возможных негативных последствий непринятия вашего предложения. Заметим, что для того, чтобы эти негативные последствия воспринимались как справедливые аргументы, они должны естественно, с необходимостью вытекать из отвержения вашего варианта: «Если не заклеить окно, то зимой будет холодно». Если же эти негативные события будут результатом ваших действий, которых вы могли бы и не совершать, то ваши аргументы можно назвать угрозой применения санкций. Использование санкций Санкции — это нежелательные для вашего оппонента последствия и издержки, которые он понесет вследствие того, что вы ему намеренно создадите неприятности. В тех случаях, когда оппонент отказывается идти навстречу и своим поведением грубо и систематически попирает ваши законные интересы, вы можете использовать санкции как метод воздействия на него. Если санкции используются правильно, они помогут вам добиться своего без гнева и раздражения. Есть несколько правил использования санкций. 1. Точность. Последствия нужно описывать точно и понятно. Не используйте неопределенные угрозы: «Если вы не пойдете мне навстречу, у вас будут неприятности». Лучше, чтобы описываемые последствия выглядели не как результат вашей прихоти, а как объективный естественный исход: «Если вы не прекратите говорить со мной таким тоном, я не смогу дальше продолжать разговор». 2. Разумность, соразмерность. Публичное унижение, угроза насилия, злоупотребление доверием будят злость и уменьшают вероятность сотрудничества. Санкции — это не столько способ создания угрозы нападения, сколько способ вашей самозащиты. Вы просто информируете оппонента о неотвратимых последствиях, к которым вы вынуждены будете прибегнуть для отстаивания своих прав. Принцип соразмерности предполагает, что серьезные конфликты требуют больших санкций, чем мелкие разногласия, и наоборот. 3. Безопасность. Санкции должны быть неприятны для тех, на кого они нацелены, а не для человека, их применяющего. Если вы угрожаете увольнением, уходом, разводом, самоубийством, милицией, то во время конфликта это может показаться уместным, но в конце концов главный ущерб понесете вы сами. Имеет смысл применять только те санкции, которые вы в состоянии пережить сами. 4. Неотвратимость. Будьте готовы осуществить то, о чем было заявлено. Если санкции не осуществляются, скорее всего, их угрозой в будущем могут пренебречь. Правила аргументации Аргументация будет более успешной, если во время обсуждения соблюдать ряд правил. > Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.> Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции. Помните, что «друга» убедить легче, чем «врага». Не допускайте неэтичного поведения (агрессия, обман, высокомерие, манипуляция и т. п.). Не задевайте «больные места» оппонента. > Свои аргументы следует не «вбивать» в оппонента, а встраивать в его рассуждения. Не отвергайте доводы партнера, а, признавая их правомерность, предлагайте иную оценку их силы и значимости. Усиливайте значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшайте значимость выгод, ожидаемых партнером.> Говорите не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим вы придаете своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента.> Используйте в качестве аргументов только то, что принимает ваш оппонент. Не путайте факты и мнения.> Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и также воспринимаемый им как авторитет, усиливает воздействие ваших аргументов. Ищите им авторитетное подкрепление.> Помните об ограниченности человеческого восприятия (семь плюс-минус два аргумента), поэтому ограничивайте число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.> Не стремитесь быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |