Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УЧАСТИЕ МЕДИАТОРОВ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТОВ




Медиатор –третья (независимая) сторона, оказывающая непосредственную помощь в урегулировании конфликта. Впервые медиация получила свое признание в СШАв 1960е гг.Закрепление подобной деятельности в институте разрешения диспутов произошло в 1983 г.Различают официального и неофициального медиатора. В первом случае медиатор обладает соответствующим статусом, его социальное и нормативное положение способствует разрешению конфликта. Неофициальный медиатор наделяется необходимыми полномочиями самими конфликтующими сторонами, которые признают его не оспоримый авторитет и объективность.Медиаторами могут быть: организации любого уровня и статуса (международные, правительственные, общественные); государства; институты государства (в том числе суд); право охранительные органы и их представители; руководители различных уровней и организаций; представители религиозных организаций; специалисты психологии, социальной работы, педагогики; люди, имеющие общественное уважение и авторитет среди участников конфликта; профессиональные медиаторы.Медиатор в зависимости от вида конфликта может выступать в разных ролях: посредник, наблюдатель, арбитр, помощник, третейский судья.Положительные факторы участия медиатора в разрешении конфликтов:1. Обеспечение нацеленности всех конфликтующих сторон к конструктивной совместной деятельности в урегулировании.2. Благодаря опыту медиатора разрешение конфликта достигается более коротким и менее затратным путем.3. Медиатор способен уменьшить степень напряженности конфликтующих сторон и конфликта в целом.4. Профессиональный медиатор выбирает тактики и приемы, соответствующие данной конфликтной ситуации.Основные этапы медиации в конфликте:1) выяснение сущности конфликта, временного и пространственного континуума – достижение полного понимания характера и особенностей конфликта;2) деятельность медиатора, нацеленная на изучение индивидуальных особенностей конфликтующих сторон: наиболее длительный этап, предполагающий многократные встречи медиатора с субъектами конфликта, уточнение позиций и требований, оформление предложения и критики в нейтральные и конструктивные формы, снятие напряжения;3) этап ведения переговоров: требует от медиатора значительных усилий и высокого профессионализма, медиатор занимает различные роли и выполняет функции контроля и регуляции взаимодействия конфликтующих сторон, резюмирует высказывания сторон, при необходимости разъясняя их, отмечает достижение результатов после каждой встречи.

42.Руководитель — лицо, наделенное властными полномочиями, при­нимающее управленческие решения и осуществляющее организа­цию их выполнения и контроль за результатами. Руководитель должен умело действовать по 2 основным направ­лениям:

• поддерживать функциональные (позитивные) конфликты, ко­торые идут на пользу деятельности организации;

• вовремя разрешать деструктивные конфликты, последствия которых носят негативный характер и могут нанести вред ра­боте организации.

2. В конфликте руководитель может выступать как в качестве не­посредственного его участника — субъекта конфликта, так и в качестве посредника, помогающего конфликтующим сторонам достичь согласия.

Ситуация, когда руководитель является непосредственным участ­ником (субъектом) конфликта, — нежелательна для руководителя. Обычно она свидетельствует о недостаточном профессиона­лизме руководителя. Руководитель не должен конфликтовать с подчиненными и допускать, чтобы подчиненные конфликто­вали с ним.

Лучшая позиция для руководителя - арбитр по отношению к конфликтующим сторонам.

Чем больше конфликтов предотвращено или конструктивно разрешено руководителем, тем больше его авторитет у подчи­ненных.

3.Для того чтобы подчиненные видели в руководителе инстан­цию, способную принять единственно правильное решение, руководитель должен обладать следующими качествами:

• высокий профессионализм;

• преданность фирме и делам фирмы;

• четкое понимание стоящих перед фирмой целей и задач;

• понимание интересов сотрудников;

• понимание нюансов отношений среди подчиненных, умение адекватно оценить сильные и слабые стороны сотрудников;

• беспристрастность;

• справедливость;

• умение нестандартно мыслить;

• ответственность за дела фирмы.

основные стили поведенияРУКОВОДИТЕЛЯ В КОНФЛ. СИТУАЦИИ.

Существует множество рекомендаций по поведению людей в конфликтных ситуациях, а также выбору соответ­ствующих стратегий поведения и средств разрешения кон­фликта. Наиболее известные стили — это стиль конкурен­ции, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Стиль кон­куренции может использовать человек, обладающий силь­ной волей, достаточным авторитетом и стремящийся в пер­вую очередь удовлетворить собственные интересы. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая соб­ственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Стиль компромисса — если стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках.

Конструктивное разрешение конфликта зависит от:

• адекватности восприятия конфликта, то есть точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков как противника, так и своих собственных;

• открытости общения, когда конфликтующие честно говорят о своем понимании происходящего и пути выхода из i конфликтной ситуации,

• создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Руководителю нужно знать, какие особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. К таким качествам могут быть отнесены следующие:

• неадекватная (завышенная или заниженная) само- ' оценка своих возможностей и способностей. Она может, противоречить адекватной оценке окружающих, следова- тельно повод для возникновения конфликта готов:

• стремление доминировать везде там, где это возможно и невозможно;                                                                              

• консервативность мышления, нежелание справиться с i устаревшими традициями:

• избыточная прямолинейность и принципиальность в суждениях, стремление говорить правду в глаза;

• присутствие таких эмоциональных качеств личности как тревожность, агрессивность, упрямство, раздражитель­ность.

Стиль уклонения применяют в следующих ситуациях:

• если источник разногласий банален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами:

• вы знаете, что не в состоянии или просто не хотите ре­шить вопрос в свою пользу;

• если вы не обладаете достаточной властью для реше­ния проблемы желательным для вас способом;

• если вы стремитесь выиграть время, для изучения си­туации и получения дополнительной информации прежде чем принять какое-либо решение;

• в том случае, если пытаться решить проблему немед­ленно будет опасно, так как открытое обсуждение конфли­кта могут только ухудшить ситуацию;

• подчиненные сами могут благополучно уладить кон­фликт;

• у вас был и так тяжелый день, а решение этой пробле­мы может принести лишние неприятности.

Приспособленческий стиль применяют:

• когда важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

• предмет разногласия не важен для вас или вас не осо­бенно волнует случившееся:

• вы считаете, что лучше сохранить хорошие отношения с людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

• когда вы осознаете, что вы не правы;

• если у вас ощущение, что вы не имеете достаточно власти или шансов победить.  

 

 

43.Коллектив и уровень его конфликтности

 

1. Трудовой коллектив (лат. collectivus — сборный) — социальная группа, для которой характерна совместная деятельность, на­правленная на решение общих производственных задач и дос­тижение общественно полезной цели, сплоченность и наличие единых органов управления.

Коллектив развивается по своим законам, имеет свою психо­логию и идеологию, понимание основных принципов которых так необходимо для успешного регулирования взаимоотноше­ний в организации.

Признаки коллектива'.

• общие цели и интересы;

• совместная деятельность;

• единые органы управления;

• сплоченность.

Коллективы бывают 2 основных видов:

формальные — создаются по инициативе руководителя для осу­ществления производственного процесса;

неформальные — создаются по желанию самих сотрудников (участников) на основе взаимной дружбы, симпатий, совмест­ной цели и т. д. Необходимым условием создания неформаль­ного коллектива является наличие неформального лидера.

Существование в организации неформальных групп создает ряд как позитивных, так и негативных последствий:

позитивные:

• более быстрая адаптация;

• взаимная поддержка;

• выработка общих интересов;

негативные:

• в отдельных случаях (например, при частом неформальном общении на работе, нахождении иных общих интересов по­мимо работы) — снижение эффективности труда;

• распространение ложной информации, сплетен, слухов;

• сопротивление изменениям, нововведениям;

• стремление подчинить своим нормам других членов коллек­тива.

По продолжительности существования выделяют временные и постоянные коллективы. Временные коллективы создаются на ограниченный промежуток времени (от нескольких часов до нескольких месяцев). Постоянные коллективы создаются на продолжительный период времени или на все время существо­вания фирмы.

По численности различают большие и малые коллективы. По данным исследований, наибольшей эффективности деятельно­сти можно достичь в коллективе, состоящем из 5—9 человек. Динамика развития коллективов происходит несколькими этапами:

• зарождение;

• дифференциация;

• интеграция;

• стабилизация или распад.

Взаимоотношения в коллективе складываются в 2 взаимосвязан­ных направлениях:

• деловые отношения;

• личные отношения.

В трудовых коллективах, как правило, личное отношение к тому или иному сотруднику определяется его деловыми каче­ствами, его профессиональными заслугами. Но все же может случиться и наоборот, когда личное отноше­ние к человеку накладывает отпечаток на отношение к нему как профессионалу.

В коллективе формируются свои нормы, правила поведения, соблюдение которых обязательно для всех членов, принадле­жащих данному коллективу.

Нормы это способ контроля за деятельностью индивида, обес­печивающий стабильность существования группы. 2. В коллективах нередко возникают конфликты. В основном конфликты появляются на стадии зарождения, дифференциации и распада. Причины возникновения конфликтов в коллекти­вах могут быть самыми разными, например:

• конфликт между личностью и группой из-за несовпадения лич­ных и общественных интересов, из-за нежелания личности придерживаться установленных в данном коллективе правил, из-за их нарушения и пр.;

• внутригрупповой или межгрупповой конфликт между несколь­кими неформальными группами в результате борьбы за власть, авторитет или влияние.

Однако независимо от характера конфликтов в нем участвуют конкретные личности со своими целями, интересами, психоло­гическими особенностями.

Коллектив и личность тесно взаимосвязаны.

Личности коллектив необходим:

• для получения поддержки и оценки своих способностей;

• социализации;

• приобретения авторитета, статуса;

• выполнения различных социальных ролей;

• материального обеспечения;

• получения информации;

• развития;

• общения;

• профессиональной самореализации.

Коллектив, в свою очередь, состоит из личностей и не может совсем не учитывать личностные особенности его членов.

В современном мире конфликты в коллективах неизбежны. Задачи руководителей, психологов, конфликтологов:

• вовремя распознать конфликт;

• добиться управляемости конфликта;

• конструктивно разрешить конфликт.

Только в этом случае конфликт не только не разрушит, но и укрепит коллектив, приведет к выявлению интересов его чле­нов, позволит коллективу найти оптимальные формы своего функционирования.

 

44.АССЕРТИВНЫЙ СПОР. АССЕРТИВНАЯ ЗАЩИТА СВОИХ ПРАВ

 

Готовность к переговорам предполагает, что вы хотите найти взаимоприемлемое решение и что вы готовы разговаривать с оп­понентом на эту тему. Если субъект исходит из того, что оппонент не прав, туп, эгоистичен, безрассуден, не честен, то в таком случае он будет не вести переговоры, а пытаться убедить оппонента в соб­ственной правоте. При этом он полагает, что уступки ему должны делать другие.

Для начала сделайте разграничение между участниками пере­говоров и предметом переговоров. Есть сильные эмоции; ради­кально различное восприятие одного и того же; бывает трудно общаться. Однако разбираться нужно с проблемой, а не друг с другом.

ПРОЦЕСС ПЕРЕГОВОРОВ

> Уверенно выскажите, что вам нужно. Выражайте ваши же­лания так, чтобы они описывали конкретное поведение или действие. Для этого используйте алгоритм уверенного за­явления, раскрытый в предыдущей работе.Например: «Я не хочу, чтобы вы ставили кастрюли на мой стол»; «Я хочу, чтобы продолжительность моего нахождения в кабинете в рабочие дни не превышала шести часов».> Выслушайте предложения другой стороны. Ваша цель за­ключается в том, чтобы понять другую позицию, а не в том, чтобы оспорить ее или убедить оппонента отказаться от своих интересов. Слушайте собеседника активно: проверяйте, правильно ли вы его поняли, уточняйте, переспрашивайте.

То, что вы поняли его точку зрения, не означает, что вы ав­томатически с ней согласны. Один из способов проверки правильности понимания — переформулирование высказы­ваний оппонента: «Я хочу проверить, правильно ли я вас по­нял. Вы сказали...»> Сделайте альтернативное предложение. Если предложе­ние оппонента вас не устраивает, объясните, что именно де­лает его неприемлемым для вас. Изложите свое новое пред­ложение. Оно должно учитывать и ваши интересы, и жела­ния другой стороны.> Выслушайте контрпредложение. Оппонент также может отклонить ваше предложение. Спросите его, что его не ус­траивает и что он предлагает взамен.

Этот цикл может повторяться многократно. При этом стороны могут идти на взаимные уступки или искать новые решения, удов­летворяющие всех участников. Обмен предложениями ведет к сближению особенно быстро, если каждый оппонент чувствует, что противоположная сторона слышит и понимает его предложе­ния. Поэтому необходимо заботиться не только о ясности выска­зываний, но и о демонстрации уважения позиции оппонента.Типы аргументации

Правота требует доказательств. Обычно в споре оппоненты излагают свою позицию и подкрепляют ее аргументами. Аргу­менты — это доказательства необходимости принять ваше пред­ложение. Аргументами, подтверждающими силу вашего предло­жения, могут являться:• законы, уставы, руководящие документы, если они испол­няются и соответствуют реальной жизни;• точно установленные и взаимосвязанные факты и сужде­ния, которые вытекают из них;

• экспериментально проверенные выводы;• заключения экспертов;• цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в этой сфере авторитетных источников;• показания свидетелей и очевидцев событий;• статистическая информация, если ее сбор, обработка и обобщение сделаны профессионалами-статистиками;• результаты социологических опросов, проведенных специ­ализированными организациями.

Помните, что для оппонента важно не то, что нужно вам, а то, что нужно ему! Для того, чтобы ваше предложение стало для не­го более привлекательным, можно использовать следующие ар-Мгументы: • апелляция к справедливости: прецедент, рыночная цена, за­кон, мнение эксперта;• апелляция к справедливой процедуре выбора (очередь, жребий);• перечисление выгод, преимуществ, которые оппонент по­лучит, приняв ваше предложение;• описание возможных негативных последствий непринятия вашего предложения. Заметим, что для того, чтобы эти нега­тивные последствия воспринимались как справедливые аргу­менты, они должны естественно, с необходимостью вытекать

 из отвержения вашего варианта: «Если не заклеить окно, то зимой будет холодно». Если же эти негативные события будут результатом ваших действий, которых вы могли бы и не совершать, то ваши аргументы можно назвать угрозой приме­нения санкций.

Использование санкций

Санкции — это нежелательные для вашего оппонента послед­ствия и издержки, которые он понесет вследствие того, что вы ему намеренно создадите неприятности. В тех случаях, когда оп­понент отказывается идти навстречу и своим поведением грубо и систематически попирает ваши законные интересы, вы можете использовать санкции как метод воздействия на него. Если санк­ции используются правильно, они помогут вам добиться своего без гнева и раздражения. Есть несколько правил использования санкций.

1. Точность. Последствия нужно описывать точно и понят­но. Не используйте неопределенные угрозы: «Если вы не пойде­те мне навстречу, у вас будут неприятности». Лучше, чтобы опи­сываемые последствия выглядели не как результат вашей прихо­ти, а как объективный естественный исход: «Если вы не прекратите говорить со мной таким тоном, я не смогу дальше продолжать разговор».

2. Разумность, соразмерность. Публичное унижение, угро­за насилия, злоупотребление доверием будят злость и уменьша­ют вероятность сотрудничества. Санкции — это не столько спо­соб создания угрозы нападения, сколько способ вашей самоза­щиты. Вы просто информируете оппонента о неотвратимых последствиях, к которым вы вынуждены будете прибегнуть для отстаивания своих прав. Принцип соразмерности предполагает, что серьезные конфликты требуют больших санкций, чем мелкие разногласия, и наоборот.

3. Безопасность. Санкции должны быть неприятны для тех, на кого они нацелены, а не для человека, их применяющего. Если вы угрожаете увольнением, уходом, разводом, самоубийством, милицией, то во время конфликта это может показаться умест­ным, но в конце концов главный ущерб понесете вы сами. Имеет смысл применять только те санкции, которые вы в состоянии пе­режить сами.

4. Неотвратимость. Будьте готовы осуществить то, о чем было заявлено. Если санкции не осуществляются, скорее всего, их угрозой в будущем могут пренебречь.

Правила аргументации

Аргументация будет более успешной, если во время обсужде­ния соблюдать ряд правил.

> Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите на языке ос­новных информационных и репрезентативных систем оп­понента.> Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппонен­ту и его позиции. Помните, что «друга» убедить легче, чем «врага». Не допускайте неэтичного поведения (агрессия, обман, высокомерие, манипуляция и т. п.). Не задевайте «больные места» оппонента.

> Свои аргументы следует не «вбивать» в оппонента, а встра­ивать в его рассуждения. Не отвергайте доводы партнера, а, признавая их правомерность, предлагайте иную оценку их силы и значимости. Усиливайте значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшайте значимость выгод, ожидаемых партнером.> Говорите не только о плюсах своих доказательств или пред­положений, но и о минусах. Этим вы придаете своим аргумен­там больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и мину­сы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента.> Используйте в качестве аргументов только то, что прини­мает ваш оппонент. Не путайте факты и мнения.> Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и также воспринимаемый им как авторитет, усиливает воздействие ваших аргументов. Ищите им авторитетное подкрепление.> Помните об ограниченности человеческого восприятия (семь плюс-минус два аргумента), поэтому ограничивайте число ар­гументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.> Не стремитесь быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...