Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов. Они связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы. Отдельная личность в известной степени, конечно, может влиять на создание такого рода благоприятных макроусловий, но если иметь в виду «рядовую» личность, то ее влияние при этом все таки не может быть значительным. Такие условия изменяются посредством действий больших социальных групп, классов, социальных общностей, объединений и движений.Поэтому при дальнейшем рассмотрении внутриличностного конфликта речь пойдет об условиях и способах предупреждения конфликтов, зависящих от самой личности. Выделим основные из них.Познай самого себяПервое и исходное условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя» («Nosce te ipsum»). Действительно, чтобы не очутиться в ситуации внутриличностного конфликта, нужно прежде всего осознать «Кто Я?», «Зачем пришел в этот мир?», «В чем смысл моей жизни?» и т.п. То есть необходимо прежде всего создать правильный «Я образ», ибо только в этом случае личность будет четко осознавать, какие ценности для нее являются главными, смыслообразующими жизненными ценностями, а какие – второстепенными; за какие следует пойти на костер, а мимо каких – пройти не заметив.Следующий шаг – выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха? Ответив на этот вопрос, вы получите новые сведения о своих способностях. Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Адекватно оценивайте себяЭто условие предупреждения внутриличностного конфликта непосредственно примыкает к предыдущему. Без адекватной самооценки нельзя познать самого себя и избежать внутриличностных конфликтов. Но не только заниженная, но и завышенная оценки своих способностей и возможностей препятствуют установлению гармонических отношений с окружающими и тем самым способствуют возникновению внутриличностных конфликтов.Но самое главное состоит в том, что неадекватная самооценка, неправильный образ своего «Я» препятствуют реализации и самоактуализации личности. Человек, который неправильно оценивает себя, будет постоянно «натыкаться» на непонимание со стороны других. Ему будет казаться, что его не понимают, тогда как в действительности он не понимает сам себя. Поэтому тот, кто лучше знает себя, скорее найдет и свое место в жизни.Сформулнруйте смыслообразующие жизненные ценностиПосле того как вы «покопались в себе» и адекватно оценили себя, попытайтесь сформулировать и взять на вооружение основополагающие жизненные ценности. Это те ценности, ради которых стоит жить (а может, даже и умереть), ценности, утверждению которых человек посвящает свою жизнь и которые он рассматривает как призвание. А. Маслоу назвал их «бытийными ценностями», или предельными ценностями, выше которых у человека уже нет ничего. Другими словами, речь идет не о ценностях – средствах, а о ценностях – целях, образующих высший смысл жизни человека.Используйте свой жизненный опытВажный способ профилактики внутриличностных конфликтов – формирование стабильного внутреннего мира и характера человека. Для этого следует постоянно обращаться к своему жизненному опыту и соотносить его с опытом других и социальной реальностью. Необходимо как можно чаще отмечать: что, когда, при каких обстоятельствах и каким образом нам удалось, а в чем мы потерпели фиаско. Рекомендуется также записывать наблюдения и выводы и детально их анализировать.Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успехАнализируя свой жизненный опыт и делая выводы на будущее, ориентируйтесь на успех.Будьте принципиальныБудьте уверены в себе.Человек, не уверенный в своих силах, в то же время всегда чувствует себя неспокойно. Рано или поздно он столкнется с внутриличностным конфликтом, ибо неуверенность порождает сомнение, которое соседствует со страхом. Поэтому прежде чем взяться за какое либо серьезное дело, проверьте, свойственны ли вам следующие типичные проявления неуверенности в себе:Соблюдайте этические нормы и правила общенияЭто поможет вам избежать множества конфликтов как в отношениях с другими людьми, так и внутриличностных. Стремитесь к нравственному самовоспитанию и самоутверждению. Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведением высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и угрызения совести. 20. Способы управления и разрешения внутриличностных конфликтов. Фрейд считал, что депрессия, тревожность, страш-ные или пугающие фантазии – в общем весь спектр отрицат.эмоц.состояний, порождающих пережива-ние несчастья, - это S-ная сторона внутриличност. Конфл.(Здесь не говорится уже о тех случаях, когда налиуо прямая и страшная б-нь:параличи без физи-ологических нарушений, глухота или слепота при полной сохранности всего нервного канала и ор-гана и т.п.) Иногда чел.осознает странность своего поведения, начинает стыдиться поступков, кот.мог бы объяснить случайностью. С точки зрения внеш. Наблюдателя, непродуктивное действие защитного механизма проявл-ся в несовпадении целей и сред-ств их достижения в поведении чел. Или наруш-ся чувство меры в соотношении мотива и сил, азтра-ченных на его реализацию. Или поведение прямо противоречит провозглашенной цели (скажем, резким, грубым и не терпящим возражения тоном оратор призывает к тактичности, терпению и взаимопониманию). Некритичность чел по отноше-нию к нелогичности своего поведения часто указы-вает на внутр.конфликт. Важным показателем наблагополучия явл-ся то, что чел упорно оберегает содержательные подходы к «больной те-ме»: вдруг прерывает цепь ассоциаций и затрудняется ее продолжить; не может расслышать травмирующее слово и т.п. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Скрытое в подсознании чел скрыто лишь для его сознания. В поведении оно проявл-ся: в фантазиях, снах, шутках, описках, ого-ворках, в досадной забывчивости или непонятной для всех вспыльчивости. Методы выхода из конфл. Оказались очень поучительными. Во-первых, конфл.нужно вскрыть, осознать, понять его приро-ду.Во-вторых, следует пережить его в должной полноте. Напр, Фрейд помогал пациенту вспомнить конфл.сит. Часто само ее воспроизведение и пере-живание приводило к освобождению психики па-циента от травмы. В-третьих, при необходимости следует проанализировать корни и последствия вс-крытого конфл. Установив противостояние «Оно» и «Сверх-Я», психотерапевт помогает пациенту осознать, насколько правы авторитеты (родит, учит и др.) в проповеди той или иной нравств.нормы. Так ли уже безнравственны желания, вызывающие конфл? Фрейда очень долго обвиняли в разруше-нии нравствен-сти и пособничестве в секс.разгуле, но именно благодаря Фрейду и его последователям были пересмотрены границы дозволенного. Больш.кол-во людей смогли удовлетворять свои потребности с сохранением самоуважения, потому что ханжеские или репрессивные соц.нормы поте-ряли свою силу. Исследование конфл-в чел. психики повлияло и на развитие соц.наук. Напр, стало отчетливо видно: репрессивная мораль тота-литарных госуд-в направлена на возбуждение у чел чувства страха и вины, что очень способствует безропотному послушанию властям. Но как быть, если личность осознает, что ее желание действи-тельно нельзя удовлетворить известным ей нравств способом? Здесь есть два пути. Во-первых, чел да-леко не всегда известен весь репертуар поведения. Поэтому можно расширить набор методов, способ-х разрядке возникшего напряжения. Фрейд считал, что страдавшие от внутр.конфл. люди невольно сами нашли один способ. Это сублимация – защит. Механизм, дающий снятие проблемы на более высоком уровне похожим способом. Напр: чел, тре-вожащийся по поводу своих садистских нак-лонностей, может сублимироваться (возвыситься) до спасения людей в облике хирурга. Поэтому пси-хотерапевт способен помочь пациенту найти инд. Стиль жизни, включающий удовлетворение нети-пичной потребности в социально приемлемых гра-ницах. В крайнем случае, когда компромиссных или комбинаторных способов найти не удалось, пациент будет ясно понимать свою проблему и мо-жет решать именно ее, не впадая в заблуждение и проявляя мудрость в осознании внутриличностных конфликтов. 26.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МЕЖГРУППОВЫМ КОНФЛИКТАМ Экспериментаторы обратились к межгрупповым конфликтам совсем недавно. Естественно, что первоначально привлек внимание конфликт в наиболее острой форме — так называемый конфликт с суммарным нулевым результатом. В этом виде конфликта выигрыш одной стороны (+1) получается за счет проигрыша другой (-1), и сумма выигрыша и проигрыша дает нуль. Межличностные конфликты Как видно из названия, межличностный конфликт — это конфликт, который возникает между двумя и более индивидуумами. Причины возникновения данного конфликта можно поделить на объективные, субъективные и иррациональные. Объективные причины проявляют себя как действительные события или реальные ситуации, вызвавшие противоречия. Это может быть конфликт интересов, т.е. противоборство, основанное на столкновении интересов различных субъектов. Он может проявляться как в желании захватить новые позиции, так и сохранить уже имеющиеся. Конечно, человеческие претензии — понятие субъективное, но предмет претензий обычно реален. Иная ситуация возникает при конфликте ценностей, здесь предметом конфликта являются иные представления человека относительно целей и норм своего поведении. Задача этого противоборства—переубедить оппонента, отстоять свою правоту либо разобраться в проблеме и прийти к соглашению. Еще один вид межличностного конфликта — это конфликт ролевого ожидания, или еще одно название этого явления — концепция деривации, а именно состояние, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями людей и возможностями их удовлетворения. Это глобальная причина семейных конфликтов, супруги не оправдывают ожиданий друг друга, при этом роль супруга или супруги входит в противоречие с другими ролевыми проявлениями индивида: профессиональными, товарищескими, сыновними и т.д. Индивидуальная окраска, степень напряженности и методы борьбы зависят от субъективных причин, от личностных особенностей людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию. Личность— это совокупность природных и приобретенных в течение жизни качеств индивида. К конфликтным качествам можно отнести недисциплинированность, наглость, завышенный уровень притязаний, самооценки, обидчивость и др. А.Л. Журавлев выделяет два типа личности: 1) агрессивная личность — это обычно эмоционально неустойчивый субъект, не способный принимать во внимание точку зрения окружающих, амбициозный, грубый, бесцеремонный, честолюбивый, склонен к агрессивным реакциям; 2) жертва конфликта—это человек, обладающий набором качеств, можно выделить три основных психологических типа участников конфликта: 1) деструктивный тип. Это человек, не способный или не желающий 2) конструктивный тип. Главная его отличительная черта — это 3) конфликтный тип. Люди этого типа, скорее, уступят в противостоянии, сдавшись «на милость победителя». Большое значение в ходе конфликта имеет национальная, культурная принадлежность индивида: это определяет реакции человека на какое-либо действие, и они подчас противоположны для людей разных этнических групп. Так называемый иррациональный фактор проявляется в большинстве своем, когда речь идет о невротических реакциях и поступках, которым нет разумного объяснения, например совершенных в состоянии аффекта. На количество и остроту межличностных конфликтов влияет социальная среда, в которой проживает индивид. Неблагоприятные факторы, такие как низкий уровень жизни, бытовая неустроенность, отсутствие возможности к самореализации и тем более экстремальные ситуации (землетрясение, экономические кризисы), провоцируют заметное возрастание конфликтных ситуаций в среде граждан. В большинстве случаев конфликт приводит к неожиданным последствиям (снижение производительности труда, внутренний дискомфорт, нарушение сложившихся форм общения, эталонов поведения), но здесь есть и конструктивная функциональная составляющая: межличностный конфликт способствует мобилизации усилий индивида или группы для преодоления критических ситуаций, усилению сплоченности в коллективе, развитию антиконформистских качеств и расширению значения и опыта социального индивида.Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группа, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:Позиция – официальное, определяемое должностью положениеСтатус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статусаРоль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личностиГрупповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны: 1) с нарушением ролевых ожиданий; 2) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки; в) с нарушением групповых норм.Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория. 23. Конфликты в организациях. Если организация живет без конфликтов – значит она умирает. Любой конфл, как правило, имеет сильный деструктивный заряд. Стихийное развитие конфл очень часто приводит к нарушению норм. Функцонирования орг-ции. Обычно сопровожд-ся сильными эмоциями, кот препятствуют поиску рационального выхода и формируют образ врага. По составу сторон конфл дел-ся на 3 категории: личность – личность (МЛК), группа – группа (МГК), группа – личность. МЛК – это вертикаль-ные и горизонтальные конфл, в анализе кот-х обнаруж-ся за предъявляемыми позициями те же самые ущемления личных интересов, фрустриро-ванные потребности в безопасности, принадлеж-ности или признания. МГК – здесь наблюд-ся про-тивостояние по линии «мы-они»: «мы – хорошие», «они – плохие».Группа – личность – иногда эти конфл сущ-т длит.время в скрытой форме и время от времени проявл-ся в виде эмоц.вспышек, а иног-да принимают хар-р длительной и систематич-й травли «неугодного» члена коллектива. Источники. 1)Структурные 2)Инновационные 3)Позиционные (конфл значимости) 4)Конфл спра-ведливости 5)Соперничество за ресурсы 6)Дина-мические конфл (групповая динамика). Структурные – причинами явл-ся противоречия в задачах, решаемых сторонами конфл. Инновацион-ные – возникают с неизбежностью каждый раз, когда в орг-ции что-то меняется. Любое нововве-дение в той или иной степени затрагивает интересы многих сотрудников. Позиционные – очень напо-минают детские споры «кто главнее». Такие конфл возникают как на м/л, так и на м/г уровне. МГК такого рода особенно харак-ны для орг-ций с ли-нейно-штабной структурой. Конфл справедливости – близки к оппозиционным, они возникают на поч-ве расхождений в оценке трудового вклада; в сфере распределдения мат.вознаграждения, как правило, по вертикали. Соперничество за ресурсы осущ-ся в орг-ции всегда. Хар-р же конфл оно принимает тогда, когда исполнители, между кот распр-ся тот или иной ресурс, ставят в зависимость от его полу-чения выполнение своих служебных задач. Сопер-ничество за ресурсы приобретает драматич.хар-р из-за механизма идентификации. Чел отождествля-ет себя со служеб.функциями, невыполнение ка-кой-то произв.задачи восприним-ся как личная неудача. Сит-я соперничества за ресурсы представ-ляет проблему для вышестоящего руководителя. Динамические конфл – имеют соц-психологич. природу и обычно возникают в новых коллективах, где еще не устоялась неформальная структура. Лю-бая группа проходит этапы развития, в том числе этапы сплочения и борьбы за лидерство. Если не удается найти врага вне группы, то группа выдвигает кандидата на эту роль из своих рядов, превращая его в «козла отпущения», в виновника всех неудач. 24.Управление конфликтами. Управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению. Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:1) восприятие конфликта и первичная оценка ситуации;2) исследование конфликта и поиск его причин;3) поиск путей разрешения конфликта;4) осуществление организационных мер. Конфликт в организации практически всегда виден, так как имеет определенные и внешние проявления: высокий уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшение производственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений с поставщиками и покупателями и др. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:1) выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, которая нередко маскируется участниками конфликта; вскрытие так называемых «болевых точек» в организации и своевременное проведение работы по их устранению;2) выяснение интересов и целей участников, их позиций (ибо могут быть цели не противоречивыми, но истолковываться по-разному). Здесь важно выделить черты характера, связанные с утверждением личных притязаний, и цели социального взаимодействия, связанные с решением коллективных задач и исполнением обязанностей;3) оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;4) поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов конфликтующих. Поиск путей разрешения конфликтаЭта стадия предполагает: 1) полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;2) достижение компромисса — частичное удовлетворение притязаний обоих сторон, взаимные уступки. Такой исход приводит к взаимному выигрышу;3) разрешение конфликта на деловой, принципиальной основе: путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий, наказания участников конфликта;4) механическое прекращение конфликта (расформирование одного из подразделений, увольнение одного из участников конфликта из организации, перевод лидера или нескольких членов конфликтной стороны в другое или ряд других подразделений данной организации). Такой исход неизбежен, когда преодолеть конфликт иными способами невозможно. Но при разрешении конфликта важно не допускать экстремальных ситуаций. Современная конфликтология выделяет два основных типа разрешения конфликта в организациях: 1 Авторитарный тип – разрешение конфликта через применение властных полномочий. Его основные черты заключаются в том, что: • руководитель видит и слышит только себя. Считает, что сотрудники обязаны подчиняться, сомнения в правильности его решений недопустимы;• руководитель считает, что должен «победить» любой ценой;• конфликты рассматриваются как человеческие слабости;• управление конфликтной ситуацией происходит в интересах организации, в сомнительных случаях должны «лететь головы». При данном типе разрешения конфликта используются следующие методы: 1) убеждение и внушение. Они практически неотделимы. Руководитель пытается использовать свое руководящее положение, авторитет, права и через диктат своей воли воздействовать на сознание, деятельность конфликтующих сторон силой логики, фактов, примера;2) попытка согласовать непримиримые интересы — это один из приемов сближения конфликтующих сторон, он позволяет добиться взаимоприемлемого уравновешенного разговора, снятия напряженности во взаимоотношениях;3) метод «игры», когда одна из сторон стремится привлечь на свою сторону, например, руководство организации, а другая сторона — профсоюзы. Основное преимущество авторитарного типа разрешения конфликта в том, что, как считают руководители, при его использовании экономится время. Его главный недостаток состоит в том, что конфликт при этом не разрешен, внешне задавлен и возможен его возврат. 2 Партнерский тип разрешения конфликта — разрешение конфликта через применение конструктивных способов. Его основные черты заключаются в том, что имеет место: • конструктивное взаимодействие руководителя с конфликтующими сторонами. Чтобы аргументы руководителя организации были приняты или хотя бы выслушаны, руководителю необходимо вызвать к себе доверие, устранить негативные чувства, соблюдать этикет, корректность в обращении;• восприятие аргументов противной стороны;• готовность к компромиссу, взаимный поиск решений; выработка взаимоприемлемых альтернатив;• стремление совместить личностный и организационный факторы;• восприятие как нормальный фактор деятельности. Партнерский тип конфликта имеет свои преимущества. Он ближе к реальному решению проблемы, позволяет найти объединяющие факторы, т.е. удовлетворить (может быть, не всегда полно) интересы сторон. В организации весьма важно стремиться к быстрому и полному разрешению конфликтов, иначе они могут стать перманентными. Немаловажное значение при этом имеет создание благоприятной атмосферы труда, доброжелательных межличностных отношений членов коллектива в процессе трудовой деятельности, умение отличать причины от поводов, выбирать наиболее верные способы
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |