Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к организации учебного пространства




Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:

· определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);

· соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);

· оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящие (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязательного и слухового восприятия;

· комфортные уровня освещенности школьных помещений;

· индивидуальное освещение рабочей поверхности (по показаниям);

· использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.

Требованиях к организации учебного процесса

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:

· рассаживать учащихся в классе в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, т.е. с учётом особенностей зрительных возможностей обучающихся;

· соблюдать режим допустимой зрительной нагрузки, в частности, непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;

· использовать тетради с крупной разлиновкой;

· использовать учебники с крупным шрифтом;

· выполнять записи без наклона ручкой с черной пастой;

· при подготовке раздаточного материала, напечатанного на принтере, использовать полужирныйшрифт Arial не менее 14 размера с печатью через 1,5 интервала;

· чередовать зрительную, слуховую и тактильную нагрузки; фронтальную и индивидуальную формы работы;

· иметь достаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала, технических средств обучения;

· проводить физкультминутки, в том числе для снятия зрительного утомления;

· следить за правильным использованием обучающимися оптических средств коррекции зрения (очки, лупы и увеличивающие устройства различной модификации);

· использовать при необходимости подставки для книг и наглядного материала, в частности , ими непременно должны пользоваться дети с концентрическим сужением поля зрения и ограничением поля зрения снизу);

· использовать ТСО не более 15 минут;

· следить за тем, чтобы изображение на экране было качественным, ярким и контрастным, а расстояние от центра экрана до пола составляло 1,0–1,5 м;

· не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;

· в солнечные дни использовать жалюзи;

· осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.

3. Требования к иллюстрациям, макетам, натуральным объектам и наглядным пособиям:

· материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, шириной не более 5 мм), содержать небольшое количество только информативных деталей;

· контрастные цветные, а также цветные рельефные наглядные пособия:

· в наглядных пособиях и иллюстрациях необходимо использовать контрастные цвета;

· по возможности пособия должны быть рассчитаны на бисенсорное или полисенсорное восприятие;

· восприятие объектов необходимо проводить на полисенсорной основе и сопровождать словесным описанием (данное требование является условием формирования у слабовидящих учащихся целостного образа);

· наглядный материал предъявляется на контрастном фоне;

· презентации готовятся без использования «выплывающих» и поворачивающихся картинок (иллюстраций), текст на слайдах пишется на однотонном фоне.

Для реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 4.2) важное значение имеют материально-технические средства:

─ рельефно-графические пособия ИПТК «Логосвос»;

─ тифлоприборы «Графика», «Ориентир», «Светлячок», подставка для книг «Сигма»;

─ наглядный материал, настольные и дидактические развивающие игры, подобранные на основе методических рекомендаций тифлопедагога;

─ спортивный инвентарь и тренажеры.

 

Литература:

1.  Белецкая В. И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 127с.

2.  Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 3-12.

3. Денискина, В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. — 2012. — №6. — С. 17-24.

4. Комова, Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016г. — №3. — С. 19–28.

5. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник. – 2004. – 325 с.

6. Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 223 с.

 



РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа курса «Математика» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слабовидящих обучающихся разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.2).

Программа по изучению курса «Русский язык» в младших классах школы слабовидящих начинается с обучения грамоте, после которого начинается раздельное обучение русского языка и литературного чтения. Содержание всех разделов курса «Русский язык» направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся, что требует навыков развития речи в определённой системе.

Программа по русскому языку построена как органичная часть системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающая готовность слабовидящих выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цели изучения курса:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

В процессе реализации данных целей решаются следующиезадачи:

· формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;

· формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного чтения и письма как показателя общей культуры человека;

· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

· формировать и совершенствовать навыки чтения (сначала слогового, затем целыми словами, чтения про себя).

· воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

· воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

· воспитывать у учащихся целенаправленность, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,

· формировать навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца;

· воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности;

· формировать у учащихся внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда;

· воспитывать привычку к чистоте, сознательному выполнению санитарно- гигиенических правил;

· воспитание уважения к народным обычаям и традициям

· развитие зрительного восприятия;

· формирование навыков зрительного анализа;

· развитие пространственных представлений и ориентации;

· развитие познавательной деятельности;

· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

· расширение кругозора;

· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

· развитие монологической речи

Общая характеристика курса:

Данный курс предполагает коррекцию и развитие у слабовидящих обучающихся нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, интеграции слабовидящих обучающихся в социальную среду, развитие у них компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе.

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ письма с использованием плоскопечатного шрифта, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, развитие мелкой моторики рук, осязания, навыков ориентировки в малом пространстве (на плоскости стола, в кассе букв, книге, тетради и др.), развитие зрительного восприятия, грамматико-орфографической пропедевтики.

Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и письму. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных трех задач его периодов:

добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный (подготовительный) период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения, приобщению к учебной деятельности, приучению к требованиям школы, развитию предметных представлений об окружающем мире.

Введение в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различением в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.

Наряду с этой работой в добукварный (подготовительный) период обучения грамоте слабовидящие первоклассники овладевают умениями зрительно рассматривать предмет, соблюдая определённую последовательность, используя все способы зрительного восприятия. Обучающиеся овладевают умениями узнавать и различать предметы по цвету, форме, величине, соотносить их с цветными рельефными рисунками, самостоятельно оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).

Введение в мир зыка предполагает полноценное слуховое восприятие слабовидящего первоклассника, которое требует овладение умениями выделять звуки из окружающей действительности и различать их, соотносить звук с предметом, локализовать звук (по силе, направлению, удалённости, близости).

В добукварный (подготовительный) период отрабатываются умения ориентировки на парте (каждая вещь имеет своё постоянное место), умение ориентировки в первой учебной книге и её страницах, умение ориентировки в кассе букв.

На уроках письма дети усваивают требования к положению книги, тетради на парте, учатся занимать правильную позу при письме и чтении.

Букварный (основной) период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуки. Специфика данного периода

заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов, слов, предложений и небольших текстов.

Формирование умений работы с рисунками требует определённых предметных представлений у слабовидящих первоклассников. В процессе формирования предметных представлений в связи с обучением грамоте на уроке используются натуральные предметы, чучела, муляжи, игрушки, предметные рисунки, контурные и силуэтные изображения. Неадекватные предметные представления затрудняют работу с иллюстрациями, что предусматривает работу по уточнению предметных представлений на предметных уроках.

Послебукварный (заключительный) период предполагает постепенный переход к чтению целыми словами, формирование умения читать про себя, развитие и совершенствование процессов сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, небольших текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения благодарности, приветствия, прощания и т.п.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период обучающиеся начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке к празднику «Прощание с азбукой», в ходе которого происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

Уроки письма в послебукварный (заключительный) период носят обобщающий характер. Их планирует сам учитель в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся.

Уроки по внеклассному чтению проводятся один раз в неделю на уроке обучения грамоте.

На всем протяжении обучения грамоте проводится работа по развитию зрительного, слухового, осязательного восприятия в тесной связи с развитием речи и мышления обучающихся.

Основной формой обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты).

Распределение времени на прохождение программного материала даются ориентировочно.

Формы проведения занятий:

Безусловно, при организации занятий со слабовидящими учащимися ведущей формой проведения занятий является фронтальное занятие. Тем не менее, занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков самостоятельной познавательной деятельности и степенью готовности к работе в коллективе. Кроме этого в обучении должны учитываться наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.  

Направления работы.

Диагностическое: выявление уровня подготовленности слепого обучающегося к обучению письму, уровень развития мелкой моторики. Анализ результатов.

Организация учебной деятельности. Проведение уроков русского языка и при необходимости коррекционной работы.

Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных представителей), педагогов.

Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров, круглых столов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 945.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...