Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время в нашей стране идет этап широкого внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, призванный обеспечить возможность удовлетворить в образовательном процессе особые образовательные потребности не только каждой категории обучающихся с ОВЗ, но и различных групп, входящих в каждую из них, независимо от того, где происходит их обучение: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Стандарт, обеспечивая равные возможности получения качественного начального общего образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных образовательных программ для различных категорий и групп обучающихся с ОВЗ (далее – АООП НОО), условиям их реализации и результатам их освоения.

Внедряемый Стандарт выступает основой как для разработки Примерной АООП НОО обучающихся с ОВЗ, так и разработки рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам.

Стандарт в части, касающейся слабовидящих обучающихся, представляет три варианта адаптированных основных образовательных программ начального общего образования, которые дифференцируются как по содержанию образования, так и по срокам обучения данной группы обучающихся.

Эта дифференциация связана с тем, что категория детей с нарушением зрения неоднородна.

В качестве критериев такой дифференциации вступают: развитие познавательной сферы обучающихся, наличие потенциальных возможностей, необходимых для систематического обучения, наличие сочетания нарушения зрения с нарушением интеллекта и (или) с множественными нарушениями развития. Стандарт определяет для слабовидящих обучающихся выбор вариантов АООП НОО (варианты 4.1, 4.2, 4.3).

Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4 классы).

В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на реализацию особых образовательных потребностей слабовидящегообучающегося, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении ФГОС НОО. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения слепыми обучающимися АООП НОО соответствуют ФГОС НОО[1].

Вариант 4.2 ориентирован на получение начального общего образования слабовидящими обучающимися в специально организованных условиях с увеличением сроков обучения на один год. По итоговым достижениям к моменту завершения обучения уровень образования слабовидящих детей должен соответствовать образованию нормально видящих обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью. По окончании школы ребенок получает такой же документ об образовании, как и его нормально видящий сверстник.

Данный образовательный маршрут может быть предпочтителен для слабовидящих детей, не имеющих выраженные дополнительные отклонения, развитие которых:

· приблизилось к возрастной норме, но при этом отмечаются определенные конкретные трудности, которые не позволяют им на равных обучаться совместно с детьми с нормальным зрением (недостаточная сформированность навыков обследования предметов, ориентирования в знакомом помещении и здании, отсутствие опыта взаимодействия в коллективе с нормально видящими сверстниками и т. п.);

· не приблизилось к возрастной норме, но есть перспектива сближения с ней в специальных условиях обучения.

Условием освоения варианта 4.2 является организация обучения и воспитания в пролонгированные сроки по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для слабовидящих обучающихся, обеспечивающей удовлетворение не только общих, но и особых образовательных потребностей, что открывает возможность преодоления в будущем отставания в развитии и формирования полноценной жизненной компетенции.

Вариант 4.3 ориентирован на обучение слабовидящих детей, имеющих выраженные дополнительные первичные нарушения развития (первичную ЗПР или легкую, неосложненную умственную отсталость, а также другие отклонения в развитии, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью) и значительно отстающим от возрастной нормы.

В рамках данного варианта слабовидящий ребенок получает в пролонгированные сроки обучения образование, которое по содержанию и итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений по здоровью.

Обязательной является организация специального обучения и воспитания по адаптированным основным образовательным программам. В структуре содержания образования «академический» компонент корректируется в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с теми нарушениями развития, которые в наибольшей мере определяют его особые образовательные потребности. Детский коллектив и рабочее место школьника организуются в соответствии со специфическими и индивидуальными особенностями развития.

Реализация вариантов АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. АООП НОО реализуется с учетом образовательных потребностей слепых обучающихся на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Данный сборник, представляющий комплект рабочих программ, включает 21 примерную рабочую программу по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам и является средством фиксации содержания образования инвариантной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательного процесса, по вариантам обучения 4.2 и 4.3.

Концептуальные положения комплекса примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 классов соотнесены с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и Примерными АООП НОО для каждой из групп слабовидящих обучающихся.

Реализация требований рабочих программ предполагает удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, включая:

условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества детей в разных видах учебной и внеурочной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе с нормально видящими; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации;

постановка и реализация на общеобразовательных уроках и в процессе внеурочной деятельности целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

• учет специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;

• преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания происходящего с ребенком и его социокультурным окружением;

• обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и накоплении индивидуального жизненного опыта, включая впечатления, наблюдения, действия, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;

• целенаправленное и систематическое формирование компенсаторных навыков познавательной, ориентировочной, социально-бытовой и коммуникативной и других видов деятельности;

• использование обучающимися в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения ими партнерами пообщению, а также с учетом ситуации и задач общения;

• при наличии дополнительных первичных нарушений развития у слабовидящих обучающихся проведение систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;

• оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений здоровья, в том числе, на основе сетевого взаимодействия.

В настоящем комплекте содержатся рабочие программы по отдельным учебным предметам и программы к коррекционным курсам для 1 класса слабовидящих обучающихся, сгруппированные по вариантам 4.2 и 4.3. 

Каждый блок программ начинается с пояснительной записки, в которой перечисляется входящие в него учебные программы и курсы, дается краткая характеристика обучающихся по соответствующему варианту и те общие положения, которые необходимо учитывать педагогам в реальном учебном процессе при работе по любой из представленных программ или при составлении собственной рабочей программы.

Каждая (отдельная) примерная рабочая программа по учебным предметам и коррекционным курсам для 1 класса содержит:

1) пояснительную записку, в которой: конкретизируются цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) основное содержание учебного предмета, коррекционного курса, включающее перечень изучаемого учебного материала, направления работы;

3) календарно-тематическое планирование с указанием ориентировочного распределения учебных часов по разделам предмета (курса);

4) рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету (курсу);

5) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Комплекс примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по АООП НОО слабовидящих обучающихся 1 классов создан для оказания помощи педагогическим работникам и представителям администрации образовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.



ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

ВАРИАНТ 4.2

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Пояснительная записка

К комплекту рабочих программ для 1-го класса ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (слабовидящие обучающиеся, вариант 4.2)

Входящие в комплект рабочие программы для 1-го класса, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, методик обучения слепых и слабовидящих детей, с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).

Поступающие в первый класс слабовидящие дети относительно своих зрительных возможностей существенно различаются друг от друга, основными определяющими факторами являются: острота зрения, границы поля зрения, возможности пространственного зрения, восприятие объектов при разной освещенности. Значительное влияние на развитие и возможности ребенка оказывают имеющиеся сопутствующие соматические заболевания и/или дополнительные первичные нарушения в развитии, качество воспитания и обучения слабовидящего от рождения до 7-ми лет.

К категории «слабовидящие дети» относятся обучающиеся с остротой зрения, находящейся в диапазоне от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной подкатегории детей от слепых состоит в том, что даже при выраженном снижении остроты зрения (0,05-0,1) зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и используется в качестве ведущего.

При обучении слабовидящего обучающегося с прогрессирующим заболеванием (неблагоприятным прогнозом по ведущему заболеванию) необходимо параллельно организовать изучение им рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля с тем, чтобы при снижении зрения до практической слепоты он мог продолжить обучение по программам,ориентированным на образовательные потребности слепых с учетом применения методик использования остаточного форменного зрения.

Условием освоения варианта Стандарта 4.2 является организация обучения и воспитания по адаптированной основной образовательной программе (АООП) для слабовидящих обучающихся в пролонгированные сроки (1-5 лет).

Общее развитие детей, которым рекомендован вариант обучения 4.2, по основным линиям развития в целом соотносится с возрастной нормой нормально видящих сверстников, но слабовидящие обучающиеся имеют трудности, связанные с формированием «жизненных» компетенций. У них могут быть недостаточно сформированы навыки самообслуживания, эффективного использования нарушенного зрения и сохранных органов чувств при обследовании предметов, отсутствовать опыт взаимодействия в коллективе и т.п.

Обучение по варианту 4.2 предлагается в ПМПК также слабовидящим детям с нормальным интеллектом, имеющим соматические заболевания и дополнительные отклонения в развитии (нарушения слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.), слабовидящим детям с задержкой психического развития.

Организация образовательной деятельности и распределение учебной нагрузки в первом классе проводится в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ:

«Гигиенические требования к максимально допустимому объему общей недельной нагрузки для первоклассника с ОВЗ: 21 ак.ч. – аудиторная нагрузка, до 10 ак.ч. – внеурочная деятельность.

Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований:

1. «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: сентябрь, октябрь – по 3 урока в день до 35 минут каждый, ноябрь, декабрь – по 4 урока в день до 35 минут каждый; во втором полугодии: январь-май - по 4 урока в день до 40 минут каждый;

2. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

3. Образовательная учебная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. При этом максимально допустимый объем нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

4. Для слабовидящих обучающихся начального общего образования при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 10 минут;

5. Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Индивидуальная программа составляется врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов;

6. Комплектование класса по варианту 4.2 – 12 человек».

 

Предлагаемый комплект примерных рабочих программ (РП) для слабовидящих детей, которые обучаются по варианту 4.2, состоит девяти РП для обучения слабовидящих первоклассников и включает восемь РП по учебным предметам, охватывая, таким образом, все предметные области, и одну РП программу по коррекционному курсу из шести курсов коррекционно-развивающей области, определенных ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, комплект состоит из следующих РП для 1 класса:

1. Русский язык

2. Литературное чтение

3. Математика

4. Окружающий мир (человек, природа, общество)

5. Музыка

6. Изобразительное искусство

7. Технология

8. Физическая культура

9. Социально-бытовая ориентировка (коррекционный курс)

10. Ритмика (коррекционный курс)

Общее количество часов на каждый учебный предмет и коррекционный курс указано в полном соответствии с учебным планом варианта обучения 4.2. При этом распределение времени по темам является примерным (ориентировочным) и в реальном учебном процессе будет зависеть от образовательных потребностей обучающихся того класса, для которого педагог будет составлять рабочую программу.

Обучение слабовидящих школьников в начальных классах в процессе реализации любой РП педагог должен учитывать Ценностные ориентиры содержания.

Ценностными ориентирами начального общего образования слабовидящих обучающихся выступают:

• формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

─ чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

─ восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

─ проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

─ уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

─ адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;

 ─ опоры на опыт взаимодействий в системе координат «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий», «слабовидящий-слепой»;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

─принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;

─ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

─личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;

─восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности;

─внутренней позиции к самостоятельности и активности;

─развития эстетических чувств;

• развитие умения учиться на основе:

─ развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

─ формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

─развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов учебной деятельности;

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:

─ формирования самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

─ развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

─ формирования целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

─ формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

В процессе обучения по любой из входящих в Комплект программ необходимо соблюдать ряд общих требований:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1777.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...