Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В настоящее время организм человека принято рассматривать не просто как многоклеточную колонию, а как сложноорганизованную систему, имеющую несколько уровней организации.




Самый низкий - базовый уровень, это клеточный. Совокупность клеток, сходных по строению и свойствам, образует более высокий уровень - тканевый.

Из совокупности тканей состоят органы, - это еще более высокий уровень организации. Наконец, совокупность органов, выполняющих сходные функции, формирует системы органов и позволяет многоклеточной колонии, которой по сути является человек, существовать как единому целому.

Таким образом, организм - это совокупность систем органов.

Системы же органов - это совокупность органов. Органы - совокупность тканей. Ткани - совокупность клеток. Вот и получается, что организм человека - это сложноорганизованная система, в которой каждый её элемент сам представляет собой систему, т.е. многоклеточный организм - это система систем.

ЛЕКЦИЯ 3

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

       Рост – это увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их молекул, то есть количественные изменения.

Растет ребенок непрерывно, но неравномерно и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост всех тканей и органов протекает с неодинаковой интенсивностью и заканчивается у женщин в 20-22 года, у мужчин в 23-25 лет.

Термин "развитие" связан с именем У. Гарвея (1578-1657 гг.), который провозгласил известный принцип "Все живое происходит из яйца". Но как представлял он себе яйцо? В виде взрослого, но многократно уменьшенного организма, окруженного оболочкой. Причем все части такого микроскопического организма Гарвей считал водянистыми, прозрачными и такими спутанными и извитыми, что для того, чтобы стать видимыми, они должны были в буквальном смысле слова развиться, а потом уже стать непрозрачными, плотными.

Развитие -процесс качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению сложности организации и взаимодействия всех его систем.Развитие идет до 20 лет. Зачем человеку необходим длительный период развития? Вероятно, что только в условиях постепенных морфологических и функциональных преобразований может развиться мозг человека с его сложнейшими психическими функциями. Человек – это социальный организм. Нормальное развитие функций мозга возможно только при общении ребенка с другими людьми. Вне человеческого общества психические функции мозга ребенка (сознание, речь, мышление) необратимо отстают в развитии. Об этом свидетельствуют неоднократно описанные случаи жизни среди животных.

Рост иразвитие, то есть количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. В этом случае рост, как и другие структурные и физиологические особенности организма являются генетически предопределенными(множественное действие генов) в каждом из возрастных периодов. То есть, рост не представляет собой чего-либо самостоятельного, а лишь сопутствует основным качественным изменениям, характеризующим развивающийся организм. Например, формирование двигательной активности ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, участвующих в осуществлении двигательных функций. Качественное совершенствование двигательных функций, в свою очередь, способствует количественному морфофункциональному созреванию мозговых структур, так как вследствие увеличения двигательной активности ребенка более интенсивно идет формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и корковых образованиях головного мозга. Как и все в природе, всякое количество соответствует некоторому качеству.

Родившийся ребенок имеет своеобразное соотношение частей тела (большая голова, длинное туловище, короткие ноги и т.д.).

Рост при рождении удваивается к 5 годам и утраивается к 15 годам. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается на 4-5 см, в период полового созревания на 6-8 см в год. Вес при рождении утраивается к 1 году.

С возрастом уменьшаются относительные пропорции головы: если у новорожденного высота головы составляет 1/4 длины туловища, то в 2 года - 1/5, в 6 лет - 1/6, а у взрослых - 1/8. Также с возрастом увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног.

До начала периода полового созревания отличия в пропорциях тела отсутствуют. В период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, таз уже, чем у девушек. Следует учесть, что половое созревание девочек наступает на 1-3 года раньше, чем у мальчиков, что характеризуется и более высоким их ростом. К 14-15 годам мальчики догоняют, а затем и перегоняют девочек по этомупоказателю, хотя продолжают отставать в физическом развитии в целом.

К общим биологическим закономерностям роста и развития относят:

1. Неравномерность (гетерохрония) темпов роста и развития в целом  Процессы роста и развития непрерывны, носят поступательный характер, а их темп зависит от возраста: на одних возрастных отрезках преобладает рост (период вытягивания), на других - развитие (период округления).

Гетерохрония -закономерность, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации под действием условий окружающее среды.

Неодновременность (гетерохрония) роста и развития отдельных органов и систем

Связано с необходимостью ускоренного созревания органов для обеспечения выживаемости организма. Прежде всего, развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых необходимо организму.

Так, в первые годы жизни активно созревает мозг, что необходимо для условно-рефлекторной деятельности и обеспечения связи организма с внешней средой, т.е. его выживания.

Только после 12 лет, когда определенной степени зрелости достигли ССС, дыхательные и др., начинается активное развитие половых желез. Рост органов размножения, в предпубертатном периоде замедлен, а в период полового созревания, наоборот, ускорен.

Сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее.

Мозг развивается раньше других частей тела и имеет характерные особенности в постнатальном периоде. У новорожденных мозг уже достигает 25% своего дефинитивного веса, у 5-летнего ребенка - 90%, у 10-летнего - 95%.

Лимфатическая ткань миндалин, червеобразного отростка, кишечника и селезенки характеризуется совершенно иначе. Лимфатическая ткань до 10-12 лет не развивается, а функцию иммунитета выполняет вилочковая железа. Затем она подвергается некоторому обратному развитию до уровня, характерного для взрослых.

Гетерохрония развития касается не только различия в темпах роста разных органов и тканей, но и созревания функциональных систем.

Учение о гетерохронии развития функциональных систем и вытекающее из него учение о системогенезе выдвинул П.К. Анохин «под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основании получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент».

Системогенез. Структуры, которые в совокупности должны составить к моменту рождения функциональную систему закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Например, у эмбриона круговая мышца рта, а также другие мышцы и структуры, обеспечивающие акт сосания, иннервируются задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. Сокращение мышц-сгибателей пальцев (хватательный рефлекс у ребенка) обусловлены развитием нервов, иннервирующих мышцы сгибателей пальцев.

Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма, оптимальное его взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...