Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нужны ли государственные предприятия? Для чего?




 

Мы все понимаем, что пути назад, к государственной форме собственности во всем нет. Государственная монополия во всех сферах нашей деятельности не была ошибкой времени. Это было необходимо. Были перегибы и заблуждения. Но где их нет, когда речь идет о развитии. Перемены, застой и вновь перемены были неизбежны и исторически обоснованы.

 

Прошло достаточно времени, чтобы мы смогли осмыслить весь приобретенный опыт, сделать выводы и теперь более осмотрительно, профессионально и тщательно выбирать, какой дорогой нам идти.

 

Многие государственные предприятия акционированы, приватизированы, переведены в частную собственность. Это свершившийся факт, который все же придется пересмотреть по отношению к некоторым предприятиям, но не ко всем и не к большинству.

 

В идеале все выглядит хорошо и красиво – каждый занимается собственным бизнесом и богат. Но возможно ли это в реальности?

 

Может быть, со временем все так и будет. Бизнес, частное предпринимательство – это новая культура отношений, которая до недавних пор была для нас совершенно чуждой и даже враждебной. Большинство россиян, воспитанных на советской идеологии в течение многих лет, не могут и неспособны так быстро воспринять новую культуру, «перестроиться». На все требуется время. И нельзя игнорировать сложившееся мировоззрение этих граждан, бросать их на произвол судьбы, обрекать на выживание. В период смены культур именно государство должно позаботиться о том, чтобы этот переход проходил как можно мягче, естественнее, без применения методов шоковой терапии.

 

Не одно только выполнение социальных программ решает проблемы переходного периода, связанного с процессом смены форм собственности и идеологии.

 

Если мы и говорим об акционировании, приватизации государственных предприятий, то следует внимательно относиться к этому процессу. Недопустимо, чтобы большинство государственных предприятий переходило в руки одного или нескольких частников. Акционирование подобных предприятий должно производиться только с целью создания народного предприятия, где каждый член трудового коллектива имеет свою часть, долю собственности. При этом очень важно, чтобы эти акции не могли передаваться в другие руки, а оставались внутри трудового коллектива. Только таким образом возможно предотвратить такие явления как искусственное банкротство, спекулятивная продажа предприятий.

 

Существование и деятельность народных предприятий, которые были государственными, способно предотвратить возникновение проблем безработицы, трудоустройства, безразличия трудящихся к результатам своего труда.

 

Надо ясно понимать, особенно либерально настроенным реформаторам, что не все и далеко не большинство граждан хотели бы зарабатывать «много». Многих интересует пусть и не такой большой, но стабильный заработок, который и может гарантировать государство посредством деятельности народных и государственных предприятий.

 

Не обязательно всем жить богато. Это нереально. Важно, чтобы не было живущих за чертой бедности, нищих.

 

Либеральные реформы не должны идти в ущерб выполнению социальных программ и тем более создавать проблемы социального характера. Одно должно помогать другому.

 

За этим должно следить государство, а общественность - уметь защищать и отстаивать свои права и интересы.

 

Отношение к отечественному и зарубежному производителям

 

Кто может сказать, что ему безразлична судьба отечественного товаропроизводителя? Кто может отказаться от покупки качественных импортных товаров? Отвечая на подобные вопросы, мы все понимаем, что необходим разумный компромисс.

 

Ясно, что отечественное товаропроизводство – основа экономической и индустриальной мощи государства и его безопасности. Но само по себе производство не имеет ценности, если его продукт не покупается. А его реализация возможна только тогда, когда есть спрос и сам продукт конкурентоспособен. И вопрос не только в цене, но и в качестве. Именно по этому показателю и отдается населением предпочтение товарам зарубежного производителя. И если отечественное производство не выходит на тот же, а то и более высокий уровень качества, то нашему государству еще долго оставаться рынком сбыта и быть в числе стран третьего мира, способных экспортировать только сырье.

 

Запрещение импорта товаров народного потребления не решает проблемы. Их наличие на нашем рынке хорошо стимулирует деятельность наших производителей. И то, что объем и ассортимент импортозамещающих товаров все более растет – наглядный пример, доказательство эффективности подобного метода стимуляции.

 

Но существует значительная группа товаров с огромным объемом реализации на территории России, импортозамещение которых невозможно. Как уменьшить в таком случае объем оттока капитала за рубеж?

 

Выход достаточно прост и эффективен как для самой России, так и для зарубежных товаропроизводителей: запрещение ввоза товаров народного потребления и производственного назначения, но с предварительным созданием всех необходимых условий для производства этих же самых товаров на территории России за счет средств и сил иностранных компаний-производителей, заинтересованных в российском рынке сбыта.

 

Подобный опыт уже есть. Но, как правило, со 100%-ым правом собственности со стороны иностранных компаний. Это отвечает текущим интересам экономики России, но не отвечает ее стратегическим устремлениям.

 

Любой, кто знаком с вопросами стратегического менеджмента и маркетинга, прекрасно понимает, в чем заключается опасность существования подобных компаний для экономики страны, на чьей территории они расположены.

 

В мировой практике хорошо известен метод привлечения и размещения инвестиций, при котором законом определяется, что любая иностранная компания на территории данного государства может обладать правом собственности не более чем на 49% независимо от объема инвестирования. Остальные 51% - за тем партнером, которого она самостоятельно выбирает.

 

При подобном методе привлечения инвестиций практически полностью соблюдаются как текущие, так и стратегические экономические интересы государства. А учитывая особенности российского рынка, позволяющего обеспечивать продукции относительно низкую себестоимость, импортозамещающее производство может стать и экспортирующим. При этом решаются и вопросы трудовой занятости населения, и вопросы повышения квалификации трудящихся, и вопросы внедрения передовых технологий на базе современного оборудования.

 

На своем рынке правила игры должны определять мы сами, а не иностранные компании и их интересы. Но не за счет грубого диктата, а за счет доброжелательных, честных и взаимовыгодных партнерских отношений.

 

С первого взгляда – все просто. Сложность заключается в отсутствии подобного закона, столь необходимого для экономики и промышленности России.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...