Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕЗИСЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ,




ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ РОССИИ

 

(представлены в том виде, в котором были сформулированы в Программе Общественного Объединения «Созидание» в 2000 году)

 

Человечество изначально существует как самоорганизующаяся общественная система, базовым элементом которой является ее единица – человек.

 

Принципы самоорганизации меняются, без их эволюции любое общество обречено на кризисное существование, приводящее в конечном итоге к разрушению, гибели.

 

Эволюционность общества зависит от выбора им принципов осуществления своей деятельности и выстраивания общественных и межличностных отношений, способных отвечать требованиям данного этапа его развития и последующего.

 

Современный уровень развития общества, условия, в которых оно находится, требуют принципиально нового подхода к решениям вопросов «как жить?» и «что делать?». Качественное наполнение подобных решений способна обеспечить духовность, как обязательное качество нового уровня сознания.

 

Данное качество, применительно к определению новых принципов формирования государственных органов власти, выражается через следующие критерии выбора: профессионализм, преемственность, авторитет и приверженность общечеловеческим ценностям.

 

Основной задачей предлагаемых реформ является реализация принципов прямого народовластия (демократии), социальной справедливости и профессионализма, а также реальное и полное содержательное наполнение принципов федеративного устройства государства и его деятельности.

 

Предложенная Комплексная Программа реформ направлена на решение основных и злободневных проблем России политического, экономического и социального характера и предусматривает перспективы для дальнейшего развития принципом прямого народовластия, социальной справедливости.

 

На основе качественно и принципиально нового подхода рассмотрены вопросы, проблемы дальнейшего развития принципов федерализма в России и предложены пути их решения учитывающие фактор преемственности в вопросах государственного строительства и осуществления государственной деятельности.

 

Основы построения федерализма в России

 

Я не стану полностью рассматривать данный вопрос, так как он достаточно глубоко изучен и широко обсужден. Подчеркну наиболее существенный момент, касающийся правового статуса регионов и их прав на договорные отношения с федеральным Центром.

 

При существующем характере отношений между субъектами Федерации и федеральным Центром, создается устойчивое впечатление, будто регионы созданы и существуют для интересов Центра, а не наоборот. Тогда как федеративное его устройство предполагает, что Центр создается в интересах регионов.Центр – виртуален по определению, а регионы – реальны. Следовательно, надо прежде всего исходить из интересов самих регионов. Это – основа федерализма.

Необходимость единого правового поля в России – обязательное условие ее целостности как государства. Вопрос в том, на основе чего и как оно формируется. Если это единое волеизъявление регионов, то это реальное единство – в согласии, если нет – сомнительное и очень неустойчивое единство без согласия. Сейчас действует второй вариант, который приведет к тоталитарному устройству государства, или к его последующему распаду.

России нужна новая Конституция, а субъектам Федерации – модельная, единая для всех конституция. Но надо учитывать сложившуюся и существующую асимметричность в развитии и в характерных особенностях регионов. Нельзя всех стричь под одну гребенку (если История чему-то и учит, то этому – в первую очередь). Выход из данной ситуации возможен только один - договорные отношения. Воспользуется этим правом регион или нет – дело и воля самого региона. Как решит народ. Но это право должно существовать.

 

Существование самой практики договорных отношений позволяет регионам и Центру своевременно и безболезненно, не изменяя самих конституций, вносить все необходимые правовые поправки, способные разрешить любые возникающие спорные моменты. Только после того, как та или иная внесенная поправка окажется устойчиво действенной, эффективной, проверенной жизнью и временем, можно говорить о внесении ее в конституции. Подобная практика особенно эффективна и социально безопасна для государства, находящегося на переходном этапе своего развития, какой и является сейчас Россия.

Что может быть предметом договорных отношений? Все, что не может войти в рамки модельной Конституции субъектов Федерации. Но эти «рамки» в ней и в Конституции России должны быть четко прописаны.

 

Основная задача конституций субъектов Федерации и России – четко и недвусмысленно решить вопрос разграничения полномочий и предметов ведения: кто за что отвечает. В тех же вопросах, где нет полной ясности, согласия, понимания и достаточного опыта, необходима практика договорных отношений, - как форма и способ правового регулирования отношений между регионом и федеральным Центром.

 

 

Межбюджетные отношения субъектов Федерации и

Федерального Центра

 

Межбюджетные отношения – остов, «скелет» федерализма. И если они не выражают саму суть федеративных отношений, то все остальное, что касается разговоров о федеративном устройстве государства, - это попытки выдавать желаемое за действительное в лучшем случае, в худшем – политическая мимикрия авторитарной сути, волк в овечьей шкуре.

 

Именно этот худший вариант мы и имеем в действительности, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что, видимо, это есть единственный на ближайший период времени способ сохранить целостность России, ее управляемость и экономическую независимость.

 

Какими должны быть межбюджетные отношения, чтобы «и волки были сыты, и овцы – целы»? Сколько должно идти в федеральную казну и сколько оставаться в самих регионах, чтобы общефедеральные программы выполнялись, а регионы не теряли той части средств, которая необходима для их собственного самостоятельного развития? Каким образом без ущерба для развития регионов-доноров поддержать регионы-реципиенты? Только ответив на эти вопросы, мы можем говорить о том, какова Россия по своему государственному устройству.

 

Объективный экономический анализ показывает, что нормальное самостоятельное развитие регионов возможно в том случае, когда 60% средств от общей суммы бюджетных сборов и платежей остаются в бюджете самого региона. Это как минимум-миниморум. Оптимальное же соотношение: 70% - регион, 30% - федеральный Центр.

 

Но для переходного периода, а именно в таком положении находится Россия, при существующей объективной экономической асимметрии регионов, необходимы средства для поддержания развития регионов-реципиентов. Ясно, что это возможно только за счет помощи регионов-доноров. Однако не должно быть смешения этих средств с другими внутри самого федерального бюджета. Их смешение порождает бесконтрольность, способствует нецелевому использованию средств.

 

Принятие за основу построения межбюджетных отношений схемы: 60% - регион, 30% - федеральный Центр и 10% - общефедеральный бюджетный фонд поддержки развития регионов-реципиентов, и может служить реальным экономическим стержнем, становым хребтом федерализма в России.

            










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...