Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины настроения на смене «Воскресение души»




По данному графику (диаграмма 6) можно отметить, что Саша Б. (опекаемая девочка из детского дома) своей роли в жизни лагеря не увидела. Невысоко оценивает и роль ребят, но дает достаточно высокую оценку педагогам. Отмечается повышение (по сравнению с предыдущими графиками) самооценки Маши Х.: с неуверенностью, застенчивостью и робостью этой талантливой девочки мы «боролись» с 2003 года.

 

 

Система цветограмм продуктивности

Разнообразие видов цветограмм способствует активизации интереса детей к аналитической работе и большей точности анализа настроений

 

Смена «Земное и Небесное» (осень 2007)

 

данной цветограмме детям для работы был предложен набор цветных ручек, и они уже не закрашивали фон цветом, соответствующим настроению, а просто рисовали знак причины тем цветом, который соответствует их настроению. Появилась возможность отмечать причины настроения не трижды в день, а буквально после каждого события или дела.

 

Смена «Серебряные нити Рождества» (зима 2008)

 

 

Дети сразу поняли: если елку не украсить – праздника не будет.

Три нижних яруса соответствуют последним дням Рождественского поста. И, несмотря на подготовку к празднику, массу ярких событий, дети остаются достаточно спокойными. В цветограмме преобладает зеленый цвет. Четвертый ярус - Рождественский сочельник. Самый строгий день, когда «до первой звезды» пищу вкушать нельзя. В этот день преобладают более темные тона. Появилась грусть. Последние два «праздничных яруса» заиграли яркими красками, на макушке елки появилась звезда, а на ветках повисли шарики. Праздник совершился.

Смена «Маленький принц» (весна 2008)

 

 

Здесь каждому дню соответствует своя планета. В течение смены маленький принц путешествует с планеты на планету, совершая свои открытия. Вместе с ним путешествуют участники программы, попутно, трижды за день, отмечая свое настроение. И только последний день 30 марта остался не отмеченным. На предложение заполнить перед отъездом цветограмму дети ответили: «Не будем… Не хотим, чтобы там появился черный цвет?» Пусть уж там лучше будет грусть…

 

Инструменты диагностики патриотических ориентаций подростков и молодежи

Только два сорта и есть, податься некуда:

Либо патриот своего отечества,

Либо мерзавец своей жизни.

Александр Островский

 

В технологическом цикле работы педагога важнейшим предметом анализа являются, социально - нравственные качества воспитанников. Чтобы успешно проводить воспитательную и образовательную работу, необходимо внимательно наблюдать за их развитием, видеть проблемы в их воспитании.

Изучение должно быть целеноправленным, планомерным, систематичным. Различные формы диагностики воспитанников проводятся в ДПЛ «Изборский Посад» в системе с 1997 года. В конкурсном проекте приводится диагностика «Патриотизм в современном молодежном обществе» Участниками данного исследования стали:

· воспитанники детского православного лагеря «Изборский Посад» в возрасте от 9 до 13 лет – 42 человека

· участники Всероссийского молодежного форума «Роспатриот» 50 человек от 14 до 18 лет из семи городов России

Цель диагностики:выявление навыков самооценки подростков и молодежи,соответствие уровня их самооценки оценке со стороны взрослых

Задачи:

· проанализировать теоретические подходы к анализу становления патриотизма у молодежи;

· выявить критерии сформированности патриотических чувств и критерии социально-психологической готовности к службе в армии;

· изучить специфику сформированности патриотических чувств у молодых людей

Практическая значимость работы: данный опыт может быть полезен учителям, педагогам дополнительного образования, методистам, студентам.

Диагностикапатриотической направленности личности основана надостаточно популярных методиках:

· анкетировании

· оценочной деятельности

· незаконченном предложении

· индивидуальной беседе

Анкеты предназначены для исследования методом самооценки общекультурных компетенций школьников и студентов профессиональных колледжей. С их помощью проверяется, насколько сформированы у школьников и молодежи представления о культурных ценностях, своих правах обязанностях, как граждан своей страны. Мотивация к демонстрации готовности и стремлению к совершенствованию и развитию в обществе на принципах гуманизма, свободы и демократии.

Вопросы в анкетах младшей и старшей групп различны. Они сформулированы с учетом возрастных особенностей респондентов. Для удобства анализа приводятся результаты сначала младшей, затем – старшей групп.

Результаты исследования в младшей возрастной группе

Первый вопроссостоит из двух частей:Что такое патриотизм? Почему Вы так считаете?

 

Очень примечательно, что на первую часть вопроса все участники эксперимента ответили: «Это любовь к Отечеству. Каждому нужно стараться служить его интересам, быть преданным ему».Эта формулировка почти дословносоответствует формулировке, приведенной в Большой советской энциклопедии. Совершенно точно, что на территории лагеря БСЭ не было. Значит, дети действительно, честно написали, как они это понимают, чувствуют… Ответ на вторую часть вопроса достаточно разнообразен:

Очевидно, почти все участники опроса связывают понятие «патриотизм» со своими корнями. Для ребят это важно, осознавать себя частью истории своей страны, частью своего великого народа.

 

На второй вопрос «Почему необходимо дорожить Родиной?»ребята ответилибез всякого затруднения. И вновь, они обращают внимание на великое значение родовых корней и, Родины, как места рождения.

Третий вопрос «Кто на Ваш взгляд в истории российского государства может считаться патриотом России»?вызвал определенное затруднение.

Ребята спорили, советовались, обменивались знаниями и впечатлениями. Каждому было предложено выбрать трех представителей нашей Родины. Им не был представлен готовый список. Они сформировали его сами:

· Николай II -25 человек

· Св. благоверный князь Александр Невский – 25 человек

· Русский полководец и военный теоретик, генералиссимус Суворов Александр Васильевич – 18 человек

· Русский полководец, генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович – 17 человек

· Герой Советского Союза (19.06.1943), красноармеец, стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады Матросов Александр Матвеевич – 16 человек

· Святой благоверный князь Димитрий Донской -16 человек

· Русский ученый, поэт, мыслитель Ломоносов Михаил Васильевич – 9 человек

· Последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года) Петр I – 9 человек

· Российская императрица Екатерина Великая – 9 человек

· Великий русский поэт Пушкин Александр Сергеевич – 8 человек

· Великий русский поэт Лермонтов Михаил Юрьевич – 8 человек

· Лидеры второго народного ополчения в годы Смуты князь Димитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин – 8 человек

Четвертый вопрос, «Какие исторические памятники говорят о героизме русского народа»? наглядно демонстрирует, что дети достаточно хорошо знают памятники и события Отечественной войны.

Примечательно, что в одном ряду с могилой неизвестного солдата и русскими крепостями стоят и православные храмы, где всю войну молились соотечественники о победе в войне.

Пятый вопрос, «какими качествами должен обладать патриот»? дала возможность участникам исследования составить образный портрет патриота:

Любовь к Родине, милосердие и забота о тех, кто рядом, преданность – вот те добродетели, которые респонденты ставят на лидирующие позиции. Шестой вопрос, «читаете ли Вы книги о России»? отвечает на вопрос о «нечитающем поколении», и о том, откуда черпают знания о России наши ребята. К сожалению, лишь один респондент остановил свой выбор на чтении учебника. Из личных наблюдений автора – ребята читают не электронные книги, и, не информацию в интернете, а настоящие книги и отмечают «это так здорово, перелистывать живые страницы…». «Нет… В гаджетах читать неинтересно… Книгой не пахнет…»

Седьмой вопрос, «Что бы Вы хотели узнать о своей Родине»? демонстрирует широту интересов наших воспитанников:

И открывает для педагога перспективы работы над изучением символики Российской Федерации.

Восьмой вопрос, «Что Вы можете сделать для свой Родины, чтобы в ней жилось лучше»? Личная позиция каждого гражданина, даже маленького, несовершеннолетнего, важна для государства. Если в этом возрасте подросток считает важным хорошо учиться, чтобы позже так же хорошо работать во благо своей Родины, то это уже гражданская позиция. Девять респондентов считают важным преодоление кризиса. Девять же человек пока не поняли своей роли в судьбе своей страны, но у них все впереди. Очень важно обратить внимание на националистический выбор одного из участников анкеты… Несомненно, этот выбор требует особого внимание педагога к ребенку и тех форм работы, которые помогу подростку нивелировать эти чувства.

 

 

Результаты исследования в старшей возрастной группе:

Участники: 50 представителей Всероссийского молодежного форума

из 7 городов Российской Федерации 14 – 18 лет.

1.Любить свою Родину для меня означает (рис3):

Рис.3

Во главу угла ставят готовность защищать свою страну 29% респондентов.

Вторым по значимости стал выбор значимости знания и почитания традиций своего народа 21.3%.

Важность отношений в семье оценивают 20.5% респондентов.

2. Чтобы больше узнать о своей стране, я…(рис.4)

Рис.4

Как это ни грустно, о своей стране сегодня молодежь узнает преимущественно из телевидения 27% и книг 25%, соответственно, а не из уроков истории. Юные Санкт-Петербуржцы (воспитанники ДПЛ «Изборский Посад») посещают выставки и музеи и путешествуют по России. Очевидно, удаление от центра России, значительно затрудняет у молодежи процесс познания своей страны.

3. Россия - это великая страна, потому что она (Рис.5):

Рис.5

В этом вопросе каждый респондент выбрал в среднем 2 варианта. Для подростков важно, что наша страна является многонациональным 32% и культурным 28% государством, сохраняющим свою историю; третьим, по значимости, выбором стала большая территория России 24%. Природные ресурсы 14% для подростков не столь значимы, как выдающиеся граждане нашей Родины 17%.

4.Для меня важно, что я гражданин России (по 5-балльной системе (Рис.6)

Рис.6

Высокая самооценка и позиционирование себя ПАТРИОТОМ объясняется статусом участников Всероссийского патриотического форума «РосПатриот»

Для меня важно, что я гражданин России (1-5 баллов (Рис.7)

Итог данной диагностики подтверждает, как сказано в послании Президента России Федеральному собранию РФ, что «…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».

В индивидуальных беседах были выявлены плюсы и минусы государственной идеологии в формировании гражданственности в постсоветской России (с точки зрения подростков). (Рис. 8)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...