Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-экономические процессы.




К концу периода Раннего Средневековья на территории Западной Европы утвердился феодализм. Определяющую роль в новой системе экономики играла вотчина – хозяйство феодала. Земельный фонд вотчины делился на домен, принадлежавший господину и мелкие наделы, передаваемые крестьянам в аренду. За аренду крестьяне платили ренту: земельную (барщина) – работа на господской земле, и натуральную (оброк) – оплата продуктами или вещами, которые изготовил крестьянин.

Особенностью феодальных поземельных отношений был условный и иерархичный характер земельной собственности, наличие сеньоров (владелец крупного земельного участка) и вассалов (военный слуга сеньора, получавший за службу землю – феод с зависимыми крестьянами, передающийся по наследству). Получая землю от королей или других сеньоров, их вассалы могли в свою очередь передать часть этих земель собственным вассалам. При этом повсеместно действовал принцип: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Качественно новый этап в развитии феодальной Европы – период Развитого Средневековья – связывают с возникновением и развитием городов. В городах ремесленники одной специальности объединялись в цехи. Целью цеховой системы было не допустить перепроизводства товара и, как следствие этого, снижения цен и разорения мастеров.

Для периода средневековья была характерна и строгая социальная иерархия. Каждый человек от рождения принадлежал к определенному сословию. Сословия – это большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Существовали привилегированные сословия (духовенство и феодалы) и непривилегированные (так называемое 3 сословие – горожане, крестьяне, купцы, ремесленники).

Духовные процессы.

Определяющую роль в жизни средневекового общества играла религия. В Европе в рамках единой христианской веры было два течения: восточная церковь во главе с константинопольским патриархом (Византия) и западная во главе с папой римской. Между ними были определенные разногласия в догматах (основных положениях) веры и борьба за сферы влияния. Тем не менее, до XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г., во время очередного конфликта между папой и патриархом, обе церкви предали друг друга проклятию и разделились на католическую («всемирную») и православную («правильно славящую Бога»).

В XI – XIII в. католическая церковь достигла наибольшего могущества. Без ее участия не совершалось ни одного крупного события. Церковь имела громадную земельную собственность, каждый европейский житель должен был платить налог – церковную десятину (1/10 дохода). Немалую долю доходов составляла и продажа индульгенций – грамот о прощении грехов.

С целью расширения своего влияния на новые территории католическая церковь организовала крестовые походы (1096 - 1270). Под лозунгом освобождения гроба Господня, осуществлялась попытка захвата арабских территорий. Борьба велась с переменным успехом, но, в конце концов, крестовые походы потерпели поражение.

Как ни была сильна церковь, всегда находились те, кто выступал или против ее учения, или против ее деятельности. Таких людей называли еретиками. Церковь активно боролась с распространением ересей. Был организован церковный суд – инквизиция, который использовал такие методы как доносы, слежка, пытки. По Европе запылали костры, на которых сожгли тысячи людей.

Общие социальные процессы периода Позднего Средневековья сказались и на христианской церкви. Реформация церкви стала неизбежной.

 

Византия

Политические процессы.

История Византии как самостоятельного государства начинается с 395 г., когда Римская империя распалась на Восточную и Западную. В 476 г., после падения Западной Римской империи, Византия стала преемницей Рима. Поскольку столица Византии – Константинополь – находилась на месте греческой колонии Византий, то и всю восточную часть Римской империи стали называть Византией.

Византия была империей, в которой император обладал неограниченной властью и считался одновременно главой правительства, единственным законодателем, высшим судьей и главнокомандующим. На первый взгляд, это напоминает восточный деспотизм, но императорская власть в Византии имела ряд существенных особенностей. Обожествлялся лишь сан императора, а не человек, его носивший, его власть не передавалась по наследству и была ограничена законом. Сильная централизация, единодержавие помогали Византии сохранять свою целостность. Но, с другой стороны, власть была в значительной степени изолирована от общества, и в результате многие социально-экономические процессы выходили из-под контроля.

Социально-экономические процессы.

В Византии иерархия господствующего класса определялась не вассальными отношениями, а чинами и должностями, занимаемыми при дворе. Аристократия была открытым слоем, так как ее социальное положение было неустойчивым и напрямую зависело от милости императора. Государственная власть в Византии подавляла активность различных слоев и порождала раздробленность общества, так как отсутствовали стабильные группы – сословия.

За тысячелетнюю историю Византия эволюционировала в экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному. Окончательно феодализм утвердился в X – XII вв., но он значительно отличался от европейского варианта. Наряду с зависимыми крестьянами в вотчинах трудились и рабы. Зависимые крестьяне считались не только собственностью феодалов, но и собственностью государства. Феодал не имел права их судить, а крестьяне платили как феодальную ренту, так и налоги казне. Значительную часть экономики составлял государственный сектор – крестьяне, принадлежащие государству.

В византийских городах не сложилось цеховой системы подобно европейской. Ремесленники объединялись в корпорации исключительно в интересах государства, с целью более удобного собирания налогов. В Византии не сложился внутренний рынок, не состоялся процесс накопления капиталов, задавленный гнетом со стороны государства.

Духовная жизнь.

Основой духовной жизни Византии было православие. Византийские императоры самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Церковь в Византии занимала подчиненное по отношению к власти положение и никогда не имела такого могущества, как западноевропейская.

Особенностью духовной жизни Византии было то, что, несмотря на победу христианства, в империи сохранилось глубокое уважение к знаниям, в том числе к античной философии и литературе, которые преподавались в византийской школе.

После гибели Византии ее духовной преемницей стала Россия, а Москва превратилась в главный центр православной религии и культуры.

Средневековый Восток

Китай.

Переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства, которое превратилось в государственную религию. Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) утверждал, что государство нужно рассматривать как большую семью, в которой каждый должен знать свое место и заниматься своим делом. Власть должна быть ответственна перед народом.

Главой китайского государства был император, власть которого была неограниченной. Он реализовывал свою власть через аппарат чиновников. В Китае действовал уникальный для Средневековья принцип равных возможностей. Каждый китаец знал, что если упорно учиться, то можно сдать государственный экзамен и стать чиновником.

Феодальные отношения стали развиваться в Китае с III в. В стране сложился особый тип феодализма – государственный феодализм. Главным феодалом было государство, которое взимало налоги с мелких крестьян. Чиновникам также давался земельный надел с зависимыми крестьянами, но только на период службы, он не передавался по наследству. В Китае не было вассальной системы, единственным господином было государство в лице императора.

В Китае не оформились сословия, была распространена система коллективной ответственности за преступления. В результате это привело к тому, что огромную силу приобрели семейно-клановые связи.

К началу Нового времени Китай представлял собой могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и большими возможностями для развития, что и позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой.

Япония.

Япония – одна из самых молодых стран Востока. Ее история начинается с III – IV вв., когда в центре острова Хонсю образовалось первое государство – Ямато. Наличие сильного и развитого соседа – китайского государства - привело к тому, что в VII – VIII в. происходит активное заимствование китайской модели развития. Однако идея сильной центральной власти не реализовалась в полной мере, так как не имела прочной опоры на чиновников.

В результате феодализм в Японии стал развиваться по западной модели. К X в. власть на местах перешла в руки знати, которая стала создавать отряды воинов – самураев – вассалов. Самураи за свою службу получали надел земли с крестьянами.

С XII в. в японской истории появилось новое явление – сегунаты (власть военоначальников над определенной территорией). В XVII в. сегун Токугава Иэясу объединил Японию в единое государство и провел ряд реформ, которые ограничили самостоятельность феодалов, прикрепили крестьян к земле и объявили страну закрытой от европейцев. Реформы законсервировали существующий в Японии политический и общественный строй.

Таким образом, в Японии проявились черты, присущие как Востоку, так и Западу, что позволило ей развиваться достаточно динамично в Новое время.

Индия.

Периоды централизации в средневековой Индии были непродолжительными по времени. Главной силой, цементирующей индийское общество, стала не государственная власть, а сельская община. Община охватывала большую территорию и объединяла не только земледельцев, но и ремесленников, торговцев и ростовщиков. В общине выделялись полноправные общинники - землевладельцы и неполноправные (разорившиеся землевладельцы, пришлые), которые арендовали землю или работали батраками. Руководил жизнью общины совет. Община платила налог государству – 1/6 часть урожая.

В общине была строгая социальная иерархия – кастовая система. Каста представляла из себя замкнутую группу, принадлежность к которой определялась только правом рождения. Межкастовые браки запрещались. Выделялись 4 касты: брахманов – жрецов, кшатриев – воинов, вайшьи – земледельцев и ремесленников и шудр – слуг.

Община тормозила развитие феодальных отношений, которые начали формироваться только после завоевания Индии мусульманами в XIII в. Приверженная традициям община, таким образом, придавая устойчивость индийскому обществу, в то же время сдерживала и тормозила его развитие. В Новое время это помешало Индии противостоять европейской экспансии.

Арабское государство.

Объединению арабских племен, проживающих на территории Аравии, способствовала новая религия – ислам. Основатель ислама – пророк Мухаммед (570 - 632) - стал и первым правителем арабского государства. После смерти Пророка во главе государства встали халифы – его «заместители».

VII – VIII вв. – эпоха арабских завоеваний, в ходе которых сложилось мусульманское государство - Арабский халифат. Халиф считался главой и государства и церкви, его власть опиралась на разветвленный бюрократический аппарат, армию и полицию.

В халифате господствовал государственный феодализм. Халиф считался верховным собственником земли. Государство сдавало землю в аренду крестьянским общинам, частное землевладение ограничивалось. Города и купцы также находились под контролем государства.

Традиционализм и коллективизм породили медленный темп развития мусульманских государств и привели к тому, что, несмотря на высокий уровень развития науки и культуры, они были колонизированы европейцами.

 

Россия в Средние века

Киевская Русь.

В начале I тыс. на территории Восточной и Средней Европы расселились славянские племена, из которых в VI в. выделилась ветвь восточного славянства – предки русского, украинского и белорусского народов. К IX в. у восточных славян сформировались предпосылки для образования государства.

В середине XI в. на территории восточных славян образовались два крупных восточнославянских объединения, куда были приглашены править варяжские (норманнские) князья – на севере с центром в Новгороде (князь Рюрик (862 - 879), который и стал основателем древнерусской княжеской династии) и на юге с центром в Киеве (князья Аскольд и Дир).

Их объединение произошло в 882 г., когда князь Олег, ставший править в Новгороде после Рюрика, захватил Киев и сделал его столицей государства Русь. (Киевской Русью его стали называть историки, чтобы отличать от Московской Руси).

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял Великий князь киевский. Ему подчинялись князья подвластных племен (в составе восточного славянства было около 15 племен). Отношения киевского князя с племенами строились на выплатах дани – полюдья.

При князе Олеге (879 - 912) в состав Руси вошли земли древлян, северян и радимичей. В 907 и 911 гг. Олег совершил два военных похода в Византию, в результате которых был заключен выгодный для русских купцов торговый договор.

Деятельность Олега продолжил сын Рюрика – князь Игорь (912 - 945). Ему удалось подтвердить торговый договор с Византией в 944 г., но на менее выгодных условиях. Игорь был убит в ходе восстания древлян, потребовав у них повторно заплатить дань.

Правление жены Игоря Ольги (945-964) – первой христианки на Руси, отмечено присоединением земель тиверцев и уличей и упорядочиванием сбора дани. Она ввела уроки – размер дани, и основала погосты – места сбора дани. Трагическая ситуация с Игорем больше не повторялась.

Князь Святослав (964-972) - сын Игоря и Ольги - присоединил земли вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена, разгромил хазарский каганат, отразил натиск печенегов. Святослав боролся с Византией за Балканский полуостров, но неудачно. Князь был убит по дороге в Киев, попав в засаду печенегов.

После смерти князя Святослава началась борьба за власть, в ходе которой киевским князем стал Владимир Святославович (980-1015). Владимиру I удалось объединить все земли восточных славян в составе Киевской Руси, обеспечить защиту русских земель от набегов кочевников. Самым значительным событием правления князя Владимира стало принятие христианства на Русив 988 г.

После смерти Владимира I началась междоусобная борьба за киевский престол между его сыновьями. Киев получил Ярослав Мудрый (1019-1054). При нем был создан первый письменный сборник законов – «Русская правда», назначен первый русский митрополит Илларион, христианство распространилось на всю территорию Руси, появились первые монастыри и школы. Князю удалось утвердиться в Прибалтике, основав там город Юрьев. Время Ярослава Мудрого – это широкое международное признание Руси и расцвет древнерусской культуры.

Чтобы избежать усобиц после своей смерти, Ярослав Мудрый разделил Русь между своими сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом, что по сути уже означало переход к феодальной раздробленности. Однако борьбы за власть им избежать не удалось. Устав от взаимной борьбы в 1097 г. князья созвали Любечский съезд, на котором было принято решение прекратить усобицы, и провозглашался принцип: «Каждому своя вотчина».

В начале XII века Русь снова объединилась перед лицом нового врага – половцев. Это было время правления Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава (1125-1132).

К середине XI в. на Руси утвердился феодализм. Основной массой населения Руси было крестьянство (смерды). Оно делилось на крестьян, которые работали в феодальных вотчинах, на свободных общинников, плативших подати государству, и лично зависимых крестьян (закупов – попадали в зависимость за долги; рядовичей – попадали в зависимость по договору и холопов – рабов). Городское население составлял различный торговый люд – от богатых купцов до мелких торговцев-разносчиков.

Основной особенностью экономического развития Древней Руси была огромная роль государственного сектора в экономике страны – наличие значительного числа свободных крестьян-общинников, плативших подати Великому князю.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 535.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...