Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Россия в мировом историческом процессе




История России – это часть мировой истории. Каково же место России в мировом историческом процессе? К какому типу цивилизаций ее можно отнести? Эти дискуссия в российском обществе началась в 30 - 40-е гг. XIX в. в трудах западников (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.) и славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков и др.).

Западники отмечали, что Россия – часть Европы и развивается по западной модели. Такой же точки зрения придерживались и сторонники формационной теории, которые считали, что Россия последовательно переходила от одной формации к другой, пусть и с некоторым отставанием от Европы и со своими особенностями. К началу XX в. это отставание в общих чертах было преодолено и Россия, наряду с другими странами, вступила в высшую стадию капитализма – империализм. А затем даже обогнала другие европейские страны, начав строить социализм – первую стадию высшей коммунистической формации. Однако эта концепция не дает ясного ответа на вопросы: почему именно Россия, не являясь самой передовой страной Европы, первой вступила на качественно новый виток развития, и почему за ней не последовали развитые страны Запада.

Разновидностью западнической теории являются взгляды тех современных исследователей, которые также относят Россию к цивилизации западного типа, но считают, что именно попытка строительства социализма нарушила ее естественное развитие, привела к установлению тоталитаризма, наиболее характерного для восточных обществ. С распадом СССР Россия вновь возвращается к западной модели, которая является для нее наиболее приемлемым типом развития.

Противоположностью западничеству являются теории, которые предлагают отнести Россию к обществам восточного типа. В качестве аргументов приводятся примеры, что наиболее продуктивно Россия развивалась только в эпоху тиранов (Петра I, Сталина). В тоже время, все попытки копировать западную модель заканчивались неудачей (католицизм западных земель Киевской Руси, деятельность Лжедмитрия, реформы Александра II, планы «Временного правительства», «Перестройка» Горбачева). Эпоха же тоталитаризма – типичный вариант восточной деспотии, возглавляемой вождем-тираном. Цикличность развития России (период реформ неизменно сменялся контрреформами) также характерна для восточных цивилизаций, как и традиционализм и коллективизм. Однако есть и ряд моментов, которые в корне отличают Российскую цивилизацию от восточных. В основе менталитета русского народа, который составляет большинство населения нашего государства, лежат христианские ценности, что характерно и для народа западных стран. Не укладывается в восточную модель и такие элементы дореволюционной России как частная собственность, предпринимательство, рынок, классовая стратификация, многопартийность, элементы парламентаризма и т.д.

Еще в XIX в. славянофилы и консерваторы отмечали, что у России свой, особый путь развития. Эти идеи нашли свое продолжение в концепции евразийства в начале XX в. Эти идеи активно обсуждаются и в настоящее время. Евразийцы (П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой) утверждали, что Россия – это не Европа и не Азия, это – Евразия. Россия изначально формировалась как многонациональное государство, объединившее в себе нацию евразийцев. Россия – это самобытная и самодостаточная цивилизация, особенности которой состоят в огромных территориях и удаленности от морских путей. Сама «огромность» этого пространства вынуждает прибегать к авторитарной модели власти. Отсюда и особая русская ментальность – привязанность к государству, к коллективу. Идейно-религиозной основой русского общества, способствовавшей его объединению, выступает православие. Отмечали евразийцы и значительное влияние Востока (тюрко-татарского фактора) на историю России. События 1917 года они рассматривали как кризис европейской культуры и возрождение Азии, а Россию евразийцы считали спасительница мира - в этом ее особая историческая миссия.

Современные евразийцы придерживаются точки зрения, что России необходимо продолжать развиваться своим собственным путем, не копировать западную модель, не искать союзников в Европе и США – своих исторических конкурентах. Будущее России в единении с Азией, в поиске союзников и партнеров среди цивилизаций Востока (мусульманский мир, Китай, Индия).

Оценивая евразийскую теорию следует отметить, что действительно, невозможно отнести Россию в чистом виде ни к западной, ни к восточной модели. Эти идеи импонируют и своей патриотичностью. Однако ряд положений евразийцев о самодостаточности нашей цивилизации вызывает некоторые вопросы, особенно применительно к новым условиям глобализации. Понятие «единая евразийская нация» тоже весьма условно. Определяющим в понятии «нация» является не только государственность, а также единые культурные традиции, национальный менталитет, языковая общность, что не всегда применимо к евразийской нации. Поэтому и эту теорию, как и любую другую, нельзя абсолютизировать.

Рассмотрев все обозначенные точки зрения, мы можем прийти к следующим выводам:

1. Россия – часть мировой цивилизации.

2. Россия соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Благодаря своему уникальному географическому положению Россия испытывала в разные исторические периоды влияние то одного, то другого цивилизационного центра.

3. Россия – многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфессий (христианство, мусульманство, буддизм и т.д.), присутствует культурное многообразие.

4. В переломные моменты своей истории (войны, революции, реформы) Россия испытывала «эффект маятника» - «сдвигаясь» то в сторону западного типа развития, то в сторону Востока. Россия соединяла и перерабатывала в себе западные и восточные традиции, периодически и рассматривая и выбирая различные варианты цивилизационного развития.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Исторические источники дают представление о реально существующих в прошлом событиях – исторических фактах. Собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов является сущностью исторического исследования. На основании выявленных фактов и строятся исторические концепции.

2 Большинство современных историков стремятся к тому, чтобы не противопоставлять формационный и цивилизационный подходы, а разумно сочетать их в своих исследованиях, что способно дать продуктивные результаты.

3. Многообразие объяснений исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальной теории, в которой на первый план выходит общие и единые для всего человечества законы и стадии развития общества, и теории локальных цивилизаций, в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимости и уникальности в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций.

4. Россия – часть мировой цивилизации Она соединяет в себе черты и особенности как Запада, так и Востока. Россия – многонациональное государство, в котором соединены народы различных этнических групп, конфессий), присутствует культурное многообразие.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1.Охарактеризуйте предмет исторической науки.

2.Перечислите функции исторической науки.

3.Что такое исторический источник?

4.Какие виды исторических источников вы знаете?

5.Что понимается под словом «методология»?

6.Охарактеризуйте формационный подход к изучению истории методологии истории.

7.Дайте характеристику цивилизационного подхода к изучению истории.

8.К какому типу цивилизаций можно отнести Россию?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1.

Выполните тестовые задания.

1. Основателем исторической науки считается древнегреческий мыслитель…

А – Аристотель

Б – Геродот

В – Платон

Г – Фалес

 

2. В средние века методология истории основывалась на…

А – Фатализме

Б – Провиденциализме

В – Материализме

Г – Позитивизме

 

3. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили…

А - Материалистическое понимание истории

Б - Цивилизационный подход

В - Теорию локальных цивилизаций

Г – Идеалистическое понимание истории

4. Одним из основателей цивилизационного подхода является …

А - Н.Г. Чернышевский

Б – В.О. Ключевский

В - Н.Я. Данилевский

Г – Н.М. Карамзин

 

5. Назовите функцию исторической науки, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов.

А - познавательная

Б - воспитательная

В - социальной памяти

Г – политическая

 

6. Формация – это…

А - ступень в развитии общества с определенным способом производства и соответствующей ему политической структурой

Б - определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства

В - целостная система, в которой взаимодействуют друг с другом различные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, религия, культура и искусство

Г - высокий уровень развития культуры общества

 

7. Назовите «музу истории».

А – Каллиопа

Б – Клио

В – Полигимния

Г – Урания

8. Значительное влияние на историю России тюркского фактора отмечали представители…

А – западничества

Б – евразийства

В – славянофильства

Г – марксизма

9. Понятие «культурно-исторический тип» используют представители …

А – божественной теории

Б – формационного подхода

В – цивилизационного подхода

Г – стадиальной теории

 

10. Судебник 1550 г. – это источник…

А – вещественный

Б – письменный

В – устный

Г – графический

 

Задание 2

Укажите соответствие между функцией истории и ее определением.

А – познавательная

Б – мировоззренческая

В – воспитательная

Г – функция социальной памяти

 

1. Выступает связующим звеном между прошлым и настоящим

2. Формирует гражданские качества человека, помогает накоплению моральных и нравственных ценностей общества

3. Позволяет анализировать исторические факты, выявляя закономерности в развитии общества с целью не допустить ошибок в будущем

4. Формирует взгляды на мир, общество, законы его развития

 

Задание 3

Заполните таблицу.

Формационный и цивилизационный подходы

 

  Представители Сущность подхода Типы обществ (примеры)
Формационный подход      
Цивилизационный подход      

 

Задание 4

Отнесите конкретные исторические источники к определенным видам

А – магнитофонная запись воспоминаний Н. Хрущева

Б – манифест об отменен крепостного права 1861 г.

В – «Сказание о граде Китеже»

Г – иконы

 

1. письменные источники

2. устные источники

3. вещественные источники

4. фонические источники

 

Задание 5

Выделите в Российской цивилизации исторические черты Запада и Востока. Заполните таблицу.

Российская цивилизация

  Черты Запада Черты Востока
Экономическая сфера    
Политическая сфера    
Культурная сфера    

 



Занятие 2.

ДРЕВНИЙ МИР

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ

 

1. Первобытное общество

2. Древний Восток

3. Античная цивилизация

4. Народы и древнейшие государства на территории России

ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Знать:

· когда появился на Земле человек;

· периоды древней истории;

· время и место появления первых государств;

· историческую специфику восточной деспотии;

· историческую специфику Древней Греции;

· историческую специфику Античного Рима;

· исторический ход и этапы заселения территории России;

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

· каменный век

· бронзовый век

· железный век

· homo habilis

· homo sapiens

· неолитическая революция

· восточная деспотия

· законы Хаммурапи

· античность

· полис

· метеки

· патриции

· плебеи

· Сенат

· праславяне

· Боспорское государство

· скифы

· Булгария

 

ТЕОРИЯ

Первобытное общество

Принято считать, что человек начал выделяться из животного мира примерно 3 миллиона лет тому назад, в то время как история цивилизаций насчитывает всего пять тысяч лет. Следовательно, в течение длительного исторического периода происходил процесс перехода от первобытности к цивилизации.

Как правило, древнейшая история делится на три продолжительных периода: каменный век (3 млн. лет тому назад – конец III тыс. до н.э.), бронзовый век (конец III тыс. до н.э. – I тыс. до н.э.) и железный век (с I тыс. до н.э.). В свою очередь каменный век, как самый продолжительный период, подразделяется на подпериоды: древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит), поздний каменный век (неолит).

Период палеолита обычно подразделяют на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).

В эпоху раннего палеолита, примерно 3 миллиона лет тому назад появились древнейшие предки современного человека. Они мало чем отличались от человекообразных обезьян: имели длинные руки, выступающие надбровные дуги, были покрыты шерстью и сильно сутулились. Однако, в отличие от животных, они умели производить орудия труда. Этот тип человекообезьяны получил название homo habilis – человек умелый. Условия жизни диктовали древнейшему человеку коллективный образ жизни. Люди объединялись в небольшие группы людей по 20-30 человек. Такие коллективы получили название человеческого стада.

Примерно 2 миллиона лет тому назад люди научились строить примитивное жилье в виде навесов и загородок. 1,6 – 1,5 миллиона лет тому назад наряду с собирательством большую роль начинает играть охота. Первобытные люди охотились на мелких млекопитающих и грызунов, собирали плоды и ягоды.

Приблизительно 100 тыс. лет назад, в эпоху среднего палеолита, большую часть Европы и Азии сковал ледник. Человек с большим трудом сумел приспособиться к жизни в новых условиях. Главным его занятием стала загонная охота на крупных животных – мамонтов, бизонов или носорогов. Люди научились добывать огонь. Необходимость согласовывать свои действия на охоте, передавать накопленный опыт, привела к появлению членораздельной речи. Первые искусственные захоронения свидетельствуют о том, что в эпоху среднего палеолита у людей начали формироваться примитивные религиозные представления.

Изменение условий жизни человека привели к изменению его физического облика. 35-40 тыс. лет назад появился человек современного типа – homo sapiens - человек разумный. В этот период происходит заселение Африки и Австралии, формируются основные расы – европеоидная, монголоидная и негроидная.

Период позднего палеолита, 35-10 тыс. лет тому назад, в развитии человечества называют также «костяным веком», так как значительного развития достигает обработка костей и рогов животных. Человек стал больше внимания уделять собирательству, начал осваивать рыболовство. В этот период появились первые долговременные поселения

На смену первобытному стаду пришла родовая община – коллектив родственников, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство. Несколько живущих по соседству родовых общин составляли племя. До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии и эту первую ступень родового строя принято называть матриархатом, так как в это время женщина играла ведущую роль в хозяйстве. От позднего палеолита сохранились и дошли до нас первые произведения искусства - наскальная живопись, которая служила магическим целям.

Мезолит – среднекаменный век – охватывает временной промежуток от 10 до 8 тыс. лет тому назад. Подлинный переворот в жизни людей произошел с изобретением новых охотничьих орудий – лука и стрел. Это дало возможность охотиться на мелких зверей и птиц. Охота стала более продуктивной и отпала необходимость охотиться коллективно. Началось одомашнивание животных. Первым прирученным животным стала собака. К концу мезолита были приручены свиньи, козы и овцы.

Новый каменный век – неолит (7-5 тыс. лет тому назад) – характеризуется неолитической революцией. Это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) периода палеолита и мезолита к производящему – земледелию и скотоводству. Родоплеменной строй переходит к следующей стадии своего развития. Мужчина встал во главе рода и закрепил свое господствующее положение отцовским правом – патриархатом. Создаются крупные объединения родов – племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.

Начало бронзового века относится к III тыс. до н.э. За тысячелетие производство металлов распространилось практически по всем территориям, заселенными людьми. В этот исторический период происходит первое разделение труда – скотоводство отделяется от земледелия. В период бронзы начинают складываться языковые семьи – большие культурные общности. К концу бронзового века можно говорить о разложении родового строя, что было связано с появлением имущественного неравенства и частной собственности.

В I тыс. до н.э. появляются первые железные орудия труда. Обработка железа требовала значительного опыта и навыков. Ремесленник перестал заниматься земледелием и стал изготавливать предметы не только на заказ, но и для обмена, что породило второе разделение труда - отделение ремесла от земледелия и появление простого товарного производства.

Происходят изменения и в общественных отношениях. Пленных перестали убивать, их стали превращать в рабов. Так зарождается эксплуатация. Родовые узы начинают слабеть. На смену родовой общине приходит соседская (территориальная), в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.

Племена, имеющие тесные хозяйственные связи объединяются в союзы племен, за которыми закрепляется определенная территория. На смену родоплеменной организации приходит государство.

 

Древний Восток

Первые государства – Египет, Вавилон, Индия и Китай возникли примерно в сходных климатических условиях. Все они появились в долинах рек, где среднегодовая температура составляет около +20◦С, что благоприятствовало развитию земледелия. Реки играли огромную роль в жизни этих государств. Они создавали возможности для орошения почвы, способствовали развитию внутренней и внешней торговли. Поэтому эти первые очаги цивилизации называют речными цивилизациями.

Но близость реки создавала и свои трудности. Низовья рек часто заболачивались, русла рек менялись во время сезона дождей, а разливы уничтожали посевы. Чтобы обеспечить бесперебойную подачу воды населению государств на поля требовалась развитая система каналов и дамб (ирригационная система). К созданию подобных сооружений привлекалось значительное число людей, и насущной необходимостью стала четкая организация их труда. Это в свою очередь способствовало формированию особой формы государственной власти – восточной деспотии.

Формы восточной деспотии в разных государствах имели свои особенности, но общие характеристики совпадали. Во главе государства стоял правитель (в Египте – фараон, в Китае – император, В Вавилоне и Индии - царь), который являлся собственником всех земель, главой армии, высшим судьей и верховным жрецом. Его власть была наследственной и неограниченной. Чтобы подчеркнуть исключительное положение правителя в государстве, он объявлялся живым богом. Но, несмотря на такое особенное положение царя, жрецы и знать принимали участие в борьбе за власть и оказывали влияние на политику правителя.

Централизованная власть опиралась на многочисленный аппарат чиновников, в чьи функции входили сбор налогов, организация сельскохозяйственных работ, суд, строительство и набор воинов.

Во всех древнейших государствах были созданы письменные сборники законов. Самыми древними из них, дошедшими до наших дней, считаются законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). Древнейшие законы объединял целый ряд общих черт:

1. Разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Чем выше стоял человек на социальной лестнице, тем гуманнее для него было наказание. Чаще всего знать и жрецы отделывались штрафом.

2. В законодательстве действовал принцип: «Око за око, зуб за зуб», т.е., человеку, нанесшему кому-либо телесные повреждения, следует отплатить тем же.

3. Закон охранял интересы высших слоев общества. Самые жестокие наказания назначались тем, кто выступал против власти, наносил вред имуществу царя или его приближенных, грабил жрецов или храмы.

4. Закон поддерживал патриархальное устройство семьи. Глава семьи – мужчина одинаково распоряжался и всем имуществом семьи и каждым ее членом. По закону разрешалось даже продавать в рабство детей, чтобы заплатить долг.

5. Закон оберегал частную собственность и защищал права наследования. Сурово наказывались кражи и порча чужого имущества.

6. Все слои общества имели определенные права, которые защищались законом. Даже рабы имели право жаловаться на жестокость своего господина и в случае угрозы своей жизни искать убежища в храмах, которые обязаны были его предоставить.

Таким образом, следует отметить, что даже в древнейших государствах существовали определенные гарантии, защищающие права личности.

Социальная структура древневосточных государств была строго иерархичной. Каждый слой занимал свое, строго определенное место со своими обязанностями, правами и привилегиями.

На вершине социальной лестницы стояли правитель и его окружение – знать и жрецы. Они занимали высшие государственные посты и обладали огромными землями и богатствами. Далее следовали чиновники, купцы, воины, ремесленники.

Основную часть населения древневосточных государств составляли свободные крестьяне-общинники, которые платили налоги правителю - собственнику всей земли в государстве. Кроме свободных общинников были и зависимые крестьяне, которые работали на храмы, знать или царя. У них тоже был свой надел земли, но на правах аренды, и они не имели права уйти со своих участков.

В самом низу социальной лестницы находились рабы. Труд рабов использовался в земледелии, ремесле, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Но труд рабов не играл определяющей роли в экономической жизни, он был дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников.

Как правило, большинство населения не имело возможности продвинуться вверх по социальной лестнице. Особенно это было характерно для Древней Индии, где царила кастовая система, и границы между кастами были непреодолимы.

Оценивая историческое развитие Древнего Востока, следует отметить, что именно там зародились первые очаги цивилизации и возникли первые государства и законы. Высокого уровня достигли материальная и духовная культура общества. Однако такие черты, как деспотизм, традиционализм, власть религии, «застылость» всех форм жизни привели эти древнейшие государства к гибели. Достижения восточной культуры унаследовала цивилизация иного типа – античная.

 

Античная цивилизация

Термин «Античность» появился в годы Возрождения. Он происходит от латинского слова («антиквус») - древний. Под античностью понимают особый период истории Древней Греции и Рима, а также завоёванных ими городов.

Древняя Греция.

Условия формирования греческой цивилизации (Эллады) во многом были иными, чем на Востоке. В отличие от «речных» цивилизаций, Балканский полуостров изрезан горными хребтами и морскими заливами. Плодородной земли в горных долинах было мало, и земледелие было малопродуктивным. Истинным богатством Греции было море. Море кормило Грецию и открывало торговые пути в другие страны. С полным основанием мы можем говорить о греческой «морской» цивилизации.

Начало греческой цивилизации относят примерно к середине III тыс. до н.э., а ее расцвет – к V – IV вв. до н.э.

Основой социально- политической организации греческого общества являлось государство - полис. Полис вырос из земледельческой общины, он состоял из городского центра и прилегающих к нему территорий. В отличие от цивилизаций Древнего Востока, где над общинами встало единое деспотическое государство, в Элладе сама община превратилась в город - государство. Наиболее крупными полисами были Афины и Спарта.

Афины – пример античной демократии. Источником силы и богатства Афин были торговля и кораблестроение. Высшим органом власти являлось Народное собрание. Совет старейшин (ареопаг) создавал проекты законов, а Народное собрание обсуждало и принимало решение. Каждый гражданин мог выступать и голосовать в собрании. Исполнительная власть – архонты, стратеги переизбирались ежегодно. Все граждане были равны перед законом. Впервые в истории человечества появляется институт суда присяжных. В той или иной форме народовластие утвердилось в большинстве греческих городов-государств.

Другая система правления сложилась в Спарте. Спартанцы подчинили свою жизнь законам войны. Завоевания других территорий давали им рабов и богатство. Все мужчины полиса были воинами, работали только рабы и неспартанцы, живущие в округе. Во главе государства стояло два царя (один уходил на войну, другой оставался в Спарте), власть которых передавалась по наследству. Но подлинная власть находилась в руках Совета старейшин, который и решал все важные вопросы жизни полиса. Формально верховным органом власти считалось народное собрание, но оно только утверждало решения, принятые Советом. То есть по политическому устройству Спарта представляла собой олигархию.

Социальная структура греческого общества в корне отличалась от Древнего Востока. Главным здесь был политический статус (гражданин полиса или нет). Все свободные и владеющие имуществом общинники являлись гражданами полиса. Они принимали участие в управлении государством, могли избираться на административные должности, выступать в суде, составляли основу армии.

Особое положение занимали свободные люди, переселенцы из других полисов – метеки. Они могли заниматься ремеслом и торговлей, платили налоги, служили в армии, но не могли участвовать в политической жизни, владеть землей и домами. Даже в суде их интересы представляли свободные граждане.

К низшей социальной группе относились рабы. В античном мире рабство приобрело более массовый и жестокий характер, чем на Востоке. Рабы в Греции приравнивались к говорящим орудиям труда и скоту. Они использовались на самых тяжелых работах в мастерских, рудниках, каменоломнях.

Во второй половине V в. до н.э. гармония и спокойствие эллинского мира приходят к концу. Назревают внутренние социальные конфликты, противоречия крупных торговых центров Афин и Коринфа. На стороне последнего выступила Спарта. Разразилась Пелопонесская война (431 г. – 404 гг. до н.э.). Война должна была решить и вопрос о том, кто встанет во главе единого греческого государства: Афины или Спарта. В войне победила Спарта, но оба центра греческой цивилизации настолько ослабели в этой войне, что не смогли не только объединить греческие полисы, но и противостоять завоеваниям македонцев. В первой половине IV в до н.э. Греция после битвы при Херопесе в 338 г. до н.э. теряет независимость.

Поход Александра Великого (Македонского) на Восток создал новые условия для развития античной цивилизации. Образованные его наследниками полководцами (диадохами) эллинистические государства соединили в себе особенности греческой и восточных цивилизаций. Греко - македонские переселенцы создавали города - полисы с местным самоуправлением, однако они входили в состав крупных централизованных государств с сильной царской властью.

Мира и спокойствия эллинистический мир не знал, его постоянно сотрясали и ослабляли межгосударственные и династические конфликты. В результате эллинистические государства становятся добычей нового центра военной и политической силы Средиземноморья – Римского государства. Последним, в 30 г. до н.э., потерял самостоятельность Египет Птолемеев.

Античный Рим.

Апенинский полуостров расположен в центральном Средиземноморье. С трех сторон он окружен морями, а на севере отделен от материка Альпийскими горами. Климат мягкий, морской, выпадает достаточно осадков. Есть плодородные земли для землепашества и скотоводства. Римскую цивилизацию, как и греческую можно назвать «морской».

По преданию основание Рима относят к 753 г. до н.э. Также как и в Греции, римское общество на ранней стадии развития представляло из себя территориальную общину, вышедшую из родоплеменного строя. Высшими органами власти в т.н. царский период были Народное собрание, Совет старейшин (Сенат) и выборный царь, выполнявший административные, военные и судебные функции. На первых порах население Рима было весьма немногочисленно. Вокруг небольшой крепости на Капитолийском холме расселилось 300 коренных родов, называвших себя патрициями, т.е. «имеющие отцов». Только они были полноправными гражданами Рима. Население, которое переселилось в Рим с других территорий, называлось плебеи - т.е. «простой народ». Они не являлись членами общины, не могли участвовать в Народном Собрании. V-IV в.в. – время борьбы плебеев с патрициями за свои гражданские права. В 494 году до н.э., под угрозой покинуть Рим, плебеи добиваются права созывать свое народное собрание и выбирать для защиты своих интересов народных трибунов. К III в до н.э. плебеи стали полноправными гражданами Рима.

V – I вв. до н.э. – период римской республики. Высшим административным органом республики стал Сенат. Ежегодно народные собрания из числа сенаторов избирали высших должностных лиц. Два консула (один – патриций, один - плебей) управляли делами в Сенате и армии. За пределами города их власть была абсолютной. Избирались преторы - судьи, осуществляющие надзор за порядком, цензоры, выполняющиефункции контроля, квесторы - надзор за финансами. В случае чрезвычайных обстоятельств - прямой угрозы Риму - Сенат мог назначить сроком на 6 месяцев диктатора, обладавшего всей полнотой власти. Сенат решал важнейшие государственные вопросы и подготавливал проекты для голосования на Народном собрании.

Завоевательные войны, которые постоянно вел Рим, привели к тому, что рабство стало массовым и приобрело в Риме самые жестокие формы. Раб терял собственное имя и носил прозвище, которое ему давал хозяин. Как и скот, раба награждали клеймом. Даже саму смерть раба римляне превратили в развлечение. На аренах цирков устраивались сражения рабов-гладиаторов, и римляне решали - кому из них жить, а кому умереть.

Социальные конфликты, громадные территориальные приобретения всё острее ставили вопрос о необходимости политических преобразований. Сохранить римское рабовладельческое государство могла только сильная центральная власть, опирающаяся на армию. На рубеже I в. до н. э. – I в. н. э. Рим превратился в империю. В I в. до н.э. в результате борьбы за власть и череды гражданских войн устанавливается диктатура Суллы (82-80 гг.), а затем Цезаря (49- 44 гг.). Преемник Цезаря Октавиан Август (Священный) в 27 г. до н.э. фактически стал первым императором, хотя официально не носил этого титула.

Первые два века империи - это ее наивысший подъем. При императоре Траяне (98- 117 гг. н.э.) она достигла своих максимальных границ. Завоеванные территории назывались провинциями, где правили наместники от имени императора. Они командовали войсками, собирали налоги, ведали администрацией. Часть провинций управлялась непосредственно императором через своих представителей - прокураторов, которые контролировали наместников.

Начиная с III в., Римская империя вступила в затяжной системный кризис, приведший к ее гибели. Рабский труд становился тормозом хозяйственного развития. Многие провинции в экономическом отношении стали опережать Италию. Рим начинает терять роль военно-политического центра и императоры переносят свои резиденции в другие города. В 330г. император Константин сделал своей столицей Константинополь на Балканах. А с 395 г. империя разделилась на Западную и Восточную. Внутренний кризис усугублялся натиском варваров, начавшимся Великим переселением народов. В 476 г. германский наёмник Одоакр сверг последнего западного римского императора и отослал знаки власти в Константинополь. Время Римской цивилизации в Европе завершилось.

Сойдя в V в. н.э. с исторической сцены, Античная цивилизация оставила после себя громадное наследие. Она стала прообразом будущей европейской цивилизации, а такие ее ценности как свобода, право, демократия приобрели общемировое значение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2001.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...