Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методология и теория исторической науки




Ю.А. Давыдова

А.В. Матюхин

История

Учебное пособие

Серия

«Непрерывное образование»


Дорогие друзья!

Перед вами учебное пособие, посвященное изучению истории. Еще в античные времена существовало выражение: «История – наставница жизни». Поэтому важнейшей задачей исторической науки является понимание, обобщение и использование накопленного потенциала всего человеческого знания и опыта.

Целью дисциплины «история» является формирование базовой системы знаний в области мировой и российской истории, выработка навыков исторического мышления, воспитание гражданственности и патриотизма. В данном курсе будут охвачены все периоды мировой и отечественной истории – с момента появления человека на Земле – до начала XXI века, выделены основные исторические события, выявлены исторические закономерности.

Изучение истории имеет особое значение для теоретической и методологической подготовки современных специалистов во всех отраслях современной экономической и общественной жизни. Данная дисциплина расширяет исторический кругозор, дает ориентиры для оценки и осмысления современных общественных, политических, экономических процессов в контексте опыта российской и мировой истории.

Желаем успехов!

 




Занятие 1.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ

 

1. Методология и теория исторической науки

2. Россия в мировом историческом процессе

ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Знать:

· специфику исторической науки;

· социальные функции истории;

· группы исторических источников;

· специфику различных подходов к изучению и толкованию истории;

· особенности дискуссии о месте России в мировом историческом процессе;

· историческую специфику положения и развития России «между Востоком и Западом».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

· история

· историческая наука

· функции истории

· исторический источник

· методология

· формационный подход

· цивилизационный подход

· «школа Анналов»

· презентизм

· цивилизация западного типа

· цивилизация восточного типа

· евразийцы

· «эффект маятника»

 

ТЕОРИЯ

Методология и теория исторической науки

В современном мире существует более двух тысяч различных наук, которые вырабатывают и систематизируют знания о природе, технике, человеке и общественной жизни. В этом ряду достойное место занимает историческая наука, которая также имеет свою систему законов, закономерностей, категорий и понятий. Но история – это не просто наука, это форма социальной памяти человечества, основной задачей которой является обобщение и обработка накопленного человечеством опыта. В то же время история выступает одной из важнейших форм самосознания людей, одним из основных способов самоидентификации общества, средством «ориентации» людей в социальном пространстве. "История - свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни" - писал древнеримский философ Цицерон.

История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), написавший первое историческое сочинение «История». В древнегреческой мифологии даже существовала муза истории – Клио. На одной из фресок она держит в руках раскрытый папирус; рядом с ней стоит корзина со свитками рукописей. Клио напоминала о том, чего может достичь человек, помогала найти свое предназначение.

Предмет истории в том виде, в каком мы изучаем его сейчас, определился не сразу. Расширялось и обогащалось содержание исторической науки, происходил процесс все возрастающего накопления знаний. В настоящее время история рассматривается как наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. В свою очередь, история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Отсюда следует, что предметом изучения истории является деятельность и действия людей, то есть вся совокупность отношений в обществе. В.О. Ключевский писал о сущности истории: «Содержанием истории, как отдельной науки, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

С какой целью нужно изучать историю своей страны? Ответить на этот вопрос мы сможем, выяснив социальные функции истории.

Первая функция – познавательная, интеллектуально развивающая, которая заключается в изучении исторического пути России и ее народов, так как невозможно понять настоящее во всей сложности и противоречивости составляющих его процессов без выяснения их исторических корней. Так русский мыслитель Н.Г. Чернышевский считал, что можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Вторая функция – политическая. Она позволяет анализировать исторические факты, выявляя закономерности в развитии общества с целью не допустить ошибок в будущем. Чтобы определить куда и как обществу идти в своем развитии нужно знать откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Третья функция – мировоззренческая, определяющая в значительной степени формирование научного мировоззрения. Мировоззрение (взгляд на мир, общество, законы его развития) может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона была и остается фундаментом, на котором базируется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать все идеологические построения и гипотезы на веру.

Воспитательная функция истории способствует всестороннему воспитанию человека, формирует его гражданские качества, помогает накоплению нравственных и культурных ценностей общества.

Функция социальной памяти состоит в том, что историческая наука выступает связующим звеном между прошлым и настоящим. Исторические знания составляют необходимый элемент духовной культуры, без которой невозможно поступательное развитие общества.

История занимает достойное место в общей системе социально-гуманитарных наук. Она тесно связана с такими науками как философия, история государства и права, этнография, культурология, экономика, политология, социология, история политических и правовых учений и т.д. Но, по сравнению с этими науками, исследующими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. И поэтому многие современные проблемы, которыми занимаются специалисты социально-гуманитарного профиля, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, при использовании систематизированного историками материала, позволяющего выявить наиболее общие тенденции общественного развития.

Историк, как правило, изучает события, которые происходили много лет назад. Поэтому историческая наука опирается на различные исторические источники, комплекс которых обширен и многообразен. Исторический источник – это памятник материальной и духовной культуры непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучать прошлое человечества. В настоящее время выделяют следующие группы исторических источников:

1)вещественные (орудия труда, жилища, захоронения, посуда, украшения и т.д.);

2)письменные (уникальные, отражающие единичные события (Судебник 1497 г., указ «о заповедных летах» 1581 г.) и массовые (переписи населения, статистические исследования));

3)устные (сказания, былины, легенды, песни, которые содержат информацию о великих исторических событиях);

4)этнографические (традиции и обычаи);

5)фонические или звуковые (выступления глав государств по радио);

6)фото - и кинодокументы.

Исторические источники дают нам представление о реально существующих в прошлом событиях – исторических фактах. Собирание, классификация, систематизация и обобщение фактов является сутью исторического исследования. На основании выявленных фактов и строятся исторические концепции.

В различные исторические периоды существовали разные теории, объясняющие ход исторического процесса. В этой связи необходимо отметить, что методология – это логическая организация какого-либо процесса. В этом широком смысле методология является необходимым компонентом сознательной целенаправленной деятельности.

Превращение получаемых исторических знаний в науку происходило постепенно, на протяжении длительного времени, поэтому правомерно говорить о разных этапах развития исторической науки. Важным этапом стал период античности. Он связан с появлением первых исторических трудов Геродота и Фукидида, живших в V веке до нашей эры и описавших греко-персидские и Пелопоннесскую войны.

В период средневековья историческая мысль находилась под влиянием богословия. Соответственно, и методология истории основывалась на провиденциализме – религиозно-идеалистическом воззрении, которое объясняло все события (в том числе и исторические) как результат борьбы божественного и дьявольского, а первопричиной всех событий видело волю божественного провидения.

В эпоху гуманизма, в XIV–XVI вв., история стала трактоваться как результат деятельности людей. В центр исторического процесса ставится не Бог, а человек.

В XVII–XVIII вв. - в период Просвещения - исторические знания превращаются в науку. Исторический процесс стал объясняться с естественнонаучных позиций. Появилась новая периодизация истории, актуальная и для настоящего времени: ее деление на древнюю, средневековую, новую.

В XIX в. возникли формационный и цивилизационный подходы к изучению истории, которые являются актуальными и в настоящее время.

Основатели формационного подхода К. Маркс и Ф. Энгельс предложили материалистическое понимание истории, в основе которого лежит учение о социально-экономических формациях. Они утверждали, что человечество в своем развитии проходит через ряд последовательных стадий – общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация рассматривалась как ступень в развитии общества с определенным способом производства (базис) и соответствующей ему политической структурой (надстройкой). Маркс и Энгельс выделяли 5 формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (формация будущего). Переход от стадии к стадии осуществляется через социальную революцию.

Основателями цивилизационного подхода являются русские мыслители XIX в. Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев, чье наследие активно развили в XX в. западные историки О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, А. Тойнби, С. Хантингтон. Представители цивилизационного подхода рассматривали историю человечества через призму понятий «культурно-исторический тип» и «цивилизация». Каждая цивилизация в своем развитии уникальна, не похожа на другие своими культурными особенностями. Цивилизации имеют свой естественно исторический возраст: они рождаются, взрослеют, расцветают, потом стареют и умирают. Культурные основы одной цивилизации не передаются другой. По мнению историков данного направления, выделяются такие цивилизации, как античная, китайская, индо-буддийская, романо-германская (западная), арабо-мусульманская, российская и т.д.

Большинство современных историков стремятся к тому, чтобы не противопоставлять два этих похода, а разумно сочетать их в своих исследованиях, что способно дать продуктивные результаты.

В 30-е гг. XX века во Франции зародилось новое направление исторической мысли, получившее название «школы Анналов» (М. Блок, Л. Февр и др.). Эти ученые считают, что история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений (общественные отношения, трудовая деятельность, формы сознания, коллективные чувства, нравы, фольклор).

В настоящее время можно встретить самые разнообразные теории объясняющие ход исторического процесса. Так, сторонники презентизма полагают, что история непознаваема, и каждое поколение переписывает ее заново, с точки зрения современных политических и идеологических конфликтов. По-прежнему популярны теории, которые считают двигателем исторического процесса какой-либо один фактор: экономику (марксизм), духовное начало (П.А. Сорокин), этапы развития этносов (Л.Н. Гумилев). Сохраняет свое значение и позитивизм. Историки, которые взяли его в основу своей методологии, стремятся выяснить и зафиксировать все возможные исторические факты и факторы (географические, экономические, социальные, этнические, психологические и др.).

Тем не менее, все сегодняшнее многообразие подходов к объяснению исторического процесса можно свести к двум направлениям: стадиальной теории, в которой на первый план выходит общие и единые для всего человечества законы и стадии развития общества, через которые рано или поздно проходят все народы; и теории локальных цивилизаций - в которой обращается внимание на индивидуальное в развитии стран и народов, на разнообразие исторического процесса, его неповторимости и уникальности в историческом движении и культурном проявлении конкретных народов и цивилизаций.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 555.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...