Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Философская, социальная и нравственно-психологическая проблематика творчества Ф.М. Достоевского 60-х – 70-х годов XIX в.
Вопросы: 1. Проблема цивилизации. Россия и Запад. Поиски путей исторического развития России. 2. Проблема национального характера. Народ («почва») и интеллигенция. 3. Проблема индивидуализма в различных формах («идеях») его направления. 4. Проблема «положительно-прекрасного человека» («делателя»). 5. Проблематика «Речи о Пушкине» (в сопоставлении с выступлениями И.С. Тургенева, А.Н. Островского, В.О. Ключевского). Тексты Ф.М. Достоевского. «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Сон смешного человека», «Речь о Пушкине», «Дневник писателя» Общественно-исторические предпосылки литературного развития 80-90-х годов. Общественно-политическая обстановка в России в царствование Александра III. Россия и Запад. Кризисные явления: проблема выбора путей в будущее. Состояние и возможности основных общественно-политических сил. Эволюция народничества. «Толстовство». Самостоятельно (2 ч.) Журналистика. Литературная критика.
Библиография: 1. История русской литературы: в 4 т. Т.З,4-Л., 1982-1983. 2. История всемирной литературы: В 9т. Т.7.-М., 1990. 3. История русской литературы: В 10 т.Т.9-М.-Л., 1956. 4. История русской литературы: В 3 т. Т.З.-М., 1964. 5. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2т. Т1, Ч.2.-Л., 1991. 6. Лосский И.О. История русской философии.-М., 1991. 7. Флоровский Г. Пути русского Богословия.-Киев, 1991.
II. Общая характеристика литературного процесса 80-90-х годов. Кризис реализма. Реализм и романтизм. Декаденские тенденции. Последние произведения А.Н. Островского, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова. Традиции Ф.М. Достоевского. Особенности творчества Л. Толстого. «Новая волна» писателей (А.П. Чехов, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, М.Горький). Народническая литература. Творчество В.Г. Короленко. Мировоззрение писателя. Общественно-литературная позиция. Тема народа в творчестве («Сон Макара», «Соколинец», «Марусина заимка», «Волжские рассказы и путевые очерки», «За иконой», «На затмении», «Река играет», «В пустынных местах»). Изображение людей социального дна («В дурном обществе»). Повесть «Слепой музыкант» как социально-психологический этюд. Философичность творчества («Парадокс», «Огоньки»). Тема интеллигенции. Кризис народничества в психологическом освещении писателя. Интеллигенция и народ («Чудная», «Художник Алымов»). Аллегорические произведения («Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме…», «Тени», «Мгновение»). Художественные особенности творчества 80-90-х годов (реалистическая основа, романтический элемент, психологичность, аллегоризм, музыкальная стихия творчества). Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Становление творческой индивидуальности. Уральская тема в творчестве писателя. Труд и капитал. Власть мамоны. Человеческая психология. Типы уральских заводчиков (романы «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Дикое счастье», «Три конца», «Хлеб»). «Уральские рассказы» («Бойцы», «Золотуха», «Отрава», «Лес»). Картины труда и быта сплавщиков, старателей, крестьян; человек и природа. «Вечные» проблемы в легендах («Баймаган», «Майя» - идея силы бескорыстной, бессмертной любви, «Лебедь Хантыгая» - проблема искусства и предназначения творческой личности). Рассказы и сказки для детей («Зимовье на Студеной», «Аленушкины сказки»). Мудрый , добрый взгляд на природу и «братьев меньших». Жизненная правда. Художественные особенности творчества. Социологический роман писателя и традиции русского романа. Натуралистические тенденции. Жанр очерка, этнографизм. Тяготение к условным жанрам (легенда), жанр литературной сказки.
Библиография: См. пункт I, номера 1-4. 1. Каминский В.И. Путь развития реализма в русской литературе конца XIX века.-Л., 1979. 2. Проблема типологии русского реализма.-М., 1969. 3. Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. Т.2,3.-М., 1974. 4. История русского романа: В 2т. Т.2.-М.-Л., 1962. 5. История русской поэзии: В 2 т. Т.2.-Л., 1969. 6. Платонов А. В.Г. Короленко//Платонов А. Размышления читателя.-М., 1980. 7. Бялый Г.А. В.Г. Короленко - М., 1983. 8. Петрова М.Г. Добрый человек из XIX столетия. Короленко//Связь времен. Проблема преемственности в русской литературе конца XIX -начала XX в. -М., 1992. 9. Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк: Личность, творчество.-Свердловск, 1981. 10. Д.Н. Мамин-Сибиряк -художник: Сб. -Свердловск, 1989.
III.Творчество С.М. Степняка-Кравчинского. Общественно-политическая деятельность. Эволюция народничества и идейно-эстетическая позиция народника-революционера-писателя. Эстетика народничества и традиции эстетики Н.Г. Чернышевского. «Сказка о копейке», «Мудрица Наумовна», «О Правде и Кривде» - «Подпольная Россия», «Карьера нигилиста», «Домик на Волге». Роман «Андрей Кожухов» («Карьера нигилиста»). Историческая основа романа (деятельность революционного народничества второй половины семидесятых годов). Автобиографичность образов Андрея Кожухова и Жоржа. Творческая задача: «верно изобразить <...> революционеров только как людей, а не как политических деятелей» (Степняк-Кравчинский). Атмосфера «революционного духа, различными проявлениями которого проникнуто все содержание романа» (В.Засулич). Образ Андрея Кожухова. Главное качество личности героя - «безграничная способность к самопожертвованию». Нравственное право на насилие (убийство). Проявление человеческого гуманного начала в сне героя - «отвратительный сон» (Андрей Кожухов). Подчинение героя необходимости «закалять сердце против нежных чувств». Резко отрицательное, эстетически отвратительное изображение всех представителей власти, «ничтожных представителей своей породы». Отсутствие «изображения» народа. Общие рассуждения о «варварстве» крестьян как следствия их «невежества», порожденного «средневековыми предрассудками». Трудность оценки романа в художественном аспекте (написан по-английски, стилистическая правка других лиц).
Библиография: см. пункт I, номера 1,3,4. 1. Засулич В. Статьи о русской литературе.-М., 1960. 2. Кропоткин П.А. Записки революционера.-М., 1966. 3. Маевская Т. Слово и подвиг: Жизнь и творчество С.М. Степняка-Кравчинского.-Киев, 1968. 4. Таратута Е.А. С.М. Степняк -Кравчинский - революционер и писатель.-М., 1973.
IV.Творчество Л.Н. Толстого. Личность Толстого. Поиски истины. «Литературное государство в государстве». Периодизация творчества (три поры развития), проблема хронологии. Разнообразие форм проявления творческой личности (дневники, эпистолярий, «полуисповеди-полутрактаты», собственно художественное творчество - романы, повести, рассказы, сказки, басни, притчи, легенды, драматические произведения; внутрижанровое разнообразие). Путь к толстовству. Основные этапы. Сущность религиозно-нравственного учения. Теория и практика толстовства. Основные положения эстетики. «Стремление, которое находится во всем существующем и в человеке, есть сознание жизни и стремление к сохранению и усилению ее». «Мир существующий» (жизнь по закону человеческому) и «мир должный» (жизнь по закону Божескому). Поиски основ для «возрождения мира к миру». Повести и рассказы 1852-1863 годов. Разнообразие и расширение тематики (сцены военной жизни, быт и нравы дворянства, картины крестьянской жизни, взаимоотношение дворянства и крестьянства, изображение духовного мира Европы). Человек и война. «Как умирают русские солдаты». «Рубка леса», «Набег». Типы солдат и офицеров. Психология человека на войне. Вопрос о сущности войны, о соотношении её с человеческой природой. Война - человек - мир природы. «Севастопольские рассказы». Изображение трагедии Крымской войны. Героизм солдат и офицеров. Эгоистическое и национально-патриотическое. Главный герой - «правда» (Толстой). Изображение ужасов войны. Батальные сцены. Рост психологического мастерства. Символическое наполнение образов. На путях к созданию эпического характера. Замысел «Четырех эпох развития». Автобиографическая трилогия («Детство», «Отрочество», «Юность»). Изображение процесса становления личности. «Счастливая пора детства», «пустыня отрочества», крах юношеского индивидуализма и неизбывное стремление личности к нравственному самосовершенствованию на путях постижения христианских ценностей. «Чистота нравственного чувства». «Диалектика души». «Люцерн (Из записок кн. Д. Нехлюдова)» - «памфлет против зла и уродств буржуазной цивилизации», защита «добра, красоты и правды» (К.Ломунов). Жизненная основа произведения (дневниковые записи Толстого). Проблема «прогресс и цивилизация». Единство социального, эстетического и нравственного анализа. Дух философского трактата («полурассказ-полутрактат»). «Паралич» души и отчуждение личности. Проблема свободы. «Альберт». Пушкинский мотив «огня» поэзии (искусства) и поиски путей утверждения «мира должного» в жизни. Трагедия артистической личности. Эстетическая поэзия Толстого - «везде есть прекрасное» (ошибочность утверждения об апологетике в рассказе «искусства для искусства»). Тема народной жизни, отношений между дворянами и крепостными. Замысел «Романа русского помещика». Рассказ «Утро помещика». Проблемы жизни русской деревни. Изображение быта крестьян, их внутреннего мира, человеческих переживаний. Образ Нехлюдова. Стремление посвятить себя жизни в деревне. Отсутствие полноты «нравственно-удовлетворенного чувства». Интуитивное понимание того, что «любовь и добро есть истина и счастье». Неодолимая тяга героя к приобщению к народной жизни (преодолению социально-исторического разрыва с крестьянством). Трагедия непонимания. Обращение Толстого к народной мудрости (поговорка «Как можно пчелу учить, куда ей вощину крепить?»). Продолжение исследования народной жизни. «Поликушка» Социальная разобщенность в «мире существующем». Рекрутство и проблемы народной жизни. Преобладание нравственной проблематики. Человеческая трагедия героя. Психологизм Толстого. «Три смерти». Философско-нравственная проблематика. Символика и аллегоризм реалистического рассказа. Смерть барыни (ложь в жизни и перед лицом смерти, эгоистический страх смерти). Смерть крестьянина. Смерть дерева. Утверждение стихийного, бессознательного, природного начала как залога «счастья и красоты, гармония со всем миром». Отход Толстого от православной традиции. «Казаки. Кавказская повесть 1852». Замысел (повесть «Беглец») и его реализация. Проблематика: лишний человек», человек и цивилизация (в частности, проблема «естественного человека»), человек и природа, смысл жизни. Образ Дмитрия Оленина. Нравственные искания. Рационалистические установки, книжная романтика – реальный мир природы и человеческой стихии. Тщетность попыток «сознательного (умозрительного) самоотвержения» и «неизбывность спасительного стремления слиться с природной жизнью». Изображение жизни и быта гребенских (терских) казаков. Этнографичность, физиологичность. Стремление выявить природную основу жизни. «Война и мир». Творческая история («Три поры»). Национальная проблематика. «Мысль народная» в романе. Роман о смысле жизни и исторических судьбах России. Жанровое своеобразие «Войны и мира» (роман-эпопея). Диалектика содержания и формы. Композиционные особенности. Философия истории Толстого. Система образов «Войны и мира»: представители «века Екатерины» (Кирилла Безухов и Николай Болконский); «гнезда» Курагиных и Ростовых; образы Наполеона и Кутузова, принципы оценки Толстым исторической личности; образ Платона Каратаева, носителя «роевого» начала; образы правдоискателей Андрея Болконского и Пьера Безухова, этапы постижения героями смысла жизни; женские образы в романе, позиция Толстого по проблеме «эмансипации женщины», полемика с революционными демократами. Проблема «человек и война» в понимании и изображении Толстого («противное человеческой природе событие» - Николай Ростов на войне, последние часы жизни Пети Ростова; пацифизм писателя, оценка характера войн 1805-1807 годов и Отечественной 1812 года). Изображение народа в романе, своеобразие позиции автора. Мастерство Толстого-художника. «Диалектика души». Глубокий психологизм (внутренняя речь героя, речь автора). «Сопряжение» разных повествовательных форм. Батальные сцены. Философичность пейзажа. Авторские отступления, их содержание и функция. «Я нахожусь в мучительном состоянии сомнения, дерзких замыслов невозможного <...> и вместе с тем упорной внутренней работы» (Л.Толстой). «Анна Каренина». Проблематика романа. Нравственно-философское и эстетическое осмысление состояния русской жизни первого десятилетия пореформенного периода. «Мысль семейная» («Две четы», «Два брака» - первоначальные названия романа) и «мысль народная». Выдвижение содержания любовного романа в широкий социально-исторический контекст. Образ Анны Карениной в свете проблемы женской эмансипации. Нормы светской жизни и нормы христианской нравственности. Тема истинного предназначения женщины. Трагедия героини. Образы Каренина, Вронского, Облонского. Идейный смысл исканий Константина Левина. «Странный помещик». Путь прозрения через приятие народных взглядов на мир: жить для души, помнить Бога. Опрощение. Толстой в предверье мировоззренческого кризиса. Нравственно-воспитательный смысл произведения. Художественные особенности романа. Драматургия Толстого. Драматизм и катастрофичность обстоятельств самой жизни. Связь тематики и проблематики пьес с тематикой и проблематикой толстовской художественной прозы и публицистики. Тема нигилизма («Нигилист», «Зараженное семейство»). Принципиальный отказ от психологического проникновения в сущность героев: где нет жизни, там нет движения. Драмы -притчи («Петр Хлебник», драматическая обработка легенды об Аггее), хронологически и идейно соотносимые с народными рассказами: утверждение Евангельского смирения и опрощения. Доминирующее дидактическое начало: «Горе вам, богатые, яко отстоите утешения вашего...» «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть». Народная драма. Проблема добра и зла, решаемая в духе толстовства (самоустранение от зла как начало подлинной жизни). Власть тьмы – власть денег. Борьба добра и зла в душе Никиты. Необходимость публичного покаяния. «Плоды просвещения». Традиционность тематики. Новизна: мужицкий приговор «зараженному семейству». «Говорящая» афиша. Осуждение пошлости космополитического общества господ. Тема народа. Безземелье («Куренка выпустить некуда»). Движение пьесы мужицким интересом; бесцельность жизни господ. «Живой труп» - вершина толстовской драматургии. Единство критического и поэтического начал. «Поэтическая жизненность» характера Федора Протасова – основа драматического действия. «Текучесть человека». Непротивление судьбе при сохранении высокой нравственности – главная черта личности героя. Трагическая незащищенность живого человека перед мертвым социальным укладом. Роман «Воскресение». Последний великий роман Толстого. Появление трактатов «О жизни», «Царство Божие внутри нас». Нравственное освещение социально-политической тематики - «Истинный большой свет» - свет народной жизни. Образ Нехлюдова. Двойственность (амбивалентность) героя: человек животный, живущий жизнью людей «своего» круга, и человек духовный. Глубокий психологический анализ внутренней борьбы. Переход от «полного сумасшествия эгоизма» в условиях праздной жизни к «силе завладевающей» народно-христианского духа: «Ищите царства Божия и правды его». Образ Катюши Масловой. Эволюция образа: милая любящая девушка - «мертвая женщина» (последствие поступка Нехлюдова) - «оживление» души через приобщение к «общим страданиям», общей жизни. Возвращение человека из народа в родную стихию. Беспощадная критика корпорации «людоедов», охраняющих государственные устои, представителей чиновничьей, военной, церковной, полицейской касты. Образы революционеров. Утверждение писателем подвижнеческого типа личности (революционеров по совести), совмещающей общественное служение с нравственным самоусоврешенствованием (Симонсон). Разрешение проблемы насилия (государство угнетает личность) на путях победы «нравственного сознания» в процессе «перестройки миросозерцания». Художественное своеобразие «Воскресенья». Роман «большого захвата». Панорамная композиция, ее открытость. Повести и рассказы 80-90-х годов. Художественное воплощение идей толстовства. «Записки сумасшедшего», «Смерть Ивана Ильича». Перелом в мировоззрении героя, вызванный осознанием никчемности жизни людей «приличного общества». Глубочайший психологизм изображения внутреннего мира Ивана Ильича («Смерть Ивана Ильича»). Отчуждение от людей своего круга как переход к познанию истинного смысла жизни. Физическая смерть и духовное воскресение личность. «Хозяин и работник». Василий Брюханов и Никита. Реализация общехристианской идеи любви к ближнему в конкретной заботе о спасении жизни мужика. Осознание глубинной связи с народом как залог спасения души. «Крейцерова соната». Семейный вопрос, проблема брака и отношений между мужчиной и женщиной. Исследование причин падения личности. Критика общественной морали, выдающей чувственное (животное) за духовное. «Фальшивый купон». Проблема «малого» зла и предельной ответственности личности за «незначительные» поступки. Изображение «цепной реакции» в разрастании «малого» прогрешения до разрушительной силы огромного размера. «Зло расходится, но не побеждает добра». Идея искупления и преодоления зла на основе следования закону Божескому. «Божеское и человеческое». Образ революционера-народника Анатолия Светлогуба. Отказ героя от идеи насильственного переустройства общества и переход к идее непротивления злу и евангельской братской любви. Повесть «Хаджи-Мурат». Завершение круга творчества. Возвращение к кавказской тематике. Сопоставление «двух полюсов властного абсолютизма» - европейского (Николай I) и азиатского (Шамиль), одинаково губительных для жизнелюбивой самоутверждающейся свободной личности. Трагедия горцев и русских солдат и офицеров. Однолинейная оценка сложнейших геополитических евразийских процессов. «После бала» - совершенное по форме и простоте художественное воплощение сути толстовства. Эволюция героя-рассказчика: любовно-поверхностное восприятие мира – встреча с насилием - душевное потрясение – анализ (попытка уяснения причины насилия) – отказ от участия во зле (государственной службе). Призыв к самоусовершенствованию в любых жизненных обстоятельствах. Рамочная композиция. Противопоставление светлого и темного начал жизни (принцип контраста) на различных уровнях (цвет, звуки, проявление амбивалентности личности, эмоциональное состояние героя). Величие Л.Толстого. Мировое значение творчества. V.Творчество В.М. Гаршина - «совести русской интеллигенции». Жизнь и судьба. Психологические и социальные причины трагедии писателя. Начало творчества - «Подлинная история Энского земского собрания». Традиции натуральной школы. Эстетический манифест Гаршина – рассказ «Художники». Статьи об искусстве. Основополагающая идея творчества – идея страдания. Эволюция «героя гаршинского типа»: от самоубийства («Происшествие») через сострадание к несчастным («Художники») и разделение страданий народных («Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова») к приятию жизни как самоотверженного служения людям («Ночь»). Тематика рассказов: «женский вопрос» («Происшествие», «Надежда Николаевна»), человек и война («Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»), тема народа (социально -нравственное раскрытие темы) («Денщик и офицер», «Сигнал»), критика эгоцентризма и буржуазного хищничества («Встреча», «Ночь»). Гаршинское наполнение идеи страдания. Самопожертвование как потребность личности (Attalea princeps», «Красный цветок», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее», «Сигнал»). Апогей идеи жертвенного подвига в «Красном цветке»: герой стремится избавить от зла все человечество посредством собственной гибели. Гаршинское наполнение идеи жертвенной любви. Рассказ «Сигнал» и толстовство. Традиции (Гоголь, Достоевский, Л.Толстой) и новаторство идейно-художественных исканий писателя. Своеобразие Гаршина-художника. Интерес к малым жанровым формам (рассказ, сказание, сказка, стихотворение в прозе).
Библиография: См. пункт 1, номера 1,3,4. 1. Бялый Г.А. Всеволод Гаршин.-Л., 1969. 2. Безруков А.А. Афтореферат диссертации «Нравственные искания В.М. Гаршина: Истоки и традиции».-М., 1989. 4. Латынина А.Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба.- М., 1986. 5. Порудоминский В.И. Гаршин.-М., 1962. 6. Современники о В.М. Гаршине: Воспоминания. – Саратов, 1977.
VI. Творчество А.П. Чехова. «Художник жизни» (Л.Толстой). Становление нравственной личности. Студент, врач, естественник, журналист и газетчик. Юмористика («мелочишка»). Злоба дня. Изображение умонастроения русского общества («Письмо ученому соседу», «Жалобная книга», «Мысли читателя газет и журналов»). Усвоение традиций русской классики (Гоголь, Щедрин). Новая трактовка темы «маленького человека» («Двое в одном», «На гвозде», «Смерть чиновника», «Мелюзга», «Толстый и тонкий»). Тема духовного лакейства, извращенного представления о ценности и значимости личности, убогой приземленности интересов («Маска, «Радость», «Орден», «Свадьба с генералом», «Хамелеон», «Упразднили»). Тема народа. Рассказ «Барыня» как семейная драма из народной жизни. Рассказы о мужиках. Традиции русской классики и чеховская позиция. «Чеховские «Записки охотника»» (Г.А. Бялый) («Агафья», «Егерь», «Рано», «Свирель»). Трагикомедии из крестьянской жизни («Злоумышленник», «Темнота», «Беглец». Рассказы о народном горе, о сокровенных мечтах («Горе», «Мечты», «Счастье»). Мир в детском восприятии и мышлении («Гриша», «Кухарка женится», «Детвора», «Событие», «Мальчики», «Устрицы»). Рассказы об актерах и художниках («Первый любовник», «Юбилей», «Талант», «Критик», «Актерская гибель»). Повесть «Степь» - начало нового этапа творчества. Замысел и его реализация. Образная система (Егорушка, о. Христофор, Дымов, Емельян Пантелев, Варламов, Соломон). Образ степи. Образ народной России. Проблема человеческого счастья. Идейные и стилистические особенности повести. Композиционная структура. Многоплановость. Реально-бытовой план и план духовно-внутренний («потаенная мечта героев»). Вставные эпизоды. «Степь» в восприятии современников. Идейно-творческие искания конца 80-х годов. «Я учусь писать рассуждения». Проблема общественного пессимизма («Огни»). Гаршинский тип героя в рассказе «Припадок». Чехов и толстовство. Идея непротивления злу в трактовке Чехова («Хорошие люди», «Встреча»), идея всепрощающей любви к ближнему («Нищий», «Беда», «Миряне»). Рассказ «Именины». Повесть «Случайная история». «Повесть о решающей роли мировоззрения в жизни человека» (Г.Бердников). Духовная драма Николая Степановича. Равнодушие героя (жизненная «мудрость») - «паралич души» как следствие отсутствия «общей идеи». Двойники героя. Творчество 90-х годов. Поездка на Сахалин. «Остров Сахалин» -книга о «каторжном острове». Итоги путешествия. Этические проблемы в повести «Дуэль». Полемика с «Крейцеровой сонатой» Л.Толстого. Образы Лаевского и фон Корена. Духовное перерождение Лаевского. «Спасение надо искать только в себе самом». «Палата №6». Судьба человека в обществе, где насилие воспринимается как разумная необходимость. Доктор Рагин, философия и жизненная практика. Трагическая судьба Громова, дух протеста против насилия, нравственная чистота героя. Символическое звучание рассказа. Изображение духовного оскудения личности, трагизма социального бытия, несостоятельности жизненных программ («Попрыгунья», «Анна на шее», «Учитель словесности»). «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). «Футлярность жизни (общественный, бытовой, философско-этический план). «Ионыч». Проблема личности и среда. Образ Ионыча. Этапы духовной деградации героя. Отсутствие «общей идеи». «Самое талантливое семейство в городе». Обобщенный образ обывателя. Композиция рассказа, средства художественной выразительности. Тема «уклонений от нормы», стремления к преодолению «футлярности», утверждения красоты реальной жизни («Дама с собачкой»). Изображение жизни русской деревни. Тема народа. Попытка сочетания трезвости оценок и романтического характера суждений. Особенности демократизма и гуманизма писателя («Мужики», «В овраге»). Проза 900-х годов. Усиление тенденций предшествующего периода творчества. «Архиерей написан <...> изумительно» (И.Бунин). Мечты героя о простой, человеческой жизни. Тема весны и духовного воскресения. Проникновенный лиризм рассказа «»Невеста». Реализация мечты героини о начале новой, светлой жизни. Тема будущего в рассказе. Символическое звучание произведения. «Записные книжки» Чехова – кардиограмма творческой мысли. Драматургия Чехова. Юношеские опыты. На пути к театру. Чеховский водевиль («Медведь», «Свадьба»). Традиции русской классики (Гоголь, Некрасов, Тургенев). Постижение сути комического. Переосмысление водевиля как комедии-шутки. Стремление к созданию живых человеческих индивидуальностей. Творческие искания конца 80-х годов. «Иванов». Стремление «положить предел писаниям о ноющих и тоскующих людях». Проблема «лишних людей» как проблема поиска «общей идеи». «Надорванность» героя. Пробуждение человеческого самосознания как общечеловеческая проблема. Творческий кризис Чехова «Леший». Проблема смысла жизни. Чехов и толстовская идея всеобщей любви как универсального средства решения всех жизненных проблем. Этическая направленность чеховских поисков. Нравственное воскресение героя. Творческая зрелость Чехова-драматурга. Интерес к новейшей западноевропейской драматургии (Ибсен, Гауптман, Стриндберг, Метерлинк). Позиция Чехова. «Чайка». Проблемы искусства, художественного творчества и общественного бытия в пьесе. Утверждение мысли и неразрывной связи художника с действительностью как подлинным источником вдохновения. Образы Нины Заречной, Треплева, Аркадиной, Тригорина. Психологизм изображения внутреннего мира героев как арены борьбы и исканий. Сценическая история «Чайки». «Дядя Ваня» как окончательная, радикальная переделка «Лешего». Драма Астрова и ее социально-психологический смысл. Новое освещение драматической коллизии «Иванова». Драма обыденного течения жизни. Развенчание «серебряковщины». «Ноты бодрости и любви к жизни» в творчестве Чехова. «Три сестры». Жизненная драма сестер Прозоровых. Несбыточность мечты в столкновении с бездуховным миром (Наташа, Соленый). Бесплодное философствование Вершина о будущем и его теория «мало-помалу». Деградация личности Андрея Прозорова, последнего «лишнего человека» русской классики XIX века. Предчувствие неизбежного изменения жизни. Возросшая требовательность Чехова к герою, проблема ответственности человека за свою жизнь и судьбы будущего. Характерные особенности финала пьесы. «Вишневый сад». История создания пьесы. Жанровое своеобразие. Чеховское понимание сущности комического. Чеховский оптимизм и его истоки, художественные средства его выражения. Новые принципы воспроизведения социальной действительности в пьесе. Основные темы чеховского творчества 90-х годов в «Вишневом саде». Образная система. Требования истории и деятельность личности. «Старые хозяева» вишневого сада (Гаев, Раневская). Трагедия личности Лопахина. Тема новой жизни и ее художественное решение в пьесе. Образы Ани и Пети Трофимова. Образ вишневого сада, его символическое наполнение. Своеобразие чеховской драматургии. Значение традиций Некрасова, Тургенева, А.Н. Островского. Новаторство Чехова: отсутствие драматических событий в их традиционном понимании, завязки действия; событийная острота сюжетной линии не определяет ее роли и значения в сюжетной структуре пьесы; отсутствие в пьесе борьбы – интриги, конфликт «задумавшихся» героев с будничным течением жизни; особое значение реплики, ремарки; наличие подтекста («подводного течения»); постоянная внутренняя погруженность героя в себя; речевой лейтмотив; самоирония и лирика – стихия чеховского героя. Чехов – создатель жанра лирической комедии. Сценическая история чеховских пьес. Роль чеховской драматургии в становлении творческих принципов МХАТа. Чехов как последний классик «золотого века» русской литературы. Связь творчества писателя с основополагающими традициями отечественной и мировой литературы. Новаторство Чехова.
Библиография: См. библиографию к пункту 1, №1-4. 1. Русская литературе XIX века и христианство.-М., 1997. 2. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову.-Л., 1990. З. Он же. Чехов и русский реализм.-Л., 1981. 4. Гурвич И.А. Проза Чехова. Человек и действительность.-М., 1970. 5. Чудаков А.П. Поэтика Чехова.-М., 1971. 6. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей.-М., 1972. 6.Чеховские чтения в Ялте.-М., 1973-1994. 7.В творческой лаборатории Чехова.-М., 1974. 8.Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания.-М., 1984. 9.Он же. Избранные работы: В 2т. Т. 1,2.-М., 1986. 10. Он же. Над страницами русской классики.-М., 1985. 11. Семанова М.Л. Чехов-художник.-М., 1976. 12. Паперный 3. Записные книжки Чехова.-М., 1976. 13. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации.-М., 1979. 14. Он же. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова.-М., 1999. 15. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли.-М., 1979. 16. Чудаков А.П. Мир Чехова: Становление и утверждение.-М., 1986. 17. Громов М.П. Книга о Чехове.-М., 1989. 18. Он же. Чехов.-М., 1993.
VII. Основные итоги русского литературного развития 19 века. Тесная связь с узловыми моментами русского национального самосознания. Православная основа творчества. Утверждение национальных духовно-художественных ценностей как вклад в мировую литературу. Всемирная отзывчивость русской литературы в лице ее классиков.
Библиография: См. список литературы ко всем разделам. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |