Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Философская, социальная и нравственно-психологическая проблематика творчества Ф.М. Достоевского 60-х – 70-х годов XIX в.




 

Вопросы:

1. Проблема цивилизации. Россия и Запад. Поиски путей исторического развития России.

2. Проблема национального характера. Народ («почва») и интел­лигенция.

3. Проблема индивидуализма в различных формах («идеях») его направления.

4. Проблема «положительно-прекрасного человека» («делателя»).

5. Проблематика «Речи о Пушкине» (в сопоставлении с выступле­ниями И.С. Тургенева, А.Н. Островского, В.О. Ключевского).

Тексты Ф.М. Достоевского. «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Идиот», «Подросток», «Братья Ка­рамазовы», «Сон смешного человека», «Речь о Пушкине», «Днев­ник писателя»

Общественно-исторические предпосылки литературного разви­тия 80-90-х годов. Общественно-политическая обстановка в России в цар­ствование Александра III. Россия и Запад. Кризисные явления: проблема выбора путей в будущее. Состояние и возможности основных обществен­но-политических сил. Эволюция народничества. «Толстовство».

Самостоятельно (2 ч.) Журна­листика. Литературная критика.

 

Библиография:

1. История русской литературы: в 4 т. Т.З,4-Л., 1982-1983.

2. История всемирной литературы: В 9т. Т.7.-М., 1990.

3. История русской литературы: В 10 т.Т.9-М.-Л., 1956.

4. История рус­ской литературы: В 3 т. Т.З.-М., 1964.

5. Зеньковский В.В. История рус­ской философии: В 2т. Т1, Ч.2.-Л., 1991.

6. Лосский И.О. История русской философии.-М., 1991.

7. Флоровский Г. Пути русского Богословия.-Киев, 1991.

 

II. Общая характеристика литературного процесса 80-90-х годов. Кризис реализма. Реализм и романтизм. Декаденские тенденции. По­следние произведения А.Н. Островского, И.С. Тургенева, И.А. Гончаро­ва. Традиции Ф.М. Достоевского. Особенности творчества Л. Толстого. «Новая волна» писателей (А.П. Чехов, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, М.Горький). Народническая литература.

Творчество В.Г. Короленко. Мировоззрение пи­сателя. Общественно-литературная позиция. Тема народа в творчестве («Сон Макара», «Соколинец», «Марусина заимка», «Волжские рассказы и путевые очерки», «За иконой», «На затмении», «Река играет», «В пус­тынных местах»). Изображение людей социального дна («В дурном об­ществе»). Повесть «Слепой музыкант» как социально-психологический этюд. Философичность творчества («Парадокс», «Огоньки»). Тема интел­лигенции. Кризис народничества в психологическом освещении писате­ля. Интеллигенция и народ («Чудная», «Художник Алымов»). Аллегори­ческие произведения («Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме…», «Тени», «Мгновение»). Художественные особенности творчества 80-90-х годов (реалистическая основа, романтический элемент, психоло­гичность, аллегоризм, музыкальная стихия творчества).

Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Становле­ние творческой индивидуальности. Уральская тема в творчестве писате­ля. Труд и капитал. Власть мамоны. Человеческая психология. Типы уральских заводчиков (романы «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Дикое счастье», «Три конца», «Хлеб»). «Уральские рассказы» («Бойцы», «Золотуха», «Отрава», «Лес»). Картины труда и быта сплавщиков, старателей, крестьян; человек и природа. «Вечные» проблемы в легендах («Баймаган», «Майя» - идея силы бескорыстной, бессмертной любви, «Лебедь Хантыгая» - проблема искусства и предна­значения творческой личности). Рассказы и сказки для детей («Зимовье на Студеной», «Аленушкины сказки»). Мудрый , добрый взгляд на при­роду и «братьев меньших». Жизненная правда. Художественные особен­ности творчества. Социологический роман писателя и традиции русского романа. Натуралистические тенденции. Жанр очерка, этнографизм. Тя­готение к условным жанрам (легенда), жанр литературной сказки.

 

Библиография:

См. пункт I, номера 1-4.

1. Каминский В.И. Путь развития реализма в русской литературе конца XIX века.-Л., 1979.

2. Проблема типологии русского реализма.-М., 1969.

3. Развитие реализ­ма в русской литературе: В 3 т. Т.2,3.-М., 1974.

4. История русского рома­на: В 2т. Т.2.-М.-Л., 1962.

5. История русской поэзии: В 2 т. Т.2.-Л., 1969.

6. Платонов А. В.Г. Короленко//Платонов А. Размышления читателя.-М.,

1980.                         

7. Бялый Г.А. В.Г. Короленко - М., 1983.

8. Петрова М.Г. Добрый человек из XIX столетия. Короленко//Связь времен. Проблема преемст­венности в русской литературе конца XIX -начала XX в. -М., 1992. 

9. Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк: Личность, творчество.-Свердловск,

1981.                                         

10. Д.Н. Мамин-Сибиряк -художник: Сб. -Свердловск, 1989.

 

III.Творчество С.М. Степняка-Кравчинского. Общественно-политическая деятельность. Эволюция народничества и идейно-эстетическая позиция народника-революционера-писателя. Эстетика на­родничества и традиции эстетики Н.Г. Чернышевского. «Сказка о ко­пейке», «Мудрица Наумовна», «О Правде и Кривде» - «Подпольная Рос­сия», «Карьера нигилиста», «Домик на Волге».

Роман «Андрей Кожухов» («Карьера нигили­ста»). Историческая основа романа (деятельность революционного на­родничества второй половины семидесятых годов). Автобиографич­ность образов Андрея Кожухова и Жоржа. Творческая задача: «верно изобразить <...> революционеров только как людей, а не как политиче­ских деятелей» (Степняк-Кравчинский). Атмосфера «революционного духа, различными проявлениями которого проникнуто все содержание романа» (В.Засулич). Образ Андрея Кожухова. Главное качество личности героя - «безграничная способность к самопожертвованию». Нравст­венное право на насилие (убийство). Проявление человеческого гуманно­го начала в сне героя - «отвратительный сон» (Андрей Кожухов). Подчи­нение героя необходимости «за­калять сердце против нежных чувств». Резко отрицательное, эстетически отвратительное изображение всех представителей власти, «ничтожных представителей своей породы». Отсутствие «изображения» народа. Об­щие рассуждения о «варварстве» крестьян как следствия их «невежества», порожденного «средневековыми предрассудками». Трудность оценки романа в художественном аспекте (написан по-английски, стилистиче­ская правка других лиц).

 

Библиография:

см. пункт I, номера 1,3,4.

1. Засулич В. Статьи о русской литературе.-М., 1960.

2. Кропоткин П.А. Записки революционе­ра.-М., 1966.

3. Маевская Т. Слово и подвиг: Жизнь и творчество С.М. Степняка-Кравчинского.-Киев, 1968.

4. Таратута Е.А. С.М. Степняк -Кравчинский - революционер и писатель.-М., 1973.

 

IV.Творчество Л.Н. Толстого. Личность Толстого. Поиски исти­ны. «Литературное государство в государстве». Периодизация творчест­ва (три поры развития), проблема хронологии. Разнообразие форм про­явления творческой личности (дневники, эпистолярий, «полуисповеди-полутрактаты», собственно художественное творчество - романы, повес­ти, рассказы, сказки, басни, притчи, легенды, драматические произведения; внутрижанровое разнообразие). Путь к толстовству. Основные эта­пы. Сущность религиозно-нравственного учения. Теория и практика тол­стовства. Основные положения эстетики. «Стремление, которое нахо­дится во всем существующем и в человеке, есть сознание жизни и стрем­ление к сохранению и усилению ее». «Мир существующий» (жизнь по закону человеческому) и «мир должный» (жизнь по закону Божескому). Поиски основ для «возрождения мира к миру».

Повести и рассказы 1852-1863 годов. Разнообразие и расширение тематики (сцены военной жизни, быт и нравы дворянства, картины кре­стьянской жизни, взаимоотношение дворянства и крестьянства, изобра­жение духовного мира Европы). Человек и война. «Как умирают рус­ские солдаты». «Рубка леса», «Набег». Типы солдат и офицеров. Пси­хология человека на войне. Вопрос о сущности войны, о соотношении её с человеческой природой. Война - человек - мир природы. «Севасто­польские рассказы». Изображение трагедии Крымской войны. Героизм солдат и офицеров. Эгоистическое и национально-патриотическое. Главный герой - «правда» (Толстой). Изображение ужасов войны. Ба­тальные сцены. Рост психологического мастерства. Символическое на­полнение образов. На путях к созданию эпического характера.

Замысел «Четырех эпох развития». Автобио­графическая трилогия («Детство», «Отрочество», «Юность»). Изображе­ние процесса становления личности. «Счастливая пора детства», «пус­тыня отрочества», крах юношеского индивидуализма и неизбывное стремление личности к нравственному самосовершенствованию на путях постижения христианских ценностей. «Чистота нравственного чувства». «Диалектика души».

«Люцерн (Из записок кн. Д. Нехлюдова)» - «памфлет против зла и уродств буржуазной цивилизации», защита «добра, красоты и правды» (К.Ломунов). Жизненная основа произведения (дневниковые записи Толстого). Проблема «прогресс и цивилизация». Единство социального, эстетического и нравственного анализа. Дух философского трактата («полурассказ-полутрактат»). «Паралич» души и отчуждение личности. Проблема свободы. «Альберт». Пушкинский мотив «огня» поэзии (ис­кусства) и поиски путей утверждения «мира должного» в жизни. Траге­дия артистической личности. Эстетическая поэзия Толстого - «везде есть прекрасное» (ошибочность утверждения об апологетике в рассказе «ис­кусства для искусства»).

Тема народной жизни, отношений между дворянами и крепост­ными. Замысел «Романа русского помещика». Рассказ «Утро помещика». Проблемы жизни русской деревни. Изображение быта крестьян, их внутреннего мира, человеческих переживаний. Образ Нехлюдова. Стремление посвя­тить себя жизни в деревне. Отсутствие полноты «нравственно-удовлетворенного чувства». Интуитивное понимание того, что «любовь и добро есть истина и счастье». Неодолимая тяга героя к приобщению к народной жизни (преодолению социально-исторического разрыва с кре­стьянством). Трагедия непонимания. Обращение Толстого к народной мудрости (поговорка «Как можно пчелу учить, куда ей вощину кре­пить?»). Продолжение исследования народной жизни. «Поликушка» Со­циальная разобщенность в «мире существующем». Рекрутство и проблемы народной жизни. Преобладание нравственной проблематики. Чело­веческая трагедия героя. Психологизм Толстого.

«Три смерти». Философско-нравственная проблематика. Симво­лика и аллегоризм реалистического рассказа. Смерть барыни (ложь в жизни и перед лицом смерти, эгоистический страх смерти). Смерть кре­стьянина. Смерть дерева. Утверждение стихийного, бессознательного, природного начала как залога «счастья и красоты, гармония со всем ми­ром». Отход Толстого от православной традиции.

 «Казаки. Кавказская повесть 1852». Замысел (повесть «Беглец») и его реализация. Проблематика: лишний человек», человек и цивилизация (в частности, проблема «естественного челове­ка»), человек и природа, смысл жизни. Образ Дмитрия Оленина. Нрав­ственные искания. Рационалистические установки, книжная романтика – реальный мир природы и человеческой стихии. Тщетность попыток «сознательного (умозрительного) самоотвержения» и «неизбывность спасительного стремления слиться с природной жизнью». Изображение жизни и быта гребенских (терских) казаков. Этнографичность, физиологичность. Стремление выявить природную основу жизни.

«Война и мир». Творческая история («Три поры»). Национальная проблематика. «Мысль народная» в романе. Роман о смысле жизни и ис­торических судьбах России. Жанровое своеобразие «Войны и мира» (ро­ман-эпопея). Диалектика содержания и формы. Композиционные осо­бенности. Философия истории Толстого.

Система образов «Войны и мира»: представите­ли «века Екатерины» (Кирилла Безухов и Николай Болконский); «гнез­да» Курагиных и Ростовых; образы Наполеона и Кутузова, принципы оценки Толстым исторической личности; образ Платона Каратаева, но­сителя «роевого» начала; образы правдоискателей Андрея Болконского и Пьера Безухова, этапы постижения героями смысла жизни; женские образы в романе, позиция Толстого по проблеме «эмансипации женщи­ны», полемика с революционными демократами. Проблема «человек и война» в понимании и изображении Толстого («противное человеческой природе событие» - Николай Ростов на войне, последние часы жизни Пе­ти Ростова; пацифизм писателя, оценка характера войн 1805-1807 годов и Отечественной 1812 года). Изображение народа в романе, своеобразие позиции автора. Мастерство Толстого-художника. «Диалектика души». Глубокий психологизм (внутренняя речь героя, речь автора). «Сопряжение» разных повествовательных форм. Батальные сцены. Философич­ность пейзажа. Авторские отступления, их содержание и функция. «Я на­хожусь в мучительном состоянии сомнения, дерзких замыслов невозможного <...> и вместе с тем упорной внутренней работы» (Л.Толстой).

«Анна Каренина». Проблематика романа. Нравственно-философское и эстетическое осмысление состояния русской жизни перво­го десятилетия пореформенного периода. «Мысль семейная» («Две че­ты», «Два брака» - первоначальные названия романа) и «мысль народ­ная». Выдвижение содержания любовного романа в широкий социально-исторический контекст. Образ Анны Карениной в свете проблемы жен­ской эмансипации. Нормы светской жизни и нормы христианской нрав­ственности. Тема истинного предназначения женщины. Трагедия герои­ни. Образы Каренина, Вронского, Облонского. Идейный смысл исканий Константина Левина. «Странный помещик». Путь прозрения через при­ятие народных взглядов на мир: жить для души, помнить Бога. Опроще­ние. Толстой в предверье мировоззренческого кризиса. Нравственно-воспитательный смысл произведения. Художественные особенности ро­мана.

Драматургия Толстого. Драматизм и катастро­фичность обстоятельств самой жизни. Связь тематики и проблематики пьес с тематикой и проблематикой толстовской художественной прозы и публицистики. Тема нигилизма («Нигилист», «Зараженное семейство»). Принципиальный отказ от психологического проникновения в сущность героев: где нет жизни, там нет движения. Драмы -притчи («Петр Хлеб­ник», драматическая обработка легенды об Аггее), хронологически и идейно соотносимые с народными рассказами: утверждение Евангель­ского смирения и опрощения. Доминирующее дидактическое начало: «Горе вам, богатые, яко отстоите утешения вашего...» «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть». Народная драма. Проблема добра и зла, решаемая в духе толстовства (самоустранение от зла как начало под­линной жизни). Власть тьмы – власть денег. Борьба добра и зла в душе Никиты. Необходимость публичного покаяния. «Плоды просвещения». Традиционность тематики. Новизна: мужицкий приговор «зараженному семейству».                                                                                                                                                                                                    

«Говорящая» афиша. Осуждение пошлости космополитического общества господ. Тема народа. Безземелье («Курен­ка выпустить некуда»). Движение пьесы мужицким интересом; бесцель­ность жизни господ. «Живой труп» - вершина толстовской драматургии. Единство критического и поэтического начал. «Поэтическая жизнен­ность» характера Федора Протасова – основа драматического действия. «Текучесть человека». Непротивление судьбе при сохранении высокой нравственности – главная черта личности героя. Трагическая незащи­щенность живого человека перед мертвым социальным укладом.  

Роман «Воскресение». Последний великий роман Толстого. Появ­ление трактатов «О жизни», «Царство Божие внутри нас». Нравственное освещение социально-политической тематики - «Истинный большой свет» - свет народной жизни. Образ Нехлюдова. Двойственность (амби­валентность) героя: человек животный, живущий жизнью людей «своего» круга, и человек духовный. Глубокий психологический анализ внутрен­ней борьбы. Переход от «полного сумасшествия эгоизма» в условиях праздной жизни к «силе завладевающей» народно-христианского духа: «Ищите царства Божия и правды его». Образ Катюши Масловой. Эво­люция образа: милая любящая девушка - «мертвая женщина» (последст­вие поступка Нехлюдова) - «оживление» души через приобщение к «об­щим страданиям», общей жизни. Возвращение человека из народа в род­ную стихию. Беспощадная критика корпорации «людоедов», охраняю­щих государственные устои, представителей чиновничьей, военной, цер­ковной, полицейской касты. Образы революционеров. Утверждение пи­сателем подвижнеческого типа личности (революционеров по совести), совмещающей общественное служение с нравственным самоусоврешенствованием (Симонсон). Разрешение проблемы насилия (государство уг­нетает личность) на путях победы «нравственного сознания» в процессе «перестройки миросозерцания». Художественное своеобразие «Воскре­сенья». Роман «большого захвата». Панорамная композиция, ее откры­тость.

Повести и рассказы 80-90-х годов. Художественное воплощение идей толстовства. «Записки сумасшедшего», «Смерть Ивана Ильича». Перелом в мировоззрении героя, вызванный осознанием никчемности жизни людей «приличного общества». Глубочайший психологизм изо­бражения внутреннего мира Ивана Ильича («Смерть Ивана Ильича»). Отчуждение от людей своего круга как переход к познанию истинного смысла жизни. Физическая смерть и духовное воскресение личность. «Хозяин и работник». Василий Брюханов и Никита. Реализация обще­христианской идеи любви к ближнему в конкретной заботе о спасении жизни мужика. Осознание глубинной связи с народом как залог спасения души. «Крейцерова соната». Семейный вопрос, проблема брака и отно­шений между мужчиной и женщиной. Исследование причин падения личности. Критика общественной морали, выдающей чувственное (жи­вотное) за духовное. «Фальшивый купон». Проблема «малого» зла и предельной ответственности личности за «незначительные» поступки. Изображение «цепной реакции» в разрастании «малого» прогрешения до разрушительной силы огромного размера. «Зло расходится, но не побе­ждает добра». Идея искупления и преодоления зла на основе следования закону Божескому. «Божеское и человеческое». Образ революционера-народника Анатолия Светлогуба. Отказ героя от идеи насильственного переустройства общества и переход к идее непротивления злу и евангель­ской братской любви.

Повесть «Хаджи-Мурат». Завершение круга творчества. Возвра­щение к кавказской тематике. Сопоставление «двух полюсов властного абсолютизма» - европейского (Николай I) и азиатского (Шамиль), оди­наково губительных для жизнелюбивой самоутверждающейся свободной личности. Трагедия горцев и русских солдат и офицеров. Однолинейная оценка сложнейших геополитических евразийских процессов. «После бала» - совершенное по форме и простоте художественное воплощение сути толстовства. Эволюция героя-рассказчика: любовно-поверхностное восприятие мира – встреча с насилием - душевное потрясение – анализ (попытка уяснения причины насилия) – отказ от участия во зле (государ­ственной службе). Призыв к самоусовершенствованию в любых жизнен­ных обстоятельствах. Рамочная композиция. Противопоставление свет­лого и темного начал жизни (принцип контраста) на различных уровнях (цвет, звуки, проявление амбивалентности личности, эмоциональное со­стояние героя).

Величие Л.Толстого. Мировое значение творчества.

V.Творчество В.М. Гаршина - «совести русской интеллигенции». Жизнь и судьба. Психологические и социальные причины трагедии писа­теля. Начало творчества - «Подлинная история Энского земского собра­ния». Традиции натуральной школы. Эстетический манифест Гаршина – рассказ «Художники». Статьи об искусстве. Основополагающая идея творчества – идея страдания. Эволюция «героя гаршинского типа»: от самоубийства («Происшествие») через сострадание к несчастным («Ху­дожники») и разделение страданий народных («Трус», «Из воспомина­ний рядового Иванова») к приятию жизни как самоотверженного служения людям («Ночь»). Тематика рассказов: «женский вопрос» («Происше­ствие», «Надежда Николаевна»), человек и война («Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»), тема народа (социально -нравственное раскрытие темы) («Денщик и офицер», «Сигнал»), критика эгоцентризма и буржуазного хищничества («Встреча», «Ночь»).

Гаршинское наполнение идеи страдания. Само­пожертвование как потребность личности (Attalea princeps», «Красный цветок», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее», «Сигнал»). Апогей идеи жертвенного подвига в «Красном цветке»: герой стремится избавить от зла все человечество посредством собственной гибели. Гар­шинское наполнение идеи жертвенной любви. Рассказ «Сигнал» и тол­стовство. Традиции (Гоголь, Достоевский, Л.Толстой) и новаторство идейно-художественных исканий писателя. Своеобразие Гаршина-художника. Интерес к малым жанровым формам (рассказ, сказание, сказка, стихотворение в прозе).

 

Библиография:

См. пункт 1, номера 1,3,4.

1. Бялый Г.А. Всеволод Гаршин.-Л., 1969.

2. Безруков А.А. Афтореферат диссертации «Нравст­венные искания В.М. Гаршина: Истоки и традиции».-М., 1989.

4. Латынина А.Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба.- М., 1986.

5. Порудоминский В.И. Гаршин.-М., 1962.

6. Современники о В.М. Гаршине: Воспоминания. – Саратов, 1977.

 

VI. Творчество А.П. Чехова. «Художник жизни» (Л.Толстой). Ста­новление нравственной личности. Студент, врач, естественник, журна­лист и газетчик. Юмористика («мелочишка»). Злоба дня. Изображение умонастроения русского общества («Письмо ученому соседу», «Жалоб­ная книга», «Мысли читателя газет и журналов»). Усвоение традиций русской классики (Гоголь, Щедрин). Новая трактовка темы «маленького человека» («Двое в одном», «На гвозде», «Смерть чиновника», «Мелюз­га», «Толстый и тонкий»). Тема духовного лакейства, извращенного представления о ценности и значимости личности, убогой приземленности интересов («Маска, «Радость», «Орден», «Свадьба с генералом», «Хамелеон», «Упразднили»). Тема народа. Рассказ «Барыня» как семей­ная драма из народной жизни. Рассказы о мужиках. Традиции русской классики и чеховская позиция. «Чеховские «Записки охотника»» (Г.А. Бялый) («Агафья», «Егерь», «Рано», «Свирель»). Трагикомедии из кре­стьянской жизни («Злоумышленник», «Темнота», «Беглец». Рассказы о народном горе, о сокровенных мечтах («Горе», «Мечты», «Счастье»).

Мир в детском восприятии и мышлении («Гриша», «Кухарка же­нится», «Детвора», «Событие», «Мальчики», «Устрицы»). Рассказы об актерах и художниках («Первый любовник», «Юбилей», «Талант», «Кри­тик», «Актерская гибель»).

Повесть «Степь» - начало нового этапа творче­ства. Замысел и его реализация. Образная система (Егорушка, о. Христофор, Дымов, Емельян Пантелев, Варламов, Соломон). Образ степи. Образ народной России. Проблема человеческого счастья. Идей­ные и стилистические особенности повести. Композиционная структура. Многоплановость. Реально-бытовой план и план духовно-внутренний («потаенная мечта героев»). Вставные эпизоды. «Степь» в восприятии современников.

Идейно-творческие искания конца 80-х годов. «Я учусь писать рассуждения». Проблема общественного пессимизма («Огни»). Гаршинский тип героя в рассказе «Припадок». Чехов и толстовство. Идея непро­тивления злу в трактовке Чехова («Хорошие люди», «Встреча»), идея всепрощающей любви к ближнему («Нищий», «Беда», «Миряне»). Рас­сказ «Именины». Повесть «Случайная история». «Повесть о решающей роли мировоззрения в жизни человека» (Г.Бердников). Духовная драма Николая Степановича. Равнодушие героя (жизненная «мудрость») - «па­ралич души» как следствие отсутствия «общей идеи». Двойники героя.

Творчество 90-х годов. Поездка на Сахалин. «Остров Сахалин» -книга о «каторжном острове». Итоги путешествия. Этические пробле­мы в повести «Дуэль». Полемика с «Крейцеровой сонатой» Л.Толстого. Образы Лаевского и фон Корена. Духовное перерождение Лаевского. «Спасение надо искать только в себе самом». «Палата №6». Судьба чело­века в обществе, где насилие воспринимается как разумная необходи­мость. Доктор Рагин, философия и жизненная практика. Трагическая судьба Громова, дух протеста против насилия, нравственная чистота ге­роя. Символическое звучание рассказа. Изображение духовного оскуде­ния личности, трагизма социального бытия, несостоятельности жизнен­ных программ («Попрыгунья», «Анна на шее», «Учитель словесности»). «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О люб­ви»). «Футлярность жизни (общественный, бытовой, философско-этический план). «Ионыч». Проблема личности и среда. Образ Ионыча. Этапы духовной деградации героя. Отсутствие «общей идеи». «Самое та­лантливое семейство в городе». Обобщенный образ обывателя. Композиция рассказа, средства художественной выразительности. Тема «укло­нений от нормы», стремления к преодолению «футлярности», утвержде­ния красоты реальной жизни («Дама с собачкой»). Изображение жизни русской деревни. Тема народа. Попытка сочетания трезвости оценок и романтического характера суждений. Особенности демократизма и гу­манизма писателя («Мужики», «В овраге»).

Проза 900-х годов. Усиление тенденций предшествующего перио­да творчества. «Архиерей написан <...> изумительно» (И.Бунин). Мечты героя о простой, человеческой жизни. Тема весны и духовного воскресе­ния. Проникновенный лиризм рассказа «»Невеста». Реализация мечты героини о начале новой, светлой жизни. Тема будущего в рассказе. Сим­волическое звучание произведения.

«Записные книжки» Чехова – кардиограмма творческой мысли.

Драматургия Чехова. Юношеские опыты. На пути к театру. Че­ховский водевиль («Медведь», «Свадьба»). Традиции русской классики (Гоголь, Некрасов, Тургенев). Постижение сути комического. Переос­мысление водевиля как комедии-шутки. Стремление к созданию живых человеческих индивидуальностей. Творческие искания конца 80-х годов. «Иванов». Стремление «положить предел писаниям о ноющих и тос­кующих людях». Проблема «лишних людей» как проблема поиска «об­щей идеи». «Надорванность» героя. Пробуждение человеческого само­сознания как общечеловеческая проблема. Творческий кризис Чехова «Леший». Проблема смысла жизни. Чехов и толстовская идея всеобщей любви как универсального средства решения всех жизненных проблем. Этическая направленность чеховских поисков. Нравственное воскресе­ние героя. Творческая зрелость Чехова-драматурга. Интерес к новейшей западноевропейской драматургии (Ибсен, Гауптман, Стриндберг, Метерлинк). Позиция Чехова. «Чайка». Проблемы искусства, художест­венного творчества и общественного бытия в пьесе. Утверждение мысли и неразрывной связи художника с действительностью как подлинным ис­точником вдохновения. Образы Нины Заречной, Треплева, Аркадиной, Тригорина. Психологизм изображения внутреннего мира героев как аре­ны борьбы и исканий. Сценическая история «Чайки». «Дядя Ваня» как окончательная, радикальная переделка «Лешего». Драма Астрова и ее социально-психологический смысл. Новое освещение драматической коллизии «Иванова». Драма обыденного течения жизни. Развенчание «серебряковщины».

«Ноты бодрости и любви к жизни» в творчестве Чехова. «Три сестры». Жизненная драма сестер Прозоровых. Несбыточ­ность мечты в столкновении с бездуховным миром (Наташа, Соленый). Бесплодное философствование Вершина о будущем и его теория «мало-помалу». Деградация личности Андрея Прозорова, последнего «лишнего человека» русской классики XIX века. Предчувствие неизбежного изме­нения жизни. Возросшая требовательность Чехова к герою, проблема от­ветственности человека за свою жизнь и судьбы будущего. Характерные особенности финала пьесы. «Вишневый сад». История создания пьесы. Жанровое своеобразие. Чеховское понимание сущности комического. Чеховский оптимизм и его истоки, художественные средства его выраже­ния. Новые принципы воспроизведения социальной действительности в пьесе. Основные темы чеховского творчества 90-х годов в «Вишневом са­де». Образная система. Требования истории и деятельность личности. «Старые хозяева» вишневого сада (Гаев, Раневская). Трагедия личности Лопахина. Тема новой жизни и ее художественное решение в пьесе. Об­разы Ани и Пети Трофимова. Образ вишневого сада, его символическое наполнение.

Своеобразие чеховской драматургии. Значение традиций Некра­сова, Тургенева, А.Н. Островского. Новаторство Чехова: отсутствие драматических событий в их традиционном понимании, завязки дейст­вия; событийная острота сюжетной линии не определяет ее роли и значе­ния в сюжетной структуре пьесы; отсутствие в пьесе борьбы – интриги, конфликт «задумавшихся» героев с будничным течением жизни; особое значение реплики, ремарки; наличие подтекста («подводного течения»); постоянная внутренняя погруженность героя в себя; речевой лейтмотив; самоирония и лирика – стихия чеховского героя. Чехов – создатель жанра лирической комедии. Сценическая история чеховских пьес. Роль чехов­ской драматургии в становлении творческих принципов МХАТа.

Чехов как последний классик «золотого века» русской литерату­ры. Связь творчества писателя с основополагающими традициями отече­ственной и мировой литературы. Новаторство Чехова.

 

Библиография:

См. библиографию к пункту 1, №1-4.

1. Русская литературе XIX века и христианство.-М., 1997.

2. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову.-Л., 1990.

З. Он же. Чехов и русский реа­лизм.-Л., 1981.

4. Гурвич И.А. Проза Чехова. Человек и действитель­ность.-М., 1970.

5. Чудаков А.П. Поэтика Чехова.-М., 1971.

6. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей.-М., 1972.

6.Чеховские чтения в Ялте.-М., 1973-1994.

7.В творческой лаборатории Чехова.-М., 1974.

8.Бердников Г.П. А.П. Чехов: Идейные и творческие искания.-М., 1984.

9.Он же. Избранные работы: В 2т. Т. 1,2.-М., 1986.

10. Он же. Над страницами русской классики.-М., 1985.

11. Семанова М.Л. Чехов-художник.-М., 1976.

12. Паперный 3. Записные книжки Чехова.-М., 1976.

13. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации.-М., 1979.

14. Он же. Сложность простоты: Рассказы и пьесы Чехова.-М., 1999.

15. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли.-М., 1979.

16. Чудаков А.П. Мир Чехова: Становление и утверждение.-М., 1986.

17. Громов М.П. Книга о Чехове.-М., 1989.

18. Он же. Чехов.-М., 1993.

 

VII. Основные итоги русского литературного развития 19 века. Тесная связь с узловыми моментами русского национального самосозна­ния. Православная основа творчества. Утверждение национальных ду­ховно-художественных ценностей как вклад в мировую литературу. Все­мирная отзывчивость русской литературы в лице ее классиков.

 

Библиография:

См. список литературы ко всем разделам.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...