Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА: РОМАН АС. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»




 

ПЛАН:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

1. «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» (В. Г. Белинский). Обоснование формулы.

2. Проблематика романа.

3. Причины трагедии личности дворянского круга:

а) образ Онегина. Различные трактовки образа;

б) образ Ленского.

4. Образ Татьяны Лариной. «Русскость» души героини.

5. Образ автора, Автор - человек и мыслитель.

6. Жанровое своеобразие романа. Композиционные особенности. Художест­венное совершенство романа.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Благой Д.Д. «Евгений Онегин» // Пушкин А, С. Собрание сочинений в 10 томах. - М., 1975, т. 4 (или 1960, т. 4).

2. Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа //' ЛШ, 1997, № 3.

3. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - Л., 1980.

4. Макагоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. - М., 1971 .

5. Марацман В.Г. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изуче­нии. - М., 1983 (или Л., 1974). 

6. Михайлова И.II. «Собранье пёстрых глав»: О романе «Евгений Онегин». -М., 1994.

7. Скатов Н.Н. Русский гений. - М., 1987.

8. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». - М., 1988.

Дополнительно: Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе, Печорин и наше время. Эссе. - Л., 1985.

Выписать в соответствии с пунктами плана лабораторного занятия принци­пиальные положения статей В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пуш­кина» (статьи 8; 9); Д.И. Писарева «Пушкин и Белинский» («Евгений Оне­гин»); А.И. Герцена «О развитии революционных идей в России» (глава 4. 1812 - 1825); Ф.М. Достоевского «Пушкин» («Пушкинская речь»).

I. Общественно-социальные предпосылки литературного развития второй половины 19 века.Реформы, их значение и последствия. Кризис дворянства. Разночинцы. Купечество. Изменения в жизни психологии кресть­янских масс. Фабричные и мануфактурные рабочие. Расширение и углубление социальной тематики и стремление к философско-психологическому ее рас­смотрению.

Материализм и идеализм. Революционная мысль и консерва­тивные устои. Либерализм. Россия и Европа. Славянофильство и западничест­во. Европейский литературный процесс и русская литература: формы и прин­ципы взаимодействия.

Библиография:

1. История русской литературы: в 10т-м.; л., 1956, тт, 8,9.

2. История всемирной литературы: в 9тт. - м., 19990, т 7. 3. История русской литературы: в 4 тт. -л.. 1982-1983, т 3.

4. История русской литературы: в 3 тт. - м., , 1964., т 3.

5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. русская философия 11-19 вв. - Л., 1989.

6. Зеньковский В.В. История русской философии: в2т. - л., 1991, т 1,2.

7. Флоровский Г. Пути русского Богословия-Киев, 1991.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурное и политическое от­ношение Славянского мира к Германо-румынскому - М., 1991.

II. Основные направления общественно-эстетической мысли второй половины 19 века.Принципиальные установки и совпадение позиций по ряду моментов. «Чистое искусство» («искусство для искусства»; эстетизм ): независи­мость художника от практической жизни, не заинтересованность в делах обще­ства, обращенность к вечному, высокому искусству. Б.Алмазов: поэт призван говорить о Боге, красоте, сердце человеческом, о том что вечно, что нужно для всех веков и народов. «Достижения в области формы. Отрыв искусства от реальной жизни, искусство служит «само се­бе целью», «гастрономический взгляд на искусство» (А.Григорьев). Профессорская культура (утилитарно-либеральная эстетика) Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин («О задачах искусства», «Задачи этики »). Университетская ка­федра – главнейшее поприще в служении России. Задача искусства – объединять, образовывать во имя высших целей общежития, просвещать народ и прави­тельство.

Демократическая мысль.Н.Г.Чернышевский «Эстетические отношения искус­ства к действительности»: прекрасная есть жизнь, сущность искусства-воспроизведение жизни, а также объяснения ее и приговор. Утверждение отри­цательного направления в литературе, изображение «правды жизни без всяких прикрас». Принцип «реальной» критики Н.А. Добролюбова (главный источник творчества – милосердие, жизненная правдивость произведений; социально-историческая обусловленность характеров, опора на логику и разум. Эстетика Д.И. Писарева. «Разрушение» дворянский эстетики. Утилитаризм: служить жизни действительной, будить мысль, готовить «реалистов», нести «реальное знание». Статьи Н.Г.Чернышевского» «Очерки гоголевского периода русской ли­тературы», «Не начало ли перемены?», «Русский человек на рандеву», «Заметки о журналах»; Н.А.Добролюбова «Губернские очерки», «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Забитые люди», Д.И.Писарева «Мыслящий пролета­риат», «Борьба за жизнь», «Разрушение эстетики», «Посмотрим», «Реалисты», и «Мотивы русской драмы».

А.И.Герцен о русской литературе как факторе революционного развития обще­ства. «О развитии революционных идей в России». Литература –трибуна, с которой народ заставляет услышать крик своего возмущения и сво­ей совести». Литература несет личное начало - «вечный завет деятельности, раз­вития, свободы». Независимость литературы проявляется в ее критический на­правленности. Истинно русское искусство всегда оппозиционно, оно-проводник европейских идей.

Славянофильско-почвеническое направление. Приоритет, национально-духовного (православного) как основы русского общества, русского искус­ства. Народность как самобытное национальное воззрение. Разрыв жизни и сознания в русском обществе как следствие западничества в сфере мышления (безмерно развитое отвлеченное сознание, рационалистические установки, скепсис и отрицание) и сфере общественной деятельности (с одной стороны – отчужденность, с другой – революционно-нигилистическое разрушение). Ут­верждение «коренного русского миросозерцания« (А.Григорьев). «Органическая критика» А.Григорьева, стремление преодолеть односторонность «чистого искусства и «тенденциозности» утилитаризма демократической эстетики. Искус­ство как особая синтетическая (жизненная) форма отражения действительности в свете авторского идеала. Основное внимание критике этической направлен­ности творчества. Признание (даже абсолютизация) общественно-преобразующей роли православного искусства силой его эстетического воздей­ствия. Идеальное как действительное. Поиски «положительно-прекрасного» ге­роя (Ф.М.Достоевский) «Красота спасет мир, а некрасивость убьет». «Славя­нофильство, может быть, составляет общий характер нашей литературы« (Н.Страхов).  

 

 

Библиография:

См. пункт 1, № 1-8.

1. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины 19 века. – Л., 1982.

2. Революционная ситуация в России в середине 19 века: деятели и историки. М., 1986.

3. Осповат А. Короткий день русского «эстетизма« Литер. учеба, 1981., №3.

4. Русская критика и историко-литературный процесс – Куйбышев, 1983.

5. Соловьев Г.А. Эстетические воззрения Чернышевского. - М.,1978.

6. Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении (О Н.Г.Чернышевском) – М.,1983.

7. Соловьев Г.А. Эстетические взгляды Чернышевского и Добролюбова.-М.,1974.

8. Егоров Б.Ф. Николай Александрович Добролюбов. - М.,1986.

9. Буртин Ю.Г. «Реальная критика« вчера и сегодня. Новый мир -1987,№6.

10. Горбулина Е.В. Литературно-критические статьи Н.А.Добролюбова: Пособие

для студентов.- Армавир, 1988.

12. Туниманов В. Принципы реальной критики. Эволюция Писарева в 1860-е го­ды. Вопр. лит. - 1975, № 6.

Лебедев А.А. Мыслящий пролетариат Писарева-М. 1977.

13. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры, исследования.-Вып.8. Дмитрий Писарев- М., 1992.

14. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: А.А.Григорьев, Н.Я.Данилевский, Н.Н.Страхов-М, 1992.

15. Григорьев А.А. Эстетика и критика.-М., 1980.

16. Григорьева А.А. Искусство и нравственность. -М., 1986.

17. Раков В.П. Аполлон Григорьев – литературный критик. - Иваново, 1980.

18. Носов С.Н. Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. - М., 1990

19. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. - Ростов на Дону, 1987.

20. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского. -М., 1989

 

III. Общественно-исторические предпосылки развития литературы 60-х годов.Условность термина «60-е годы», его наполнение. Внутреннее состояние России. Россия и Европа. Крымская война. Подготовка и проведение реформ 60-х годов.

Основные проблемы: проблема народа (крестьянский вопрос); проблема истори­ческих путей развития России (западнический –революционный, социалистиче­ский или либерально- демократический, капиталистический), (славянофильский – русский путь на основе реализации национальных ценностей); проблема граж­данских свобод (в частности, проблема эмансипации женщин), борьба различных направлений в искусстве.

Библиография:

См. Пункт 1, номера 1-8, пункт 2, номер 1.

1. Вердеревская Н.А. Русский роман 40-60-х годов 19 века : Типология жанро­вых форм.- Казань, 1980.

2. Лотман Л.М. А.Н.Остовский и русская драматургия его времени.-М.П., 1962.

3. Ямпольский И.Г. Середина века: Очерки о русской поэзии 1840- 1870 годов.-Л.., 1974.

IV. Литературное творчество Н.Г.Чернышевсого. Литературное дело как про­должение политической деятельности. Стремление к художественной реализации принципиальных положений демократической эстетики. Роман Чернышевского «Что делать?» История создания. Тематика, проблематика. Жанр ( программный, социалистический, политический, утопический, социально-бытовой, психологи­ческий, реалистический). Композиция ( двуплановость, концентричность, цик­личность. Динамичность, активное вмешательство автора в повествование). Представители старого мира в романе. Их нравственная сущность. Проблема по­ложительного героя. Образы «новых людей» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна и др.), образ Рахметова - «особенного человека». Этика «разумного эгоизма». Ее философские корни. Слабые и сильные стороны. Идейно-художественная функция снов Веры Павловны. Особенности метода и стиля. «Пролог» как образец по­литического романа. Отражение в нем споров и противоречий кануна реформы 1861 года. Споры вокруг идейно-художественного наследия Н.Г.Чернышевского.

Библиография:

См. Пункт 2, №5, 6. См. Библиографию к практическому заня­тию № 1.

V. Демократическая проза 60-х годов.Реализация установок натуральной шко­лы и революционно- демократической эстетики. Принадлежность к обличитель­ному направлению. Типологические особенности творчества. Основные жанры. Стиль и язык.

Н.Г. Помяловский. Романы « Мещанское счастье», «Молотов». Проблематика (проблема положительного героя), идейный смысл, образы, оценка критиков. «Очерки бурсы», их художественное и общественное значение.

В.А. Слеп­цов. Мировоззрение. Журнальная и общественная деятельность. Повесть «Трудное время». Проблематика. Идейный смысл, образы. Художественные осо­бенности.

Решетников Ф.М. Начало творческого пути. Повесть «Подлиповцы». Изображение жизни крестьянства. Образы Пилы и Сысойки. Трагическая то­нальность. Элементы натурализма. Роман «Глумовы». Жизнь и быт рабочей мас­сы. Жанровое своеобразие романа.

Н.В.Успенский. Изображение народной жизни в повестях и рассказах. Оценка творчества писателя Чернышевским («Не начало ли перемен?»). Историко-литературная оценка творчества писателей в свете гене­рального направления развития русской литературы.

Библиография:

См. Пункт 1, № 1-4.

1. Проблемы типологии русского реализма.- М., 1969.

2. Проза писателей- демократов 60-х годов 19 века.- М., 1962.

3. Сажин В.Н. Книги горькой правды: Н.Г.Помяловский.» «Очерки бурсы» Ф.М.Решетников. «Подлиповцы». В.А.Слепцов. «Трудное время».- М., 1989.

4. Чуковский К.И. Люди и книги.- М., 1960.

5. Ждановский Н.П. Реализм Помяловского. Вопросы стиля.- М., 1960.

6. Ямпольский И.Н. Г.Помяловский, личность и творчество.- М., 1968.

7. Семенова М.Л. Художественное своеобразие повести В.А. Слепцова «Трудное время».-Л., 1974.

8. Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства (статья «Разбитые иллю-зии») - М., 1986.

VI. Русский очерк 60-х годов. Жанр очерка, его обусловленность потребно­стям эпохи.Тема народа – центральная в очерке 60-х годов. Раскрытие темы и идейно-эстетические установки авторов. Очерк В.А.Слепцова «Владимирка и Клязьма» - «художественно-талантливые эскизы из быта простого народа» (И.А.Гончаров). «Непредубежденность» автора, сторонника обличающего на­правления в литературе (тенденциозность). Поиски пешеходом- искателем ви­новников народных бедствий («корпорация паразитов»). Образы представителей народа. Тема труда («Сама форма делает из человека только работника»). Осо­бенности языка и стиля.

 

С.В.Максимов - «очарованный странник» русской литературы. Роль кружка Островского в формировании творческих установок (роль славяно­фильства). Стремление постичь национальную культуру в ее цельнокрупности, до­верие к многовековому духовному опыту, определившему уклад национальной жизни. «Коренное русское миросозерцание» автора и героев книги очерков «Год на Севере». Тяготы и лишения народной жизни. Вера народа в Великую Русь. Раскол- боль сердца России. Встреча с Соловками- хранителями православной духовности. Природа в очерках. Образ моря. Стиль и язык автора.

Библиография:

См.пункт 1, № 1, 3, 4, пункт 5, № 1, 2, 4.

1. Лебедев Ю. В середине века: историко-литературные очерки.-М, 1988.

2. Лобанов М.П. Островский-М., 1979 (1989) (глава о молодой редакции «Моск­витянина».

VII. Творчество Н.А.Некрасова.Начало творческого пути. Поэт-романтик (сб. «Мечты и звуки»). Переход на позиции реализма. Некрасов как автор, организа­тор и критик «натуральной школы». Некрасов и физиологический очерк (сб. «Фи­зиология Петербурга»). Некрасов- автор водевилей («Актер», «Петербургский ростовщик»). Значение опыта драматургии для последующего творчества. Некра­сов- прозаик . «Петербургские мытарства» интеллигента - разночинца в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»(1843- 1848) (незавершен). Развитие отдельных сюжетов и тематических мотивов романа в лирике последующих пе­риодов творчества

Некрасов как русский народный поэт. Тема народа – центральная тема творче­ства. «Я лиру посвятил народу своему»... «Он не только писал о народе, его уста­ми говорил сам народ» (Н.Скатов). Лирика. О назначении поэта и поэзии. Утвер­ждение принципов демократической эстетики. Гражданственность. Поэтический манифест «Поэт и гражданин». Служение отечеству - служение народу. Сущность творчества – любовь сквозь ненависть («Блажен незлобивый поэт»). Образ Музы («сестра народа и моя», «печальная спутница бедняков», «кнутом иссеченная Му­за»- черты народных страданий, народной скорби как ее природное начало) «Му­за мести и печали». Этический максимализм поэта («Умру я скоро: жалкое на­следство...», «Скоро стану добычею тленья»). Тема народа в ее городском выражении (урбанистическая лирика). Расширение социальной тематики («миллионы живых существ ... просили любящего взгляда»). «Ультра-прозаическое содержание, во­площенное в стихотворной форме» (Б.Алмазов). Новые формы: стихотворение-заметка, стихотворение- зарисовка, стихотворение- репортаж, фельетон, сценка. Тенденциозность лирики: «поэт не может ни на минуту не перестать смотреть сквозь аналитическую призму, всюду показывающую ему ворочающихся гадов» (А.Григорьев). Тема положения женщины («Еду ли ночью по улице тем­ной»..., «Когда из мрака заблужденья».., «Свадьба», «Убогая и нарядная»), поло­жение городской бедноты Петербурга («На улице». «О погоде», «Начало поэмы», «Извозчик»), тема детства («Плач детей»), крестьянская тема в городе («Вче­рашний день часу в шестом»..., «Размышление у парадного подъезда», «Балет»). Стихотворение «Утро» (1872-1873) как итоговое и эталонное для данного вида лирики.

Тема крестьянства. Мир народной жизни. Изображение страдающей крестьян­ской России. Символика изображения. Символика названий. «Забьется деревня», «Несжатая полоса», «Калистрат». Особое положение женщины крестьянки, ра­ботницы и матери («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревен­ская...»). Бунтарское начало. Сила и слабость народа (Псовая охота», «Вино», «Бунт»). Осмысление сложных, противоречивых процессов в народной жизни («Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «На Волге», «Желез­ная дорога»). Главная заслуга поэта – проникновение в глубины народной души. Позиция поэта («В деревне», «Деревенские новости»). Народная философия. Крестьянское представление о счастье, достатке, предна­значении на земле («Дума», «У людей-то в дому чистота, лепота», «С работы»). Народная нравственность. Сущность народного национального характера. Ду­ховная чистота. Потребность в эстетических переживаниях («Влас», «Что думает старуха, когда ей не спится», «Зеленый шум», «Соловей», «Накануне светлого праздника»).

Любовная лирика. (Проза любви). Любовные переживания рефлектирующего героя-разночинца («Застенчивость», «Ты всегда хороша несравненно...», «Так это шутка, милая моя...»). Любовные чувства в свете проблемы эмансипации женщины. Суть любви в понимании лирического героя - «свободный по сердцу союз». («Когда горит в твоей крови...»). Панаевский цикл (А.Я.Панаева) («Если, мучимый старостью мятежной...», «Поражена потерей невозвратной...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Где твое личико смуглое...» и др.). «Давно отвергнутый тобою...» - «пушкински хорошо» (И.С.Тургенев). «Тяжелый крест достался ей на долю...» - «лучшее лирическое произведение на русском языке» (Н.Г.Чернышевский). «Три элегии», «Горящие письма» как творческий итог любовной лирики.

Сатирические стихотворения. Демократическая направлен­ность против «главного существующего зла» (Н.А.Добролюбов). Связь тематики с эпохой 40-70-х г.г. Обличие психологии крепостников и крепостничества («Родина», «Псовая охота», «Отрывки из путевых записок графа Горанского», «Первый шаг в Евро­пу»), чиновничества и чиновников («Современная ода», «Размышления у парадного подъезда» - образ вла­дельца роскошных палат», «Перед зеркалом», «Притча о «Киселе»»). Разоблачение «героев» современности («Нравственный человек», «Секрет», «Ростовщик», «Финансовые соображения», «Балет»), «филантропии» («Филантроп», («Карета»). Проблемы журналистики («Деловой разговор», «Мысли журналиста», «Литера­турная травля, или раздраженный библиограф», «Песня о свободном слове»). Ху­дожественные особенности. Пародии на авторов («Перепев») (М.Ю. Лермонтов), на жанр («Современная ода», «Секрет»). Эпиграммы, сатирическая эпитафия. Ку­плеты из водевилей («Петербургский ростовщик»).

Тема детства. Некрасов как поэт для детей. Размышления о судьбах крестьянских детей («две стороны медали»). Вера в крепкую духов­ную основу и будущность («Школьник», «Крестьянские дети», «Соловьи», «Дядюшка Яков», «Пчелы»).

Поэмы. «Саша». Проблема положительного героя. Образ Саши «Рождение но­вого человека», кровная связь с родной землей, образ Агарина - «человека сороковых годов». Индивидуалистическое начало. Кружковая образованность. Ото­рванность от национальных корней. Личная судьба героя. Историческое значение Агарина по Некрасову: «Сеет он все-таки доброе семя». Христианская симво­лика: Агарин – сын Агари (см .книгу Бытия), притча о сеятеле (Евангелие).

«Несчастные». Судьба интеллигента – народного заступника. Образ Крота. В.Г.Белинский и Ф.М.Достоевский как прототипы героя. Путь Крота к народу. Трагическая судьба подвижника. Вера поэта в неисчерпаемые возможности наро­да, его великую будущность.

«Тишина». Идейно-художественная соотнесенность поэмы со стихотворением «В столицах шум, гремят витии...». Символика названия: глубинная народная Россия собирает духовные силы для поступательного движения вперед. Православность как духовная основа народа. Исторические судьбы России, их значи­мость в соотнесении с судьбами Запада. Величественный образ храма Божия – символ России.

 «Народные поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос». «Коробейника». Непостредственное обращение к крестьянству (посвящение). По­эма - путешествие (Ю.Лебедев). Картины жизни предреформенной России глазами народа. Типы крестьян. Трагические судьбы коробейников. Трагедия Катеринушки. Гимн самоотверженному труду и самоот­верженной любви. Некрасовское искусство «многоголосья». Стихия народной песенности, народной речи. Поэма и фольклорные традиции. «Мороз, Красный нос». Изображение трагедии одной крестьянской семьи и общенациональная зна­чимость поэмы. Крестьянский быт и вековое народное бытие. Смерть Прокла - труженика как потрясение космоса крестьянской жизни. Образ Дарьи - образ «величавой славянки». Горе Дарьи - «вселикое горе вдовицы и матери малых си­рот». Величие русского национального характера и энергия сострадательной хри­стианской любви. Образная система поэмы и традиции (духовно-эстетические) фольклора. Природа в поэме. Поэтическая трансформация народных причитаний, сказочно - мифологических образов, символики обрядов - бытовой лирики. Эле­менты поэтики сказок, былин, лирических песен. 

Исторические поэмы «Дедушка», «Русские женщины». Тема декабризма и эпоха создания поэм (1869-1872). Народническое движение. «Дедушка». Образ дедушки - декабриста. Условность некрасовского историзма: декабрист носитель психологии народничества. Народолюбивые идеалы героя. Христианское смире­ние как символ жизнестойкости и народного характера идеалов. Рассказ - легенда о крае мужицкого счастья. «Русские женщины». Образы жен декабристов. Лучшие качест­ва русского национального характера (верность, преодоление всех возможных препятствий, осознание своей судьбы как общенародной). Тенденциозные изображения быта и труда декабристов - каторжан как символическое утвержде­ние высоты их убеждений и гимн их жизненному подвигу.

 «Кому на Руси жить хорошо». История создания «энциклопедии крестьянской жизни». Замысел и его реализация. Степень завершенности поэмы. Стремление изобразить жизнь народа в ее полноте и цельности. Тематика и проблематика. Центральная проблема - поиски путей к народному счастью. Некрасовское опре­деление единственно верного пути: путь «народного заступника», путь револю­ции. Отношение народа к содержанию легенды «О двух великих грешниках» - «народ молчит» (ср.пушкинское «народ безмолствует»). Путь революции и традиции русской литературы.

Смысл понимания счастья «дольщиками» народа. Образы Оболт-Оболдуева, Последыша. «Счастье» дворового человека. Грех Старосты Глеба. Образ Якова Верного. Мужицкое счастье (гл. «Счастливые»). Образы кре­стьян - народных заступников: Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский, Матрена Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова. Судьба «рус­ской земли человека замечательного». Композиция поэмы: основные части и гла­вы, их расположение; массовые сцены и их значение, группировка образов; пей­заж и его роль в поэме; лирические отступления; вставные эпизоды (рассказы действующих лиц о себе и других); песни как элемент композиции и средство выражения идейного замысла. Поэма и фольклор: сказочно - фантастический элемент, народная форма песен, легенд. Использование пословиц, загадок; изо­бразительно - выразительные средства языка и народная лексика в поэме.

Библиография:

См. Пункт 1, номера 1-4, пункт 2, кроме 1. 1. Русская литература 19 века и христианство. М.,1997.

 

2. Корман Б.О. Лирика Н.А.Некрасова - Воронеж, 1964.

3. Жданов В.В. Некрасов - М., 1971.

4. Гин М.М. От факта к образу и сюжету: О поэзии Н.А.Некрасова. - М., 1971.

5. Груздев А.И. Декабристкий цикл Н.А.Некрасова. - Л., 1976.

6. Бойко М.Н. Лирика Некрасова. - М.,1977.

7. Краснов Г.В. «Последние песни» Н.А.Некрасова. - М., 1981.

8. Скатов Н.М. «Я лиру посвятил народу своему»: о творчестве Некрасова. - М., 1985.

9. Некрасовский сборник: В 9т. - Л.,1951-1988.

10. Ильюшин И.И. Поэзия Некоасова. - М.,1998. См. Библиографию к лаборатор­ному занятию № 1.

VIII. Поэты некрасовской школы.Понятие «литературная школа», «литературное окружение» (В.Виноградов, Н.Скатов, В.Кулешов). Широкое и узкое наполнение термина. Поэты - «некрасовцы» (В.Кулешов): Михайлов М.Л., Добролюбов Н.А., Курочкин B.C., Гольц-Миллер И.И., Никитин И.И., Суриков И.З., Трефолев Л.Н., Дрожжин С.Д. Общая демократическая направленность творчества. Объединение, возникшее на осно­ве общей тематики, проблематики, единства художественных принципов. Тема­тика: назначение поэта и поэзии, жизнь народа, революция и революционный подвиг (подвижничество), сатирическая направленность творчества, интимная лирика в самом широком наполнении термина. Раньше Некрасова - вместе с ним -вслед за ним – после него.

Библиография:

См. П. 1, № 1-4, п. 3, № 3.

1. Скатов Н.Н. Поэты некрасовской школы. - Л.,1968.

2. Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели. - Л.,1973.

3. Осьмаков Н.В. Родина. Народ. Революция. Этапы развития революционной по­эзии второй половины 19 -начала 20 века. - М.,1972.

4. Еголин A.M. Некрасов и поэты - демократы 60-х г. 19 века. М.,1969.

5. Захаркин А.Ф. русские поэты второй половины 19 в. - М.,1975

 

 

IX. Поэзия Ф.И.Тютчева. Личность и мировоззрение. Поэт, дипломат, философ. Начало творческого пути. Поэтическая извест­ность (Некрасов, ст. "Русские второстепенные поэты", 1850 г.). Тютчев "создал речи, которым не суждено умереть" (И.С.Тургенев)

Политическая лирика. Россия и Запад, Славянофильство и западничество. Панславизм. Поэт национального духа. Тема декабризма («Вас развратило самовластье...»). Фило­софская лирика: бытие природы и вселенной, человек и его место в мире. Влия­ние натурфилософии. Идеи Шеллинга. Античная мифология. Античная поэзия. Православное начало поэзии. Неприятие индивидуалистического начала. («День и ночь», "Святая ночь на небосклоне...", "О нашей мысли обольщение...", "Смотри, как на речном просторе..."). Философичность пейзажа. Пантеизм ("Есть в осе­ни первоначальной...", "Не то, что мните вы, природа...). Тема России, народа. Христианское смирение. («Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...).

Любовная лирика. Денисьевский цикл («О, как убийственно мы любим...», «Я очи знал, о, эти очи!...», «Последняя лю­бовь», «Есть и в моем страдальческом застое...»). Любовь как «блажен­но-роковое» чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, как символ человеческого существования. Романтический метод и стиль по­эзии. Тютчев - предвестник символизма.

 

Библиография:

См. пункт 1, №1-4.

1. Горецкий Б.П. Русские лири­ки: Историко-литературные очерки. - Л., 1974. 

2. Григорьева А.Д. Слово о поэзии Тютчева.-М, 1980.

З. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева.-М., 1978.

4. Кожинов В.В. Тютчев.-М., 1988 (1994).

5. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века.-М., 1983.

6. Маймин Е.А. О русском романтизме.-М., 1975.

7. Русская философская поэзия.-М., 1976.

8. Озеров Л.А. Поэзия Тютчева.-М., 1975.

9. Орлов О.В. Поэзия Тютчева.-М., 1981.

10. Скатов Н.Н. Русские поэты природы: очерки о А. Кольцове, А.Фете, Ф.Тютчеве.-М., 1980.

 

X. Поэзия А.А. Фета. Жизнь и судьба Шеншина-Фета.«Солдат, коннозаводчик, поэт и переводчик».

Мировоззрение Фета. Фет и философия А. Шопенгауэра. Эстетиче­ская позиция Фета и поэзия «чистого искусства». Лирика Фета. Стихотво­рения о сущности искусства («Ласточки», «Псевдопоэту», «На книжке стихотворений Тютчева»). Декларация положений «чистого искусства».

Природа, любовь, человеческие переживания в мире Фета. Стремление передать иррациональные чувства, возникающие в душевной глубине. «Умение ловить неуловимое» (Дружинин). Темы грезы, сна, бредовой мечты. Стремление изобразить переходные состоя­ния в человеческой душе и жизни природы («Полуночные образы ре­ют...», «Я долго стоял неподвижно...», «Шумела полночная вьюга...», «Над озером лебедь...», цикл «Мелодии», «Шепот, робкое дыханье..»). Художественные особенности лирики. Импрессионистический характер. Ассоциативность мышления, аллитерация. Необычность стихотворных ритмов (дольник). Поэзия Фета – звено между романтизмом и символиз­мом.

Библиография:

См. библиографию к практическому занятию №4.

 

XI. Творчество А.К.Толстого. Личность, мировоззрение, эстетические взгляды.

Поэт. Писатель. Драматург. А.К.Толстой в атмосфере литературной борь­бы ("Двух станов не боец, а только гость случайный". "Против течения"). Эстети­ческий трактат в стихах "Тщетно, художник, те мнишь...". Стихотворение "По­эт". Любовная лирика. "Приливы и отливы" любви как проявления полноты и на­сыщенности жизни ("Средь шумного бала, случайно..., "Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!...", "Колышется море; волна за волной..."). Лирика природы. Соотнесенность состояния природы с состоянием души лирического героя ("Колокольчики мои...","Шумит на дворе непогода...", "Звонче жаворонка пенье...", "То было раннею весной...". Тема родовых гнезд, судеб дворянства ("Ты знаешь край...", "Пустой дом"). Критика чиновной бюрократии, ее пси­хологии, скептическое отношение к официальной истории русской государствен­ности ("Послание к М.Н.Логинову о дарвинизме", "Сон Попова", "История госу­дарства Российского..."). Критика нигилизма и материализма, социалистических утопий ("Страшусь людей передовых...", "Порой веселой мая...", "Поток - бога­тырь"). Отрицательное отношение к славянофильству. Антикатолические на­строения ("Бунт в Ватикане"). А.К.Толстой как один из создателей литературной мас­ки Козьмы Пруткова. Интерес к русской истории, национальный духовности Ис­торические баллады. Тоска по ушедшим временам ("Курган", "Князь Ростислав"). Идеализация национальной жизни, демократические симпатии ("Илья Муромец").

Углубление историзма, усиление аналитического начала. Переход от бал­лад ("Василий Шибанов", "Князь Михайло Репнин"_, к крупным жанрам роману "Князь Серебряный", трагедии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис". Сопряжение личной вины героев с историческими обстоя­тельствами, общим состоянием кризисной эпохи Смуты (падение нравов, утрата чувства чести, законности, забвение славных традиций домонгольской Руси). Са­тирическое изображение боярских амбиций, сочувственное отношение к народу. Особенности историзма А.К.Толстого.

Библиография:

См. пункт 1, номера 1- 4.

1. Васильев С.Ф. Проза А.К.Толстого: Направление, Эволюция и протест. Ижевск, 1989г.

2. Жуков Д.А. Алексей Константинович Толстой. М., 1982 г.

3. Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX века. М., 1975г.

4. Стафеев Г.И. А.К.Толстой: Очерк жизни и творчества. Тула, 1967 .

5. Ямпольский И.Г. Середина века: Очерки о русской поэзии 1840 - 1870 гг. Л., 1974г.

XII. Творчество И.А.Гончарова.Личность, мировоззрение, эстетические прин­ципы. Формирование Гончарова как художника. Отношение к романтизму. Ран­ние произведения. Три «О». Трилогия о судьбах России, о ее путях в историче­ское будущее. Роман «Обыкновенная история». Актуальность проблематики. «Удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г.Белинский), близость к разновидностям европейского романа (роман утраченных иллюзий, роман воспитания), черты «русского романа». Конфликт и его решение. Образ Александра Адуева. Утрата иллюзий «вечной любви», «вечной дружбы», «вечного искусства», высокого служения отечеству на видном посту. Тема Петербурга и его духовного влияния на личность. Образ петербужца Петра Адуева. Трагедия личности героев. Особенности стиля. Оценки романа критикой 40-х г.

Очерки «Фрегат "Паллада"». Значение очерков для реализации замысла романа «Обломов». Изображение «маленького русского мира» в очерках. Противопоставление энергии, порыва, согласованных коллективных усилий без­волию. Тема Петербурга. Идея прогресса. Художественные особенности книги.

Роман «Обломов». Творческая история, тематика, проблематика. Основной кон­фликт и образ Обломова. Различная трактовка основного конфликта. Причины трагедии Обломова. Образы Штольца, Ольги Ильинской. Споры вокруг героев в критике и литературоведении. Обломов как «лишний человек» русской литерату­ры. Особое место героя среди «лишних людей». Сюжет. Конфликт, композиция романа как средство раскрытия его идейного замысла. Особенности художест­венной формы романа.

Роман «Обрыв». Истории создания. Конфликт с И.С.Тургеневым, смена назва­ний («Художник», «Вера») как этапы развития творческого замысла. Роман об исторических судьбах России (соединение вековых традици руской культуры и европейской образованности). Образы Райского, Веры, Мафеньки, Татьяны Мар­ковны. Образ нигилиста Марка Волохова. Россия и европейская цивилизация (Па­риж, Рим). Русские литературные традиции и позицииия писателя. Символическое название романа. Художественное мастерство писателя.

Гончаров как литератур­ный критик («Мильон терзаний»). Место Гончарова в истории русской литерату­ры.

Библиография

См. Библиографию к практическому занятию № 5.

1. Пиксанов Н.К. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. -Л.,1968.

2. Лихачев Д.С. Нравоописательное время у Гончарова. Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.

3. Мельник В. Реализм Гончарова. - Владивосток, 1985.

4. Медвецкий В.А. И.А.Гончаров - романист и художник.-М., 1992.

XII. Творчество И.С.Тургенева.Идейно-художественное формирование творче­ской личности. Романтические стихи и поэмы («Стено»). «Рассказ в стихах» «Параша» как начало художника – реалиста. Оценка «Параши» В.Г. Белинским. Ран­ние повести и рассказы («Андрей Колосов», «Бретер», «Петушков», «Два прияте­ля», «Затишье», «Дневник лишнего человека»). Тематика и проблематика. Тради­ции натуральной школы и попытка психологического анализа. «Записки охотни­ка». История создания, проблематика, идейная направленность. Традиционные темы: помещики – крепостники, «лишние люди». Новаторство Тургенева. Проникновение во внутренний мир крестьянина. Глубина и красота народной души, острота переживаний («Певцы», «Живые мощи», «Касьян с Красивой Мечи», «Сви­дание», «Бирюк», «Малиновая вода». Русская природа в изображении Тургенева («Лес и степь»). Мастерство Тургенева – пейзажиста. Образ рассказчика и его функции. «Записки» в критике. Их значение для русского самосознания и художественной литературы.

Драматургия Тургенева. Тургенев и состояние русского театра. Традиции Гоголя. Поиски собственного пути. «Неосторожность» - пародия на романтическую драмму. Связь пьес с традициями натуральной школы («Бездене­жье»). Проблема человеческой личности и возможностей ее свободного развития («Нахлебник», «Холостяк»). Изображение быта и нравов провинциального дво­рянства («Завтрак у предводителя»). «Месяц в деревне» - вершина драматургии Тургенева. Психологизм пьесы. Основной конфликт. Образ Беляева – представи­теля разночинной интилигенции

Проблема выбора героини (Берсе­нев, Шубин). Выбор идеи: «Освободить свою Родину, эти слова и говорить страшно – так они велики». Поиски гармонии гражданского служения и личного счастья. Проблема поло­жительного героя русской жизни (деятеля). Роман в критике. Оценка Добролюбо­ва с позиций «реальной критики». Конфликт Тургенева и Добролюбова. Уход пи­сателя их «Современника».

 «Отцы и дети». Творческая история романа. Жанровое своеоб­разие (социально-политический, психологический, одноцентренный). Социально-исторический конфликт. Группировка образов. Образ Базарова. Нигилист - раз­ночинец. Отношение героя к науке, искусству, любви. Мировоззрение героя. База­ров и крестьянство. Жизнестойкость героя, выход за рамки схемы собственных установок. Смерть героя. Тургенев о перспективах базаровского типа. Образы «отцов» в романе. Принципы Павла Петровича и их крах. Николай Петрович. Не­возможность шагать в ногу со временем. Безволие Аркадия, отсутствие собствен­ных убеждений. Образ Одинцовой. Образы «прогрессиста» Ситникова «эманси­пированной женщины» Кукшиной, их функция в романе. Роман в критике. Ху­дожественное своеобразие романа.

«Дым» - роман без тургеневского героя. Социальная «проблематика» идейный смысл. Полемика Тургенева с представителями революционно-демократической мысли о путях исторического развития России. Поиск автором «совершенного за­падника». Россия и Запад в оценке Потугина. Образ Литвинова, «дюжинно – че­стного» человека. Критическое начало в романе (изображение «водяного», обще­ства русских, «баденские генералы», «губаревские эпизоды»). Художественные особенности романа. Роман в критике.

«Новь». Изображение народнического движения («хождение в народ»). Тур­генев о «романтиках реализма». Образ Нежданова. «Изломанность» героя. Потеря жизненной цели. Самоубийство. Марианна. Соотнесенность с образами Лукерьи («Живые мощи») и Софи («Странная истори»). Высокая самоотверженность. Убежденность в верности избранного пути служения народу. Образ Соломина (постепеновец) - «условная фигура программного назначения» (Г.А.Бялый). Оценка романа критикой.

 «Стихотворения в позе». Итоговый цикл Тургенева, художника и мыслителя. История создания цикла. Замысел. Его реализация. Тематика и про­блематика цикла (проблема жизни и смерти, тема рока и конца света, образ при­роды; тема веры и безверия; проблема индивидуализма, тема самопожертвования, проблема самоотверженности, проблема искусства). Тема народа, России, путей ее исторического развития. Её глубина и всесторонность раскрытия, откры­тость проблемы. Художественное мастерство Тургенева – автора малой литера­турной формы.

Художественное мастерство Тургенева. Творчество писателя как факт и фактор литературного развития. Проявление художника во всех родах и жанрах литературы. «Слияние трезвой прозы с обаянием поэзии». Синтетический характер творчества. Стремление показать движение русской жизни в ее идейных исканиях, в изменении и утверждении этических идеалов, в характерах и судьбах. Романы Тургенева – важное звено в развитии отечественной и мировой литерату­ры (сплав жанра социально-психологического и социально-политического рома­на). Типологические особенности реализма писателя.

Библиография

См. библиографию к практическому занятию № 6.

1. Богословский Н.В. Тургенев М, 1964..

2. Батюто А. Тургенев-романист.- М.. 1972.

3. Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева.-Л., 1975.

4. Петров С.С. И.С.Тургенев: творческий путь.- М., 1979.

5. Шаталов С.Е. художественный мир Тургенева.-М., 1979.

6.Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы ге­незиса.Л., 1980.

7. Маркевич В.М. И.С. Тургенев и русский реалистиче­ский роман XIX века: 30-50-е годы-Л., 1982. 8.Лебедев Ю.В. Тургенев.-М, 1990.

9.Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени.-Л., 1990.

 

XIV.Творчество А.Н. Островского. «Театр Островского». Остров­ский о театре и задачах драматургии: «разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили». Три кита творчества Островского «основательность характера, нравственная цельность, духовное здоровье». (Ап. Григорь­ев). Раннее творчество. («Записки замоскворецкого жителя», «Свои лю­ди - сочтемся»). «Колумб Замоскворечья». Быт и нравы купечества. Пат­риархальность. Споры о наполнении этого понятия в критике XIX века и со­временном литературоведении. Кружок Островского. Остров­ский и славянофильство. Сближение со славянофилами. Славянофиль­ский взгляд на крепость национального характера, православную духов­ность. Первая половина 50-х годов. «Бедная невеста». Психологическая комедия. Развенчание печориных, переживших свое время, эксплуати­рующих разочарованность. Отжившие идеалы западничества. Образ Мерича. Тема бесприданницы, покупки красоты. «Не в свои сани не са­дись». Образ Русакова. Говорящая фамилия. Воплощение «цельности на­циональности характера» (Ф. Достоевский). Обвинение Островского в сла­вянофильстве, повлиявшем на художественность пьесы. «Бедность не по­рок». Образ Любима Торцова как воплощение правды народного харак­тера (Ап.Григорьев). Развенчание образа демократическо-западнической критикой XIX века и традиционным литературоведением (М.Пинаев, В.Лакшин). Творчество второй половины 50-х-60-х годов. Кризис тыся­челетнего государства. Крымская катастрофа и ее последствия. Споры об исторических путях России. Подготовка и проведение реформ. Задачи литературы. «В чужом пиру похмелье». Образ Тита Титыча Брускова, купца-самодура. «Задушевная мысль» (М.Лобанов) Островского – созда­ние образа просветителя-подвижника Иванова, человека чести. «Воспи­танница». Описание «самодурной» жизни помещичьей усадьбы. Расши­рение социальной тематики. «Доходное место». Тема чиновничества и «подьяческой» философии (Юсов). Образ Жадова. «Обличитель мерзости», выразитель «общественного мнения». Закономерность «ломки» ге­роя, университетские идеи которого - «мишура». «На всякого мудреца довольно простоты». Образ «прогрессиста» Глумова, «болтуна-либерала» (М.Лобанов). Проблема «мудрости». Дух растления, холодно­го эгоизма, практицизма.

Драма «Гроза». Творческая история драмы. Правда жизни (Клыковское дело). Изображение характера на крутом пе­реломе истории. Основной конфликт и его различные трактовки в кри­тике и литературоведении: демократически-традиционная (свободолю­бивая личность - «темное царство», патриархальщина, домостроевщина) православная (национально-православные ценности - западнический дух меркантильности, черствости, вседозволенности). Образная система драмы. Кабанова, Дикой, Феклушка. Трагедия уходящей жизни. «Жерт­вы» перемен Тихон и Борис. Слабость воли, слабость духа. Будущие «победители» Варвара и Кудряш. Образ Кулигина и его значение. Раз­личные подходы к раскрытию образа (самоучка-просветитель - ловец неуловимого). Образ Катерины. Трагедия совести: измена народно-православным ценностям, невозможность найти себя в «новой морали». Образ Волги - реки народной жизни. Мастерство Островского-художника.

Пьесы исторического содержания. Закономер­ность обращения к истории в переломные моменты национальной жиз­ни: «Тысячу лет прожила Россия» (Островский). Замысел цикла «Ночи на Волге». «Воевода» как исторический пролог к «Доходному месту». Не-чай Шалыгин - пращур бюрократов -казнокрадов и взяточников XIX ве­ка. Хроника «Козьма Захарьич, Минин Сухорук». «Историк передает что было, драматический поэт показывает, как было» (Островский). Невоз­можность во время Смуты отделять свою судьбу от судеб народных. Чувство ответственности за судьбы России. Потребность в общенацио­нальном самопожертвовании: «Восстань за Русь, на то есть воля Божья». Нравственная чистота борьбы за правое дело: «Только чистый может святое дело честью совершить». Пушкинские традиции. «Мнение народ­ное» в пьесе. Место пьес Островского в русской исторической драматур­гии.

«Пучина». Пучина житейской пошлости, дрязг, вражды. Пучина нравственная. Образ Кисельникова (Жадов без «мишуры»): «Мы все продали, себя, совесть». Образ Боровцова. Герой без будущего. «Тяжелые дни». Пучина везде: «стоит только опуститься». «Бешеные деньги». «Пучинная» психология Лидии Чебоксаровой: «Бояться порока, когда все порочны, и глупо и нерасчетливо. Самый большой порок есть бед­ность». Трилогия о Бальзаминове. Ее литературные и народные истоки. Призыв драматурга противостоять пучине. «Горячее сердце». Образ Па­раши. Сердечное знание героини. Желание добра. Крепость нравствен­ного фундамента.

Пьесы 70-х -80-х годов. «Лес». Изображение сложных социальных процессов после десятилетия реформ через семейный конфликт. Сатири­ческое изображение дворянской усадьбы. Образ Несчастливцева. Поражение Несчастливцева в «комедианстве» и нравствен­ная победа в реальной жизни.

 «Бесприданница». «Этой пьесой начинается новый сорт моих про­изведений». Сфера личной, интимной жизни. Героиня-женщина. Тема -любовь и вековечное стремление души к счастью. Принцип: «Всякое ху­дожественное произведение дает мысль – и не одну, а целую перспективу мыслей». Конфликт: стремление к счастью – дух меркантилизма. Образы купцов Паратова, Вожеватова, Кнурова. Борьба за обладание Ларисой Огудаловой. Паратов - «эстетический дармоед», носитель «обая­ния наглости»: «жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться». Образ Ларисы. Поэтичность души и ущербность бесприданницы. Разочарова­ние в любви и духовная капитуляция: «Я не нашла любви, так буду ис­кать золота». Смерть героини. Примирение перед смертью в христиан­ской любви к ближнему. Образ Карандышева. «Маленький человек» с болезненным самолюбием. Любовь как жажда самоутверждения. Траге­дия «смешного человека» с «разломанной грудью».

«Снегурочка» – самая задушевная и лирично-поэтическая пьеса Островского. Народно-мифологическая основа пьесы. Современность и философичность содержания. «Вечные» проблемы жизни и смерти, люб­ви и душевной холодности. Судьба Снегурочки. Неизбежность гибели дитя Деда Мороза и Весны и неизбежность земной любви. Верность вы­бора и ненапрасность жизни. Воплощение в пьесе максимально обоб­щенного образа «мира Островского», воспроизводящего в фольклорно-символической форме авторское представление о сути национальной жизни, преодолевающей, но не отменяющей трагизм индивидуально-личностного бытия. «Не от мира сего» - последняя пьеса Островского. «Несценичность» пьесы, близость к жанру драматической поэмы, главное действие – душевное. Образ Ксении Кочуевой. Неоднозначность под­хода к выявлению основы характера героини: указание на физическую слабость как причину пассивного сопротивления (отрицая зло, героиня не борется с ним); утверждение любви вопреки всему (обману, здравому смыслу) на пороге смерти. «Любовью неизреченной, благославляющей людей и мир, кончается последняя пьеса Островского» (М.Лобанов).

Новаторство Островского-драматурга. Общие особенности его аналитической драмы. Стремление художественно воплотить «коренное русское миросозерцание» (Ап.Григорьев). Жанровое разнообразие пьес, психологическая глубина. Островский и русский театр.

 

Библиография

См. библиографию к практическому занятию №7.

1.Журавлева А.И. А.Н. Островский - комедиограф.-М., 1981.

2.Лакшин В.Я. Театр Островского.-М., 1986.

3.Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Те­атр А.Н. Островского.-М., 1986.

4.Теплинский М.В. Пьесы жизни: изу­чение творчества А.Н. Островского в школе.-Киев, 1991.

5.Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский.-М., 1997.

6.Лобанов М. Александр Николаевич Островский. – М., «ЖЗЛ» – любое издание.

 

XV.Творчество Н.С. Лескова. Личность и особенности мировоз­зрения. Против течения. «Тайна» Лескова. «Он писал не о нигилисте, не о мужике, не о помещике, но всегда о человеке» (М.Горький). Правда русской жизни – в христианском этическом учении, основной состав­ляющей народного мышления. Начало творческого пути. Первые рас­сказы и повести («Разбойник», «Язвительный», «Воительница»). Изо­бражение различных форм народного сознания. Тенденция ухода от со­циального анализа к анализу духовно-нравственному. Крестьянин – носитель грамоты христианской, стремящийся действовать в рамках на­родной эталонности («Разбойник»). «Язвительный». Исследование кол­лективного народного сознания, чужеродность имплантированной за­граничной экономической системы сути русской патриархальной души. «Воительница». Проблема соотношения в сознании героини, Домны Платоновны, религиозной ритуальности и православной духовности. Раз­вращающая роль петербургского периода жизни. Возможность духовно­го воскресения личности независимо от социальных обстоятельств. «Ле­ди Макбет Мценского уезда». «Греховный» тип сознания личности в по­вести. Сложность идейно-эстетического осмысления образа Катерины Измайловой. Индивидуалистическая основа личности – право на убийст­во. Невозможность нравственного очищения героини, невозможность раскаяния, следствие полной невостребовательности ценностей народной жизни. «Овцебык». Главный герой, Василий Богословский, «библейский социалист». Нравственный тупик: несоответствие революционности и вечных норм народной этики.

Творчество 70-90-х годов. «Очарованный странник» – продолже­ние народоведческих «монографий». Иван Флягин как воплощение мо­гучих физических и нравственных сил народа. Кипение жизни. Жажда полезного действия («за народ помереть хочется»). Жажда торжества гармонии, справедливости, добра. Очарование идей героического само­пожертвования. Господство в характере стихийно-эмоционального на­чала. «Запечатленный ангел». Обращение к народной легенде – ключу проникновения в сущность народного мировоззрения. Тема поиска на­родным героем высокой правды жизни. Тема раскола. Раскол как крово­точащая рана Руси. Стремление русского человека к духовному едине­нию, к преодолению «разнообразия по вере».

«Левша». Сказ («драмокомедия»). Самоустранение автора –повествователя как подтверждение глубинной, духовно-художественной связи с фольклором. Центральная проблема – творческие возможности русского человека и возможности их реализации. Величие «маленьких людей», Левши и его товарищей, ревнителей славы России, носителей чувства национального достоинства и национальной ответственности, и их трагедия. Вопрос о мере отпущенных русскому человеку жизненных возможностей. Цикл хроник («Старые годы в селе Плодомасове», «Со­боряне», «Захудалый род»). Национально-историческая проблематика. Поиски решения насущных задач современности. Изображение само­бытных личностей, социально-активных, сильных связью с народными основами жизни (Марфа Андреевна Плодомасова, Варвара Никоноровна Протозанова, протопоп Савелий Туберозов). В основе сюжетов - «борьба лучшего из героев с вредителями русского развития» (Лесков). «Старая сказка» как олицетворение исторической памяти и отдельной личности, и народа в целом. «Сила моего таланта в положительных ти­пах». Праведник – положительный герой писателя. Литературные сказки и рассказы-притчи конца 80-х – начала 90-х годов. Развитие христианских мотивов на основе фольклора («Маланья -голова баранья», «Рассказ про чертову бабу», «Час воли Божией»). Лесков и религиозно-нравственное учение Льва Толстого. «Фигура» (Из воспоминаний о праведниках), «Дурачок», «Человек на часах» - столкновение закона Божеского и закона человеческого (спасти человека – грех или христианский долг), «Сми­ренный герой».

Романы «Некуда», «На ножах». Споры о ниги­листах и нигилизме. Жанр антинигилистического романа - ответ Лескова на угрозу нигилизма, доказательство трагической бесперспективности революционного движения. Полемическая заостренность романов. Об­разы нигилистов и их противников. Отлучение Лескова от «прогрессив­ного» лагеря русской литературы. Романы Лескова и романы Гончарова («Обрыв»), Достоевского («Бесы»). Своеобразие лесковских произведе­ний.

Мастерство Лескова-художника (многообразие жанров, формы повествования, богатство языка). Связь творчества с художественными традициями фольклора. Место Лескова в истории русской литературы.

 

Библиография:

См. пункт 1, №1-4.

1.Дугов Б.М. Н.С. Лесков: Очерк творчества.-М., 1961.

2.Горячкина М.С. Сатира Лескова.-М., 1963.

З.Троицкий В.Ю. Лесков-художник.-М., 1974.

4.Семенов B.C. Ни­колай Лесков: Время и книги.-М., 1981.

5.В мире Лескова.-М., 1983.

6.Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова.-Л., 1978.

7.Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков.-М., 1979.

8.Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура.-Л., 1988.

9.Андреева Г.Т. Творчество Н.С. Лескова.-Иркутск ,1992.

10.Мосалева Г.В. Поэтика Н.С. Лескова.-Ижевск, 1993.

11.Тюхова Е.В. О психологизме Н.С. Лескова.-Саратов, 1993.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...