Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА: РОМАН АС. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
ПЛАН: 1. «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» (В. Г. Белинский). Обоснование формулы. 2. Проблематика романа. 3. Причины трагедии личности дворянского круга: а) образ Онегина. Различные трактовки образа; б) образ Ленского. 4. Образ Татьяны Лариной. «Русскость» души героини. 5. Образ автора, Автор - человек и мыслитель. 6. Жанровое своеобразие романа. Композиционные особенности. Художественное совершенство романа.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Благой Д.Д. «Евгений Онегин» // Пушкин А, С. Собрание сочинений в 10 томах. - М., 1975, т. 4 (или 1960, т. 4). 2. Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа //' ЛШ, 1997, № 3. 3. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - Л., 1980. 4. Макагоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. - М., 1971 . 5. Марацман В.Г. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении. - М., 1983 (или Л., 1974). 6. Михайлова И.II. «Собранье пёстрых глав»: О романе «Евгений Онегин». -М., 1994. 7. Скатов Н.Н. Русский гений. - М., 1987. 8. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». - М., 1988. Дополнительно: Долинина Н. Прочитаем «Онегина» вместе, Печорин и наше время. Эссе. - Л., 1985. Выписать в соответствии с пунктами плана лабораторного занятия принципиальные положения статей В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (статьи 8; 9); Д.И. Писарева «Пушкин и Белинский» («Евгений Онегин»); А.И. Герцена «О развитии революционных идей в России» (глава 4. 1812 - 1825); Ф.М. Достоевского «Пушкин» («Пушкинская речь»). I. Общественно-социальные предпосылки литературного развития второй половины 19 века.Реформы, их значение и последствия. Кризис дворянства. Разночинцы. Купечество. Изменения в жизни психологии крестьянских масс. Фабричные и мануфактурные рабочие. Расширение и углубление социальной тематики и стремление к философско-психологическому ее рассмотрению. Материализм и идеализм. Революционная мысль и консервативные устои. Либерализм. Россия и Европа. Славянофильство и западничество. Европейский литературный процесс и русская литература: формы и принципы взаимодействия. Библиография: 1. История русской литературы: в 10т-м.; л., 1956, тт, 8,9. 2. История всемирной литературы: в 9тт. - м., 19990, т 7. 3. История русской литературы: в 4 тт. -л.. 1982-1983, т 3. 4. История русской литературы: в 3 тт. - м., , 1964., т 3. 5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. русская философия 11-19 вв. - Л., 1989. 6. Зеньковский В.В. История русской философии: в2т. - л., 1991, т 1,2. 7. Флоровский Г. Пути русского Богословия-Киев, 1991. 8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурное и политическое отношение Славянского мира к Германо-румынскому - М., 1991. II. Основные направления общественно-эстетической мысли второй половины 19 века.Принципиальные установки и совпадение позиций по ряду моментов. «Чистое искусство» («искусство для искусства»; эстетизм ): независимость художника от практической жизни, не заинтересованность в делах общества, обращенность к вечному, высокому искусству. Б.Алмазов: поэт призван говорить о Боге, красоте, сердце человеческом, о том что вечно, что нужно для всех веков и народов. «Достижения в области формы. Отрыв искусства от реальной жизни, искусство служит «само себе целью», «гастрономический взгляд на искусство» (А.Григорьев). Профессорская культура (утилитарно-либеральная эстетика) Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин («О задачах искусства», «Задачи этики »). Университетская кафедра – главнейшее поприще в служении России. Задача искусства – объединять, образовывать во имя высших целей общежития, просвещать народ и правительство. Демократическая мысль.Н.Г.Чернышевский «Эстетические отношения искусства к действительности»: прекрасная есть жизнь, сущность искусства-воспроизведение жизни, а также объяснения ее и приговор. Утверждение отрицательного направления в литературе, изображение «правды жизни без всяких прикрас». Принцип «реальной» критики Н.А. Добролюбова (главный источник творчества – милосердие, жизненная правдивость произведений; социально-историческая обусловленность характеров, опора на логику и разум. Эстетика Д.И. Писарева. «Разрушение» дворянский эстетики. Утилитаризм: служить жизни действительной, будить мысль, готовить «реалистов», нести «реальное знание». Статьи Н.Г.Чернышевского» «Очерки гоголевского периода русской литературы», «Не начало ли перемены?», «Русский человек на рандеву», «Заметки о журналах»; Н.А.Добролюбова «Губернские очерки», «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Забитые люди», Д.И.Писарева «Мыслящий пролетариат», «Борьба за жизнь», «Разрушение эстетики», «Посмотрим», «Реалисты», и «Мотивы русской драмы». А.И.Герцен о русской литературе как факторе революционного развития общества. «О развитии революционных идей в России». Литература –трибуна, с которой народ заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Литература несет личное начало - «вечный завет деятельности, развития, свободы». Независимость литературы проявляется в ее критический направленности. Истинно русское искусство всегда оппозиционно, оно-проводник европейских идей. Славянофильско-почвеническое направление. Приоритет, национально-духовного (православного) как основы русского общества, русского искусства. Народность как самобытное национальное воззрение. Разрыв жизни и сознания в русском обществе как следствие западничества в сфере мышления (безмерно развитое отвлеченное сознание, рационалистические установки, скепсис и отрицание) и сфере общественной деятельности (с одной стороны – отчужденность, с другой – революционно-нигилистическое разрушение). Утверждение «коренного русского миросозерцания« (А.Григорьев). «Органическая критика» А.Григорьева, стремление преодолеть односторонность «чистого искусства и «тенденциозности» утилитаризма демократической эстетики. Искусство как особая синтетическая (жизненная) форма отражения действительности в свете авторского идеала. Основное внимание критике этической направленности творчества. Признание (даже абсолютизация) общественно-преобразующей роли православного искусства силой его эстетического воздействия. Идеальное как действительное. Поиски «положительно-прекрасного» героя (Ф.М.Достоевский) «Красота спасет мир, а некрасивость убьет». «Славянофильство, может быть, составляет общий характер нашей литературы« (Н.Страхов).
Библиография: См. пункт 1, № 1-8. 1. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины 19 века. – Л., 1982. 2. Революционная ситуация в России в середине 19 века: деятели и историки. М., 1986. 3. Осповат А. Короткий день русского «эстетизма« Литер. учеба, 1981., №3. 4. Русская критика и историко-литературный процесс – Куйбышев, 1983. 5. Соловьев Г.А. Эстетические воззрения Чернышевского. - М.,1978. 6. Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении (О Н.Г.Чернышевском) – М.,1983. 7. Соловьев Г.А. Эстетические взгляды Чернышевского и Добролюбова.-М.,1974. 8. Егоров Б.Ф. Николай Александрович Добролюбов. - М.,1986. 9. Буртин Ю.Г. «Реальная критика« вчера и сегодня. Новый мир -1987,№6. 10. Горбулина Е.В. Литературно-критические статьи Н.А.Добролюбова: Пособие для студентов.- Армавир, 1988. 12. Туниманов В. Принципы реальной критики. Эволюция Писарева в 1860-е годы. Вопр. лит. - 1975, № 6. Лебедев А.А. Мыслящий пролетариат Писарева-М. 1977. 13. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры, исследования.-Вып.8. Дмитрий Писарев- М., 1992. 14. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: А.А.Григорьев, Н.Я.Данилевский, Н.Н.Страхов-М, 1992. 15. Григорьев А.А. Эстетика и критика.-М., 1980. 16. Григорьева А.А. Искусство и нравственность. -М., 1986. 17. Раков В.П. Аполлон Григорьев – литературный критик. - Иваново, 1980. 18. Носов С.Н. Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. - М., 1990 19. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. - Ростов на Дону, 1987. 20. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского. -М., 1989
III. Общественно-исторические предпосылки развития литературы 60-х годов.Условность термина «60-е годы», его наполнение. Внутреннее состояние России. Россия и Европа. Крымская война. Подготовка и проведение реформ 60-х годов. Основные проблемы: проблема народа (крестьянский вопрос); проблема исторических путей развития России (западнический –революционный, социалистический или либерально- демократический, капиталистический), (славянофильский – русский путь на основе реализации национальных ценностей); проблема гражданских свобод (в частности, проблема эмансипации женщин), борьба различных направлений в искусстве. Библиография: См. Пункт 1, номера 1-8, пункт 2, номер 1. 1. Вердеревская Н.А. Русский роман 40-60-х годов 19 века : Типология жанровых форм.- Казань, 1980. 2. Лотман Л.М. А.Н.Остовский и русская драматургия его времени.-М.П., 1962. 3. Ямпольский И.Г. Середина века: Очерки о русской поэзии 1840- 1870 годов.-Л.., 1974. IV. Литературное творчество Н.Г.Чернышевсого. Литературное дело как продолжение политической деятельности. Стремление к художественной реализации принципиальных положений демократической эстетики. Роман Чернышевского «Что делать?» История создания. Тематика, проблематика. Жанр ( программный, социалистический, политический, утопический, социально-бытовой, психологический, реалистический). Композиция ( двуплановость, концентричность, цикличность. Динамичность, активное вмешательство автора в повествование). Представители старого мира в романе. Их нравственная сущность. Проблема положительного героя. Образы «новых людей» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна и др.), образ Рахметова - «особенного человека». Этика «разумного эгоизма». Ее философские корни. Слабые и сильные стороны. Идейно-художественная функция снов Веры Павловны. Особенности метода и стиля. «Пролог» как образец политического романа. Отражение в нем споров и противоречий кануна реформы 1861 года. Споры вокруг идейно-художественного наследия Н.Г.Чернышевского. Библиография: См. Пункт 2, №5, 6. См. Библиографию к практическому занятию № 1. V. Демократическая проза 60-х годов.Реализация установок натуральной школы и революционно- демократической эстетики. Принадлежность к обличительному направлению. Типологические особенности творчества. Основные жанры. Стиль и язык. Н.Г. Помяловский. Романы « Мещанское счастье», «Молотов». Проблематика (проблема положительного героя), идейный смысл, образы, оценка критиков. «Очерки бурсы», их художественное и общественное значение. В.А. Слепцов. Мировоззрение. Журнальная и общественная деятельность. Повесть «Трудное время». Проблематика. Идейный смысл, образы. Художественные особенности. Решетников Ф.М. Начало творческого пути. Повесть «Подлиповцы». Изображение жизни крестьянства. Образы Пилы и Сысойки. Трагическая тональность. Элементы натурализма. Роман «Глумовы». Жизнь и быт рабочей массы. Жанровое своеобразие романа. Н.В.Успенский. Изображение народной жизни в повестях и рассказах. Оценка творчества писателя Чернышевским («Не начало ли перемен?»). Историко-литературная оценка творчества писателей в свете генерального направления развития русской литературы. Библиография: См. Пункт 1, № 1-4. 1. Проблемы типологии русского реализма.- М., 1969. 2. Проза писателей- демократов 60-х годов 19 века.- М., 1962. 3. Сажин В.Н. Книги горькой правды: Н.Г.Помяловский.» «Очерки бурсы» Ф.М.Решетников. «Подлиповцы». В.А.Слепцов. «Трудное время».- М., 1989. 4. Чуковский К.И. Люди и книги.- М., 1960. 5. Ждановский Н.П. Реализм Помяловского. Вопросы стиля.- М., 1960. 6. Ямпольский И.Н. Г.Помяловский, личность и творчество.- М., 1968. 7. Семенова М.Л. Художественное своеобразие повести В.А. Слепцова «Трудное время».-Л., 1974. 8. Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства (статья «Разбитые иллю-зии») - М., 1986. VI. Русский очерк 60-х годов. Жанр очерка, его обусловленность потребностям эпохи.Тема народа – центральная в очерке 60-х годов. Раскрытие темы и идейно-эстетические установки авторов. Очерк В.А.Слепцова «Владимирка и Клязьма» - «художественно-талантливые эскизы из быта простого народа» (И.А.Гончаров). «Непредубежденность» автора, сторонника обличающего направления в литературе (тенденциозность). Поиски пешеходом- искателем виновников народных бедствий («корпорация паразитов»). Образы представителей народа. Тема труда («Сама форма делает из человека только работника»). Особенности языка и стиля.
С.В.Максимов - «очарованный странник» русской литературы. Роль кружка Островского в формировании творческих установок (роль славянофильства). Стремление постичь национальную культуру в ее цельнокрупности, доверие к многовековому духовному опыту, определившему уклад национальной жизни. «Коренное русское миросозерцание» автора и героев книги очерков «Год на Севере». Тяготы и лишения народной жизни. Вера народа в Великую Русь. Раскол- боль сердца России. Встреча с Соловками- хранителями православной духовности. Природа в очерках. Образ моря. Стиль и язык автора. Библиография: См.пункт 1, № 1, 3, 4, пункт 5, № 1, 2, 4. 1. Лебедев Ю. В середине века: историко-литературные очерки.-М, 1988. 2. Лобанов М.П. Островский-М., 1979 (1989) (глава о молодой редакции «Москвитянина». VII. Творчество Н.А.Некрасова.Начало творческого пути. Поэт-романтик (сб. «Мечты и звуки»). Переход на позиции реализма. Некрасов как автор, организатор и критик «натуральной школы». Некрасов и физиологический очерк (сб. «Физиология Петербурга»). Некрасов- автор водевилей («Актер», «Петербургский ростовщик»). Значение опыта драматургии для последующего творчества. Некрасов- прозаик . «Петербургские мытарства» интеллигента - разночинца в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»(1843- 1848) (незавершен). Развитие отдельных сюжетов и тематических мотивов романа в лирике последующих периодов творчества Некрасов как русский народный поэт. Тема народа – центральная тема творчества. «Я лиру посвятил народу своему»... «Он не только писал о народе, его устами говорил сам народ» (Н.Скатов). Лирика. О назначении поэта и поэзии. Утверждение принципов демократической эстетики. Гражданственность. Поэтический манифест «Поэт и гражданин». Служение отечеству - служение народу. Сущность творчества – любовь сквозь ненависть («Блажен незлобивый поэт»). Образ Музы («сестра народа и моя», «печальная спутница бедняков», «кнутом иссеченная Муза»- черты народных страданий, народной скорби как ее природное начало) «Муза мести и печали». Этический максимализм поэта («Умру я скоро: жалкое наследство...», «Скоро стану добычею тленья»). Тема народа в ее городском выражении (урбанистическая лирика). Расширение социальной тематики («миллионы живых существ ... просили любящего взгляда»). «Ультра-прозаическое содержание, воплощенное в стихотворной форме» (Б.Алмазов). Новые формы: стихотворение-заметка, стихотворение- зарисовка, стихотворение- репортаж, фельетон, сценка. Тенденциозность лирики: «поэт не может ни на минуту не перестать смотреть сквозь аналитическую призму, всюду показывающую ему ворочающихся гадов» (А.Григорьев). Тема положения женщины («Еду ли ночью по улице темной»..., «Когда из мрака заблужденья».., «Свадьба», «Убогая и нарядная»), положение городской бедноты Петербурга («На улице». «О погоде», «Начало поэмы», «Извозчик»), тема детства («Плач детей»), крестьянская тема в городе («Вчерашний день часу в шестом»..., «Размышление у парадного подъезда», «Балет»). Стихотворение «Утро» (1872-1873) как итоговое и эталонное для данного вида лирики. Тема крестьянства. Мир народной жизни. Изображение страдающей крестьянской России. Символика изображения. Символика названий. «Забьется деревня», «Несжатая полоса», «Калистрат». Особое положение женщины крестьянки, работницы и матери («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...»). Бунтарское начало. Сила и слабость народа (Псовая охота», «Вино», «Бунт»). Осмысление сложных, противоречивых процессов в народной жизни («Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «На Волге», «Железная дорога»). Главная заслуга поэта – проникновение в глубины народной души. Позиция поэта («В деревне», «Деревенские новости»). Народная философия. Крестьянское представление о счастье, достатке, предназначении на земле («Дума», «У людей-то в дому чистота, лепота», «С работы»). Народная нравственность. Сущность народного национального характера. Духовная чистота. Потребность в эстетических переживаниях («Влас», «Что думает старуха, когда ей не спится», «Зеленый шум», «Соловей», «Накануне светлого праздника»). Любовная лирика. (Проза любви). Любовные переживания рефлектирующего героя-разночинца («Застенчивость», «Ты всегда хороша несравненно...», «Так это шутка, милая моя...»). Любовные чувства в свете проблемы эмансипации женщины. Суть любви в понимании лирического героя - «свободный по сердцу союз». («Когда горит в твоей крови...»). Панаевский цикл (А.Я.Панаева) («Если, мучимый старостью мятежной...», «Поражена потерей невозвратной...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Где твое личико смуглое...» и др.). «Давно отвергнутый тобою...» - «пушкински хорошо» (И.С.Тургенев). «Тяжелый крест достался ей на долю...» - «лучшее лирическое произведение на русском языке» (Н.Г.Чернышевский). «Три элегии», «Горящие письма» как творческий итог любовной лирики. Сатирические стихотворения. Демократическая направленность против «главного существующего зла» (Н.А.Добролюбов). Связь тематики с эпохой 40-70-х г.г. Обличие психологии крепостников и крепостничества («Родина», «Псовая охота», «Отрывки из путевых записок графа Горанского», «Первый шаг в Европу»), чиновничества и чиновников («Современная ода», «Размышления у парадного подъезда» - образ владельца роскошных палат», «Перед зеркалом», «Притча о «Киселе»»). Разоблачение «героев» современности («Нравственный человек», «Секрет», «Ростовщик», «Финансовые соображения», «Балет»), «филантропии» («Филантроп», («Карета»). Проблемы журналистики («Деловой разговор», «Мысли журналиста», «Литературная травля, или раздраженный библиограф», «Песня о свободном слове»). Художественные особенности. Пародии на авторов («Перепев») (М.Ю. Лермонтов), на жанр («Современная ода», «Секрет»). Эпиграммы, сатирическая эпитафия. Куплеты из водевилей («Петербургский ростовщик»). Тема детства. Некрасов как поэт для детей. Размышления о судьбах крестьянских детей («две стороны медали»). Вера в крепкую духовную основу и будущность («Школьник», «Крестьянские дети», «Соловьи», «Дядюшка Яков», «Пчелы»). Поэмы. «Саша». Проблема положительного героя. Образ Саши «Рождение нового человека», кровная связь с родной землей, образ Агарина - «человека сороковых годов». Индивидуалистическое начало. Кружковая образованность. Оторванность от национальных корней. Личная судьба героя. Историческое значение Агарина по Некрасову: «Сеет он все-таки доброе семя». Христианская символика: Агарин – сын Агари (см .книгу Бытия), притча о сеятеле (Евангелие). «Несчастные». Судьба интеллигента – народного заступника. Образ Крота. В.Г.Белинский и Ф.М.Достоевский как прототипы героя. Путь Крота к народу. Трагическая судьба подвижника. Вера поэта в неисчерпаемые возможности народа, его великую будущность. «Тишина». Идейно-художественная соотнесенность поэмы со стихотворением «В столицах шум, гремят витии...». Символика названия: глубинная народная Россия собирает духовные силы для поступательного движения вперед. Православность как духовная основа народа. Исторические судьбы России, их значимость в соотнесении с судьбами Запада. Величественный образ храма Божия – символ России. «Народные поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос». «Коробейника». Непостредственное обращение к крестьянству (посвящение). Поэма - путешествие (Ю.Лебедев). Картины жизни предреформенной России глазами народа. Типы крестьян. Трагические судьбы коробейников. Трагедия Катеринушки. Гимн самоотверженному труду и самоотверженной любви. Некрасовское искусство «многоголосья». Стихия народной песенности, народной речи. Поэма и фольклорные традиции. «Мороз, Красный нос». Изображение трагедии одной крестьянской семьи и общенациональная значимость поэмы. Крестьянский быт и вековое народное бытие. Смерть Прокла - труженика как потрясение космоса крестьянской жизни. Образ Дарьи - образ «величавой славянки». Горе Дарьи - «вселикое горе вдовицы и матери малых сирот». Величие русского национального характера и энергия сострадательной христианской любви. Образная система поэмы и традиции (духовно-эстетические) фольклора. Природа в поэме. Поэтическая трансформация народных причитаний, сказочно - мифологических образов, символики обрядов - бытовой лирики. Элементы поэтики сказок, былин, лирических песен. Исторические поэмы «Дедушка», «Русские женщины». Тема декабризма и эпоха создания поэм (1869-1872). Народническое движение. «Дедушка». Образ дедушки - декабриста. Условность некрасовского историзма: декабрист носитель психологии народничества. Народолюбивые идеалы героя. Христианское смирение как символ жизнестойкости и народного характера идеалов. Рассказ - легенда о крае мужицкого счастья. «Русские женщины». Образы жен декабристов. Лучшие качества русского национального характера (верность, преодоление всех возможных препятствий, осознание своей судьбы как общенародной). Тенденциозные изображения быта и труда декабристов - каторжан как символическое утверждение высоты их убеждений и гимн их жизненному подвигу. «Кому на Руси жить хорошо». История создания «энциклопедии крестьянской жизни». Замысел и его реализация. Степень завершенности поэмы. Стремление изобразить жизнь народа в ее полноте и цельности. Тематика и проблематика. Центральная проблема - поиски путей к народному счастью. Некрасовское определение единственно верного пути: путь «народного заступника», путь революции. Отношение народа к содержанию легенды «О двух великих грешниках» - «народ молчит» (ср.пушкинское «народ безмолствует»). Путь революции и традиции русской литературы. Смысл понимания счастья «дольщиками» народа. Образы Оболт-Оболдуева, Последыша. «Счастье» дворового человека. Грех Старосты Глеба. Образ Якова Верного. Мужицкое счастье (гл. «Счастливые»). Образы крестьян - народных заступников: Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский, Матрена Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова. Судьба «русской земли человека замечательного». Композиция поэмы: основные части и главы, их расположение; массовые сцены и их значение, группировка образов; пейзаж и его роль в поэме; лирические отступления; вставные эпизоды (рассказы действующих лиц о себе и других); песни как элемент композиции и средство выражения идейного замысла. Поэма и фольклор: сказочно - фантастический элемент, народная форма песен, легенд. Использование пословиц, загадок; изобразительно - выразительные средства языка и народная лексика в поэме. Библиография: См. Пункт 1, номера 1-4, пункт 2, кроме 1. 1. Русская литература 19 века и христианство. М.,1997.
2. Корман Б.О. Лирика Н.А.Некрасова - Воронеж, 1964. 3. Жданов В.В. Некрасов - М., 1971. 4. Гин М.М. От факта к образу и сюжету: О поэзии Н.А.Некрасова. - М., 1971. 5. Груздев А.И. Декабристкий цикл Н.А.Некрасова. - Л., 1976. 6. Бойко М.Н. Лирика Некрасова. - М.,1977. 7. Краснов Г.В. «Последние песни» Н.А.Некрасова. - М., 1981. 8. Скатов Н.М. «Я лиру посвятил народу своему»: о творчестве Некрасова. - М., 1985. 9. Некрасовский сборник: В 9т. - Л.,1951-1988. 10. Ильюшин И.И. Поэзия Некоасова. - М.,1998. См. Библиографию к лабораторному занятию № 1. VIII. Поэты некрасовской школы.Понятие «литературная школа», «литературное окружение» (В.Виноградов, Н.Скатов, В.Кулешов). Широкое и узкое наполнение термина. Поэты - «некрасовцы» (В.Кулешов): Михайлов М.Л., Добролюбов Н.А., Курочкин B.C., Гольц-Миллер И.И., Никитин И.И., Суриков И.З., Трефолев Л.Н., Дрожжин С.Д. Общая демократическая направленность творчества. Объединение, возникшее на основе общей тематики, проблематики, единства художественных принципов. Тематика: назначение поэта и поэзии, жизнь народа, революция и революционный подвиг (подвижничество), сатирическая направленность творчества, интимная лирика в самом широком наполнении термина. Раньше Некрасова - вместе с ним -вслед за ним – после него. Библиография: См. П. 1, № 1-4, п. 3, № 3. 1. Скатов Н.Н. Поэты некрасовской школы. - Л.,1968. 2. Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели. - Л.,1973. 3. Осьмаков Н.В. Родина. Народ. Революция. Этапы развития революционной поэзии второй половины 19 -начала 20 века. - М.,1972. 4. Еголин A.M. Некрасов и поэты - демократы 60-х г. 19 века. М.,1969. 5. Захаркин А.Ф. русские поэты второй половины 19 в. - М.,1975
IX. Поэзия Ф.И.Тютчева. Личность и мировоззрение. Поэт, дипломат, философ. Начало творческого пути. Поэтическая известность (Некрасов, ст. "Русские второстепенные поэты", 1850 г.). Тютчев "создал речи, которым не суждено умереть" (И.С.Тургенев) Политическая лирика. Россия и Запад, Славянофильство и западничество. Панславизм. Поэт национального духа. Тема декабризма («Вас развратило самовластье...»). Философская лирика: бытие природы и вселенной, человек и его место в мире. Влияние натурфилософии. Идеи Шеллинга. Античная мифология. Античная поэзия. Православное начало поэзии. Неприятие индивидуалистического начала. («День и ночь», "Святая ночь на небосклоне...", "О нашей мысли обольщение...", "Смотри, как на речном просторе..."). Философичность пейзажа. Пантеизм ("Есть в осени первоначальной...", "Не то, что мните вы, природа...). Тема России, народа. Христианское смирение. («Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...). Любовная лирика. Денисьевский цикл («О, как убийственно мы любим...», «Я очи знал, о, эти очи!...», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое...»). Любовь как «блаженно-роковое» чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, как символ человеческого существования. Романтический метод и стиль поэзии. Тютчев - предвестник символизма.
Библиография: См. пункт 1, №1-4. 1. Горецкий Б.П. Русские лирики: Историко-литературные очерки. - Л., 1974. 2. Григорьева А.Д. Слово о поэзии Тютчева.-М, 1980. З. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева.-М., 1978. 4. Кожинов В.В. Тютчев.-М., 1988 (1994). 5. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века.-М., 1983. 6. Маймин Е.А. О русском романтизме.-М., 1975. 7. Русская философская поэзия.-М., 1976. 8. Озеров Л.А. Поэзия Тютчева.-М., 1975. 9. Орлов О.В. Поэзия Тютчева.-М., 1981. 10. Скатов Н.Н. Русские поэты природы: очерки о А. Кольцове, А.Фете, Ф.Тютчеве.-М., 1980.
X. Поэзия А.А. Фета. Жизнь и судьба Шеншина-Фета.«Солдат, коннозаводчик, поэт и переводчик». Мировоззрение Фета. Фет и философия А. Шопенгауэра. Эстетическая позиция Фета и поэзия «чистого искусства». Лирика Фета. Стихотворения о сущности искусства («Ласточки», «Псевдопоэту», «На книжке стихотворений Тютчева»). Декларация положений «чистого искусства». Природа, любовь, человеческие переживания в мире Фета. Стремление передать иррациональные чувства, возникающие в душевной глубине. «Умение ловить неуловимое» (Дружинин). Темы грезы, сна, бредовой мечты. Стремление изобразить переходные состояния в человеческой душе и жизни природы («Полуночные образы реют...», «Я долго стоял неподвижно...», «Шумела полночная вьюга...», «Над озером лебедь...», цикл «Мелодии», «Шепот, робкое дыханье..»). Художественные особенности лирики. Импрессионистический характер. Ассоциативность мышления, аллитерация. Необычность стихотворных ритмов (дольник). Поэзия Фета – звено между романтизмом и символизмом. Библиография: См. библиографию к практическому занятию №4.
XI. Творчество А.К.Толстого. Личность, мировоззрение, эстетические взгляды. Поэт. Писатель. Драматург. А.К.Толстой в атмосфере литературной борьбы ("Двух станов не боец, а только гость случайный". "Против течения"). Эстетический трактат в стихах "Тщетно, художник, те мнишь...". Стихотворение "Поэт". Любовная лирика. "Приливы и отливы" любви как проявления полноты и насыщенности жизни ("Средь шумного бала, случайно..., "Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!...", "Колышется море; волна за волной..."). Лирика природы. Соотнесенность состояния природы с состоянием души лирического героя ("Колокольчики мои...","Шумит на дворе непогода...", "Звонче жаворонка пенье...", "То было раннею весной...". Тема родовых гнезд, судеб дворянства ("Ты знаешь край...", "Пустой дом"). Критика чиновной бюрократии, ее психологии, скептическое отношение к официальной истории русской государственности ("Послание к М.Н.Логинову о дарвинизме", "Сон Попова", "История государства Российского..."). Критика нигилизма и материализма, социалистических утопий ("Страшусь людей передовых...", "Порой веселой мая...", "Поток - богатырь"). Отрицательное отношение к славянофильству. Антикатолические настроения ("Бунт в Ватикане"). А.К.Толстой как один из создателей литературной маски Козьмы Пруткова. Интерес к русской истории, национальный духовности Исторические баллады. Тоска по ушедшим временам ("Курган", "Князь Ростислав"). Идеализация национальной жизни, демократические симпатии ("Илья Муромец"). Углубление историзма, усиление аналитического начала. Переход от баллад ("Василий Шибанов", "Князь Михайло Репнин"_, к крупным жанрам роману "Князь Серебряный", трагедии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис". Сопряжение личной вины героев с историческими обстоятельствами, общим состоянием кризисной эпохи Смуты (падение нравов, утрата чувства чести, законности, забвение славных традиций домонгольской Руси). Сатирическое изображение боярских амбиций, сочувственное отношение к народу. Особенности историзма А.К.Толстого. Библиография: См. пункт 1, номера 1- 4. 1. Васильев С.Ф. Проза А.К.Толстого: Направление, Эволюция и протест. Ижевск, 1989г. 2. Жуков Д.А. Алексей Константинович Толстой. М., 1982 г. 3. Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX века. М., 1975г. 4. Стафеев Г.И. А.К.Толстой: Очерк жизни и творчества. Тула, 1967 . 5. Ямпольский И.Г. Середина века: Очерки о русской поэзии 1840 - 1870 гг. Л., 1974г. XII. Творчество И.А.Гончарова.Личность, мировоззрение, эстетические принципы. Формирование Гончарова как художника. Отношение к романтизму. Ранние произведения. Три «О». Трилогия о судьбах России, о ее путях в историческое будущее. Роман «Обыкновенная история». Актуальность проблематики. «Удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г.Белинский), близость к разновидностям европейского романа (роман утраченных иллюзий, роман воспитания), черты «русского романа». Конфликт и его решение. Образ Александра Адуева. Утрата иллюзий «вечной любви», «вечной дружбы», «вечного искусства», высокого служения отечеству на видном посту. Тема Петербурга и его духовного влияния на личность. Образ петербужца Петра Адуева. Трагедия личности героев. Особенности стиля. Оценки романа критикой 40-х г. Очерки «Фрегат "Паллада"». Значение очерков для реализации замысла романа «Обломов». Изображение «маленького русского мира» в очерках. Противопоставление энергии, порыва, согласованных коллективных усилий безволию. Тема Петербурга. Идея прогресса. Художественные особенности книги. Роман «Обломов». Творческая история, тематика, проблематика. Основной конфликт и образ Обломова. Различная трактовка основного конфликта. Причины трагедии Обломова. Образы Штольца, Ольги Ильинской. Споры вокруг героев в критике и литературоведении. Обломов как «лишний человек» русской литературы. Особое место героя среди «лишних людей». Сюжет. Конфликт, композиция романа как средство раскрытия его идейного замысла. Особенности художественной формы романа. Роман «Обрыв». Истории создания. Конфликт с И.С.Тургеневым, смена названий («Художник», «Вера») как этапы развития творческого замысла. Роман об исторических судьбах России (соединение вековых традици руской культуры и европейской образованности). Образы Райского, Веры, Мафеньки, Татьяны Марковны. Образ нигилиста Марка Волохова. Россия и европейская цивилизация (Париж, Рим). Русские литературные традиции и позицииия писателя. Символическое название романа. Художественное мастерство писателя. Гончаров как литературный критик («Мильон терзаний»). Место Гончарова в истории русской литературы. Библиография См. Библиографию к практическому занятию № 5. 1. Пиксанов Н.К. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. -Л.,1968. 2. Лихачев Д.С. Нравоописательное время у Гончарова. Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979. 3. Мельник В. Реализм Гончарова. - Владивосток, 1985. 4. Медвецкий В.А. И.А.Гончаров - романист и художник.-М., 1992. XII. Творчество И.С.Тургенева.Идейно-художественное формирование творческой личности. Романтические стихи и поэмы («Стено»). «Рассказ в стихах» «Параша» как начало художника – реалиста. Оценка «Параши» В.Г. Белинским. Ранние повести и рассказы («Андрей Колосов», «Бретер», «Петушков», «Два приятеля», «Затишье», «Дневник лишнего человека»). Тематика и проблематика. Традиции натуральной школы и попытка психологического анализа. «Записки охотника». История создания, проблематика, идейная направленность. Традиционные темы: помещики – крепостники, «лишние люди». Новаторство Тургенева. Проникновение во внутренний мир крестьянина. Глубина и красота народной души, острота переживаний («Певцы», «Живые мощи», «Касьян с Красивой Мечи», «Свидание», «Бирюк», «Малиновая вода». Русская природа в изображении Тургенева («Лес и степь»). Мастерство Тургенева – пейзажиста. Образ рассказчика и его функции. «Записки» в критике. Их значение для русского самосознания и художественной литературы. Драматургия Тургенева. Тургенев и состояние русского театра. Традиции Гоголя. Поиски собственного пути. «Неосторожность» - пародия на романтическую драмму. Связь пьес с традициями натуральной школы («Безденежье»). Проблема человеческой личности и возможностей ее свободного развития («Нахлебник», «Холостяк»). Изображение быта и нравов провинциального дворянства («Завтрак у предводителя»). «Месяц в деревне» - вершина драматургии Тургенева. Психологизм пьесы. Основной конфликт. Образ Беляева – представителя разночинной интилигенции Проблема выбора героини (Берсенев, Шубин). Выбор идеи: «Освободить свою Родину, эти слова и говорить страшно – так они велики». Поиски гармонии гражданского служения и личного счастья. Проблема положительного героя русской жизни (деятеля). Роман в критике. Оценка Добролюбова с позиций «реальной критики». Конфликт Тургенева и Добролюбова. Уход писателя их «Современника». «Отцы и дети». Творческая история романа. Жанровое своеобразие (социально-политический, психологический, одноцентренный). Социально-исторический конфликт. Группировка образов. Образ Базарова. Нигилист - разночинец. Отношение героя к науке, искусству, любви. Мировоззрение героя. Базаров и крестьянство. Жизнестойкость героя, выход за рамки схемы собственных установок. Смерть героя. Тургенев о перспективах базаровского типа. Образы «отцов» в романе. Принципы Павла Петровича и их крах. Николай Петрович. Невозможность шагать в ногу со временем. Безволие Аркадия, отсутствие собственных убеждений. Образ Одинцовой. Образы «прогрессиста» Ситникова «эмансипированной женщины» Кукшиной, их функция в романе. Роман в критике. Художественное своеобразие романа. «Дым» - роман без тургеневского героя. Социальная «проблематика» идейный смысл. Полемика Тургенева с представителями революционно-демократической мысли о путях исторического развития России. Поиск автором «совершенного западника». Россия и Запад в оценке Потугина. Образ Литвинова, «дюжинно – честного» человека. Критическое начало в романе (изображение «водяного», общества русских, «баденские генералы», «губаревские эпизоды»). Художественные особенности романа. Роман в критике. «Новь». Изображение народнического движения («хождение в народ»). Тургенев о «романтиках реализма». Образ Нежданова. «Изломанность» героя. Потеря жизненной цели. Самоубийство. Марианна. Соотнесенность с образами Лукерьи («Живые мощи») и Софи («Странная истори»). Высокая самоотверженность. Убежденность в верности избранного пути служения народу. Образ Соломина (постепеновец) - «условная фигура программного назначения» (Г.А.Бялый). Оценка романа критикой. «Стихотворения в позе». Итоговый цикл Тургенева, художника и мыслителя. История создания цикла. Замысел. Его реализация. Тематика и проблематика цикла (проблема жизни и смерти, тема рока и конца света, образ природы; тема веры и безверия; проблема индивидуализма, тема самопожертвования, проблема самоотверженности, проблема искусства). Тема народа, России, путей ее исторического развития. Её глубина и всесторонность раскрытия, открытость проблемы. Художественное мастерство Тургенева – автора малой литературной формы. Художественное мастерство Тургенева. Творчество писателя как факт и фактор литературного развития. Проявление художника во всех родах и жанрах литературы. «Слияние трезвой прозы с обаянием поэзии». Синтетический характер творчества. Стремление показать движение русской жизни в ее идейных исканиях, в изменении и утверждении этических идеалов, в характерах и судьбах. Романы Тургенева – важное звено в развитии отечественной и мировой литературы (сплав жанра социально-психологического и социально-политического романа). Типологические особенности реализма писателя. Библиография См. библиографию к практическому занятию № 6. 1. Богословский Н.В. Тургенев М, 1964.. 2. Батюто А. Тургенев-романист.- М.. 1972. 3. Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева.-Л., 1975. 4. Петров С.С. И.С.Тургенев: творческий путь.- М., 1979. 5. Шаталов С.Е. художественный мир Тургенева.-М., 1979. 6.Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса.Л., 1980. 7. Маркевич В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века: 30-50-е годы-Л., 1982. 8.Лебедев Ю.В. Тургенев.-М, 1990. 9.Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени.-Л., 1990.
XIV.Творчество А.Н. Островского. «Театр Островского». Островский о театре и задачах драматургии: «разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили». Три кита творчества Островского «основательность характера, нравственная цельность, духовное здоровье». (Ап. Григорьев). Раннее творчество. («Записки замоскворецкого жителя», «Свои люди - сочтемся»). «Колумб Замоскворечья». Быт и нравы купечества. Патриархальность. Споры о наполнении этого понятия в критике XIX века и современном литературоведении. Кружок Островского. Островский и славянофильство. Сближение со славянофилами. Славянофильский взгляд на крепость национального характера, православную духовность. Первая половина 50-х годов. «Бедная невеста». Психологическая комедия. Развенчание печориных, переживших свое время, эксплуатирующих разочарованность. Отжившие идеалы западничества. Образ Мерича. Тема бесприданницы, покупки красоты. «Не в свои сани не садись». Образ Русакова. Говорящая фамилия. Воплощение «цельности национальности характера» (Ф. Достоевский). Обвинение Островского в славянофильстве, повлиявшем на художественность пьесы. «Бедность не порок». Образ Любима Торцова как воплощение правды народного характера (Ап.Григорьев). Развенчание образа демократическо-западнической критикой XIX века и традиционным литературоведением (М.Пинаев, В.Лакшин). Творчество второй половины 50-х-60-х годов. Кризис тысячелетнего государства. Крымская катастрофа и ее последствия. Споры об исторических путях России. Подготовка и проведение реформ. Задачи литературы. «В чужом пиру похмелье». Образ Тита Титыча Брускова, купца-самодура. «Задушевная мысль» (М.Лобанов) Островского – создание образа просветителя-подвижника Иванова, человека чести. «Воспитанница». Описание «самодурной» жизни помещичьей усадьбы. Расширение социальной тематики. «Доходное место». Тема чиновничества и «подьяческой» философии (Юсов). Образ Жадова. «Обличитель мерзости», выразитель «общественного мнения». Закономерность «ломки» героя, университетские идеи которого - «мишура». «На всякого мудреца довольно простоты». Образ «прогрессиста» Глумова, «болтуна-либерала» (М.Лобанов). Проблема «мудрости». Дух растления, холодного эгоизма, практицизма. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Правда жизни (Клыковское дело). Изображение характера на крутом переломе истории. Основной конфликт и его различные трактовки в критике и литературоведении: демократически-традиционная (свободолюбивая личность - «темное царство», патриархальщина, домостроевщина) православная (национально-православные ценности - западнический дух меркантильности, черствости, вседозволенности). Образная система драмы. Кабанова, Дикой, Феклушка. Трагедия уходящей жизни. «Жертвы» перемен Тихон и Борис. Слабость воли, слабость духа. Будущие «победители» Варвара и Кудряш. Образ Кулигина и его значение. Различные подходы к раскрытию образа (самоучка-просветитель - ловец неуловимого). Образ Катерины. Трагедия совести: измена народно-православным ценностям, невозможность найти себя в «новой морали». Образ Волги - реки народной жизни. Мастерство Островского-художника. Пьесы исторического содержания. Закономерность обращения к истории в переломные моменты национальной жизни: «Тысячу лет прожила Россия» (Островский). Замысел цикла «Ночи на Волге». «Воевода» как исторический пролог к «Доходному месту». Не-чай Шалыгин - пращур бюрократов -казнокрадов и взяточников XIX века. Хроника «Козьма Захарьич, Минин Сухорук». «Историк передает что было, драматический поэт показывает, как было» (Островский). Невозможность во время Смуты отделять свою судьбу от судеб народных. Чувство ответственности за судьбы России. Потребность в общенациональном самопожертвовании: «Восстань за Русь, на то есть воля Божья». Нравственная чистота борьбы за правое дело: «Только чистый может святое дело честью совершить». Пушкинские традиции. «Мнение народное» в пьесе. Место пьес Островского в русской исторической драматургии. «Пучина». Пучина житейской пошлости, дрязг, вражды. Пучина нравственная. Образ Кисельникова (Жадов без «мишуры»): «Мы все продали, себя, совесть». Образ Боровцова. Герой без будущего. «Тяжелые дни». Пучина везде: «стоит только опуститься». «Бешеные деньги». «Пучинная» психология Лидии Чебоксаровой: «Бояться порока, когда все порочны, и глупо и нерасчетливо. Самый большой порок есть бедность». Трилогия о Бальзаминове. Ее литературные и народные истоки. Призыв драматурга противостоять пучине. «Горячее сердце». Образ Параши. Сердечное знание героини. Желание добра. Крепость нравственного фундамента. Пьесы 70-х -80-х годов. «Лес». Изображение сложных социальных процессов после десятилетия реформ через семейный конфликт. Сатирическое изображение дворянской усадьбы. Образ Несчастливцева. Поражение Несчастливцева в «комедианстве» и нравственная победа в реальной жизни. «Бесприданница». «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений». Сфера личной, интимной жизни. Героиня-женщина. Тема -любовь и вековечное стремление души к счастью. Принцип: «Всякое художественное произведение дает мысль – и не одну, а целую перспективу мыслей». Конфликт: стремление к счастью – дух меркантилизма. Образы купцов Паратова, Вожеватова, Кнурова. Борьба за обладание Ларисой Огудаловой. Паратов - «эстетический дармоед», носитель «обаяния наглости»: «жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться». Образ Ларисы. Поэтичность души и ущербность бесприданницы. Разочарование в любви и духовная капитуляция: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Смерть героини. Примирение перед смертью в христианской любви к ближнему. Образ Карандышева. «Маленький человек» с болезненным самолюбием. Любовь как жажда самоутверждения. Трагедия «смешного человека» с «разломанной грудью». «Снегурочка» – самая задушевная и лирично-поэтическая пьеса Островского. Народно-мифологическая основа пьесы. Современность и философичность содержания. «Вечные» проблемы жизни и смерти, любви и душевной холодности. Судьба Снегурочки. Неизбежность гибели дитя Деда Мороза и Весны и неизбежность земной любви. Верность выбора и ненапрасность жизни. Воплощение в пьесе максимально обобщенного образа «мира Островского», воспроизводящего в фольклорно-символической форме авторское представление о сути национальной жизни, преодолевающей, но не отменяющей трагизм индивидуально-личностного бытия. «Не от мира сего» - последняя пьеса Островского. «Несценичность» пьесы, близость к жанру драматической поэмы, главное действие – душевное. Образ Ксении Кочуевой. Неоднозначность подхода к выявлению основы характера героини: указание на физическую слабость как причину пассивного сопротивления (отрицая зло, героиня не борется с ним); утверждение любви вопреки всему (обману, здравому смыслу) на пороге смерти. «Любовью неизреченной, благославляющей людей и мир, кончается последняя пьеса Островского» (М.Лобанов). Новаторство Островского-драматурга. Общие особенности его аналитической драмы. Стремление художественно воплотить «коренное русское миросозерцание» (Ап.Григорьев). Жанровое разнообразие пьес, психологическая глубина. Островский и русский театр.
Библиография См. библиографию к практическому занятию №7. 1.Журавлева А.И. А.Н. Островский - комедиограф.-М., 1981. 2.Лакшин В.Я. Театр Островского.-М., 1986. 3.Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского.-М., 1986. 4.Теплинский М.В. Пьесы жизни: изучение творчества А.Н. Островского в школе.-Киев, 1991. 5.Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский.-М., 1997. 6.Лобанов М. Александр Николаевич Островский. – М., «ЖЗЛ» – любое издание.
XV.Творчество Н.С. Лескова. Личность и особенности мировоззрения. Против течения. «Тайна» Лескова. «Он писал не о нигилисте, не о мужике, не о помещике, но всегда о человеке» (М.Горький). Правда русской жизни – в христианском этическом учении, основной составляющей народного мышления. Начало творческого пути. Первые рассказы и повести («Разбойник», «Язвительный», «Воительница»). Изображение различных форм народного сознания. Тенденция ухода от социального анализа к анализу духовно-нравственному. Крестьянин – носитель грамоты христианской, стремящийся действовать в рамках народной эталонности («Разбойник»). «Язвительный». Исследование коллективного народного сознания, чужеродность имплантированной заграничной экономической системы сути русской патриархальной души. «Воительница». Проблема соотношения в сознании героини, Домны Платоновны, религиозной ритуальности и православной духовности. Развращающая роль петербургского периода жизни. Возможность духовного воскресения личности независимо от социальных обстоятельств. «Леди Макбет Мценского уезда». «Греховный» тип сознания личности в повести. Сложность идейно-эстетического осмысления образа Катерины Измайловой. Индивидуалистическая основа личности – право на убийство. Невозможность нравственного очищения героини, невозможность раскаяния, следствие полной невостребовательности ценностей народной жизни. «Овцебык». Главный герой, Василий Богословский, «библейский социалист». Нравственный тупик: несоответствие революционности и вечных норм народной этики. Творчество 70-90-х годов. «Очарованный странник» – продолжение народоведческих «монографий». Иван Флягин как воплощение могучих физических и нравственных сил народа. Кипение жизни. Жажда полезного действия («за народ помереть хочется»). Жажда торжества гармонии, справедливости, добра. Очарование идей героического самопожертвования. Господство в характере стихийно-эмоционального начала. «Запечатленный ангел». Обращение к народной легенде – ключу проникновения в сущность народного мировоззрения. Тема поиска народным героем высокой правды жизни. Тема раскола. Раскол как кровоточащая рана Руси. Стремление русского человека к духовному единению, к преодолению «разнообразия по вере». «Левша». Сказ («драмокомедия»). Самоустранение автора –повествователя как подтверждение глубинной, духовно-художественной связи с фольклором. Центральная проблема – творческие возможности русского человека и возможности их реализации. Величие «маленьких людей», Левши и его товарищей, ревнителей славы России, носителей чувства национального достоинства и национальной ответственности, и их трагедия. Вопрос о мере отпущенных русскому человеку жизненных возможностей. Цикл хроник («Старые годы в селе Плодомасове», «Соборяне», «Захудалый род»). Национально-историческая проблематика. Поиски решения насущных задач современности. Изображение самобытных личностей, социально-активных, сильных связью с народными основами жизни (Марфа Андреевна Плодомасова, Варвара Никоноровна Протозанова, протопоп Савелий Туберозов). В основе сюжетов - «борьба лучшего из героев с вредителями русского развития» (Лесков). «Старая сказка» как олицетворение исторической памяти и отдельной личности, и народа в целом. «Сила моего таланта в положительных типах». Праведник – положительный герой писателя. Литературные сказки и рассказы-притчи конца 80-х – начала 90-х годов. Развитие христианских мотивов на основе фольклора («Маланья -голова баранья», «Рассказ про чертову бабу», «Час воли Божией»). Лесков и религиозно-нравственное учение Льва Толстого. «Фигура» (Из воспоминаний о праведниках), «Дурачок», «Человек на часах» - столкновение закона Божеского и закона человеческого (спасти человека – грех или христианский долг), «Смиренный герой». Романы «Некуда», «На ножах». Споры о нигилистах и нигилизме. Жанр антинигилистического романа - ответ Лескова на угрозу нигилизма, доказательство трагической бесперспективности революционного движения. Полемическая заостренность романов. Образы нигилистов и их противников. Отлучение Лескова от «прогрессивного» лагеря русской литературы. Романы Лескова и романы Гончарова («Обрыв»), Достоевского («Бесы»). Своеобразие лесковских произведений. Мастерство Лескова-художника (многообразие жанров, формы повествования, богатство языка). Связь творчества с художественными традициями фольклора. Место Лескова в истории русской литературы.
Библиография: См. пункт 1, №1-4. 1.Дугов Б.М. Н.С. Лесков: Очерк творчества.-М., 1961. 2.Горячкина М.С. Сатира Лескова.-М., 1963. З.Троицкий В.Ю. Лесков-художник.-М., 1974. 4.Семенов B.C. Николай Лесков: Время и книги.-М., 1981. 5.В мире Лескова.-М., 1983. 6.Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова.-Л., 1978. 7.Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков.-М., 1979. 8.Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура.-Л., 1988. 9.Андреева Г.Т. Творчество Н.С. Лескова.-Иркутск ,1992. 10.Мосалева Г.В. Поэтика Н.С. Лескова.-Ижевск, 1993. 11.Тюхова Е.В. О психологизме Н.С. Лескова.-Саратов, 1993.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |