Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».




 

Вопросы:

1. Тема народа в русской классике 60-х -70-х годов. Лирика Н.А. Некрасова («Народные поэмы») как прелюдия к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

2. Замысел и творческая история поэмы. Композиция поэмы.

3. Поэма как «энциклопедия русской жизни» пореформенной Рос­сии: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессиль­ная, Матушка-Русь!» Противоречивость и неоднозначность рос­сийской действительности.

4. Образы «дольщиков» народа.

5. Образы крестьян (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, бога­тырь святорусский, Матрена Тимофеевна Корчачина).

6. Тема «народных заступников» в поэме. Образ Гриши Добро-склонова.

7. Проблема счастья и проблема греха в поэме:

а) счастье в понимании «дольщиков» народа;

б)»счастливые» представители народа;

в)грех дворянский;

г)грех крестьянский;

д)счастье интеллигента, «народного заступника»;

е)легенда «О двух великих грешниках» и проблема бунта. Пу­ти народа к счастью.

8. Художественное своеобразие поэмы. Поэма и традиции русско­го фольклора. «Устами Некрасова говорил сам народ» (Н. Ска­тов).

Общественно-исторические предпосылки развития литературы 70-х годов. Особенности исторического развития России после реформ 60-х годов. Россия и Европа. Русско-турецкая война. Панславизм. Народническое движение, его возникновение, направления. Журналистика 70-х годов («Отечественные записки», «Вестник Европы»). «Дневник писателя» Ф.М.Достоевского. Литературная критика.

 

Библиография:

1. История русской литературы. В 4 т.,т. 3,4-Л., 1982-1983.

2. История всемирной литературы. В 9 т. т. 7 - М., 1990.

3. История русской литературы. В т. 10, т.8,9 - М.,Л.,1956.

4. История русской литературы. В 3 .т.3 - М., 1964.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.,1996.

6. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. -М., 1991.

7. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т.-Л.,1991,т 1.,ч.2.

 

II. Писатели-народники.Связь творчества с состоянием эпохи и народнической мыслью. Критическая (демократическая) направленность творчества и неоднозначное изображение крестьянства (критическое отношение к отдельным сторонам жизни-идеализация) стремление осмыслить перемены в жизни деревни (капитализация, разрушение общины). Тема идейных исканий разночинной интеллигенции как один из аспектов раскрытия темы народа. Тема жизни и труда рабочих. Ф.Д.Нефедов («Наши фабрики и заводы», сб.»На миру»), Н.И.Наумов (сб. «Сила силу ломит: Рассказы из быта сибирских крестьян», «В тихом омуте», «В забытом краю»), И.А.Салов - широкая платформа крестьянской демократии - («Аспид», «Мельница купца Чесалкина»).

Творчество Г.И.Успенского. Особенности мировоззрения. Требование демократической эстетики - «правда, без всяких прикрас» - принципиальная литературная позиция. «Нравы Растеряевой улицы». Изображение жизни ремесленников, городской бедноты, мещан, мелких чиновников, ростовщиков. Основные образы. Прохор Порфирыч, пореформенный тип приобретателя. Пьянство и его порождения. «Растеряевская правда». Художественные особенности цикла очерков. Цикл очерков «Разорение». Судьбы чиновников Птицина и Черемухиных. Образы Трифонова, Евсея, Арины. Разорение «старых», не умеющих приспособиться к новым условиям хищничества и обогащения «новых». «Трезвый», беспощадный реализм. Очерк «Будка». Имя будочника Мымрецова как олицетворение охранительной системы в целом. Творчество 70-80 г. очерки о жизни русского крестьянства («Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли»). Изучение быта и сознания крестьян. Власть земли как охранительница «могучего и кроткого типа» крестьянства, властвующая над безропотным народом, над его умом и совестью. Н.К.Михайловский о сущности автора очерков - «ненавидящая любовь». Тема капитала в сборниках «Книжка чеков», «Живые цифры». Тема непосильного труда, бедности, полной незащищенности перед «властью капитала». Документальность ряда произведений («Квитанция»). Рассказ «Выпрямила». Художественное изображение мечты о гармоничном развитии человека под влиянием высокого искусства. Особенности Г.Успенского как художника.

 

Библиография: 

См.пункт!,№ 1-4.

1. Спасибенко А.Л. Писатели - народники.-М.,1968.

2. Соколов Н.И. Г.И.Успенский: Жизнь и творчество. Л.,1968.

3. Пруцков Н.И. Глеб Успенский.-Л. 1971.

4. Барабохин Д.А. Глеб Успенский и русская журналистика (1862-1892).-Л.,1983.

5. Г.И.Успенский в русской критике.-М.,Л., 1961.

 

III. П.В.Засодимский «Хроника села Смурина».(Первоначальное название «Печать антихриста»).

Документальная основа произведения (прототип главного героя Дмитрия Кряжева крестьянин Максим Бургунов). Изображение положения пореформенной деревни, столкновение крестьянина бедняка с кулаками. Образ Кряжева - труженика - правдоискателя. Кряжев и народница Водянина. Взаимообогащение. Трагический итог народнических учений и устремлений - «Хроника» - роман - предупреждение. Преодоление опасности подчинения художественного начала публицистической тенденциозности, излишнему социологизированию тенденциозность описания кулака Чиркова, психологизм изображения состояния души крестьянина. Образ Агея - удача Засодимского – художника.

 

Библиография:

См. п. 1, №1,3,4, п. 2,№1.

1. Якушин Н.И. По градам и весям: очерк жизни и творчества П.В.Засодимского - Архангельск, 1965.

2. Гура Виктор. Народный печальник // Гура В. Времен соединение. Очерки. Портреты. Этюды. Обзоры.-Архангельск, 1985.

3. Русские писатели, 19 век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. ч 1. А-Л.-М, 1996, с 294-297.

 

IV. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.Жизнь и судьба писателя. Формирование мировоззрения дворянский институт. Царскосельский лицей («лицеист-плебей»). Знакомство с Петрашевским. Идеи французских социалистов-утопистов. Первые повести («Противоречие», «Запутанное дело»). Традиции натуральной школы. «Противоречие». Образ Нагибина. Кризис «блуждающего сознания», характер «петрашевца». Характеристика героем действительности как «стоглавой гидры». Беллетризированное логизирование, книжно-умозаключительная декларативность. «Запутанное дело». Образ Мичулина, «маленького человека», осознающего гнет общества. Сны героя. Их идейно-художественная функция. Влияние Гоголя (тема «маленького человека») и сен-симонизма. Социалистическая символика. Ссылка. «Губернские очерки». Тематика и проблематика очерков (провинциальное чиновничество – чиновники – щуки, чиновники-пескари; «провинциальные Печорины», раскольники; юродивые; представители трудящихся масс; лирические автобиографические этюды). Гоголевские традиции: изображение внутренней сущности героя через мир вещей, через быт; приемы изображения «мертвенности» души. Отсутствие «сентиментальничания и ложной идеализации» (Н.А.Добролюбов) в очерках. Национально-православное начало в очерках («Богомольцы, странники и проезжие», «Старец», «Христос воскрес!»).

 «История одного города». Творческая история, реализация замысла («Историческая догадка», «Наши и глуповские дела», «Очерки города Брюхова»). Выбор жанра. Возможности жанра. Сознательные тенденциозность и дистнцирование от принципа историзма. Главная проблема - проблема духовного рабства, тирании и пассивности. Решение в плане исключительно социальном. Тема насилия и «устроительные» «деяния» градоначальников («Запорю»). Галерея градоначальников. Гротеск как основной художественный прием. Изображение народа. Мера сочувствия к народу «обуславливается мерою усилий, делаемых народом на пути к сознательности» (Салтыков-Щедрин). Утверждение исключительного права передовой личности на оценку (приговор) деятельности народных масс. «Искусство оценивает жизненные явления единственно по их внутренней стоимости, без всякого участия великодушия или сострадания» (Салтыков-Щедрин). Рассматривание проблемы пассивности народа в плоскости народ-власть имущие. Идейный смысл произведения. Вера в возможности народа - «воплотителя идеи демократизма». Символически - аллегорический конец. «Истории»: появление некоего «оно», образ реки (народная стихия, символ жизнестойкости). Художественные особенности (поиск новых форм сатирической типизации и новых средств выражения авторской позиции, использование фантастики, символики, аллегории, гиперболы, гротеска и т.д.)

 «Сказки». Истории создания. Выбор жанра (требования цензуры, фольклора и литературной традиции, появление нового читателя, сказка как излюбленный жанр пропагандистской литературы, близость сказки художественному методу писателя – сатирика). Основные тематические блоки. Тема власти: ее антинародного характера («Медведь на воеводстве»), псевдопросветительской деятельности («Орел-меценат»), взаимоотношений власти и народа («Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как...»), тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения («Коняга»), непокорности («Повесть о том, как», «Коняга»), стихийности протеста («Медведь на воеводстве»), неизбывного стремления к правдоискательству («Ворон-челобитчик»).

Тема интеллигенции: осуждение стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти («Вяленая вобла», «Либерал»), ос­меяние разных форм подчинения насилию («Самоотверженный заяц», «Премудрый пескарь»), критически-сочувственное отношение к пре­краснодушным мечтателям («Карась-идеалист», «Добродетели и поро­ки»). Неполнота и условность классификаций «сказок». Многотемность и многопроблемность «сказок». Художественные особенности. Использование различных видов иносказаний (эзоповский язык): алле­гория (традиционные и оригинальные образы), изменение манеры пове­ствования, пересечение временных планов, различные виды иронии, ги­пербола, гротеск. Речевые алогизмы. Элементы поэтики фольклорной сказки. Соединение разных речевых планов.

«Господа Головлевы» – новый тип социально-психологического романа (своеобразие сюжета, соединение сатиры и психологизма), ро­ман-хроника. Творческая история (развитие замысла «Благонамеренных речей»). Особенности композиции. Проблема семьи как одна из цен­тральных в русской классике 19 века. Традиции С.Т. Аксакова (Семей­ная хроника», «Детские годы Багрова-внука»), Л.Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность») и роман Салтыкова-Щедрина. Жизнь «слу­чайного семейства». Атмосфера бездуховности, пустословие, празд­ность, непригодность к творческому делу, паразитизм. Судьба трех по­колений Головлевых. Образ Иудушки. Полное духовное окостенение как следствие лицемерия, предательства, приобретательского рвения. Эпизод смерти героя. Символическое звучание.

 «Пошехонская старина» как итоговое раздумье писателя о судьбах дворянства, корнях и причи­нах сословной трагедии и трагедии народной, национальной. Пошехонье как символ духовного рабства хозяев и рабов. Автобиографические мотивы «Господ Головлевых» и «Пошехонской старины»: «Я вырос на лоне крепостного права».

Цикл сатир 70-80-х годов («Благонамеренные речи», «Господа ташкентцы», «Убежище Монрепо», «За рубежом»). «Я обратился к се­мье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ниче­го этого уже нет («Благонамеренные речи»). Критика «краеугольных камней», заложенных в основу русской общественно-политической сис­темы. Образы «столпов» системы. Дерунов. «Ветхие люди» (гололобовы, голозадовы, утробины). Западники (Тебеньков) и славянофилы (Плешивцев). Образ «савана» – символа состояния русской деревни. «За рубежом». Интерес к событиям европейской жизни (Франция, Герма­ния). Сожаления об утрате духа свободы. Сущность парламентаризма. Рост милитаристских настроений (Пруссия). Тема России. Поиски «но­вых горизонтов», «самостоятельных форм общежития». «Мальчик в штанах и мальчик без штанов». «Разговор свиньи с правдой» (опасность для европейской и русской жизни»). «Современная идиллия». «Ода» торжествующему полицейскому режиму. Инстинкт «шкурного сохране­ния». Глумов и Рассказчик. Логика «годения». «Устав о благопристой­ном обывателей в своей жизни поведении». «Истинная» «благонамерен­ность».

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирическая энцикло­педия русской жизни.

Библиография:

См. пункт 1, №1-4; библиография к практическим занятиям №1,2. 1.Макашин С. Салтыков-Щедрин: Середина пути: 1860-е-1870-е годы. Биография.-М., 1984.

2.Мысляков В.А. Салтыков-Щедрин и народническая демократия.-Л., 1984. З.Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. По­этика символических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина.-Саратов, 1988.

4.Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в ис­торико-литературном контексте: Сб.-Калинин, 1989.

5.Салтыков-Щедрин и русская литература.- Л, 1991.

 

V.Творчество Ф.М. Достоевского. Жизненный путь писателя. Творческая судьба. Мировоззрение (от увлечения идеями утопического социализма к «почвенничеству»). Эстетика Достоевского. Социальное и психологическое начала творчества. Православная направленность про­изведений.

Досибирский период творчества. Традиции натуральной школы, преодоление традиций. Углубленный психологизм. Осознание ограни­ченности социологического анализа. «Бедные люди». Изображение «ма­ленького человека». Традиции Гоголя, Пушкина и поиски собственного пути. Образ Макара Девушкина. Общественный гнет. Осознание героем траге­дии собственной личности, пути к утверждению человеческого достоин­ства. «Двойник». Проблема природы, сути человека. Проникновение в психологию героя. Сущность «двойничества». Образ Голядкина. Асоциальность героя.

Сибирский период творчества. «Дядюшкин сон». Жанр – провин­циальная хроника. Нравы губернского города. Мордасова. Образ Марьи Александровны, «первой дамы». Иезуитская сущность героини. Образ князя, «человека с куриным сердцем». Комизм образа, трагедия лично­сти. Князь как воплощение обиженной и беспомощной человечности. «Село Степанчиково и его обитатели». Образ Фомы Опискина, прижи­вальщика, семейного тирана. Предельное самолюбие при предельном ничтожестве. Извращенное чувство собственного достоинства. Причины самовластия Фомы.

 «Записки из Мертвого дома». Быт и нравы ост­рога. Автобиографичность. Герой-рассказчик Горянчиков. Воскресение героя как путь обретения православной духовности, приобщения к «поч­ве» (народу). Тема народа в «Записках»: обретение веры в духовную красоту и мощь народа через изучение и постижение индивидуальных судеб. Образы каторжан (Разин, Петров, Алей). «Натуры, прекрасные от природы» (Настасья Ивановна). Поиски в каторжанах истинно челове­ческого начала. «Записки» как основа последующего творчества Досто­евского.

 «Записки из подполья». Критика социологиче­ского подхода к выявлению сущности человеческой личности. Полеми­ческая направленность против рационализма. Проблема свободы воли. Индивидуалистическое решение проблемы «подпольным человеком»: свобода воли - «свое собственное своеволие и хотение... вот это и есть та самая выгода».

«Преступление и наказание». Творческая история. Жанровое своеобразие. Многоплановость Поиски исторических путей России в бу­дущее через исследование личных судеб. Социальная линия романа. Пе­тербург Достоевского. Преступление и наказание Родиона Раскольникова. Причины преступления. Позиция критиков и литературоведов. Идео­логическая сущность преступления. Теория Раскольникова, ее индиви­дуалистическая основа. Путь героя к началу духовного воскресения. Об­раз Сони Мармеладовой. Идеальная героиня. Соня как воплощение идеи христианской жертвенной любви к ближнему. Образ героини и христи­анская символика. Образы «двойников» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Идейно-художественная функция снов Раскольникова.

Художественные особенности романа (композиция, сюжет, его ка­тастрофичность, художественное время, реалистические детали и их сим­волическое наполнение, «странность» любви Раскольникова к Соне, «многоголосье», «роковые вопросы).

Роман «Идиот». Жанровое своеобразие. Всестороннее изображе­ние жизни пореформенной России. Ломка традиционных форм жизни и кризис традиционного национального сознания. Меркантильно-бездуховный характер буржуазной эпохи. Попытка создания жизнедея­тельного характера («делателя») - князя - Христа», Льва Мышкина. Ду­ховное богатство и чистота героя, невозможность реализации его уст­ремлений. Трагедия личности. Образ Настасьи Филипповны, «необыч­ной» падшей женщины. Главная причина трагедии героини - убежден­ность в своей неизменной порочности. Образы хищников, детей, «лезу­щих в ростовщики», «нетерпеливых нищих». Осуждение либерализма, как явления чуждого России. Изображение нигилистов-разрушителей. Философская проблематика (свобода воли, Бог, бессмертие). Художест­венные особенности романа.

Самостоятельно (4 ч.) «Бесы» как роман-предупреждение. Антинигилистический роман -«самая талантливая и самая злая попытка опорочить революционное движение» (М.Горький). Жизненная основа романа (нечаевский процесс 1871 года). «Катехизис революционера» С.Н. Нечаева. Идейно-философская концепция Достоевского. Бесовщина в русской жизни. Идейные корни бесовщины (западничество) и питательная среда в Рос­сии. Образы бесов (Петр Верховенский, Шигалев, Кириллов). Трагедия Николая Ставрогина и Шатова. Трагедия русской жизни: отрыв челове­ческого духа от религиозного сознания. Преодоление трагедии на путях утверждения православия. «Православие заключает в себе разрешение всех вопросов, нравственных и социальных» (Достоевский). Художест­венное своеобразие романа-хроники.

«Братья Карамазовы» последний роман писателя. Достоевский о текущей и идеальной действительности. Еще одна попытка создания об­раза «делателя» (Алеша Карамазов), способного осуществить заветы старца Зосимы: оставаться всегда чистым душой и жить в мире с сове­стью. Черты в Алеше житийного героя. «Случайное семейство» Кара­мазовых – панорама современной писателю России образы отца, Федора Павловича, сыновей Дмитрия, Ивана, Смердякова. Индивидуализм и нигилизм – путь к разрушению личности. «Поэма о великом инквизи­торе». Тема красоты. Стихия красоты, двойственность проявления. Те­ма «русских мальчиков» - мечта о будущем России на путях утверждения православных ценностей. Художественные особенности романа (пере­плетение реального и идеального, глубокий символизм).

«Дневник писателя». Потребность выхода за рамки собственно художественного творчества, сплав философичности, публицистичности, эстетического и этического начал. Страстность и аналитичность Досто­евского-публициста. «Пушкинская речь» - лебединая песнь Достоевско­го. Утверждение всемирной отзывчивости Пушкина как ведущего право­славного начала русской духовности. Отрицание индивидуализма, ут­верждение братской любви к ближнему. Вера в особое предназначение русского человека.

 

Библиография:

См. пункт 1, №1-4.

1. Селезнев Ю.И. Достоевский -М., 1990 (ЖЗЛ).

2. Волгин И.Л. Последний год Достоевского. Историче­ские записки.-М, 1991.

З. Кудрявцев Ю. Три круга Достоевского.-М., 1991.

4. Переверзев В.Ф. Творчество Достоевского.-М., 1984.

5. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи.-Ростов Н/Д, 1987.

6. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского.-М.-Л., 1964.

7. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М. Достоевского.-М., 1989.

8. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского.-М., 1985.

9. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.-М., 1979.

10. Нечаева B.C. Ранний Достоевский (1821-1849).-М., 1979.

11. Сараскина Л.И. «Бесы»: роман-предупреждение.-М., 1990.

12. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы».-Л., 1977.

 

VI. Русский антинигилистический роман. Нигилизм как явление русской жизни. Европейские идеологические основы нигилизма (рацио­нализм, практицизм, утилитаризм, атеизм, скептицизм) и питательная почва русской действительности. Социально-психологическая база рус­ского нигилизма – разночинцы. Споры о нигилизме и нигилистах в кри­тике и публицистике XIX века (Н.Г.Чернышевский, Д.И. Писарев, М.Е.Салтыков-Щедрин, П.Кропоткин, Н.Страхов, Ф.М. Достоевский). Нигилизм и духовные основы русской жизни, исторические судьбы Рос­сии. Русские классики – авторы антинигилистических романов как про­должатели традиций русской литературы. «Базаровщина» и позиция И.С. Тургенева («Отцы и дети»). Элементы антинигилистического рома­на в «Обрыве» И.А. Гончарова. «Взбаламученное море» А.Ф. Писемско­го. «Некуда», «На ножах» Н.С. Лескова. Эталон антинигилистического романа - «Бесы» Ф.М. Достоевского. Писатели второй величины - авто­ры антинигилистических романов: Крестовский В.В. «Панургово стадо», «Две силы» (дилогия «Кровавый пуф»), Маркевич Б.М. «Марина из Алого Рога».

 

 

Библиография:

1.История русской литературы: В 4 т. Т.З.-Л., 1982. с.279-314.

2.История русского романа: В 2 т. Т.2.-М.-Л., 1964 (гл.»Антинигилистический роман»).

З.Козьмин Б.П. Литература и исто­рия: сб. статей.-М., 1969.

4.Батюто А.И. Тургенев и некоторые писатели антинигилистического направления/АГургенев и его современники.-Л., 1977.

5.Викторович В.А. Крестовский: Легенды и факты//Русская лите­ратуры. -1990.-№2.

6.Он же. Достоевский и Крестовский // Достоевский. Материалы и исследования.-Л., 1991, ч.9.

7.Сараскина Л.И. «Бесы»: ро­ман-предупреждение.-М., 1990.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 375.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...