Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интерпретация военной темы в киноискусстве второй половины 50-х – начала 60-х годов. («Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Иваново детство»).




«Летят журавли»: в содержательном аспекте, по трактовке военной темы, были достигнуты большие успехи. С героических военных подвигов тема перемещается в бытовые ситуации судеб людей. Военных кадров очень мало, и даже нельзя сказать, что они героические, они просто человечные (Борис тащит на себе раненого боевого товарища и в него попадает пуля). Это история скорее не об истории подвига, а о вине и искуплении этой вины через страдания. Вероника – ни положительна, ни отрицательна. Авторы не позволяют ее осуждать за такой предательский поступок. Она единственна, авторы оберегают ее. Все это, все сложные, противоречивые чувства достигаются изобразительными средствами – игра света и тени, ракурсы, возможности ручной камеры Урусевского. Все это вместе дает новый художественный результат из-под дуэта Калатозова и Урусевского. Здесь же виден романтический порыв. Сцена проводов и приезда победного поезда – это сцены, где частная жизнь Вероники и Бориса вливаются в общечеловеческое горе или радость, надежду на возвращение. В этих полных живого движения и экспрессии кадрах возникает тревожный, щемяще горький образ всенародного бедствия. Человек – не незначительная часть мира, а индивидуальность.

«Судьба человека» - дебют режиссера. Значение фильма в подходе к национальному русскому характеру. Соколов потерял в жизни все, через все прошел. Сила не в духовных исканиях, не в смирении, а в несгибаемой стойкости. В фильме резкие выразительные средства. Война показана страшная, сплошная чернота, безмолвность, искореженность. А в противовес – островок другого мира – березовая роща как символ настоящей жизни. Все остальное – чужое, неестественное. Сквозь лающую речь немца, их песни, пробивается мелодия русской частушки.

«Баллада о солдате». История – путьЛеши Скворцова домой.Истекает отпуск – истекает жизнь. Он – обыкновенный русский солдат, в картине раскрывается ценность отдельной человеческой жизни. Фильм изумителен своей простотой. Есть только один метафорический кадр перевернутый, символизирует перевернутый войной мир. Чухрай не особо заботится о кадрах, картина в сущности очень точна по разработке персонажей, по деталям, но непонятно, откуда в ней берутся поэзия. Природа картина гармоничта, естественна, атмосфера – единична. Чухрай не боится элементарности. Персонаж живой, чувственно ощущаемый.

Особенности художественного стиля фильма М.Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.).

Ромм пытался понять сущность человека. Изначально сценаристы с режиссером отказались от традиционного подхода к проблематике (т.е. всегда показывают их злодеяния). Авторы поставили другую задачу – разобраться средствами публицистики, как может простой немец превратится в человеконенавистника. Ромм говорит, что изначально человек чист и светл (в начале – детские рисунки). Потом фотография – немец стреляет в женщину с ребенком, затем кадр – женщина гладит ребенка). Такие монтажные сопоставления заставляют задуматься о возникновении фашизма. Авторы не спешат показывать все сразу. Они долго разбираются в нравственных проблемах, исследуют «маленького человека». Док-ые материалы используются в целях создания композиции ради мысли автора, которая образовывает сюжет, последовательность событий тут ни при чем. Композиционно фильм построен на главах по аспектам темы. Связь – причинно-следственная. Ромм – не комментатор, а историк, публицист, художник. Он стремится к точным фактам, выражает свое отношение, стремится к той форме, которая способна эмоционально воздействовать на зрителя. Это фильм – размышление. Ромм воспользовался хроникальными материалами, любительской съемкой фашистов. Зритель видит изнутри картину жизни фашистов.

Ромм не стремился навязать свое понимание, он вступает со зрителем в диалог. Он убеждает зрителя объективностью авторского анализа, логикой. Сценаристы используют научную методику социологии, а воздействие фильма на зрителя определяется средствами художественной выразительности, в частности – монтаж аттрацкионов.

Ромм показывает внутреннюю связь событий, выражает свое мнение. Он впрямую обращается к зрителю, что характерно для тв. Получается, что это фильм – симбиоз жанров, если можно так сказать.

Гамлет» (1964 г.) Г.Козинцева. Своеобразие режиссерской трактовки.

Гамлет в его фильме – человек мысли.

 

Особенности кинопроцесса в период «застоя».

Эпоха начинается с запрета «Истории Аси Клячиной» и «Андрея Рублева» и завершается 5 съездом СК.

70-е годы – экономический застой, деформация идеологии. В искусстве идеологемы уже не могли никого сподвигнуть на творчество. С одной стороны, кино развивается в жестоких рамках тематического плана, а с другой – это период большого индивидуального творчества. Трудно уловить тенденции, главенствующие жанры. Это период кино в рамках, но внутренне свободного. В обществе кинематографистов царит апатия, что заставляет их смотреть внутрь себя. Фильмы – исповеди художников. Много экранизируют классику (Козинцев, «Дама с собачкой», «Война и Мир», «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня» Кончаловского). В прочтении классических произведений главным становится тема самоопределения.

То же происходило с фильмамы о ВОВ, опыт войны заново осмысляли, показывали «окопную правду».

Статья А.Тарковского «Запечатленное время».

Фильм А. Тарковского «Андрей Рублев» (1966 г.). Особенности режиссерской трактовки, композиции, жанра и стиля фильма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 460.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...