Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Броненосец «Потемкин» (1926 г.). Особенности жанрового решения. Своеобразие киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора).




Сценарист - Нина Агаджанова, оператор – Эдуард Тиссе. Из большого сценария выбрали одно событие – восстание на броненосце.  В основе фильма подлинные документальные происшествия.Эйзенштейнр реконструировал документальные события – расстрел на улице был воссоздан по фотографиям и описаниям. Жанр – эпическое произведения. Здесь, как и в «Стачке», нет привычной фабулы и психологически очерченных характеров, тут действуют коллективные герои: силы революции, мирный народ, деспотичный режим. Точно подобранные типажи достигают узнаваемых социальных образцов. Благодаря монтажу графически четких кадров действие, увиденное как бы одновременно с разных точек, развивается стремительно и напряженно. Монтаж позволяет достичь и музыкальной ритмичности дей ствия. Все ситуации приведены к единству места, времени и действия, все органично переходит из одного состояния в другое, противоречивое первому. Монтаж в фильме новый и разнообразный: повествовательный (в начале), экспрессивный (бунт, расстрел на лестнице), лирический (сюита туманов), поэтическо-метафорический, музыкальный (в финале).

Немецкий композитор Майзель написал оригинальную музыку, также есть музыка Шостаковича. Фильм отличается композиционной стройностью. Все ее части гармонически связаны между собой. Четко прослеживается завязка, перипетии, кульминация, развязка – «строгая трагедийная композиция, пяти-актная трагедия». Титры – в духе Маяковского, яркие, броские. Эйзенштейн переосмыслил новые кинематографические открытия, в то же время опирался на традиции классики. Характерная для конструктивизма метафора – «поэтизация машины» (напряженный ритм работы двигателя – волнение народа), метафора посредством монтажа – «взревел каменный лев». Сюрреализм – червивое мясо – народ гниет, вытекающий глаз учительница на лестнице – ослепление народа. Детали работали на усиление эмоционального воздействия – коляска с ребенком, сапоги наступающих солдат, разбитое пенсне врача и др. Впервые было доказано, что кинематограф имеет художественные средства, чтобы стоять на ряду с высоким искусством». Режиссер говорил, что фильм выглядит как хроника, а действует как драма.

 

С.М. Эйзенштейн. Теория интеллектуального кино и ее практическое преломление в творчестве режиссера. Жанровые особенности фильма «Октябрь» (1927 г.).

Генеральная проблема, волновавшая режиссера как художника и теоретика заключалась в поисках возможностей расширения познавательной емкости кинематографа, в нахождении способов передачи не только эмоций и чувств, но и философских, научных, политических понятий. Так родилась идея создания интеллектуального кино. Режиссер был уверен, что именно кинематографу суждено разрешить проблему противостояния науки и искусства. Нужно вернуть науке чувственность, а абстрактный мыслительный процесс окунуть в практическую деятельность. Интеллектуальное кино – синтез эмоционального, документального и абсолютного кино. Считал, что нужно экранизировать классово важные понятия, хотел снять «Капитал» по Марксу. «Интеллектуальный монтаж» - это монтаж двух разных по смыслу кадров рождает нечто третье, содержащее идейную оценку», т.е. это монтаж образов. Но они не должны объясняться, они воспринимаются эмоционально, подсознательно, как метафоры. Например, сцена в фильме «Октябрь», где женщин обучают военному делу, Эйзенштейн выбирает место рядом со статуей «Первые шаги» женщины и маленького ребенка.

Годы спустя Эйзенштейн признает, что его теория потерпела фиаско. В любом случае в кино все – художественные образы, а не научные понятия. Можно показать отдельного капиталиста или группу, но нельзя передать понятие «капитал». А Эйзенштейн упорно пытался найти способ сужение смыслового значения кадра, чтобы в нем можно было прочитать понятие. Считал, что на пути интеллектуального кино стоит «живой человек» (отрицание психологического искусства), который не дает ему развиваться. Считал, что в кино не нужны актеры, а нужны типажи («Броненосец»). Фильм так же как и «Броненосец «Потемкин» снят в жанре эпопеи, только более широкой – события охватывают многие происшествия революционных лет (штурм Зимнего дворца, фронт..).

«Октябрь» во многом отвечал теории интеллектуального кино. Там были типажи (кроме сатирической фигуры Керенского), но в отличие от «Броненосца» не было и особой драматургии, а были яркие монтажные куски, представляющие последовательную цепь событий. Авторы считали, что события революции всем известны, поэтому фильм показывал не столько факты, сколько свои соображения, игру слов по поводу них.

На счет «интеллектуального кино» в «Октябре»: монтажно сопоставляя атрибуты разных религий, Эйзенштейн пытался возбудить слово «Бог». На самом деле это сопоставление воспринималось как перечисление музейных экспонатов. Помимо изобразительных кинометафор, он пытался средствами пластики создать звуковые образы (арфа и балалайка сопоставлялись с речами меньшевика и эсера, дрожание хрусталя на люстрах). Позже он признал, что все это потом лучше достигалось благодаря приходу звука в кино.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 515.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...