Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фильм В. Пудовкина «Мать» (1926 г.). Принципы экранизации. Особенности изобразительного и монтажного решения.




Первый полнометражный фильм Пудовкина. Сценарист – Н. Зархи. Фильм сделан по произведению М. Горького, но сюжет был немного изменен, чтобы драматизировать события. В сценарии появился мотив невольного предательства матери, которая отдавала офицеру оружие, поверив в его обещание отпустить сына, а также сцена гибели матери. Внимание сосредотачивается на главных героях, второстепенные персонажи выбрасываются.

В изобразительной трактовке героев оператор отталкивался прежде всего от горьковской повести, стремясь точно перевести литературный язык на язык кинематографа. Характеры действующих лиц в повести были выписаны четко и выпукло — они определили поиски их изобразительного эквивалента. В фильме появляется новый ракурс – «снизу». объединяются метафорические образы и рациональные, точные детали. Фильм сделан в реалистическо-бытовой форме.

Музыка в этом фильме не только эмоциональный фон, ритмическая организация, но и драматургическая. Форма этого фильма – сонатная (как в музыке).

1) Allegro – тема отца. Его первое появление и до смерти

2) Adagio– сцена у гроба отца

3) Allegro – обыск, суд, тюрьма – это подготовка к финальной части

4) Presto – начинается ледоход, стачка и гибель

 

Большая социальная тема преобразила экран. Он сблизился с жизнью настолько, что порой казалось чудом, как удалось заснять все эти кадры: грязные улицы, трактир… Не верится, что это не хроника. В фильме есть много персонажей с яркой, говорящей о себе внешностью, сразу можно сказать, что этот-чиновник, а тот-солдат. Но главные герои (Балатов, Барановская) также выдержали соперничество с типажами, оказались не менее правдивыми в своем внешнем облике, изнутри раскрыв судьбы и характеры героев. Сам Пудовкин сыграл жандарма в картине.

Оператор Головня нередко превращал изображение в символ, и тогда обычные пропорции жизни нарушались. Человек, олицетворяющий самодержавие, был показан словно из неживой материи, фигура городового походила на уродливый монумент. Природа в фильме показана в своем богатстве, она возрождается, как мать. Ход природных сил тесно сливался с ходом социальной борьбы. Выразительны кадры весеннего половодья, когда огромные льдины, сталкиваясь и борясь, неудержимо стремятся вперед, а на берегу растет рабочая демонстрация. Изобразительная форма вообще была необычной. Экспрессивность зрительного рядя выражалась в обилии крупных планов, мимолетных зарисовок, эмоциональных кадров, которые в резком монтаже выстраивают логику развития характеров. В ра­курсных композициях, в ярких контрастах света и тени, в ост­ром ассоциативном монтаже — очевидная условность, метафо­ричность, символика. И при этом внутри каждого кадра, даже самого условного, самого метафорического,— глубокая жиз­ненная правда, которую удается воссоздать на экране только большому художнику.

Новаторство также было в том, что в «Матери» показано видение огромного мира, социалистической борьбы через человека.

Г.Козинцев и Л.Трауберг. Манифест «Эксцентризм». Мастерская ФЭКС. Эксцентрические фильмы «Похождения Октябрины» (1924 г.) и «Чертово колесо» (1926 г.).

В 1922 году в Петрограде выходит брошюра «Эксцентризм», авторы которой С. Юткевич, Г. Козинцев и Л. Трауберг.

Манифест – отрицали высокое искусство, призывав к американизациям, канкан на канате логики и здравого смысла, низкий жанр, аттракционы – чертово колесо. Пользовались передовыми приемами и технологиями, призывали к американскому искусству – эстрада и цирк – эксцентрика балагана была противопоставлена буржуазным будням.

Мы – эксцентризм в действии.

  • представление – ритмическое битье по нервам
  • высшая точка – трюк
  • автор – изобретатель, выдумщик
  • актер – механизированное движение, игра – выкрик
  • пьеса – нагромождение трюков

Эксцентризм – сатирическое или скептическое отношение к повседневному. Стремление показать обычное в необычном ракурсе. 

ФЭКС – фабрика эксцентрического актера. В эту группу входили оператор Москвин, художник Еней, актеры Елена Кузьмина (жена Ромма в будущем), Янина Жеймо, Герасимов, Кастричкин, Соболевский. Они занимались пластикой, акробатикой, фехтованием, пантомимой боксом. Многое значил энтузиазм, старание и талант, который обнаруживался в ходе интенсивных занятий.

Поставили несколько спектаклей – «Женитьбу», «Внешторг на Эйфелевой башне» (с клоунами и акробатами).

«Похождение Октябрины» - первый их фильм. Картина была насыщена эффектами, там много трюков, когда, например, Октябрина ездит на мотоцикле по крышам. Все эти трюки были пригодны для киноплаката или для карикатуры.

В «Чертовом колесе» уже попытались сделать мелодраму с обоснованными действиями. Герои – матрос и его девушка, противоборствующая сила – нэповское дно. Оператор Москвин снимал и на «американских горках», на лодке и карусели – везде. Все было преувеличено – шайку не просто арестовывали, а ликвидировали в особом масштабе; герой Герасимова, налетчик, становился почти что воплощением темных сил. «Переигрышу театральной игры мы противопоставим силу скрытой эмоциональности, точность движений, выразительность деталей, лаконичность характеристик» (Г. Козинцев). Например, фокусник-налетчик перед выступление профессиональным жестом поправлял манжеты, и когда он умирал, окровавленный, в грязи – он оправлял несуществующие манжеты и умирал. Уголовный мир выглядит уродливым и страшным – карлики, великаны, люди с необычной внешностью.

 

Фильм Г.Козинцева и Л.Трауберга «Шинель» (1926 г.). Поиски монтажно-пластических средств воссоздания особенностей стиля Гоголя.

«Киноповесть в манере Гоголя» (Ю. Тынянов). То есть на экране не просто иллюстрация повести, а кинематографическое перевоплощение образности, на экран должны были перейти не только герои, но и само художественное мышление автора. В сценарии «Шинель» была объединена с «Невским проспектом».Тема фильма, история одного бедного чиновника Башмачкина, для которого шинель стала смыслом жизни, а ее утеря – трагедией, трактуется в фильме многозвучно. В атмосфере и подробностях фильма воссоздается холодный и бесчеловечный мир, в котором тяжело Башмачкиным (Костричкин). Нападение бандитов снято в стиле ФЭКСА. Характерна для них темнота, в которой бандиты окружают героя с разных сторон, что становится обозначением смертельно опасного круга. Бежать некуда. Утрата шинели – неизбежная смерть. Гоголевский сюжет трактован как наглядное обозначение мрака и смерти, как «фрагмент» николаевского эпохи.

В этом фильме очень важен свет – «неверный, призрачный свет искажал реальные очертания, придавал всему обманный вид». «Блеск» ослеплял бедняка, а в мрачных боковых переулках у Башмачкина отбирали шинель. Для того, чтобы хвалило света использовались военные прожекторы, они выделяли контуры, силуэты, создавали тени и блики. В фильме много далеки общих планов – Башмачкин казался в кадре совсем крохотным. Такие пропорции были новаторством в кино. Сцена ограбления снималась с высокой площадки, городской не обращает на него внимания – монтаж- сфинксы на Неве, бронзовый Кутузов и рядом мелкий Башмачкин.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 630.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...