Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Страны, централизация государственной системы, «регулярная монархия Ришелье»




Окончат. укрепл. корол. власти, заверш. адм. централиз. и созд., по сути, новой в политич. отношении монархии связано с правл. первого министра и кардинала Франции А. Ришельё (1624 – 1642) в царствование Людовика XIII.

Под рук-м Ришельё были заверш. важн. госуд.-полит. мероприятия: разгромлены войска гугенотов, ликвидир. их полит. самост-ть, разрешены сложные внешнеполит. кризисы. Дворянству было запрещ. иметь укреплен. замки и вооруж. свиты, под угрозой смертной казни запрещ. дуэли, наруш. правил дворцовой и воинской службы. Орудием гос. карательной политики стали суды, к/м предписыв. сначала карать, а затем уже искать закон. обоснования.

Гл. из адм. реформ Ришелье было введение в местном упр-и пост. интендантов взамен всех прежних властей. Они станов. осн. представит. власти в провинциях, получ. практически неогранич. полномочия. В центр. адм-ции при Ришелье особенно расцвела чиновная (потому противостоящая знати) бюрократия: число гос. служащих достигло 40 тысяч. Прав. политика Ришелье была, однако, намеренно враждебна интересам нарождающ. буржуазии: подконтрол. корол. власти дворянство сост. цвет идеального общества, согласно Ришелье.

Впервые гос-во стало активно и регулярно вмешив. в жизнь науки и культуры, уст. не только адм., но и прав. контроль. С 1631 г. начала выходить, под правительств. контролем, первая французская газета. Для объедин. и поощрения литерат. сил нации была создана Французская академия. Жестким стал цензурный контроль за книгами и др. изданиями. Только с разрешения канцлера, а потом и самого короля можно было основывать новые типографии, число их резко сокращено.

С заверш. гос. и адм. централ. в начале XVII в. во Франции не только уст. авторитарный адм. режим. Заверш. перерастание сословной монархии в новую – абсолютную монархию, расцвет к/й во Франции пришелся уже на эпоху Нового времени и к/я именно здесь приоб. свой классический вид.

Развитие французского права в Х – ХVII вв.: кутюмное право, королевская юстиция, парламент,

Королевское законодательство

Форм. феодальных кутюмов.

Юр. быт основыв. на местных обычаях, разных в разл. областях страны, и на формирующ. практике феод. судов. Историч. слабость королевской власти и централиз. юстиции во Франции сделала феодальное право доминирующим видом права.

В конце Х – XI вв. появились первые собрания феод. обычаев и правил юр. значения. Содержание этих сводов было тесно связано с особ-ми феод., сеньориальной юстиции на месте, и значение этих правил не выходило за пределы своих сеньорий.

Практика кутюмов отпиралась на особую форму судопр-ва – повальный обыск. Это был суд, провод. своеобразным жюри «знающих», или «старейших», в кол-ве 10 человек.

Кутюмное право.

Распростран. кутюмов сделала их к XV в. осн. источником права Франции. Хаотичность собраний вместе с тем вызывала немалые трудности в прим. кутюмов. Для системат. кутюмов в бальяжи направл. королевские комиссары, которые вместе с бальи и местными собраниями знати (нотаблей) д/б уст. местные обычаи. По своему содерж. кутюмы отражали феод. право, причем в нек/х важн. вопросах они как бы противост. и корол. прав. политике, и церков. праву.

Королевская юстиция. Парламенты.

До середины XIII в. юстиция остав. во Франции почти полностью в пределах местных кутюмов. И суд вершили гл. образом на уровне вассалов. Высшей инст. был корол. двор, однако для того, чтобы получ. право защ. там свое дело, надо было или принадл. к высшим вассалам короны, или получ. особую привилегию на это. Формир. единой общегос. юстиции началось с реформ Людовика IX в сер. XIII в. Самым важным ср-вом укрепл. централиз. юстиции, подчин. единой гос. воле короны, стал парламент.

Королевское зак-во.

Созд. централиз. Корол. юстиции истор. было неразделимо с ростом прав. знач. королевского зак-ва – ордонансов.

В период ленной монархии за француз. королями не признав. право законодательств. для всей страны. В этом была важная особ-ть всего прав. строя Франции той поры. Короли имели полномочие издавать распорядит. указы – эдикты, к/е по сути мало разнились от общеадм. распоряжений. Только с усилением централизаторской политики французских королей, к концу XIII в. королевские уст. обретают общее значение, за ними закрепл. наимен. ордонансов.

Рецепция римского права в Средневековой Европе: глоссаторы; консилиаторы; гумманисты.

Рецепция римского права - один из важн. историч. процессов эпохи феодализма, происходив. в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция – восст. действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретич. содержания римского права, к/е оказалось пригодным для регулир. новых отнош. более высокой ступени общ. развития.

Предметом рецепции явл. римское частное право. Римское публ.право перестало сущ. вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

- выс. уровнем римского права – нал. в готовом виде ряда институтов, регулиров. отнош. развитого товарооборота, четкостью и ясностью прав. норм.

- недостатками местного, в осн. обычного, права. Обыч. право было архаично, содержало многочисл. пробелы, неясности, противоречия

Причины рецепции римского права:

- римское право давало готовые формулы для юр. выраж. производств. отношений развивающ. товарного хоз-ва;

- короли, находя в римском праве гос.-прав. полож., обосновыв. их претензии на абсолютную и неогранич. власть, использ. их в борьбе с церковью и феод. сеньорами;

- повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи.

Рецепция римского права - сложный, многоступен. процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применит. к своим условиям, усвоение, к/да чужое станов. органич. частью собств. права.

Этапы рецепции:

1)изуч. римского права в отд. городских центрах Италии. Происх. по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия.

Образовались школы:

- глоссаторов: изуч. римского права первонач. выраж. в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

- постглоссаторов, для деят-ти к/х типично приспособление римского права к использов. в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил сущ. при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу;

- распростр. рецепции на тер-рии ряда гос-в и практич. прим. римского права в деят-ти судей-практиков;

- переработка и усвоение достижений римского права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда гос-в и фундаментом дальн. развития феод. и бурж. права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Священная Римская империя германской нации»: становление германской государственности, организация ленной монархии, политическое дробление империи, государственная система империи XIV – XV вв. (сословная монархия)

Становл. герман. государст-ти.

С распадом империи Каролингов образов. самост. Восточно-Франкское гос-во. Вошли земли с герман. населением. Королевство не обладало, гос.-полит. единством. Возн. новые соц.-эконом. центры – города. Становл. государст-ти в Германии шло в опоре на церковь как единств. носительницу гос. начала.

Церков. государст-ть несла в себе предпосылки очень неоднозн. полит. следствий. Многие епископства превратились в обособл. и политич. замкнутые тер-рии, лишь номинально подчин. в ленной иерархии королю. Переплетение корол. и церковной власти в империи вызвало уже в XI в. длит. борьбу за инвеституру с папами, т. е. за право назначать в церковные должности. Центральная власть начала ослабевать.

Орг-ция ленной монархии.

Одной из важн. ее особ-тей были только значит. ленные права церкви, полит.-прав. вид: обычаи и право подразд. феод. общество на т. н. «7 щитов» (ступеней), среди которых первый принадл. королю, второй – епископам и аббатам, а также независимым князьям, четвертый – сеньорам и т. д. Полномочия их были неравнозначны. Корол. власть в империи по своим полномочиям зависела от полит. ситуации.

Военная орг-ция империи основыв. на ополчениях феодалов. Ленники обязывались к конной службе, прочие, в т. ч. крестьяне, к пешей. Сущ. и спец. налог на содержание войска.

Политическое дробление империи.

Общее заверш. феодализации в стране привело к тому, что на месте прежних полуплеменных герцогств образов. до сотни княжеств, из к/х 80 были духовными. Территор. князья заняли место племенных герцогов франкского времени, составив особое высшее сословие – имперских князей. Князья всячески препятствовали установлению прямых ленно-вассальных связей императора с подчин. им феодалами. Императ. власть практически утратила к концу XII в. опору в широкой среде рыцарства и поддержку собственных министериалов.

Гос. система империи XIV – XV вв.

Границы огромной империи в это время стали в большой степени номинальными. Внутри началось движ. за открытый выход из ее состава. Съезд князей станов. практически пост. полит. институтом империи: он д/б происх. ежегодно и вместе с императором решать дела «к общей пользе и благу».

Значимым институтом императорск. власти стали съезды феодалов – райхстаги. Райхстаги сложились как продолж. собраний знати эпохи ленной монархии. Созывались райхстаги императором по его соизволению, точных приглашений не было. С конца XV в. райхстаг работал по куриям: 1) князей, 2) графов и рыцарей, 3) городов. В его компетенцию входили постанов. по организации вооруж. силы империи, сбору налогов, управлению общеимперскими имуществами, новым тамож. сборам. Собирались райхстаги по усмотрению императора и в том месте, где он указывал.После Реформации и, особенно, завершившего Тридцатилетнюю войну Вестфальского мира 1648 г. Германия была официально признана союзом государств, а за территориальными правителями закреплен титул королей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...