Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Франкская империя Каролингов: формирование государства, государственная организация империи, законодательство империи, распад империи




С конца VII в. формирование гос-ва у франков началось практически заново, и пошло оно др. полит. путем, хотя сложившийся аппарат королевского двора и королевского упр-я создавал несомненную истор.основу для этого процесса. К началу VIII в. в землях франкского королевства отчетливо проявился процесс формирования новых соц. сил. С одной стороны, это - крупные землевладельцы галло-римского происхождения и, меньше, германского (владения которых в большинстве были сформированы за счет королевских пожалований и охранялись иммунитетами). С др. стороны - немалочисленная категория зависимых крестьян, вольноотпущенников, вступивших в кабалу или под покровительство крупных землевладельцев и приобретших статус наподобие римских колонов.

В числе правовых реформ, предпринятыхКарлом Великим, стала систематизация и кодификация упомянутого вышеобычного права. Также он стремился держать под контролем власть местных и региональных судов, направляя попарнокоролевских посланников(лат. missi dominici) для кратковременного надзора за отдельными регионами. Как правило, чтобы избежать конфликта интересов,посланникиотбирались из числа представителей иных регионов. Их обязанности были оглашены в капитулярии 802 года. Они должны были осуществлять правосудие, добиваться уважения королевских прав, надзирать за правлениемгерцогов играфов(которые как и прежде назначались королём), принимать присягу на верность, а также надзирать за духовенством. При Каролингах появились так называемыеварварские кодексы —Салическая правда, Рипуарская правда и Хамавская правда.

Ленная (сеньориальная) монархия во Франции Х – ХIII вв.: становление Французского

Государства, формирование королевской администрации, реформы Людовика IX

Формирование сам-го Франц.гос-ва не было единовременно. Оно заняло почти два века – от формального распада империи Каролингов в середине IX в. до основания новой королевской династии в конце Х в. После обособления по Верденскому договору 843 г. Западно-Франкского королевства полит. дробление бывшей Галлии продолжилось. В Х в. за страной закрепилось и новое истор. название Франция. С расширением королевского домена и возрастанием роли королевской власти стала формироваться гос.администрация. Администрация эта была в главном домениальной, и ее значение напрямую зависело от отношений короля с великими сеньорами. В XIII веке обозначившийся процесс централизации и усиления королевской власти был закреплен рядом реформ, проведенных в правление Людовика IX Святого (1226 – 1270). Реформы были тем более значительны, что опирались на новые явления в соц. жизни. В ходе адм.реформы был создан институт королевских следователей. В 1260 г. было положено начало правильной организации высшей юстиции путем выделения из королевской курии особого парламента

17. Сословная монархия во Франции ХIV – XV вв.:

Укрепление королевской власти, генеральные штаты, государственная администрация

Гос.-полит. тенденции, наметивш. в развитии властных структур к XIII в., получ. дальн. продвиж. в XIV – XV вв. Хотя общ. жизнь страны была отягчена такими разорит. и малоспособствующими укреплению гос-ти событиями, как Столетняя война с Англией (1337 – 1453 гг.) и крупнейш. народ. движениями: Парижским восстан. и Жакерией. В этих условиях укрепление монархии было возможно только во взаимод. с институтами, выражавшими интересы сословий.

К началу XIV в. королевский домен охватывал уже 3/4 территории страны. Важн. предпосылкой возрастания роли королевской власти стала победа короля Филиппа IV в длит. конфликте с римскими папами за полит. верховенство.

В XIV в. королев. власть приобр. новые полном. и частью новое полит. содержание. Приоритет. сеньориальный статус короля сменился исключит., гос., основан. не на отнош. вассалитета, а на подчин. безусловного подданства. В XV в. был общепризнан принцип тер. незав-ти и нераздельности королевского домена; никто из членов королевской фамилии не мог претендовать на выдел ему какой-либо части земель Франции. Престол стал наследств. строго в роде царствующего монарха.

Королю принадл. право наказ. за незаконное ношение оружия, за фальшивомон-во, за нарушение ордонансов. В наибольшей степени возросла законод. власть короля. Согласно особому постанов. Филиппа IV, все ДЛ обязыв. без возражений исполнять королевские приказы; их исправл. или изм. м/б сделано только королем, невыпол. приказов чиновниками должно быть объяснено. Законод. власть короля не была неограниченной.

Генеральные штаты

Стремление короны к централиз. и резкому усилению королевс. полном. вызывали оппозицию среди правящих сословий, особенно знати. В кризисные полит. моменты общ. согласие – деланное или реальное – для короны стало острой необх-тью. Вследствие этого и во Франции возн. учреждение с чертами сословного предст-ва, характ. для сословной монархии, – Ген. штаты. Хотя оно изнач. не смело столь самост. статуса, как парламент в Англии.

Ген. штаты истор. выросли из феод. советов эпохи ленной монархии. Согласно феод. обычаю, участие в совете вассалов было неотъемл. обяз-тью вассалитета. Ассамблеи созыв. королем, как правило, чтобы заручиться поддержкой 3 сословий страны: светских и духовных вассалов, горожан – в политике против знати.

Между 1314 и 1328 гг. ассамблеи приобр. новый хар-р: король запраш. у сословий согласия на новые субсидии, унификацию монеты, на пополнение истощенной казны.

Компет. Ген. штатов была неопред.. В осн. они высказыв. по троякого рода делам: а) вотированию налогов, ежегодных и новых субсидий; б) мирным соглашениям или переговорам, изредка – по полит. решениям внутр. конфликтов; в) предложениям и просьбам от сословий королю.

Гос. адм-ция

Укрепл. корол. власти сопровож. формир. новых принципов гос. упр-я: все власти, все решения зависят только от короля, но король не управляет один – сущ. гос. дела и дол-ти.

Единств. из прежней эпохи, кто сохр. свой статус, был канцлер. Значение его даже возросло. Канцлеру подчин. корол. канцелярия, он был хранит. печати, все корол. акты удостовер. им.

В центр. адм-ции появил. для упр-я финансами чины гос. казначеев (для обычных дел) и генералов финансов (для экстраорд. сборов).

Осн. органом принятия гос.-полит. решений стал Совет. Совет не был постоянным по составу, в него призывали королев. администраторов, прелатов, городскую знать. В 1316 г. Совет стал Большим советом, в к/м наряду с легистами заседали 24 представ. светской и духовной знати. Остальных назначали особые комиссии, и они носили звание советников короля. Собирался Совет раз в месяц.

Франция в период абсолютизма ХV – начало ХVII вв.: национально-политическое объединение










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 505.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...