Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Основные этапы и особенности реформирования политической системы РК.
.К настоящему времени прежняя государственная структура советского государственного управления разрушена, а институты нового действительного демократического государственного управления и местного самоуправления, институты патриотического гражданского общества, действенные механизмы оптимального функционирования и гармоничного взаимодействия только создаются и процесс этот идет в очень сложных условиях.Поиск путей становления новой казахстанской государственности предполагает не только глубокое изучение современной казахстанской действительности, определение разнообразных причин, детерминирующих те или иные процессы, выявление способов их устранения и ростков нового, прогрессивного заслуживающего внимания и поддержки, проведение научно обоснованной объективной большой практической работы по созданию эффективных институтов власти и нормального патриотического гражданского общества, свободной и социально ориентированной экономики, но и осуществление истинной демократической политики суверенного государства.Большое значение в этом отношении имеет изучение огромного зарубежного опыта, например, Турецкой Республики, бывших стран социалистического лагеря, которые более или менее успешно решают проблемы государственного строительства, социального, экономического и политического развития.
В республике стали реальностью независимые средства массовой информации. В настоящее время из более 1300 действующих в республике СМИ негосударственные масс-медиа составляют более 70%. В отличие от ряда постсоветских стран, политическое развитие многонационального Казахстана в предшествующие годы не сопровождалось опасными проявлениями межэтнических или межконфессиональных конфликтов. Сохранение внутриполитической стабильности и общенационального согласия стало одним из главных направлений государственной политики. В законодательстве Казахстана было закреплено равенство прав и свобод всех граждан, независимо от их национальной, языковой и религиозной принадлежности. Закон о языках дает прочные гарантии дальнейшего развития языков всех народов Казахстана. Наряду с признанием казахского языка государственным языком республики, русский язык получил статус официального. Сегодня в Казахстане из более чем 1000 газет и журналов только на русском языке выходит половина, около 350 изданий печатается на двух языках, на других - примерно 100. Тем самым в стране созданы основные социально-экономические условия для дальнейшего развития демократических процессов. В социально-политической сфере претворяются в жизнь перспективные, нацеленные в будущее общенациональные программы: "Здоровье народа", полная компьютеризация системы образования, поддержка культуры. За последние 2 года введена конкурсная система отбора государственных служащих. Принятый в декабре 2000 г. Закон "О социальном партнерстве в Республике Казахстан" отражает объективные процессы, происходящие в социальной сфере, в частности, в нем определяются правовые основы, задачи и порядок заключения, изменения и расторжения соглашений для достижения общих социально значимых задач. Лейтмотивом социального партнерства является классический треугольник классового консенсуса (трипартизм). Он состоит из государства (правительства), профсоюзов, представляющих интересы наемных работников, и организаций, защищающих права работодателей. Это обеспечивает дальнейший поступательный ход демократизации в стране без раскола и потрясений общества. Демократизация является самостоятельным выбором казахстанского общества: форсированный экспорт либерализма без учета политических и экономических реалий, также как и экспорт революции, контрпродуктивен. Демократизация в республике последовательно идет по нескольким основным направлениям: правовая реформа как укрепление независимости судебной системы (При Верховном Суде образован Комитет по судебному администрированию, деятельность судов будет передана ему из ведения Минюста, будет принято Положение о судах и судьях в РК), расширение полномочий представительных органов власти (предполагается расширение контроля деятельности акимов со стороны маслихатов), расширение и совершенствование выборного законодательства (осенью 2001 года предусмотрено введение выборности акимов сельских округов), укрепление институтов гражданского общества (предполагается создание общественных структур самоуправления, будет введена практика предварительного обсуждения важных законопроектов на Ассамблее народов Казахстана, упрощен порядок выезда граждан за рубеж). Сегодня у государства и общества существует потребность в эффективном распределении функций социального, экономического, культурного управления не только на общенациональном уровне, но и на местах. Так, местные представительные органы и акимы сельского и поселкового уровня осенью этого года будут непосредственно выбираться населением. Это гарантирует равное право для всех граждан на участие в управленческой деятельности и соответствие между реальными нуждами и политикой, проводимой на местах, позволит учитывать региональные интересы и даст импульс дальнейшему развитию демократизма в отношениях центр - регионы, укреплению гражданских институтов и расширению выборности в республике. Таким образом, за последние годы в Казахстане проведены важные институциональные и структурные преобразования, которые закрепили базовые основы демократического общественного устройства и либеральной политической системы. При этом большинство возникающих в обществе проблем были решены без опасных внутренних конфликтов.
|