Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа стратегического развития «Казахстан 2030»




В 1997 году была обнародована стратегическая программа «Казахстан-2030». Стратегическая программа «Казахстан-2030» - это документ огромного исторического и политического значения. В ней содержался подробный анализ положения республики на текущий момент, была раскрыта «миссия Казахстана», а также изложены такие «приоритетные долгосрочные цели», как:

 1) национальная безопасность;

2) внутриполитическая стабильность и консолидация общества;

 3) экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций;

4) здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана;

5) энергетические ресурсы;

6) инфраструктура, в особенности транспорт и связь;

 7) профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

На первых порах, до 2010 года нам необходимо сосредоточиться на трудоемких отраслях, которые перспективны с позиции их возможностей и конкурентоспособности, это:
1) сельское хозяйство;
2) лесная и лесоперерабатывающая промышленность;
3) легкая и пищевая промышленность;
4) туризм;
5) жилищное строительство;
6) создание инфраструктуры. Развивая эти отрасли, мы решаем не только структурные вопросы экономики, но и вопросы занятости и бедности, что в настоящее время особенно важно. Все мы понимаем, сколь велика роль экономического роста в развитии нашей страны. Без набирающей обороты экономики мы не сможем финансировать школы и больницы, не сможем защитить общество от коррупции и преступности. По этому этот приоритет будет одним из самых важных и сегодня, и завтра, и в течение следующих 30 лет.

Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Экономический рост сам по себе не сможет гарантировать благополучия наших граждан. Не сложно представить себе процветающую экономику, при которой люди из года в год становятся все более больными в результате неправильного подхода к своему здоровью и загрязненной окружающей среды. По мере того, как мы строим свое общество, необходимо применять нарастающие усилия в том, чтобы наши граждане были здоровыми на протяжении всей своей жизни, и их окружала здоровая природная среда. Наша стратегия в реализации этой цели состоит из следующих компонентов:
1) предотвращение заболевании и стимулирование здорового образа жизни. Предотвращение заболеваний подразумевает использование чистой воды и здоровой пищи, наличие очистительных систем, сокращения объектов, загрязняющих окружающую среду и наносящих экологический вред, аналогичные меры по снижению других факторов рыска. Наша стратегия по борьбе с болезнями и укреплению здоровья в условиях отсутствия достаточных средств начнется с подготовки наших граждан к ведению здорового образа жизни. Должна быть развернута наступательная информационная компания в пользу здорового образа жизни и правильного питания, правил гигиены и санитарии.
2) Борьба с наркоманией и наркобизнесом. Стратегия должна включать борьбу с наркоманией и наркобизнесом. Следует ужесточить наказания за ввоз и распространение наркотиков, развернуть дискуссию в обществе – вводить ли смертную казнь по этому поводу, как это сделано в ряде стран, в том числе в Малайзии и Сингапуре. Наркотики – это особенная и губительная сфера, и большой вопрос, насколько здесь применимы принципы гуманизма. На одной чаще весов – жизнь человека, который их ввозить и распространяет, а на другой – загубленные его «помощью» жизни потребителей наркотиков.
3) Сокращение потребления алкоголя и табака. Отрицательное влияния алкоголя и курения на здоровье человека – уже аксиома. Нам следует проводить постепенную политику в этом вопросе. На первых порах надо окончательно и повсеместно запретить рекламу алкоголя и табака. Курение должно постепенно вытесняться из общественных мест: продуманно и без перегибов. И начинать надо с государственных зданий и учреждений, что будет примером для остальных. Общественное сознание и мораль должны быть более нетерпимы к алкоголю. Государство должно воспитывать это сознания.
4) Улучшение здоровья женщин и детей. Охрана здоровья матери и ребенка должна стоять в центре внимания нашего государства, органов здравоохранения, общественности. Со временем, когда вырастут доходы казны, мы получим средства для государственной поддержки матерей и детей в форме, приемлемой и для государство и для эффективной демографической политики в поддержку семей. Мы с давних времен оказываем такую поддержку, в том числе и сегодня, несмотря на трудные времени.











Пути реализации Стратегической программы «Казахстан-2030».

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев определил 8 внутренних сильных сторон казахстанского общества, которые служат благоприятной почвой для реализации Стратегии – 2030.
1. Обретенная независимость государства, его атрибуты и символы;
2. Окончательный разрыв, со старой политико-экономической системой;
3. Наличие новой политико-экономической системы;
4. Человеческие ресурсы – это высоко-образованное население с высоким уровнем научного и творческого потенциала;
5. Богатые природные ресурсы Казахстана;
6. Огромный сельскохозяйственный земельный фонд;
7. Сохранение политической стабильности и единства общества;
8. Толерантность и терпимость казахстанцев, их радушие и приветливость, что отмечается всеми иностранцами.

Какой будет образ Казахстана через 33 года?
1. Высоко образованное, ответственное, энергичное, обладающими прекрасным здоровьем поколение.
2. Патриоты своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире.
3. Высокооплачиваемые, хорошо обученные специалисты, ставящие интересы Казахстана и казахстанского народа выше своих собственных.
4. Граждане 2030г. будут уверены, что государство защитит их права и будет отстаивать их интересы.
5. Чистая и зеленая страна, со свежим воздухом и прозрачной водой.
6. Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связывающего звена между тремя быстро растущими регионами – Китаем, Россией и мусульманским миром.
7. В стране будут жить представители многих национальностей уверенные в равных возможностях для всех наций, но считающие себя, прежде всего гражданами Казахстана.

Казахстан – 2030 успешно пройдет сложный путь и твердой поступью вступит в следующий этап развития.

 
















Безъядерный статус РК.

При активном содействии со стороны России, Республика Казахстан (РК) смогла пройти достаточно непростой путь становления безъядерного государства. Его начало совпало с периодом распада Советского Союза, когда на территории Казахстана остался значительный ядерный арсенал: (1040 ядерных боеголовок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и 370 ядерных боезарядов воздушного базирования. В Державинске и Жангиз-Тобе дислоцировались две дивизии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), которые имели в своем составе 104 пусковые установки тяжелых ракет SS-18 «Сатана» с 10 разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) каждая. Кроме этого, в Семипалатинске базировалась 79-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия, в состав которой входило 27 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС6, способных нести по 6 крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ), и 13 Ту-95МС16, несущих по 16 КРВБ.)По количеству стратегических ядерных боезарядов Казахстан сразу занял 4-е место в мире после США, РФ и Украины.

Получив существенную часть советского «ядерного наследства», Республика Казахстан, единственная в Центральной Азии, могла заявить о своем ядерном статусе. Конечно, сразу после этого возник бы вопрос о поддержании в боеспособном состоянии ракетно-ядерных средств, размещенных на территории Казахстана. И хотя в РК располагались Семипалатинский ядерный полигон и крупные предприятия атомной промышленности, а также имелись значительные запасы природного урана, сборка ядерных боеприпасов и изготовление МБР и КРВБ здесь не осуществлялись. Кроме этого, контроль за возможным использованием этого вида ОМУ реально мог быть выполнен только со стороны Москвы.

Искушение для местной элиты, видевшей Казахстан в качестве региональной сверхдержавы, было столь велико, что политическое решение о приобретении ядерного статуса могло быть принято, особенно учитывая сильное давление в этом направлении со стороны ряда мусульманских государств. При этом собственный ядерный зонт представлялся залогом безопасности страны и гарантией сдерживания потенциальных амбиций вероятного противника. Некоторые считали, что сохранение ядерных сил сможет компенсировать количественные и качественные пробелы в развитии национальных вооруженных сил. А другие – отмечали важность сохранения ядерного комплекса для развития научно-технического потенциала страны. В этих сложных условиях проявил мудрость президент РК Нурсултан Назарбаев, который в конце 1991 г. подписал Алматинскую декларацию, объявившую не только о создании Содружества независимых государств, но и определившую механизм совместного контроля над функционированием ядерного арсенала бывшего Советского Союза. Одновременно с этим в декларации было заявлено об уважительном отношении к тем независимым государствам, которые будут стремиться к достижению безъядерного статуса.

Вторым шагом, заложившим основу будущей политики Казахстана в сфере нераспространения ОМУ, стало заявление президента Назарбаева о готовности страны в возможно кратчайшие сроки присоединиться к ДНЯО в качестве безъядерного государства. Это заявление было сделано во время его первого официального визита в Вашингтон, состоявшегося 18-23 мая 1992 г., и оно предполагало последующую ликвидацию размещенного на территории республики ядерного оружия.

В дальнейшем процесс ядерного разоружения РК шел достаточно быстро. В 1993 г. Казахстан подписал ДНЯО и ратифицировал его, в феврале 1994 г. он стал членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Спустя несколько месяцев РК подписала Соглашение с МАГАТЭ о применении всеобъемлющих гарантий, которое вступило в силу в июне 1995 г. С этого времени все расположенные на территории Казахстана ядерные объекты находятся под гарантиями МАГАТЭ, а вся ядерная деятельность осуществляется в соответствии с правилами и по стандартам Агентства.

Уже к концу сентября 1996 г. с помощью России и при финансовой поддержке со стороны США практически завершилась ликвидация группировки РВСН в Казахстане: все ранее размещенные здесь ядерные боеголовки и ракеты были вывезены в места хранения (утилизации). Стратегические же бомбардировщики Ту-95МС6 и Ту-95МС16 были перебазированы на Дальний Восток в 73-ю тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию, размещенную в Украине.

По-видимому, согласие Казахстана на безъядерный статус было обусловлено следующими причинами:

- предоставлением гарантий независимости, суверенитета и территориальной целостности республики со стороны США, России и некоторых ведущих мировых держав;

- признанием особого статуса РК со стороны США;

- негативным отношением большинства населения страны к ядерному оружию ввиду многолетней эксплуатации Семипалатинского ядерного полигона;

- жестким противодействием со стороны ведущих стран Запада, стремившихся не допустить распространения ОМУ;

- получением финансовых компенсаций за ликвидацию (вывоз) размещенного на территории Казахстана ядерного оружия.

К концу 1993 г. президент РК Н.Назарбаев сделал свой окончательный выбор в пользу безъядерного статуса, санкционировав подписание американо-казахстанского соглашения о безопасном демонтаже ядерных боеголовок (в отношении воздушных носителей ядерного оружия такой проблемы не существовало). В результате Казахстан получил 84 млн. долл. из общей суммы 1,2 млрд. долл., которая была выделена Конгрессом США на эти цели. Россия восприняла это соглашение достаточно прохладно, т.к. рассчитывала получить эти финансовые средства и провести демонтаж ядерных боеголовок собственными силами.

Вслед за этим, во время Будапештского саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (1994 г.) три официальных ядерных державы – Великобритания, Россия и США – подписали Меморандум о предоставлении гарантий безопасности Казахстану, Беларуси и Украине в связи с их присоединением к ДНЯО в качестве безъядерных государств. В отношении Казахстана указанные гарантии стали действовать уже в 1995 г., после вывоза на территорию России всех ядерных боезарядов. К этому времени, в результате массового выезда из страны русскоязычного населения и его достаточно высокого прироста среди казахов, национальная структура государства существенно изменилась.

Выполнив свои обязательства по выводу ядерного арсенала, Казахстан приступил к процедуре ликвидации инфраструктуры ядерного оружия и конверсии бывших производств оборонного характера.

Ликвидация инфраструктуры ядерного оружия на территории Казахстана и конверсия его оборонной промышленности осуществлялись при финансовой помощи со стороны США. Всего с американской помощью из Казахстана в Россию было вывезено около 1,4 тыс. ядерных боезарядов, уничтожено 147 шахт МБР и вся относящаяся к ним инфраструктура, залито бетоном 194 туннеля, предназначенных для ядерных испытаний, ликвидировано 7 дальних бомбардировщиков Ту-22М.

В дальнейшем РК, под руководством президента Н.Назарбаева, продолжила свой курс по укреплению как регионального, так и общемирового режима ядерного нераспространения, проявив себя как ответственное государство

Исключительно важное значение для укрепления глобального режима ядерного нераспространения имеет тот факт, что в феврале 2004 г. РК присоединилась к Дополнительному протоколу (1997 г.) к Соглашению с МАГАТЭ о применении гарантий, а в феврале 2007 г. его ратифицировала. Дополнительный протокол (1997 г.) позволяет Агентству выявлять не только заявленную, но и незаявленную, а, значит, незаконную ядерную деятельность. Следовательно, у МАГАТЭ существенно повысилась уверенность в том, что Казахстан неукоснительно выполняет все требования ДНЯО в качестве безъядерного государства.

Учитывая необходимость противостояния новым вызовам и угрозам международной безопасности, Республика Казахстан, как и Российская Федерация, придает особое значение участию в следующих многосторонних режимах нераспространения ОМУ и средств его доставки.

1. Казахстан не имеет химического оружия.

 В январе 1993 г. он подписал, а в июне 1999 г. ратифицировал Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Был создан национальный орган для выполнения положений Конвенции. Представители Казахстана регулярно принимают участие в сессиях и ежегодных заседаниях Конференции государств-участников Конвенции.

2. Благодаря активной деятельности в области ядерного разоружения в середине 1990-х гг., Казахстан в 1996 г. получил статус наблюдателя, а в августе 1999 г. консенсусом был принят в члены Конференции по разоружению.

3. В мае 2002 г. Казахстан стал 40-м членом Группы ядерных поставщиков (ГЯП). Необходимость в этом была обусловлена не только тем, что РК вышла на первые позиции в мире по добыче природного урана, но и достаточно масштабными планами по развитию ядерной инфраструктуры. Участие в работе ГЯП позволяет казахстанской стороне контролировать перемещение собственных ядерных материалов и не допускать попадания технологий двойного назначения в страны, вызывающие озабоченность со стороны международного сообщества.

4. РК присоединилась к Инициативе по безопасности в области распространения ОМУ (ИБОР) в июле 2005 г. Конечно, Казахстан является в первую очередь континентальным государством и может перехватывать подозрительные морские суда только в акватории Каспийского моря. В то же время над его территорией проходит много воздушных трасс, что может быть в будущем использовано при расширении сферы деятельности ИБОР.

5. В июле 2005 г. в Министерство иностранных дел Австрии - депозитарий Международного кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет - была направлена нота МИД РК о присоединении Казахстана к международному Режиму контроля за ракетными технологиями (РКРТ). В настоящее время более 40 стран имеют на вооружении баллистические ракеты различной дальности стрельбы. Из них 7 государств (Китай, Индия, Иран, Израиль, Северная Корея, Пакистан и Саудовская Аравия) располагают ракетами средней дальности, а все постоянные члены СБ ООН - межконтинентальной дальности. РКРТ непосредственно связан с режимом ядерного нераспространения, т.к. позволяет предотвращать расползание по миру средств пока еще практически гарантированной доставки к целям ОМУ.

6. Казахстан активно участвует в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, выдвинутой президентами РФ и США в июле 2006 г. Так, в июне 2007 г. в Астане прошла 3-я встреча представителей Глобальной инициативы на уровне заместителей министров иностранных дел. В июне 2008 г. в Алматы на базе Института ядерной физики Национального ядерного центра были проведены международные антитеррористические учения «Атом-Антитеррор-2008». А спустя несколько месяцев уже в Усть-Каменогорске на базе Ульбинского металлургического завода состоялся 2-дневный семинар «Проектная угроза».

7. Завершаются внутригосударственные процедуры по присоединению Казахстана к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического и токсинного оружия и о его уничтожении (КБТО). Руководством страны уделяется особое внимание мерам, направленным на реализацию положений КБТО.

Вышеуказанное послужило одним из оснований того, что Казахстан не только добровольно стал безъядерным государством, но и активно поддержал инициативу президента Узбекистана Ислама Каримова, выдвинутую на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 г., о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. Позднее в Алматы и Ташкенте прошли международные конференции, посвященные этой проблеме и было подписано «Алматинское соглашение», содержащее призыв о создании в регионе такой зоны. Позднее соответствующий документ был утвержден резолюцией ООН. Согласование необходимого договора шло достаточно долго, тем не менее он был подписан 8 сентября 2006 г. в Семипалатинске руководителями всех внешнеполитических ведомств Центральноазиатских государств, которые взяли на себя обязательства по запрету производства, приобретения и размещения ядерного оружия и его компонентов или других ядерных взрывных устройств на своих территориях. Вместе с тем договором не запрещается использование ядерной энергии в мирных целях. Ранее подобные, свободные от ядерного оружия зоны были созданы в Латинской Америке, Африке, Тихоокеанском регионе, а также в Юго-Восточной Азии. В общей сложности такие зоны охватывают более 100 государств.

Таким образом, российско-казахское сотрудничество в ядерной области осуществляется в рамках ДНЯО на основе строгого соблюдения режима ядерного нераспространения. Наши страны призывают к сотрудничеству другие страны и готовы гарантированно обеспечить их потребности в ядерном топливе, а в перспективе – и ядерными реакторами малой и средней мощности. Все это позволит существенно укрепить существующий в этой области режим и снизить обоснованную обеспокоенность ряда стран в возможности блокирования поставок ядерного топлива по политическим мотивам.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 577.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...