Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Казахстан в системе мировых экономических связей.




Становление международных экономических связей Казахстана началось после распада СССР в 90-е годы прошлого века и шло одновременно с переходом от централизованной плановой системы хозяйствования к рыночной экономике. В этот период республика столкнулась также со множеством экономических проблем, связанных с разрывом прежних хозяйственных связей в рамках СССР. Важнейшими задачами страны были включение в систему международного разделения труда, поддержка рыночных преобразований, создание валютных фондов, насыщение потребительского рынка, преодоление кризиса переходного периода.

За прошедшие два десятилетия внешнеэкономическая деятельность и национальная экономика РК были коренным образом преобразованы. В 2000 году ЕС, а в 2002-м США признали Казахстан в качестве страны с рыночной экономикой. В настоящее время в мировой экономике Казахстан относится к числу стран с развивающимися рынками. У республики сформировались все направления и формы международных экономических отношений: торговые, инвестиционные, научно-технические, валютные и др.

Активное участие РК в международных экономических отношениях во многом способствовало росту национальной экономики, особенно, начиная с 2000 года. В течение 2000-2007 гг. среднегодовые темпы экономического роста превышали 10%, что является одним из самых высоких показателей в мире. Общий объем ВВП РК вырос с 18,3 млрд. долл. США в 2000 году до 133,4 млрд. долл. в 2008-м, а его величина в расчете на душу населения - с 1229,0 до 8513,5 долл. США. Развитие международных экономических отношений Казахстана проявляется, прежде всего, в сфере международной торговли. В настоящее время республика торгует более, чем с 200 странами мира.

В товарной структуре экспорта РК преобладают сырьевые ресурсы (энергоресурсы, черные, цветные, редкоземельные и благородные металлы, урановая продукция и зерно), причем за последнее десятилетие их доля существенно возросла. Причем именно рост объемов производства и мировых цен на минеральные ресурсы за прошедший период стал основным фактором роста ВВП и внешне­торгового оборота страны. Так, доля минеральных продуктов общем объеме экспорта Казахстана увеличилась с 29% в 1995 году до 74,9% в 2010-м. За 2010 год в экспорте доля металлов и изделий из них составила 13,3%, продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности -5,1%, продуктов животного и растительного происхождения, готовых продовольственных товаров - 3,4%. В то же время на машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты при­ходится всего 0,8% всего объема экспорта страны.

В структуре импорта, наоборот, высока доля машин, оборудования и транспортных средств, химической продукции, топлива, продовольствия, готовых изделий и потребительских товаров.

По оценкам Всемирного банка, в 2007 году Казахстан занял девятое место в списке ведущих стран мира, принимающих мигрантов. Республика превратилась в региональный центр приема трудовых мигрантов из соседних стран Центральной Азии: Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.

В настоящее время одной из главных проблем для Казахстана является нелегальный характер большей части международной трудовой мигра­ции. В основном это нелегальные мигранты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Неофициальная оценка общей численности нелегальной миграции в РК колеблется от 300 тыс до 1 млн человек в год, среди которых подавляю­щее большинство приходится на вышеназванные страны.

Таким образом, Казахстан на сегодня в до­статочно высокой степени интегрирован в систе­му международных экономических отношений. Вместе с тем перед страной стоит ряд сложных задач по решению проблемы повышения эффек­тивности своих внешнеэкономических связей. Среди них первостепенное значение имеют ди­версификация экспорта в сторону повышения доли продукции с добавленной стоимостью, привлечение иностранных инвестиций в обраба­тывающий сектор экономики, снижение масшта­бов нелегальной трудовой миграции и размеров внешней задолженности страны.

 

Казахстан в Содружестве Независимых Государств.

В Концепции внешней политики Казахстана приоритетное значение придается сотрудничеству в рамках Содружества Независимых Государств и развитию интеграционных связей с его участниками. Это вызвано тесными политическими, экономическими, культурными и другими связями, объединяющими все государства на постсоветском пространстве. С самого начала своего самостоятельного существования Республика Казахстан безоговорочно поддерживала идею сохранения особых взаимоотношений между всеми постсоветскими странами.

Большое значение для создания системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве имело подписание по инициативе Казахстана и России 15 января 1992 года в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ) главами пяти стран СНГ. Государства — участники этого Договора подтвердили обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и обязались разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами.

Что касается места Казахстана в СНГ, то известная позиция Президента Н.А. Назарбаева неизменно выдвигала республику в число самых активных и инициативных членов Содружества. Казахстан и лично Президент Нурсултан Назарбаев демонстрируют чувство особой ответственности за судьбу СНГ. Установление и развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со странами СНГ всегда были одним из приоритетов внешней политики Казахстана. Все это определило особое место Казахстана на пространстве Содружества. С одной стороны, со всеми государствами СНГ у Астаны сложились хорошие, доверительные отношения, с другой — Астана выдвинулась в качестве регионального лидера из числа других центрально азиатских республик. Не будет преувеличением сказать, что именно Казахстан выступает «мотором интеграции» на пространствах СНГ и ЦА. На саммите СНГ в Астане в сентябре 2004 года лидеры стран-участниц обсудили вопросы противодействия угрозам безопасности и стабильности и приняли ряд соответствующих документов. Так, были подписаны Концепция сотрудничества в противодействии незаконной миграции, Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2005—2007 годы. Также лидерами СНГ подписана Программа сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств и их прекурсоров на 2005—2007 годы.

 В числе главных задач, стоящих перед участниками СНГ, имеют место следующие: создание условий для стабилизации и устойчивого роста национальных экономик, обеспечение реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, гармонизация налогового законодательства в области межгосударственной торговли, улучшение инвестиционного климата, решение вопросов свободы транзита, основание транспортных коридоров на взаимовыгодной и равноправной основе, формирование общего аграрного рынка и другие.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 574.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...