Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мусульманские благотворительные общества и их деятельность




 

Благотворительная деятельность в Казахстане начинает активно развиваться в конце XIX - на чале ХХ вв. Её зарождение в нашей стране отличалось своими особенностями, что выразилось в сво его рода смешении исконных патриархальных традиций взаимопомощи, священных для степняка и новой культуры, привнесенной русскими переселенцами, также с богатыми традициями жертвования и помощи. Российская империя издавна была щедрой на благотворительные начинания. Дело тут не только в исконной добросердечности россиян, но и в осознанной политике царской власти. Через деятельность частных жертвователей и сословных благотворительных Обществ престол пытался снять или сгладить многие проблемы, связанные с социальной несправедливостью и неравенством.
Систематическое изучение благотворения как предмета социальной истории России началось со второй половины XIX - в начале ХХ вв. В работах ряда авторов, среди которых необходимо отметить П.И.Георгиевского, Е.Д.Максимова, В.Ильинского и других период реформ 60-70-х годов XIX в. определялся как исторический рубеж, с которого благотворение начало приобретать общественный характер.
Все направления благотворительности в России вышли из основной ее формы — государствен ной, которая существовала с конца XVIII в. в лице приказов общественного призрения и различного рода попечительств — о тюрьмах, народной трезвости, бедных и др. Под «государственной благотво рительностью», при отсутствии в России системы социальной защиты, понимается правительствен ная организация помощи бедным, больным и старикам, а также деятельность в этом направлении царственных особ, членов их семей и создаваемых ими спонсорских ведомств [2].
Пенсии в России назначались только чиновникам и офицерам. «Миллионы нетрудоспособных (престарелые, инвалиды, больные, сироты и т.п.), а также безработных, жертв стихийных бедствий и т.п. оказывались брошенными на произвол судьбы. Функции призрения самодержавие возлагало на благотворительность — сословную, корпоративную, частную, и общественную» [3, 109].
К началу XX в. в России насчитывалось около 4,5 тысячи всевозможных благотворительных обществ, специализировавшихся на различных видах помощи.
Участниками благотворительной деятельности были люди разных сословий — купцы, банкиры, промышленники, чиновники разного уровня, учёные, исследователи, представители разных слоёв интеллигенции, просто энтузиасты, которые трудились безвозмездно, ради помощи ближним.
Благотворительная помощь оказывалась бедным учащимся, переселенцам, пострадавшим от неурожая и стихийных бедствий, больным, заключенным (и бывшим заключенным), сиротам, уча стникам многочисленных войн, которые вела Россия, и их семьям, а также другим социально неза щищенным категориям населения и т.д.
Всю благотворительную деятельность в дореволюционной России, особенно активизировав шуюся после радикальных общественных реформ 60-х годов, осуществлённых во времена правления Александра II, можно разделить на государственную, городскую (земскую), церковную и обществен ную (частную и организованную). К 1890-м годам 75 % средств, израсходованных на благотвори тельность, были общественными (25 % принадлежали казне, земствам, городам, церквям).
В дальнейшем наше внимание будет уделено благотворительным обществам, чья деятельность вносила существенный вклад в общее дело благотворительности в стране. Их рост особенно отмеча ется в конце XIX в. Именно в это время благотворительность становится настолько масштабным об щественным явлением, что в 1892 г. была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в Рос сии, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX в. в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результа том чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.









Вопрос 21

Каркаралинская петиция.

Одной из самых всеобъемлющих и содержательных петиций, поданных в адрес колониальных властей, была Каркаралинская. В июне 1905 года на Кояндинско-Ботовской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска) состоялся съезд представителей казахской знати. Здесь была выработана петиция к царю. Ее подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Позднее к ней присоединились казахи других уездов Семипалатинской и Акмолинской областей. Петиция была оформлена в виде телеграммы. Она была составлена в Омске и переправлена в г. Каркаралинск, откуда 22 июля 1905 года она была отправлена на имя царя через местную почтово-телеграфную контору. В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие.

Основное содержание петиции состояло в том, чтобы допустить казахов к работе в Государственной Думе. В частности, здесь содержались следующие строки: «Почему занятие скотоводческой культурой должно лишать киргиза избирательного права, когда такового права не лишает занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами?».

Государственные чиновники к составлению подобного рода документов относились крайне отрицательно. Об этом свидетельствует письмо военного губернатора Семипалатинской области степному генерал-губернатору от 19 июля 1905 года: «...Составление киргизскими обществами подобных выше приведенному приговором петиций ни в каком случае не может быть допускаемо».

Существовали различные варианты текста Каркаралинской петиции, адресованные не только на имя российского царя. Копии ее были посланы в редакции центральных российских газет «Сын отечества» и «Русские ведомости» для публикации.

Один из вариантов такой петиции в переводе на русский язык Темиргали Нурекенова был адресован и министру внутренних дел. Этот вариант петиции был более полный и состоял из 47 пунктов. Содержание этой петиции наиболее полно отражало насущные проблемы казахского общества начала XX века: вопросы организации выборов, решения земельного вопроса, урегулирования проблем в области религии, судоустройства, образования и так далее.

Вопрос 22










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1002.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...