Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.Букейханов – лидер алашского движения, выдающийся интеллектуал ХХ века.




Алихан Нурмухамедович Бокейханов (1870—1937) — общественный и государственный деятель, ученый. Теоретик и лидер национально-освободительного движения, организатор казахской политической партии “Алаш” и председатель правительства Алаш-Орды. Чингизид родился в нынешнем Актогайском районе Жезказганской области. В 1894 г. окончил Санкт-Петербургский лесной институт по специальности экономист лесного хозяйства. Во время учебы активно участвовал в политических кружках и студенческих “беспорядках”. В 1896—1901 гг. работал в составе экспедиции под руководством Ф. А. Щербины по изучению земель, природы, культуры, быта и хозяйства казахского народа. В 1905 г. организует казахскую конституционнодемократическую партию. Депутат I Государственной думы, член бюро мусульманской фракции IV Государственной думы. Сидел в царских тюрьмах, был в ссылке. Редактор газеты “Қазақ”, в которой было опубликовано более 250 его статей и заметок. В 1915 г. избран членом ЦК кадетской партии, входил в российскую масонскую организацию. После Февральской революции входил в состав Туркестанского комитета Временного правительства, был назначен Тургайским областным комиссаром. В июле 1917 г., выразив свое несогласие с программными положениями кадетской партии, объявил о своем выходе из партии.

После объявления в 1919 г. амнистии, занимался издательской работой, затем был выслан в Москву, где находился под постоянным негласным надзором, в изоляции от родины. Репрессирован в 1922, 1926 и 1937 гг.

Одна из наиболее важных особенностей возглавляемого А. Букейханом движения состояла в том, что оно постоянно эволюционировало на протяжении 1905-1920 г.г., а с середины 1917 г. начало формироваться в партию, и приближение выборов Учредительное собрание ускорило этот процесс.

Естественный процесс становления партии «Алаш», как политического института, со всеми присущими ему признаками, был сжат во времени, а затем вовсе прерван стремительными революционными событиями, приведшими к Октябрьскому перевороту. Стремясь адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия, руководитель партии А. Н. Букейхан достаточно оперативно проводил реорганизацию своих структур. Изменение тактики партии в конце 1917 г. ее лидер объяснял следующим образом: «Народы и окраины, устремившие все свои взоры и надежды на Всероссийское Учредительное собрание, ожидавшие его санкции на право самоопределения, очутились перед фактом разгона… Учредительного собрания. Поэтому многие области вынуждены были объявить государственную самостоятельность». О реакции алашевцев на первые шаги власти Советов, противоречащие пониманию лидерами «Алаша» норм и прав демократии, можно судить по «Памятке крестьянам, рабочим и солдатам», составленной и выпущенной А. Н. Букейханом 1 декабря 1917 г., в которой подвергалось жесткой критике решение СНК от 28 ноября, отложившего созыв Учредительного собрания и принявшего декрет «Об аресте вождей гражданской войны против революции». По нему все члены Временного правительства и депутаты Учредительного собрания подлежали аресту и передаче суду ревтрибуналов. В «Памятке» говорилось, что глава Советской власти В. Ульянов-Ленин является единоличным самодержавным и безответственным правителем, подобно Николаю II, что большевики разогнали столичные городские думы и заявляют, что, мол, «не страдают парламентским кретинизмом». В «Памятке» автор отстаивает приоритет демократических свобод и заключает ее следующими словами: «Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, большевики считают: ответственность перед народом правителей, свободу слова, свободу печати, свободу собраний, всеобщее прямое тайное голосование, неприкосновенность граждан и депутатов, власть народа — буржуазным предрассудком… Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, с лица большевизма спала красная маска революционера и обнажила его сущность черносотенца».

Таким образом, стремясь оградить свой народ от большевизма, лидеры «Алаша» созвали и провели 5-13 декабря 1917 г. в Оренбурге II Всеказахский съезд, который единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию и включить в нее все области с преобладающим казахским населением «единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка». Мотивы этого исторического решения формировались следующим образом: «Российская республика лишилась власти, пользующейся доверием народа и моральным авторитетом… велика возможность гражданской войны… анархия угрожает опасностью жизни и имуществу казах — киргизского народа… единственным выходом… является организация твердой власти, которую признавало бы все население казах — киргизских областей». В постановлении съезда указывалось, что все национальные меньшинства, населяющие край, пользуются равными правами. Вошедшим в состав автономии «Алаш» народам гарантировалось представительство во всех учреждениях пропорционально их числу. Предусматривалось также обеспечение культурной и национальной автономии, «если в составе автономии «Алаш» окажутся безземельные народы». Съезд избрал правительство — Всеказахский Народный Совет Алаш-Орды из 15 человек, и еще 10 мест были «оставлены представителям других народов» Казахстана. 40 голосами против 18 из трех выдвинутых кандидатур при тайном голосовании председателем Народного Совета Алаш-Орды избран А. Н. Букейхан. Столицей автономии временно выбрана левобережная часть Семипалатинска, переименованная в 1917 г. в гор. Алаш.

При обсуждении вопроса о сроках провозглашения автономии съезд разделился на сторонников немедленного принятия этого акта, и выступавших во главе с А. Н. Букейханом за публикацию и реализацию данного решения после выяснения отношения к нему других народов. Первые оказались в меньшинстве, но после их ультимативного заявления о намерении присоединиться к Туркестанской автономии в том случае, если съезд откажется немедленно объявить автономию, участники съезда единогласно приняли компромиссное решение. Алаш-Орда обязалась в месячный срок выяснить о намерении всех казахов Туркестана присоединиться к автономии «Алаш», а затем объявить решение съезда официально.

Сырдарьинский областной съезд, состоявшийся в январе следующего года, постановил временно оставаться в составе туркестанской автономии, и если Алаш-Орда официально объявит автономию и заключит союз с Кокандом, съезд выразил готовность присоединиться к ней. При этом избранные от области депутаты Учредительного собрания автоматически становятся депутатами будущего алашского Учредительного собрания, призванного принять подготовленный Алаш-Ордой проект Конституции. Конституцию предусматривалось учредить окончательно на Всероссийском Учредительном собрании. Впоследствии печатный орган Алаш-Орды «Казах» разъяснил, что основной причиной отказа в немедленном провозглашении автономии были неопределенность ситуации в крае и положение в соседних регионах, прежде всего в Туркестане и Сибири, где активизировались местные автономисты.

Стремление к самостоятельности в форме автономии, без выдвижения требований о полной независимости, отражало реализм позиции А. Н. Букейхана, который объективно оценивал положение казахского общества. Он учитывал достаточно глубокую интегрированность края в российскую политико-экономическую систему, исторически сложившуюся взаимосвязь России и Казахстана, весьма значительную вероятность утери даже минимальной самостоятельности в случае провозглашения полного суверенитета. Он не мог не видеть угрозу, существующую со стороны Китая. Кроме того, необходимо иметь в виду присущее деятелям «Алаша» стремление провести модернизацию казахского общества, ускорить его прогресс на основе разумного сочетания традиционализма с лучшими достижениями европейской культуры и общечеловеческой цивилизации в целом, о чем не раз подчеркивал в своих многочисленных трудах А. Н. Букейхан.

Таким образом, представления большевистской власти и Алаш-Орды о принципах образования федерации, правах входящих в нее автономий и органов на местах не совпадали. Но тем не менее лидеры Алаш-Орды стремились к достижению приемлемого компромисса, перед которым стояли лишь два возможных варианта — открыто выступить против большевиков или «на время мириться с их засилием». А. Н. Букейхан предложил избрать последний ввиду того, что прямое столкновение в условиях, когда «большевизмом, как эпидемией, был заражен весь организм русского государства» и его разрушительная сила достигла кульминации. По мнению лидера Алаш-Орды, прямое столкновение с Советской властью «вовлекло бы казахское население в кровавую бойню, подорвало бы… основы хозяйственно-экономической его жизни и дало бы подонкам казахского общества возможность вторгнуть идею большевизма в степь, вызвать дифференциацию в обществе и, таким образом, разрушить основы и традиции веками сложившегося национального нашего быта».

Отношение же большевистского правительства к Алаш-Орде в этот момент характеризовалось следующим образом: партия «Алаш» является буржуазно-кадетской, а ее председатель — ставленник Временного правительства, следовательно — враг.

Массовые факты насилия, грабежей и злоупотреблений, которыми сопровождалось, по свидетельству А. Байтурсынова, одного из лидеров «Алаша», большевистское движение на окраинах, представлявших «полнейшую анархию», толкали Алаш-Орду в лагерь вооруженной оппозиции.

Вскоре Советская власть в Семипалатинске пала. 19 июня вооруженные отряды Алаш-Орды прибыли в столицу, 300 милиционеров во главе с офицерами были торжественно встречены представителями Временного Сибирского правительства и военных чинов. «Во время встречи на площадь прибыл известный национальный деятель Букейханов, в честь которого по предложению подполковника Тохтамышева всадники произнесли «Алла». На знаменах белого цвета на киргизском (казахском) языке были начертаны лозунги: «Да здравствует Всероссийское и Сибирское Учредительное Собрание», «Да здравствуют верные сыны родины».

 

Вопрос 29










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 633.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...