Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 13. Участие казахской интеллигенции в мусульманском движении начала 20 века.




Несомненный интерес представляет организация либерально-демократического направления, вошедшая в историю под названием «Иттифак ал-муслимин» (Союз мусульман). На I Всероссийском общемусульманском съезде, прошедшем в Нижнем Новгороде 15 августа 1905 г. и II Общемусульманском съезде, состоявшемся 13-23 января 1906 г. в Петербурге, была оформлена организация, получившая сокращенное название «Иттифак». На II Общемусульманском съезде были приняты Устав и программа «Иттифака», избраны центральный комитет и его бюро. «Иттифак», как и кадеты, видела будущее развитие страны в постепенном реформировании в духе буржуазных реформ без насильственных революций и потрясений.

Казахские интеллигенты активно участвовали в работе мусульманских съездов. Ш.Кощекулов и С.Жантурин вместе с такими выдающими лидерами мусульманского движения как И.Гаспралы, Ю.Акчурин, А.Ибрагимов и др. были избраны в состав ЦК мусульманской партии «Иттифак эль муслимин».

Социальную основу партии составили джадиды. Демократическая интеллигенция Казахстана и представители мусульманского движения стояли за прогрессивное демократическое развитие общества, за расширение как светского, так и религиозного образования. Можно утверждать, не отказывались от ислама и были противниками невежества мулл, стояли за модернизацию мусульманства. Ярким примером, конечно же, является джадидистское движение, которое было не только за модернизацию мусульманской школы, но и за приобщение своего народа к достижению общечеловеческой цивилизации. Признавая успехи европейской культуры, представители интеллектуальной элиты российских мусульман пытались провести их через призму мусульманского мировоззрения. Они были убеждены, что ислам не противоречит и даже предвосхищает научно-технические открытия ХХ века.

Наглядным примером такого восприятия ислама является труд Шакарима Кудайбердиева «Мусульмандык шарттар» - «Основы мусульманства», изданный в 1910 г. в Казани. Работа Шакарима является фактически второй попыткой перевода основных текстов Корана на казахский язык. До него такую пробу предпринимал И.Алтынсарин, написав учебник по исламу для русско-казахских школ. Своим трудом Шакарим продемонстрировал глубокое знание Корана. В нем он стремился систематизировать основные положения ислама, сделать их понятными, приспособить для преподавания на казахском языке, а также для самостоятельного изучения. Значительную часть книги занимали толкования основных положений шариата применительно к местным казахским условиям. Вместе с переводом основных положений ислама, их разъяснением работа содержит критику казахских мулл за их невежество и извращение ислама. Шакарим призывал читателей следовать за ним, как за человеком, ищущим истинную веру, так как считал, что истинная вера это плод личных усилий каждого человека.

Вопрос 14. Участие казахских депутатов в 1 и 2 Государственных Думах.

В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законосовещательного и представительного органа империи.

 

Но некоторые народы Российской империи, в том числе Средней Азии и Казахстана, лишились избирательного права. Местным властям в самом начале избирательной кампании была дана особая инструкция о категорическом недопущении казахов к выборам как «кочевых и бродячих инородцев». Это вызвало взрыв недовольства и негодования среди казахов. Коренное население края требовало допуска их представителей в Государственную Думу России. Мощная волна протеста, прокатившаяся по всем регионам края, заставила царское правительство пойти на некоторые уступки. Казахи были все же допущены на выборы.

В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии - Салимгерей Жанторе, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Бокейханов и другие. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.

В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области Шаймерден Косшегулулы, Тургайской - Ахмет

Беремжанов, Семипалатинской — Темир-гали Нурекенов, Семиреченской — Мухамед-жан Тынышпаев, Уральской — Бахытжан Каратаев и др. Эта Дума заседала тоже недолго: всего лишь 104 дня.

Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В своем пламенном выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян-переселенцев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ».

На заседании 2 Думы 16 мая 1907 г. Б. Каратай сделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов. Когда председательствующий прервал депутата, Каратай сделал знаменитое заявление о том, что казахи поддерживают любое российское оппозиционное движение, выступающее за конфискацию "частновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голода". Однако предложения казахских депутатов остались без ответа.

        Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа. Так, в своем заявлении депутаты Государственной Думы второго созыва Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния, и кочевание не есть приятная и праздная прогулка киргиз по безбрежным степям Азии, а есть тяжелый труд, вызываемый своеобразным капризом природы, в единственных целях поддержки существования».

       Вторая Госдума была разогнана 3 июня 1907 года. По новому избирательному закону от 3 июня 1907 г. народы Средней Азии и Сибири вообще были лишены депутатских мест в Думе. После этого начались новые репрессии против лидеров освободительного движения казахов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1542.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...