Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение «неоклассической» школы. «Хоторнские эксперименты» Элтона Мейо.




 

Возникновение «неоклассической» школы. «Хоторнские эксперименты» Элтона Мейо.

 

В 30-50 годах 20 века на Западе получила распространение неоклассическая школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала «человеческий фактор» как основной элемент эффективности организации.

Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, выдвинувшей мнение: человек – главный объект внимания.

Элтон Мейо (1880-1949) провел ряд «хоторнских экспериментов».

Изучая влияние различных факторов на производительность труда на промышленном предприятии, Мейо сделал вывод об особой роли в производстве «человеческого фактора». Эксперименты в Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством организации неформальной небольшой группы.

 

Человеческий фактор» в развитии менеджмента

Человеческий фактор— это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д., определяет конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. В деятельности сегодняшнего менеджера преобладают социально-экономические и психологические методы управления. Взаимоотношения менеджера, большей частью неформальные, со множеством людей составляют специфику его работы.

Менеджерские заповеди - правила и предписания, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности.

Менеджмент - психологически насыщенная система управления, главные функции которой непосредственно связаны с психологией. Поэтому для эффективного осуществления этих функций менеджеру нужно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т.д.

Бихевиористское направление в менеджменте

Примерно с конца 50—х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу "поведенческих наук", или бихевиористскую, главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.

Видным представителем поведенческой школы являет Дуглас Макгрегор, разработавший теорию "X" и "Y". В соответствии с этой теорией существуют 2 типа управления, отражающих 2 типа работников или, вернее 2 типа отношения к работникам.

Большой вклад в развитие бихевиористского направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу, разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как "пирамида потребностей"

Менеджмент с точки зрения количественных методов

Наиболее бурное развитие школа количественных методов (количественная школа управления) получила с 1950-х годов одновременно с системным подходом.

Суть количественных методов заключается в том, что для решения задачи управления предприятием разрабатывается модель процесса управления. Модель представляет собой схематическое, упрощенное отображение реальной ситуации. Одной из форм модели является математическая модель - описание систем и процессов взаимосвязанными математическими выражениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало появление компьютеров.

Системный подход

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая цель,ресурсы, связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход

Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Ситуационный подход

Ситуационный подход гласит, что различные методы управления должны применяться в зависимости от конкретной ситуации, так как организация — это открытая система, постоянно взаимодействующая с окружающим миром, поэтому главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать в ситуации, в которой эта организация вынуждена действовать.

Центральный момент подхода -ситуация - этот подход нацелен на непосредственное применение новых научных методов в конкретных ситуациях и условиях.

Ситуационный подход призван связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями, изучить ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций.

Основные этапы формирования менеджмента в США

1. Развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризации управления способствовало активному использованию в управлении системного подхода

2. В 70-е гг. широкую популярность завоевывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления

3. В 80-е гг. к этим двум школам добавилось направление «организационной культуры» в управлении, придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия

4. В настоящее время наиболее характерным для системы управления является интернационализация менеджмента, объединение теоретических и практических разработок специалистов разных стран, их коллективное творчество в этой области знаний.

5. Сегодня оправдывает себя пристальное внимание к ситуационному подходу в менеджменте. Фирмы, связанные с услугами в области менеджмента, процветают

Роль современного менеджмента и перспективы его развития в США

 

Менеджмент как наука имеет большие перспективы. В настоящее время отмечается повышенный интерес к всевозможным идеям эффективного управления.

Современный деловой мир США вступает в третью фазу, базирующуюся на системе информационного обеспечения и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. На протяжении многих десятилетий крупные компании обретали могущество, устраняя или поглощая своих конкурентов.

Американские социологи во многом связывают будущее США с эффективностью организации и методов менеджмента.

Специалисты в области менеджмента считают, что одна из основных трудностей в управленческой деятельности - необходимость принимать решения в условиях неопределенности и недостаточных знаний о возможных последствиях предпринимаемых действий.

Формируется предпринимательская культура, смысл которой в том, что менеджер — это не просто узкий специалист, а человек, ответственный за весь процесс созидания богатства.

 

Государственное регулирование. Управление и планирование в фирмах США

 

Американские фирмы обычно используют два вида планирования: долгосрочное или стратегическое планирование и годовое финансовое планирование.

Стратегическое планированиедает обоснованную оценку будущей рентабельности различных отделений, а на этой основе принимаются решения по поводу прекращения того или иного вида предпринимательской деятельности фирмы или внедрения в новые сферы деловой активности.

Текущее или годовое планирование основывается в американских фирмах на показателях стратегического плана. Годовой план - это оперативный документ, согласно которому отделение определяет планируемый на текущий год объем производства, составляет планы по использованию рабочей силы, капиталовложений, выпуска новых видов продукции.

В рамках отделения обычно составляются планы по каждому из его подразделений, выступающих центрами издержек производства. Управление ими осуществляется на основе показателей отклонения расходов от бюджета.

Концепция социального рыночного хозяйства Л.Эрхарда. Индикативное планирование

 

Концепция «социального рыночного хозяйства» по Эрхарду вклю­чает в себя три основных положения:

1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйст­вования. Направлена на создание сильно­го, «социального государства», которое не только регулирует общест­венные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения

2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Директивное планирование предусматри­вало установление четкого и большого количества директивных пока­зателей, обязательных для выполнения. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

3. Социальное партнерство. Социальное партнерство представляет собой такой тип отноше­ний между предпринимателями и работниками, при котором между ними достигается социальный мир, а возникающие конфликты раз­решаются цивилизованными методами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...