Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И. Кант. «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «К вечному миру»




   Утверждает, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность – это не орудие осуществления каких-либо планов, даже для общего блага. Человек – субъект нравственного сознания, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. Этот закон безусловен и не подлежит влиянию внешних обстоятельств.

   Право должно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором могла бы беспрепятственно реализовываться свобода индивида. (моральная обоснованность права)

   Право должно быть общеобязательным, для того ему должна быть дана принудительная сила.

   Государство создается путем заключения общественного договора. Все люди, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы обрести свободу, но уже в качестве членов государства.

   Различает 3 категории права:

Естественное, основанное на оприорных принципах; положительное (статутное); справедливость (не обеспеч законом и не является принуждением). Естественное право : чистое, публичное – определяет взаимоотношения, урегулированные между людьми, членами государства.

   Государство должно предоставить гражданам максимальную свободу (государству отводится роль ночного сторожа)

   Сторонник идеи разделения властей: законодательная власть – может принадлежать только объединенной воле народа, и не может предоставляется правителю; исполнительная; судебная, которая не может принадлежать правителю.

   Граждане делятся на активных (обладают правом голоса) и пассивных (материальное положение зависит от других лиц).

   По числу лиц, осуществляет верховную власть, гос власть делится на: автократию (абсолютизм); аристократию, демократию.

   По способам правления: республика, деспотия.

    Наилучшая форма правления является республиканская конституционная монархия, в которой наилучшим способом обеспечивается юстиция. Отрицательно относится к войнам и считает, что в будущем будут ликвидированы все войны и наступит вечный мир.

Аврелий Августин «О граде божьем» в основе Ветхий завет. 

   Историю рассматривает в духе Библии. Критикует Римское государство.

Весь род человеческий он делит на несколько разрядов: от потопа до Авраама и т д. государство земное – создается в силу грехопадения; и государство небесное. Вся греховность предопределена замыслом Бога – творца. Одни вечно с Богом, вторые вечно с дьяволом. 

   Государство вечный странник, государству-Бога насилие во всем; дождаться страшного суда и тогда каждому воздастся: одним мучения, другим блаженство. Власть существует везде и всегда, основная задача государства – подавить ощущение порочности. Вечное благо – жизнь, вечное зло – смерть. Где нет справедливости, нет права. Вера человека проистекает из его свободы, но иногда вера требует принудительности. Вопросы происхождения зла хотел сделать самостоятельными, и поэтому погрузился в зло, но сам не может выбраться из этого зла. Благодать есть чистый дар Бога. Мир делился на праведников и грешников. Если все предопределено, то человек ни в чем не виноват.

   Три вида законов: естественный, божественный, человеческий.

   Разум и воля бога творит естественное право.

 

Гегель

«Феноменология духа», «Философия права»

В методологии Гегель представитель консерватизма, объективного идеализма, диалектики.

Сущность вселенной – саморазвивающийся абсолют, проходящий в своем развитии 3 последовательные ступени: логика, философия природы, философия духа.

Идеи государства и права существуют в 3ей ступени. Философия духа состоит из трех сменяющихся фаз: субъективный дух (индивидуальное сознание), объективный дух (институты, созданные обществом), абсолютный дух (познание абсолютом самого себя в формах искусства, религии и философии).

Понимает право в трех аспектах: как свобода; как определенная ступень и форма свободы; как закон. Содержание права может быть искажено в процессе законодательства, не все, данное в законе – право. Три основные ступени развития свободной воли (права): абстрактное право (противопоставляется личности, имеющей свободную волю требовать восстановления своих прав при их нарушении); мораль (субъективна и нефиксирована); нравственность (публична).

   Под гражданским обществом Гегель понимает связь людей через систему их материальных потребностей, через разделение труда, через правовые учреждения, через внешний порядок. Гражд общество состоит из трех сословий: землевладельцы, промышленное и всеобщее (чиновники). К гражд обществу относятся такие гос институты как положительное право, правосудие, деятельность полиции, который призваны гарантировать частную собственность. Гражд общество – эмпирическое, а не разумное, это сфера противоречий и конфликтов, а государство – истинная гармония, призванная обеспечить подлинную свободу индивидов.

   Отвергает теорию общественного договора. Государство не является искусственным образованием, оно духовный организм. Государство закономерно, органически едино и обладает собственными интересами, волей, представляет собой индивидуальность, обладающую правосознанием. Основная задача государства – общее благо.

   Государство в действительности проявляется в: 1) как индивидуальное государство; 2) в отношениях между государствами; 3) во всемирной истории. Наилучшее индивидуальным государством является просвещенная монархия, основанная на распределении власти (законной, правительственной, княжеской). Критикует идею народовластия и обосновывает суверенитет наследственного монарха. Законная власть состоит из двух палат: палата пэров (наследственная) и палата депутатов (выборная). Задача правит-ой власти – выполнение решений монарха, существующих законов – судебная власть. Княжеская власть принадлежит монарху , который придает юридическую силу всем законам, принимаемым парламентом. Именно монарху принадлежит суверенитет. Наилучший путь совершенствования гос прав институтов – постепенное проведение реформ сверху. Договорно-правовые отношения в международном праве.

   Выделяет следующие исторические периоды: восточный мир, греческий мир, римский, германский. Формы правления: теократия, демократия или аристократия, конституционная монархия.

   Утверждал, что вечный мир невозможен. Основоположник диалектики.

 

43. М. М. Сперанский (1772—1839) родился в Московской губернии, в семье священника по фамилии Третьяков, окончил Владимирскую семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский. Руководил комиссией по составлению Свода законов Российской империи по поручению Николая 1.

Воспринимал Бога как верховного законодателя Вселенной. Договорную концепцию государства он допускал как гипотезу (договор как реализация воли Бога).

Россия в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века — уделыцина; в Новое время — абсолютная монархия, а в настоящий период — промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным.

В своих проектах государственных преобразований мечтал о конституционной монархии. Законность форм осуществления власти связывал с необходимостью разделения властей. В государстве должны быть три власти: исполнительная, законодательная и судебная. Законодательная власть вручается Государственной думе; власть управления — министрам и правительству; судебная — Сенату и судебной системе. Но у Сперанского есть и четвертая власть, которая заключена в особе императора. Он называет эту власть державной и предусматривает для нее всеохватывающий диапазон действия. Однако утверждает, что законодательная власть вручается двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава державной власти — монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их».

Все власти соединяются в Государственном совете. Заседает Совет под председательством императора или кого-либо по его личному назначению. Он обладает правом законодательной инициативы.

По АТУ Россия делится на области и губернии, а они - на округа и волости. Каждая АТЕ управляется выборным органом — думой, избранной местным населением из числа владельцев недвижимости. Дума заседает сессионно и обладает распорядительными полномочиями, а исполнительные функции вручаются избранному правлению. Систему дум завершает Государственная дума.

Судебная власть реализуется посредством судебной системы, отделенной от администрации и имеющей самостоятельный статус. Судебная система состоит из волостного, окружного и губернского судов и завершается Верховным судилищем — Сенатом. Все действуют на коллегиальной основе. Все дела слушаются публично, при открытых дверях, включая и заседания Сената. Судебный процесс носит состязательный характер, с участием прокурора и защитника.

Для соблюдения законности большое значение имеет нравственное состояние общества. Утверждал, что законы, а не люди должны управлять государством. Различает три рода законов: законы государственные, законы гражданские и законы уголовные.

В состав законов государственных входят «три главных предмета: права державной власти; закон, возникающий из прав державной власти; права подданных.

Сперанский не возражает против заимствования чужого опыта при составлении законов, но призывает делать это с осторожностью и пониманием того.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного — закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам. Гражданское рабство рассматривал как подчинение одного класса в «повинностях личных или вещественных» другому, а гражданскую свободу — как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе. Отмечал, что политическая свобода является фундаментом для свободы гражданской.

Права гражданские должны быть основаны на правах политических. Но законодательство не самоцель и само по себе не является гарантом против произвола. Гарантом всех свобод в государстве является конституция и основанное на ней разделение властей.

Конституционная монархия должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат.

К крепостному праву Сперанский относился отрицательно, однако немедленной отмены крепостного права Сперанский опасался, полагая, что она потребует «особенных сноровок».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...