Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политико-правовые идеи в Древней руси.




Митрополит Иларион

Автор работы «Слово о законе и благодати», в которой рассматривал соотношение закона и благодати.

Закон – это ступень на пути к истине, это внешнее предписание. Он регулирует поведение человека на той его ступени, когда человек еще не достиг совершенства и только подготавливается к восприятию истины и благодати. Закон только выводит из дикого, взаимоистребляющего состояния, которое является временным.

Закон и истина не противопоставляются. Истина воспринимается благодаря закону, а не вопреки ему. Правда включает в себя нравственную мотивацию. Правда – это истинная благодать.

Иларион выступал за равноправие всех народов. Он утверждал, что не так важно, кто пришел к Богу первым, ведь перед Богом все равны.

Сущность государства – божественна, так как государство реализует божественную волю. А происхождение власти, как отмечал Иларион, наследственное.

Иларион придавал большое значение наследованию верховной власти. Он говорил, что наследник верховной власти должен с малых лет подготавливаться к управлению государством и понимать возложенную ответственность перед людьми за управление. При этом подчеркивается, что власть должна употребляться правильно. Князь должен быть единодержцем своей земли. «Власть князя крепка мужеством и смыслом и основана на законе». Милосердие и законная деятельность властителя сочетаются с его моральным обликом.

Иларион также разработал тип христианского правителя.

Даниил Заточник

Сам себя заточил, заключенный обстоятельствами жизни.

   Считает, что князь – центральная фигура, только на нем и держится государство, он источник богатства и славы. Для него идеал – это сильное государство и сильный князь. Основная задача – подобрать лучших людей. Князь – гарант безопасности.

    Владимир Мономахкиевский князь

Сочинения «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому».

   Новым в его доктрине было утверждение необходимости соблюдения определенных правил при военных действиях и представление о нравственном поведении воина-дружинника во время походов.

   В вопросе о форме правления: князь все дела решает с советом дружины. Советует будущим великим князьям всегда иметь чистым тело, сохранять верность в словах и делах, никого не ненавидеть и никому никогда не мстить.

   Достаточно подробно рассмотрены вопросы, касающиеся организации правосудия в стране. Судить он советует праведно, милостиво, не допуская беззакония. Защищать от произвола и беззакония следует и бедного смерда, и любого убогого человека. Смертную казнь как вид наказания Мономах не приемлет, исходя из нравственных постулатов христианства.

   «Правда» и «закон» употребляются им в близких смысловых значениях: «дать правду» означает у него «судить по закону», рассмотреть дело на основании закона, хотя за понятием «закон» сохраняется и более широкое содержание, характерное для христианских стран.

   Обращал внимание на необходимость образования. Призывал чтить церковь, любить «епископов, попов и игуменов», но не одобрял участившееся тогда пострижение в монахи здоровых и молодых людей.

   Продолжил и развил он идею о равноправии всех народов, для которых Бог в одинаковой мере приготовил поля и леса, где всем хватит места без войн и усобиц. Задача правителя — поиски путей достижения мира.

   Мономах первым в русской истории высказал мысль об ответственности воинов перед мирным населением.

 

22. Политико-правовые взгляды нестяжателей и иосифлян

Направления нестяжателей и иосифлян (стяжателей) вышли из внутрицерковных кругов. В первую очередь, они ставили вопрос о церковной организации, а затем уже о взаимодействии государства и Церкви.

Нил Сорский

Нестяжатель, последователь исихазма.

Утверждал, что внутренней безмолвной молитвой достигается единство. Молящийся может достигнуть божественных видений. Но творить молитву необходимо безмолвии.

Нил Сорский проповедовал полное отречение от всего мирского, уход от мира. Он предлагал скитскую систему (проживание по одному человеку). Для Сорского очень важен был аскетический принцип – отказ от обладания имуществом. В соблюдении этого принципа и есть нестяжание.

Для Нила Сорского телесное истязание вторично; главное в человеке – чистота души и сердца.

Он развивал учение об «умном делании», основными элементами которого являются безмолвие, умная молитва и созерцание. Человек должен сам себя держать и исправлять. Если человек уклоняется от правильного пути, то ему можно помочь лишь духовной беседой, а осуждать ближнего нельзя.

В отношении государства и Церкви он говорил о недопустимости совмещения функций двух этих институтов в одном лице. Их сферы должны быть разграничены. Причем Церковь должна отказаться от своих богатств и собственности.

Иосиф Волоцкий

Стяжатель. В своих размышления центральное внимание уделал вопросу власти.

Христос – истинная любовь, но люди забыли о нем. Поэтому греховное человеческое существо не может избавиться о своих грехов самостоятельно. Единственное средство спасения греховной души – страх Божий, соблюдение строгого монастырского устава, послушание, строгое соблюдение церковных обрядов, молитва. Волоцкий ставил церковность и послушание выше внутреннего мира. Он считал, что посредством внешнего порядка и дисциплины можно достичь внутреннего совершенства.

Иосиф Волоцкий ставит церковную власть выше светской. Он считал, что правители выполняют божественное предназначение. Главный атрибут светской власти – меч должен быть поставлен на службу Церкви, а церковная власть должна поддерживать княжескую власть. При этом Волоцкий убежден, что Церковь должна иметь земельную собственность.

К еретикам (иноверцам) Волоцкий относился крайне негативно и жестоко, не доверял им. По его мнению, ересь и преступление против государства – синонимы, поэтому преследование еретиков – это не только церковная, но и государственная проблема.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...