Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция Филофея «Москва — третий Рим»




Был иосифлянином по своей идеологической направленности. О нем известно мало, из простой сельской семьи, постоянно жил в монастыре и был образованным человеком.

Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику М. Г. Мунехину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.

Считал, что править следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами.

Много внимания он уделял теме о Божественном происхождении царской власти. Царь «поставлен от Бога» и он слуга бо есть Божий». Ему поручено в силу Божественного Промысла «осуществлять наказание всем людям содеювающим неправду». На нем лежит обязанность заботиться о своих подданных, а для этого необходимо содержать свое «царствие со страхом Божиим, и быть властелином над своими подвластными.

Считал, что царь строг ко всем, кто отступает от «правды», но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать «плачущих и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих».

Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. Право на оказание сопротивления государю отвергает. Не только действия против верховной власти недопустимы, но даже и помысел.

Защищал стяжательский статус всей церковной организации, грозя небесными карами тем, кто обидит церкви и монастыри покушением на их имущество. Власть должна также следить и за благочинением в самой церкви.

Правовые нормы государства названы у него «грацкими законами» и по содержанию определяются им как «правда» с традиционным совмещением в этом термине юридических и нравственных характеристик. Любое действие, нарушающее норму положительного права, рассматривается им как «неправда» и требует по своей природе возмездия, прежде всего от Бога, но и обязательно от земных властей.

Установление в стране правосудия — высший долг великого князя перед Богом и людьми. Он настаивает на необходимости законных форм реализации власти.

Анализ современных мыслителю исторических событий приводит

автора к мысли, что именно сейчас и наступил тот момент, когда Россия стала объектом высшей провиденции. Только верное православию государство может быть объектом Промысла Божия, и им стала Россия.

Сохранившая верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои границы. Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима.

Большое внимание уделялось Филофеем и формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве. Резко и категорически он выступил против свободы суждений и особенно против научных исследований.

 

24. Политические взгляды Ивана IV Грозного и А. М. Курбского

Иван Грозный – потомок темника Мамая, который проиграл Куликовскую битву. Его мать – Елена Глинская.

Иван Грозный был умным правителем и самым горячим писателем Московии. Он пришел к власти, еще будучи малолетним, и сначала управлял вместе с Избранной радой. В этот период создается и Собор. Чуть позже был учрежден институт опричничества.

Грозный первым признал себя самодержцем (независимым сувереном, а не неограниченным сувереном). «Иван Грозный был первым царем, который почувствовал себя помазанником Божиим в настоящем библейском смысле»

Андрей Курбский был опричником. В 1564 г. сбежал в Речь Посполитую, откуда прислал Грозному три письма, последний Курбскому – два.

Спор у между Грозным и Курбским шел относительно понимания христианства и православия. Этот спор носил скорее не политический, а религиозно-философский характер. Их точки зрения – это два разных понимания государства и государственной власти.

Иван IV Горозный

В своих письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный излагал следующее. Став царем, он, как грешный человек, правит государством. Но сам факт становления царем говорит о том, что сам Бог проливает благодать на Русь. Он посредник между Богом и русским народом. Главную ответственность перед Богом на страшном суде Грозный видит в одном: как он управлял своими рабами на пути наставления к истине. Судьей он признает одного Господа. Если он посредник между Богом и народом, то все претензии народа в отношении царя он рассматривает как покушение непосредственно на самого Бога. Предательство власти тождественно предательству веры и Бога.

Иван Грозный называл четыре формы служения Богу:

1) отшельничество;

2) монашество;

3) священство;

4) царское правление.

Главное орудие правителя – это страх. Грозный «хотел страхом Божиим обратить людей к истине и так спасти их души». Отсюда он считал, что имеет право относится к собственному народу, как к телу, которое нужно истязать, ибо только тогда откроется путь к вечному блаженству. Грозный считал, что карая, он отсекал от русского государства грех. Он пытался идеал монашеской жизни перенести на мирскую жизнь, взял на себя духовные вопросы. Поэтому в государстве, по его мнению, он может решать все только сам. Недопустимо никакое коллегиальное начало. Высший суд принадлежит только царю. Царь отвечает за свои действия перед Богом, но если царь виноват в чем-то перед Богом, то наказание за грех несет народ.

Андрей Курбский

По мнению Курбского, цель верховной власти заключается в справедливом и милостивом управлении державой. Он считал русское государство единственной страной, которая сохранила истинное государство.

Исходя из «правости сердечной», он развивал мысль о свободном существовании естества человеческого и о естественном законе, по которому должен жить народ. А Грозный, по Курскому, создал противоестественную систему. Он называет власть Грозного безбожной и беззаконной, так как она не основана на Евангелие. Грозный со своим необузданным нравом не должен быть царем, хотя и получил власть от Бога. Иван IV – вероотступник.

Курбский критикует опричничество. Он отмечает, что государственный аппарат неэффективен, так как он заменен клеветниками и доносчиками.

Идеальная форма государства, по Курбскому, - монархия, для России – православное самодержавие. При это он допускает существование сословно-представительного органа, должности в котором должны замещаться по заслугам, а не по родству и знатности.

 

 

25. Макиавелли «Государь»

   Исключает религиозные точки зрения, основа – исторический опыт. Политические события происходят не по воле Божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно.

Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства.

Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти служат хорошие законы и хорошее войско. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Государственная власть должна быть твердой и решительной.

   В государстве должен быть аппарат, который включает государя, министров и чиновников, советников. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя. Симпатии свои Макиавелли отдает единолично управляемым государствам. Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его воли.

Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса.

В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой.

По отношению к управляемым советует государю выступать в облике опекуна народа. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их.

Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами.

Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстраординарных обстоятельств) от «притеснения» народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие именно как благодеяния.

Макиавелли сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Завоевывать расположение народа — вот его задача. Есть два способа достижения повиновения. Первый — любовь к государю. Второй — страх перед ним. С точки зрения Макиавелли, лучше всего, «когда боятся и любят одновременно. Делая выбор в пользу страха Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии — аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей — существ эгоистичных и злобных.

В «Государе» от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами.

Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей «в суде не спросишь».

В словаре Макиавелли нет понятия «государственный суверенитет».

 

 

Боден

 «Шесть книг о республике». Под «республикой» понимает государство вообще.

   Государство есть управление множеством семейств, осуществляемое суверенной властью сообразно праву. Ячейкой государства у Бодена выступает семья. По своему статусу глава семьи представляет собой прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства, оно суверенно.

   Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть. Абсолютность - суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета - суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая.

   Выделяет пять отличительных признаков суверенитета. 1) издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. 2) решение вопросов войны и мира. 3) назначение должностных лиц. 4) действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. 5) помилование.

   Суверенной власти вменяется блюсти законы божественные и естественные. Вместе с тем суверенной государственной власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать подати с подданных без их согласия, помимо воли собственника.

   Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым должностным лицам.

   Суверен издает законы, но не создает право. Различает право и закон. Право «несет с собой справедливость, а закон — приказ».

   Боден — сторонник действительно суверенной абсолютистской монархической власти. Аристократические элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам.

   По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные, тиранические. Законное - подданные повинуются законам суверена, а сам суверен — законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные - суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей.

   Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится Бога, «милостив к провинившимся, благоразумен, смел, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных.

   Право - цель бытия государства.

 

 

27. Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин)

Мартин Лютер (1483-1546)

Свое учение он изложил в 95-ти тезисах, которые он представил в 1517 г. в г. Виттенберге.

В своей концепции Лютер показал, в чем он не согласен с учением католической церкви. По его мнению, спасение достигается только верой. Он считал неверным, что сторонники Папы Римского разделили людей на лиц светского и духовного звания, так как на самом деле все люди – духовного звания и различаются лишь родом занятий.

Любой человек может общаться с Богом самостоятельно и вправе толковать и проповедовать. Лютер, таким образом, отвергает Церковь: есть человек, Бог и Библия, а в посреднике в лице Церкви нет необходимости.

Мартин Лютер предложил новую модель связи Бога и христианина. Христос умер за человеческие грехи, и кто верит в Бога, тот спасен.

Протестантизм использует идею предопределения (закон вечного предопределения) и признает бессилие человеческой воли. Выбор между добром и злом определяется не человеком, а божественным провидением.

Единственный авторитет, который не подлежит критике, – это Библия.

Лютер отвергает главенство Церкви над государством, поэтому, по его мнению, карать нужно не за ересь (отступление от Церкви), а за богохульство (отступление от Библии).

Основная цель государства – достижение христианской жизни. Если такой цели у государства нет, то такое государство имеет искусственную власть. Лютер разграничивает светскую и религиозную сферы.

Необходимо отметить, что Лютер не употребляет термин «государство». Вместо него он использует латинский термин «республика», «полития».

Лютер различает должности и людей, которые их занимают. Он говорит, если исполнение обязанностей соответствующей должности ненадлежащее, то виноваты люди, занимающие эти должности. Действия начальства должны уподобляться божественному, а подчиненные обязаны всегда подчиняться начальству.

Мартин Лютер выделял следующие виды законов:

1) божественный закон (он стоит на первом месте и одинаков для всех);

2) естественный закон (он соответствует божественному закону; критерием соответствия является человеческий разум);

3) императорский закон;

4) законы земель, городов и т. д.

Учение Лютера привело к расколу, надлому в Европу, что было естественным явлением.

Ж. Кальвин (1509-1564)

Автор работы «Наставления в христианской вере».

Лютер утверждает о необходимости разделения светской и религиозной власти. А Кальвин говорит о первостепенном значении религиозной власти. У Лютера все определяется верой, а Кальвин утверждает, что поступки человека не влияют на решение Бога.

Главное в учении Кальвина – идея предопределения. Он отмечает, что правителем должен быть лучший в религиозном, нравственном и имущественном плане.

Успех в жизни материальной зависит от божественного предопределения.

 

28 ГроцийГолландский юрист и политический мыслитель, один из основателей международного права.

 «О праве войны и мира», трактат «О праве добычи», «Введение в изучение права Голландии».

Предмет юриспруденции — это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки — целесообразность и польза.

   Признавал деление права на естественное и волеустановленное. Естественное право - «предписание здравого разума». Естественное право - критерий для различения должного и недолжного. Естественное право — это и есть «право в собственном смысле слова. Источником этого права является вовсе не чья-либо выгода, а сама разумная природа человека. Соблюдение общих правил общежития и есть «источник права в собственном смысле.

Cам Бог законодательствует в соответствии с принципом естественно-правовой справедливости. Естественное право «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом.

Возражал против представлений о том, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия. Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права является логически неизбежным следствием бытия естественного права. Причина возникновения и бытия политических явлений выступает естественное право, а польза и целесообразность — лишь как повод.

Выделяет международное право – взаимное соглашение государств в интересах всех сообществ.

Проблема соотношения права и силы — это в концепции. Сила в трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права.

Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как «естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В процессе такого развития появилась частная собственность, происхождение которой Гроций также связывал с «неким соглашением. Потом люди объединились в государство. 

Государство, следовательно, является чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено Богом как благодетельное для человечества. Государство - соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.

Сущность верховной власти состоит в том, что это — власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Главный признак – суверенность. Общим носителем верховной власти является государство в целом, носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц — сообразно законам и нравам того или иного народа.

Гроций упоминает царскую власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику. Форма правления не имеет существенного значения. Вместе с тем отрицательно относился к тирании, предпочтение - монархия и аристократия.

Считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти.

Народ может сопротивляться правителю только в исключительных случаях.

Обосновывал необходимость правового оформления и регулирования м/н отношений, и прежде всего проблем войны и мира, критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом.

Выделял войны частные (между частными лицами), так и публичные (войны, которые ведутся органами гражданской власти); и «смешанную войну», в которой сочетаются элементы двух первых типов войн. Война как таковая не противоречит естественному праву. Различал войны справедливые и несправедливые.

29. Спиноза «Богословскополитическом трактате», «Политический трактат».

Законы природы он характеризовал как «решения Бога, открытые естественным светом», т. е. раскрытые человеческим разумом. Трактовка естественного права: человек — это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности. Под правом природы понимает законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может.

Сторонник идеи «войны всех против всех». В естественном состоянии все равны, отличаются только умственными и физическими способностями. Сама природа диктует людям способ выхода из тупика естественного состояния и перехода посредством общего договора в состояние гражданское

Отличительный признак гражданского состояния — наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Под верховной властью при этом имеется в виду суверенитет государства.

Важная особенность спинозовской договорной теории государства состоит в том, что «естественное право каждого... в гражданском состоянии не прекращается». В гражданском состоянии имеется высшее естественное право государства, и все боятся одного и того же — верховной власти. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира.

Верховная власть «не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться». Права граждан (политическое право) есть дозволенная верховной властью часть естественных прав. Осуществление же гражданином всех остальных естественных прав представляет собой преступление. Свобода индивида или государства определяется степенью их разумности. Наиболее свободно то государство», законы которого основаны на здравом рассудке.

Конечная цель государства — освободить каждого от страха, обеспечить его безопасность и возможность наилучшим образом удерживать свое естественное право на существование и деятельность без вреда себе и другим.

Предел права государства обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние. Вне сферы права государства находятся истинное познание Бога и любовь к нему, вопросы взаимной любви и ненависти людей - естественные права человека.

Предел власти государства ставится необходимостью учета общественного мнения.

Спиноза в принципе отвергал право подданных (по полит праву) на сопротивление властям, но нарушение же их властями договора признает естественное право народа на восстание.

Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.

Спиноза выделяет и освещает три формы государства— монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Свое предпочтение Спиноза отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах и, следовательно, в этом случае делится между городами — членами федерации. Как абсолютная форма верховной власти» характеризуется демократия. Отличие демократии от аристократии: если в аристократии правители избираются советом, то в демократии правители определяются самим законом.

Демократическое государство «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому. Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными.

При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии, и «два государства — по природе враги». Право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира — это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...