Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины неуспеваемости школьников в процессе учения




Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причиннеуспеваемости: внешние и внутренние.

Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса.

3. Отрицательное влияние семьи, улицы.

Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:

1. Дефекты здоровья современных школьников.

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.

3. Отсутствие мотивации к учению.

4. Слабое развитие волевой организации ученика.

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.

В глазах учителей, как правило, все неуспевающие школьники на одно лицо. Это и порождает целый ряд проблем: нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися

По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя: особенности мыслительной деятельности и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.

 

Типы неуспевающих школьников

Несмотря на прогрессивнее развитие педагогических и психологических наук, проблема борьбы с отстающими учениками не утратила своей актуальности и в настоящее время. В любом учебном коллективе можно найти учеников, не успевающих в учении по тем или иным причинам. Но для устранения и предотвращения неуспеваемости необходимо знать не только ее причины. В глазах учителей все неуспевающие ученики абсолютно одинаковы.

По мнению психолога Н. И. Мурачковского, можно условно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу классификации он положил два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности школьника, второй – направленность личности, ее отношение к учению. В результате рассмотрения этих аспектов получилась следующая типология.

Первый тип неуспевающих– ученики, низкое качество мыслительной деятельности которых сочетается с положительным отношением к учебе.

Второй тип– школьники, в которых высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.

К третьему типу неуспевающих относятся дети, в которых низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе.

Если учитель ознакомлен с подобной типологией и может самостоятельно определить, к какому именно типу неуспевающих относятся его ученики, он может оказать помощь каждой из групп неуспевающих учеников, применяя индивидуальный подход к каждой из них. Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель оставляет после уроков учеников из первой и второй вышеперечисленных групп, предложив им выполнять одинаковые задания.

Педагогическая оценка и ее функции

Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка явля­ется поощрением, а плохая — наказанием. Надо иметь в виду, что крайние значения отметок не всегда обладают той стимули­рующей силой, которую имеют средние по величине оценки.

 Педагогическая оценка бывает нескольких видов. Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его лично­сти. Персональные педагогические оценки, напротив, отно­сятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятель­ности, его старание, умения, прилежание. Материальные педагогические оценки включают разные спо­собы материального стимулирования детей за успехи в учебной И воспитательной работе Мораль­ная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или пори­цание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали. Результативные педа­гогические оценки относятся к конечному результату деятель­ности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном сче­те, а не то, каким образом это было достигнуто. Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внима­ние на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответст­вующего результата. Количественные педагогические оценки со­относятся с объемом выполненной работы, например с числом решенных задач, сделанных упражнений и т.п. Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной рабо­ты, точности, аккуратности, тщательности и других аналогич­ных показателей ее совершенства.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются спосо­бы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них — это внимание, одобрение, выражение при­знания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...