Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы развития и критерии сформированности познавательного интереса школьников




Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание. В учебный материал необходимо включать содержательно-логические задания, направленные на развитии различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределить его на различные предметы и виды деятельности.

Задача учителя заключается в том, чтобы организовать правильную в логическом отношение и посильную детям мыслительную деятельность.Успех развития познавательной потребности в большей мере зависит от умения поставить перед учащимися именно такие, доступные им, и в то же время требующие активной мыслительной деятельности познавательные задачи и умения, а в случае необходимости, направлять решение этих задач, при максимально возможном в данных условиях сохранении самостоятельной мысли учащихся.

Умение думать – центральное звено умения учиться.

Г.И. Щукиной выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:

1. Любопытство 2. Любознательность 3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. 4. познанные теоретические вопросы как инструменты познания

Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Следует отметить, что на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с участниками познания.

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:активный поиск; догадка;исследовательский подход;готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:эмоции удивления;чувство ожидания нового;чувство интеллектуальной радости;чувство успеха.

Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются: инициатива поиска; самостоятельность добывания знаний; выдвижение и постановка познавательных задач.

Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.

Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю историю не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители,

учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или

соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

Обучаемость и умственное развитие. Показатели обучаемости

Обучаемость – это совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых, при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности. Под продуктивностью понимается качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатами работы.Понятие «обучаемость» соотносится с понятием «обученность».

Обученность – это совокупность всех характеристик психического развития, которое является результатом предыдущего обучения.

Обучаемость влияет на стиль деятельности ученика, который может быть позитивным и негативным.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием, но эти определения не тождественны.

Умственное развитие –это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Высокая обучаемость способствует более высокому уровню умственного развития.

Умственное развитие характеризуется рядом показателей:

1) Запас знаний и степень их систематизации (Выготский)

2) Пользование рациональными приемами умственной деятельности (Кабанова-Миллер) (Воображение и т.д.)

3) Эльконин Д.Б.: наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с такими компонентами, как: постановка задачи, выбор средств решения, самоконтроль и самооценка

4) Занков Л.В.: Общее развитие учащихся: 3 основных линии развития:
1) развитие линии наблюдения

2) развитие мыслительной деятельности

3) развитие практических действий

5) Менчинская и Калмыкова: качество умственной деятельности: глубина, гибкость мыслительных процессов, доказательностЬ, критичность, самостоятельность и т.д.

Показатели обучаемости:

I. Темп продвижения в освоении новых знаний
Легкость этого усвоения, гибкость в переключении на новые способы и приемы работы
Прочность сохранения усвоенного материала
Способность к самообучению, работоспособность, выносливость
Активность ученика в добывании знаний и в поисковых действиях

II. Маркова: Активность ориентировки ученика в новых условиях
Инициатива в выборе необязательных заданий (желание сделать необязательное задание)
Самостоятельное обращение к более трудным заданиям
Настойчивость в достижении поставленной цели и помехоустойчивость.
Восприимчивость, готовность к помощи другому человеку и отсутствие сопротивления










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...