Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая диагностка как направление д-ти психолога




 (с греч. «познание души»). Область психологической науки, которая разрабатывает принципы, пути, приемы распознавания, оценки и измерения, индивидуально-психические особенности личности.

История развития понятия связана с именем Роршаха (1921), тогда и вышла его книга «Психодиагностика». Так он назвал процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста».

Предмет: индивидуально-психические особенности человека. Цель: сбор информации об особенностях человека, его психической деятельностью.

Области исследования: профотбор, готовность к школе, судебная экспертиза, психотерапевтическая и консультационная работа.

Современная психологическая диагностика неразрывно связана с предметными областями всей психологической науки: с психологией человека, медицинской, возрастной, социальной, специальной и т.п. Психодиагностические методы проникают практически во все области психологического знания, органично сливаются с их специфическими методами и методиками, исследовательскими подходами. Психодиагностические методы фиксируют не только наличие того или иного свойства, его выраженность, уровень развития и степень отклонения от нормы, но и превращаются в надежный способ проверки истинности теоретических построений различных психологических направлений и школ.

Особое место в междисциплинарных взаимоотношениях занимают связи психодиагностики с психологическим консультированием и психологической помощью как научной дисциплиной.

В самом широком смысле и психодиагностика, и консультирование как формы психологической практики предназначены для оказания психологической помощи человеку на любом этапе его жизненного пути, хотя при этом могут использовать различающиеся методические приемы средства.

Функции психологической диагностики в решении практических и теоретических проблем. 1.Научно-методическая. - Психолог-диагност владеет современными теоретическими знаниями в области психологии человека, психологии личности, психологии развития, социальной психологии, специальной психологии и т.п., а также общими теоретико-методологическими и методическими принципами психологического и психодиагностического исследования. 2.       Диагностическая. - Психолог-диагност организует и проводит психодиагностическое исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный диагностический материал, составляет психологические заключение. 3.Прогностическая. - Полученные в психодиагностическом исследовании данные психолог-диагност использует для прогнозирования перспектив индивидуального развития и возможных отклонений от его закономерного хода.  4.    Психодиагностическое консультирование. - Полученные в психодиагностическом исследовании результаты с соблюдением всех правил этики доводятся до самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них (родителей, учителей, заказчиков и т.п.). Цель "обратной связи" в психодиагностике - определение наиболее оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения психологического комфорта, а также минимаизации проблемных зон, ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и межличностных конфликтов. 5.Просветительская. - Полученные в диагностическом исследовании результаты могут использоваться для консультационной работы с широкими слоями населения, специалистами смежных областей, особенно с лицами, участвующими в образовательном и воспитательном процессе, с целью формирования и совершенствования психологической культуры.

6. Экспертная. - Психолог-диагност участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик и "психофизиологической цены" их успеха, а также выявление индивидуальных ограничений использования представленных на психодиагностическую экспертизу разработок.

Существует несколько схем психодиагностического исследования: Этапы психодиагностического процесса по Шванцаре: 1.Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). 2.Формулировка гипотез и выбор диагностических методов. 3.Проведение тестирования; анализ полученных данных. 4.Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). 5.Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. 6.Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Этапы психодиагностического обследования по Дубровиной1. Изучение практического запроса: Заказчиками могут являться: администрация учреждения, организации, предприятия; учителя, воспитатели; родители и другие родственники; сам клиент; сам психолог. Для того чтобы точнее определить содержание запроса необходима беседа с заказчиком. Запрос имеет 2 уровня: Поверхностный (клиент) и глубинный («что за этим стоит», поведение). Запрос – это та проблема, которую нужно сформулировать. 2. Формулирование психологической проблемы: Осуществляется на основе запроса клиента и изучения всевозможной информации о клиенте. Сбор информации может осуществляться на основе: а) наблюдения за клиентом, б) знакомые (информация о клиенте), в) обращение к данным личного дела клиента, г) информация о социальной ситуации развития (сведения о семье, сотаве, возрасте, роде занятий, материальные условия, жилищные условия, увлечения), д) информация о положении в группе сверстников, е) информация о положении в рабочем коллективе, ж) литературные источники

Проблема формулируется в психологических терминах, называется тот феномен, с которым будут проводиться работы. 3.Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений: Невозможно ограничиться одной гипотезой. Процесс выдвижения гипотез носит гибкий характер. Если гипотеза не подтверждается, то выдвигаются новые гипотезы. 4.Выбор метода исследования: Использование всех методик в целом. Выделяют 2 подхода: количественный (повторяемость закономерности), и качественный (ориентир на индивида, как уникального и неповторимого человека). Часто применяется сочетание количественных и качественных методов. Кронбах предлагает ступенчатую стратегия выбора диагностических методов: первично используются качественные методы, а количественные для подтверждения. 5.Использование метода. Обработка результатов. (Сбор данных). 6.Формулирование заключения (постановка психологического диагноза): Заключение формулируется на основе результатов + жизненных особенностей клиента. Большое значение имеет возрастной диапазон. Возможно прогнозирование дальнейшего развития. 7.Разработка рекомендаций или коррекционно-развивающей программы.

Требования к рекомендациям: конкретность, понятность, ориентированы на уровень тех, кому адресованы.

Схема психодиагностического процесса по Каминскому:

Постановка проблемы → сбор данных → тесты, экспериментальные беседы, наблюдение → оформление диагностического мнения → заключение или консультация










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 470.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...