Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа практического психолога в ВУЗе




Главная задача психологической службы в вузе - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в вузе; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки.

Психологическая служба - явление не новое, и уже накоплен достаточно большой опыт в реализации помощи учащимся учебных заведений. Но вся проблема состоит в том, что опыт психологической службы в вузе не достаточно большой и служба в вузе практически дублирует психологическую службу в среднем учебном заведении. Безусловно, в модели любой психологической службы есть структурные единицы, которые обязательно должны присутствовать, например, такие как консультирование и тренинги. Но хочется обратить внимание на то, что в особенностях учащихся школ и вузов есть различия, прежде всего это очень сильное стремление к самосовершенствованию, активному проявлению себя и в какой-то мере продолжающийся протест требованиям и советам со стороны старших по возрасту. То есть психолог вуза решает проблему как стать партнером по общению, а не старшим товарищем. В модель вошли обязательные и общеизвестные структурные единицы психологической службы: психологическое консультирование; психологическая диагностика (индивидуальная и групповая); тренинги социально-психологической направленности (направленные на формирование определенных навыков и умений, таких как навыки партнерского общения и навыки уверенного поведения); тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний).

К окончанию учебного заведения студенты должны иметь соответствующий уровень социально-психологической компетентности. И для формирования этого уровня необходимо задействовать не только самих студентов, но и создать определенную среду для взаимодействия с преподавателями и родителями. Работа со студентами: психологическое консультирование; психологическая диагностика (индивидуальная и групповая); тренинги социально-психологической направленности (направленные на формирование определенных навыков и умений, таких как навыки партнерского общения и навыки уверенного поведения); тренинги личностной направленности (направленные на корректировку внутренних состояний); имидж-классы; проведение тематических недель (антитабачная, против наркотиков, имидж учебного заведения, день открытых дверей в психологической службе); проведение "круглых столов" и конференций со студентами и аспирантами других вузов; проведение психологических капустников.

Работа с преподавателями и кураторами: школа психологического мастерства (тренинги эффективного взаимодействия со студентами, проведение общих мероприятий с группой, тренинг эффективных коммуникаций, семинары по основам психологических особенностей студентов, инновационные методы обучения); балинтовские группы (разбор трудных ситуаций); тренинг развития адаптационных возможностей студентов и повышения группового сплочения).

Работа с родителями (родительская академия): индивидуальные консультации по проблемам детей; разбор трудных ситуаций; подготовка психологических "сюрпризов" к родительским собраниям.

Групповая психотерапия

Психотерапевтический метод, специфика - целенаправленное использовании групповой динамики,т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта,в лечебных целях. Инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии. Отличие: Г.п. - акцентирует внимание на межличностном аспекте, а индивидуальная — на историческом.

Цели: определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Задачи: Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание). В целом задачи интеллектуального осознания сводятся к трем следующим аспектам: осознание связей «личность—ситуация—болезнь», осознание интерперсонального контекста собственной личности и осознание генетического (исторического) плана. 2. Эмоциональная сфера. В целом задачи в эмоциональной сфере охватывают следующие основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе, непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе. 3. Поведенческая сфера. В общем виде задачи Г.п. в поведенческой сфере могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции.

Групповая динамика совокупность групповых действий и интеракций, возникающая в результате взаимоотношений и взаимодействия членов группы, их деятельности и влияния внешнего окружения, и представляет собой развитие, или движение, группы во времени. В общем виде групповую динамику определяют цели, задачи и нормы группы, ее структура, структура лидерства в ней, групповые роли, сплоченность группы, групповое напряжение, актуализация прежнего эмоционального опыта, формирование подгрупп, главные виды вербальной коммуникации в группе. Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенностей поведения и др., и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии. Групповая работа строится по трем основным линиям:1.Групповая динамика; 2.Активизация коллективного мышления; 3.Работа по содержанию. Целью групповой динамики является создание условий для эмоциональной вовлеченности участников, оптимальная структуризация группы и ролевое распределение членов группы. Цель активизации коллективного мышления – достижение эффекта синергии в группе посредством “взаимоусиления участников работы”. Целью работы по содержанию – обеспечение практического продукта работы, т.е. нахождение решения проблемы. Для этих целей консультант использует теоретическое знание, передовой опыт в решении подобных проблем, собственный опыт.

Многие тренеры – психологи, работающие с группами в рамках самых различных течений и школ, выделяют четыре стадии развития группы: 1.Знакомство участников группы друг с другом и с тренером. Представляет собой выполнение участниками некоего ритуала приветствия. Значимой особенностью этого этапа является то, что участники предстают друг перед другом и перед тренером нераскрытыми, не стараются донести до других свои глубинные чувства и мысли, но выполняют лишь то, что общепринято. В теоретическом плане факт выполнения участниками ритуала знакомства следует рассматривать как признание участниками группы наличие общих интересов, демонстрирование готовности принимать участие в работе группы. Объединение в группу происходит в том случае, если участники считают, что их цели могут быть осуществлены скорее в группе, чем иным образом. 2.Стадия агрессии. (фрустрационная). Если стадия знакомства прошла без эксцессов, то группа в своем эволюционировании переходит ко второй стадии: агрессии. На этой стадии группа готовится к решению задач, формируя свою собственную структуру, создавая правила своей деятельности. Группа формирует свою структуру, приписывая каждому своему члену одну из ролей: лидера; участника, поддерживающего лидера; эксперта; оппозиционера и отверженного (Шиндлер). Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия ролей, отличных от тех, которые они имеют вне группы. Каждый из участников тренинга занял свою нишу в новом коллективе. Участники раскрепощаются, они уже не ощущают необходимости работать на свой статус. 3.Стадия устойчивой работоспособности. Фаза работоспособности характеризуется выстраиванием эмоциональной структуры и переходом от конфронтации к сплоченности и продуктивной совместной деятельности. Критицизм, скепсис уступают место любопытству, заинтересованности и пониманию. Рефлексия расширяется и становится благожелательной. 4.Стадия распада группы (умирание). Заключительный этап жизни группы. Можно также назвать эту фазу “обмена чувствами”, фазой “интеграции”. На этой стадии происходит закрепление достигнутых положительных изменений через их “проговаривание” и соотнесение с реальными жизненными ситуациями в прошлом и будущем. На этой фазе уже нет исполнителей разных ролей, все занимают равные позиции, у всех равных статус.

Роль ведущего может меняться на разных этапах существования группы в зависимости от решаемых задач: комментатор (время от времени обобщает и комментирует все, что происходит в группе. Служит своеобразным зеркалом, отражающим происходящие процессы); эксперт (о своих чувствах не говорит, но время от времени стимулирует групповой процесс, предлагая что-либо сделать. Координирует обсуждение, вовлекает в него пассивных участников, объясняет все, чего участники не знают, и обучает тому, что они не умеют); лидер (открыто проявляет свою власть, оказывает постоянное воздействие на членов группы);  аналитик (ведет себя пассивно, не проявляет себя, не выражает никаких чувств и оценок с целью формирования реакций переноса и выражения агрессивных чувств. По мере формирования и проявления необходимых реакций начинает интерпретировать поведение участников); аутентичная личность (ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства).

Размер группы зависит от нескольких факторов: ее типа, возраста участников, опыта терапевта. Например, оптимальная величина детской группы – 3-4, подростковой – 6-8 участников. Психотерапевтическая группа чаще всего состоит из 5-10 участников. Обучающая и тренинговая группа, в которой сочетаются межличностная динамика и цели обучения, может быть больше – до 15 участников. Собрание терапевтической общины охватывает 15-40 участников, как правило, все отделения с персоналом. В такой группе важнее социальный контекст, чем межличностные отношения. Если группа уменьшается до 3-4 участников, она практически перестает быть психотерапевтической группой и в ней происходит индивидуальная психотерапия. Частота встреч группы может варьироваться от 1 до 5 в неделю. Оптимальная продолжительность встречи психотерапевтической группы – 1,5-2 часа.

Психоаналитическая терапия

 - это психотерапевтический способ лечения, предназначенный (в самом широком смысле) для исцеления от интеллектуального и эмоционального дистресса. Психоаналитическая терапия основана на идее, что многое из нашего поведения, мыслей и отношений управляется бессознательной психикой, а не через обычный сознательный волевой контроль. Приглашая пациента говорить, психоаналитик помогает ему выявить и проявить его неосознанные потребности, побуждения, желания и воспоминания, чтобы пациент мог получить сознательный контроль над своей жизнью.

Такая форма лечения эмоциональных проблем была сначала разработана Зигмундом Фрейдом в первой половине этого столетия. Цель психоанализа Фрейд видел в том, чтобы сделать бессознательное сознательным; он утверждал, что «дело анализа — обеспечить, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Эго». Впоследствии множество психоаналитиков, опираясь на работы Фрейда, расширили диапазон проблем, которые могут быть решены с помощью психоанализа. Наряду с новыми практическими техниками лечения также возникли и новые модели в понимании человеческого поведения.

Основная функция психоаналитика - тщательное и внимательное слушание пациента, чтобы понять его и облегчить ему общение. Психоаналитик использует в качестве инструмента и собственный интеллект и чувства, чтобы получить как вербальную, так и невербальную информацию по проблемам пациента.

С помощью психоанализа может быть преодолен очень широкий круг психологических проблем: - эмоциональная боль, депрессии, скука, беспокойство. - неспособность обучаться, любить, работать, или выражать эмоции. - иррациональные страхи, тревожность без конкретной известной причины. - чувства собственной ничтожности, пустоты, неопределенности будущего. - отсутствие целей, смысла жизни, идеалов. - неудвлетворительные отношения с супругом(супругой), детьми, или родителями.

Ключевыми, определяющими понятиями психоанализа являются: свободные ассоциации, перенос и интерпретация. Техника свободного ассоциирования основана на трех предположениях: все мысли направлены к тому, что является значимым; потребность пациента в психотерапии и значение того, что его лечат, поведут его ассоциации в направлении значимого, за исключением того случая, когда действует сопротивление; сопротивление проявляет себя во время сеансов в невозможности свободно ассоциировать. Пациент может: - почувствовать неспособность говорить дольше. - почувствовать, что ему больше нечего сказать. - захотеть что-то важное сохранить в тайне от психоаналитика. - скрывать от терапевта некоторые факты, которых стыдится. Эти и многие другие формы возможного сопротивления затрудняют самопознание пациента, его личностный рост, и вообще превращение в человека, которым он хочет быть. Вместе пациент и аналитик изучают значение и цель конкретного сопротивления и пробуют найти ключ к его разблокированию таким образом, чтобы пациент продолжил свой личностный рост.

Вторым ключевым понятием анализа является перенос, процесс, посредством которого пациент перемещает на психоаналитика чувства, мысли, фантазии и пр., вызванные ранее действовавшими в жизни пациента фигурами. Благодаря переносу больной наделяет психоаналитика значимостью другого, обычно ранее существовавшего объекта. Перенос является переживанием чувств, побуждений, фантазий и защит по отношению к личности в настоящем, которая не является подходящей для этого, но это есть повторение реакций, образованных по отношению к значимым фигурам раннего детства. Основная важность реакций переноса вытекает из того факта, что пациент испытывает в ситуации лечения и в отношении к психоаналитику все значимые человеческие чувства своего прошлого. Перенос — это особый вид отношений, главной характеристикой которого является переживание некоторых чувств, действительно обращенных к другой личности. Определение переноса включает 4 основных утверждения: перенос является разновидностью объектных отношений; явления переноса повторяют прошлое отношение к объекту; механизм перемещения играет важную роль в реакциях переноса; перенос является регрессивным феноменом.

Следующим ключевым понятием психоанализа является интерпретация. В своих заявлениях психоаналитик приписывает сновидениям, симптомам и цепочке свободных ассоциаций пациента некоторое дополнительное значение по сравнению с тем, как расценивает эти феномены сам пациент. Интерпретация переноса устанавливает связь между поведением и ассоциациями пациента и его отношением к психоаналитику. Интерпретация содержания относится к бессознательным импульсам и фантазиям и не касается тех защитных процессов, которые поддерживают их в качестве бессознательных. Классическим примером интерпретации служит толкование сновидений. Психоанализ основан на убеждении, что сновидения имеют психологическое значение, подойти к которому можно через интерпретацию.       

Психоаналитическая терапия в группах часто весьма эффективна или в дополнение к индивидуальным сеансам, или иногда вместо них (группа способна плюралистично интерпретировать образы и переживания клиента). Терапия считается завершенной, когда цели пациента достигнуты. Когда пациент способен комфортабельно переживать все, что он чувствует - и хорошее и плохое; когда он способен адекватно включать все эти чувства в отношения с аналитиком

Арттерапия

или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. Арттерапия в буквальном переводе с английского— художественная терапия. Акцент здесь делается не на искусство вообще, а на его визуальные разновидности: живопись, графику, скульптуру, дизайн и прочие формы творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль. Все это — изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины.

Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. При работе можно использовать как уже существующие произведения искусства путем их анализа и интерпретации, так и творчество самих испытуемых.

Следует отметить, что развиваются два направления. Сторонники одного направления, представляемые Эдит Крамер в области профессиональной и восстановительной терапии, рассматривают искусство как самодостаточное лечебное средство. Эти терапевты подчеркивают значение искусства в противовес собственно терапии и исключают из лечебной практики те приемы, в которых творческий процесс не является ведущей целью. Они не рассматривают терапию искусством в качестве заменителя психотерапии. Сторонники другого направления, представителем которого является Маргарет Наумбург, преуменьшают чисто художественные цели в пользу терапевтических. Они имеют основательную клиническую подготовку и провозглашают, что со временем терапия искусством может стать как независимым терапевтическим приемом, так и вспомогательным средством для традиционных подходов. Однако, несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство, которое помогает интеграции и реинтеграции функционирующей личности.

Виды арттерапии:Изотерапия (рисуночная терапия); визуальная (терапия образами); медитативное рисование; мультимедийная (интегративная).

Принципы арттерапии. Созидательный, творческий акт (побуждение к самостоятельному творчеству) рассматривается как основной лечебный фактор. Терапия искусством является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, т.е. те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа.

Субъект переживает ее (мечту) в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли, а также возникать ощущения в других модальностях, но, тем не менее, она есть прежде всего именно образы. Трудности осознания мечты как раз и заключаются в необходимости перевода языка образов в слова. "Я могу нарисовать ее,- часто говорит нам человек о своей мечте,- но я не знаю, как ее выразить словами" (З.Фрейд).

Методики терапии искусством основываются на том предположении, что внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал терапию искусством в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается терапией искусством..

Арттерапия способствует достижению следующих целей: 1) социально-приемлемый выход агрессивности и других негативным переживаниям;2) работа с подавленными мыслями и чувствами;3) развитие художественных способностей и повышение самооценки;4) облегчение процесса лечения;5) получение материала для интерпретации и диагностических заключений.

Особенно значимой является лечебно-адаптационная роль арттерапии.

Одним из наиболее часто используемых в терапии искусства упражнений является «создание групповых фресок», в котором участники либо рисуют все, что они хотят, на общей картине, либо дорисовывают на ней что-то, согласно выбранной всей группой теме. Члены группы поощряются комментировать свои рисунки, в то время как руководитель группы усиливает групповое взаимодействие.  Упражнение Г. Вассилиоса, получившее название «создание всеобщего группового образа». В начале каждого занятия группа выбирает рисунок участник. Как правило, члены группы выполняют рисунки дома, затем приносят на занятие. Автор рисунка, описывав свои чувства (до того как был сделан рисунок, время процесса рисования и после того, как работа была завершена), рассказывает о смысле рисунка, выдавая ряд свободных ассоциаций на него. Затем остальные член группы описывают свои реакции на этот рисунок и связанные с ним ассоциации. Те групповые реакции проекции, которые оказываются близкими к теме рисунка, получают название «коллективного образа» и становятся ведущей темой данного группового занятия.

На более поздней стадии развития группы участники могут получить задание выбрать себе того партнера, которого они желают узнать лучше. Каждая пара получает бумагу, цветные карандаши или мелки и использует художественное творчество в качестве «моста» для невербальной коммуникации на уровне внутренних переживаний друг друга. Одни пары начинают кооперироваться, другие - соревноваться, третьи - обмениваться замыслами и способами их реализации. По окончании работы участники описывают свои реакции и наблюдения. Не поощряется анализ, интерпретация и защита выбранных ими образов. Другим способом изучения межличностных отношений является лепка. Члены группы получают задание закрыть глаза и представить кого-нибудь из тех людей, с которыми у них существуют значимые эмоциональные связи, а затем отразить в глине свой образ. В качестве освобождения от внутреннего напряжения возможно разрушение уже сделанной скульптуры. После окончания работы руководитель может спросить автора, сколько энергии отняла у него эта скульптура и как можно различить в скульптуре личностные особенности персонажа и самого автора.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 453.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...