Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этические стандарты психологов.




Пункт 5. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Пункт 6. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы. Пункт 8. Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике. Пункт 10. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий. Пункт 11. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц. Пункт 12. В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный - аномальный, адаптированный - неадаптированный, интеллигентный - умственно отсталый. Пункт 13. Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов. Пункт 16. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации. Пункт 17. Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений. Пункт 24. Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

Профессиональная этика практического психолога

- это совокупность моральных норм, которые определяют отношения человека к своему профессиональному долгу. Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества, являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию, или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

Личность психолога

На факультете психологии МГУ проводились исследования среди студентов - психологов на протяжении 2-лет 96-97 в качестве метода исследования было избрано анкетирование. В результате проведенного исследования выяснилось, что доминируют 2 группы мотивов поступления на факультет: 1) стремление помочь людям, "очеловечить" общество,  2) намерение решить собственные психологические проблемы, обеспечить личностный рост и саморазвитие. Надежда на то, что приобретение психологических знаний поможет решить собственные и чужие проблемы отражает стереотипы массового сознания по отношению к психологии.

Отношение к профессии психолога.Для приобретения подлинного профессионализма необходима вся жизнь, так думают многие преподаватели и студенты. Примерно 2/3 испытуемых отмечают, что психолог - это, прежде всего, практик. Преподаватели назвали психолога: ученым - 50% и практиком - 50%. Причем главным объектом изучения и воздействия этого специалиста является индивид (отдельный человек). Т.к. профессиональная деятельность психолога требует общения с человеком, то половина опрошенных назвали отличительным признаком хорошего психолога - коммуникативную компетентность. Лишь 1/4 студентов назвали отличительным достоинством хорошего психолога интеллект, наличие глубоких знаний. Еще меньше отметили, что хорошему психологу свойственны: развитое самосознание, хорошая рефлексия.      

Представление о личности психолога.10 наиболее популярных качеств психолога:-талантливый; -душевный; -активный; -сильный; -открытый; -доступный; -включенный; -демократичный; -оптимист; -радостный. Подобный "психологический портрет" профессионального психолога отражает стереотипы массового сознания. Умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, напористость, способность добиться поставленной цели и эмоциональная стабильность - таков облик психолога в глазах самих психологов, который полностью соответствует обыденным представлениям.

Такие стереотипные представления о внешнем облике психолога: миловидный, элегантный, немолодой (зрелый) человек, сухощавый или же внушительный, с любым цветом глаз. Основой этих стереотипов послужили качества, которые открываются при общении, зрелость-это показатель жизненного опыта, необходимого для установления доверительных контактов.

Функция психолога - объяснение (интерпретация), прогнозирование и оптимизация психологических феноменов и процессов в обществе.

Студенты отмечают, что раньше была мертвая научная психология, а сейчас психологи востребованы практикой. Но при этом отмечают, что общество еще не готово подходить к психологам реалистически. По их мнению, работодатели и клиенты не знают, каков предмет деятельности психолога (работать с психами?)

Студенты назвалиглавные отличительные черты хорошего психолога:- Стремление к самосовершенствованию (умение учиться, ставить проблемы, увлеченность делом); - Практический опыт (владение специальными навыками, возможность супервизии, чтобы человек не замечал, что к нему применяют методики);- Компетентность (хорошая теоретическая база, знание отечественной и мировой психологии);- Индивидуально-личностная предрасположенность (природные задатки, интуиция, склад характера, личная совместимость с клиентом).

Основные профессиональные ценности:- Ориентация на дело (не на карьеру); - Любовь и уважение к людям (не навреди, не экспериментировать над людьми);

Характеризуя профессию психолога, практически все говорили, что она дает большие возможности для личностного развития (самореализация), общественную полезность психологов (улучшение климата в коллективах, возможность познания и самопознания, интерес к людям).

Признается необходимым: дальнейшая специализация, имея ввиду систематическое обучение в практически-ориентированных психологических учебных заведениях, участие в тренингах, постоянное самообразование, профессиональное общение.

Психологи, удовлетворенные полученной профессией критерием успеха в труде считают оказание эффективной помощи людям или развитие науки, а не высокую зарплату и удовлетворение личных амбиций. На работе молодые психологи чаще всего сталкиваются с проблемами отсутствия опыта, недостатка практических навыков, с трудностями в реализации профессиональных контактах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 844.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...