Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Вые пилы для продольного и смешанного пиления, угольник, линейка масштабная, метр, щуп (или пластинки определенной толщины), лупа.
Задание для учащихся
| Наименование проверки
| Примерная оценка качества пиления в баллах
| 5
| 4
| 3
| 2(брак)
| I. Выбрать подготовить пило материал к обработке
II. Наладить лучковую пилу для пиления
III. Закрепить (расположить) отрезок доски для поперечного продольного пиления
IV. Определить стойку и хвату при пилении.
V. Выполнить приемы пиления (внедрение пилы, рабочие движения, выход пилы из древесины)
| Отклонение плоскости от риски (линии)
Прямоугольность плоскостей пропила со смежаной плоскостью (пластью)
Шероховатость поверхностей пропила
| Существенных нет
Приближенно под углом 90º
Не ниже 5-го класса
| Не более ±1мм
Просвет не более 0,5 мм
Не ниже 4-го класса
| Не более±2 мм
Просвет не более 1 мм
Не ниже 4-го класса
| Более 2 мм
Просвет более 1 мм
Не ниже 3-го класса
| Наименование последовательность выполнений операций, движений
| Рекомендаций по выполнению и самоконтролю трудового процесса
| I. Выбрать и подготовить пиломатериал к обработке
| Определить пороки древесины
| В заготовках допускаются сросшиеся здоровые сучки диаметром не более 15 мм. Червоточина, трещины, покоробленность, механические повреждения и гнили допускаются только в припусках на обработку
Припуск на обработку придусматреть 8-10 мм
| II. Наладить лучковую пилу для пиления
|
Ослабить натяжение полотна пилы, вращая левой рукой закрутку против часовой стрелки на 1-2 оборота
Взять станок пилы правой и левой рукой за шаховки и положить тетивой на грудь
Проверить полотно пилы на ширину отпиливаемого бруска или 20-35º к стойкам станка путем вращения шаховок от себя на 110-125º (если зубья полотна направлены во внутрь станка)
Выровнять полотно пилы вращением шаховок (ручек) от себя или к себе
Натянуть полотно пилы поворотом закрутки на 1-2 оборота
| Полотно пилы должно быть установлено в одной плоскости (без прокосов), туго натянуто и поставлено под углом 20-35º к станку пилы или ширину отпиливаемого бруска
При этом правая рука должна быть у стойки, от которой направлены зубья
В нерабочем состоянии полотно должно быть ослаблено, а зубья направлены внутрь станка
Одним глазом посмотреть на полотно пилы со стороны обушка. При правильном установленном полотне (без перекоса) обушок имеет вид натянутой струны
Устойчивым натяжением считается такое, когда полотно пилы с трудом выводится из плоскости натяжения от легкого нажима руки
| Наименование и последовательность выполнения операций, движении
| Рекомендации по выполнению и самоконтролю трудового процесса
| | Закрутка не должна выводить своим концом за распорку
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН
при установке полотна пилы!
Нельзя допускать перекос пилы, так как от этого появится дополнительное трение о стенки пропила, затрудняющее пиление, и полотно пилы будет уходить в сторону нанесенной риски
| III. Закрепить (расположить) отрезок доски для поперечного продольного пиления
| Закрепление (расположение) материала для по перечного пиления
Положить отрезок доски на крышку верстака, так чтобы отпиливаемый конец выступал за задний брусок крышки верстака, т.е. находится на весу
Закрепление материала на верстаке в вертикальном положении для продольного пиления
Отвернуть заднюю зажимную коробку вращением винта против часовой стрелки
Взять отрезок левой рукой за кромку, противоположную базовой, так чтобы большой палец был на пласти с разметкой
Установить заготовку в просвет задней коробки верстака так, чтобы правая кромка, от которой размечали находилась не подвижном углу
Поддерживая левой рукой отрезок в вертикальном положении, правой закрепить заготовку, вращая винт по часовой стрелке
| Линия разметки при поперечном пилении должна находится на расстоянии 3-5 мм от упора верстака
Высоту установки отрезка доски продольного пиления проверить так: лучковую пилу поставить зубьями на торец доски: полотно пилы и рука, согнутая в локте под углом 90º, должны быть параллельны крышке верстака
Просвет между зажимными кромками коробки должен быть 1-2 см больше толщины заготовки
Размеченная пласть должна быть обращена к работающему, а базовая кромка , от которой производилась разметка, находится справа
Вертикальность закрепления отрезка доски проверяют угольником
Кромка заготовки должна находится под прямым углом к крышке верстака
Прочность закрепления доски будет достаточная, если при легком толчке ладонью левой руки по верху ее кромки она изменит своего положения
НЕ прибегай к большим усилиям при закреплении отрезка доски, чтобы не поломать коробку верстака
Отрезок доски должен быть закреплен прочно в задней зажимной коробке в вертикальном положении так,чтобы верхней торец его находился на уровне локтя, а линия разметки и кромка отрезка- перпендикулярно крышке верстака
| IV. Определить стойку и хватку при пилении
| Пиление поперек волокон
Встать лицом к крышке верстака напротив упора и расположить ступню левой ноги перпендикулярно крышке верстака напротив нижнего основания подверстачья.
Взять правой рукой лучковую пилу за стойку возле ручки и установить полотно пилы на сделанную разметку.
Прижать левой рукой заготовку кромкой к упору, а пласть к крышке верстака.
Приставить для направления полотна пилы ногть или второй сустав большого пальца левой руки к полотну выше зубьев пилы.
Пиление вдоль волокон с вертикальным зажимом пиломатериал.
Стать правым боком к верстаку напротив заготовки
Взять правой рукой пилу за стойку
Поставить полотно пилы к ближайшими зубьями от правой (руки) шаховки на разметочную линию
Взять опорный брусок пальцами левой руки и положить на торец в плотную с полотном пилы
| Развернуть правую ступню по отношению к левой на 70-80º и отступить на пошлага назад
Полотно пилы ставится так, чтобы половина разметочной линий оставалась слева, а вторая половина отходила в пропил. Полотно направить точно по линии (риске)
Полотно пилы держать перпендикулярно пласти доски и точно по намеченной линии
У пил смешанного пиления режущая кромка зуба должна быть впереди, т.е.
Наклон зубьев должен быть направлен от работающего
Левая рука располагается рядом с упором
Если обушок, зубчатый венец и разметочная линия с двух сторон доски находится в одной плоскости, значит пила поставлено правильно
Корпус работающего должен быть неподвижен и не много наклонен в перед
Так направляется полотно пилы до углубления его в пропил
При этом ступню левой ноги расположить параллельно крышке верстака, правой ногой сделать пол шага назад и поставить ступню под углом 70-80º к левой
Кисть руки должна касается шаховки
Пила ставится на переднее ребро заготовки под углом 15-20º к торцу
Вместо бруска для направления полотна можно приставить ноголь или второй сустав большого пальца к полотну выше зубьев пилы
Корпус установить вертикально.
| V. Выполнить приемы пиления (внедрение пилы, рабочие движения, выход пилы из древесины)
| Пиление поперек волокон древесины
Запиливание. Сделать несколько движений пилой на себя в медленном темпе до образования на ребре пропила глубиной 6-8 мм.
Пиление. Произвести движение пилой от себя на весь размах руки без участия корпуса
Вернуть пилу в исходное положение (холостой ход) и вновь толкнуть пилу от себя (рабочий ход). Таким движениями вперед назад распилить доску
Конечные приемы пиления. Заканчивая пиление, придержать левой рукой отпиливаемую часть (висячий конец), чтобы не получилось от щепа или скола
Пиление вдоль волокон древесины с вертикальным закреплением материала
Запиливание. Сделать плавное движение пилой на себя
Приподнять немного станок лучковой пилы и поставить в первоначальное положении, а затем повторить движение на себя 3-4 раза
Сделать несколько рабочих движений от себя до углубление зубьев пилы в древесину на 1-1,5 см
Пиление. Отложить направляющий брусок или принять сустав большого пальца
Взять верхней рукой верхний торец или кромку заготовки слева
Сделать правой рукой движение к себе- холостой ход, от себя – рабочий ход такими движениями направить полотно пилы в горизонтальное положение, т.е. установить пилу так, чтобы зубчатый венец перемещался параллельно крышке верстака, и продолжить пиление
Конечные приемы пиления. В конце пиления распиливаемый отрезок установить наклонно под углом 40-50º к крышке верстака (наклон влево) так, чтобы риска осталась незажатой и была видна по всей длине доски
| При запиливание левая щека полотна пилы должна плотно касаться направляющего бруска или сустава большого пальца
После запиливания проверить направления полотна пилы относительно размеченной линии и перпендикулярность к его контрольной кромке и пласти <<на глаз>> по направлению зубчатого венца и обушка полотна. Работать надо в наиболее устойчивом, удобном и выгодном положении, т.е. без излишнего утомления и с высокой производительностью труда
Выдвинуть правое плечо чуть-чуть вперед, корпус немного наклонить вперед
Снизить темп пиления до 30-40 рабочих движений в минуту
Запиливать равномерно делая 30-40 рабочих движений в минуту без особого нажима на полотно, так как нажим получается от воздействия массы станка пилы
Полотно пилы направляют бруском, но можно ногтем или суставом большого пальца левой руки . полотно пилы должно быть направленно перпендикулярно пласти доски и параллельно кромке крышки верстака, зубчатый венец и обушок полотна направлять точно по риске
Станок лучковой пилы твердо держать в руке в одном положении
Чтобы не поранить палец при запилке, надо ноготь или сустав большого пальца держать выше зубьев пилы
Проверить совпадает или полотно пилы с направление разметки
Пилить равномерными движениями, 60-80 рабочих движений в минуту. Размах полный. При движении от себя делать легкий нажим на пилу
Сильный нажим на пилу вызывает быстрое утомление работающего, уводит пилу в сторону и ухудшает качество пропила
Не допилиную часть доски нельзя скалывать, так как это может привести к браку, а в древесине с наклоном волокон при скалывании брак неизбежен
Можно провернуть отрезок доски нижним концом вверх и сделать вновь запил, а затем вести пиление до встречи с пропилом
| Виды дефекты (брака)
| Причины
| Способы устранения и предупреждения
| Неровный непрямолинейный распил
Шероховатая поверхность стенок пропила
Непрямоугольность пропила к пласти доски
Отщепы и повреждение кромок
| Чрезмерный нажим зубьями пилы на распиливаемый материал. Сильный нажим на полотно пилы, зубья входят в древесину на не большую глубину, чем они могут перерезать за один рабочий ход, получается как бы выров , а не перерезание или срезание волокон
Неправильный развод зубьев пилы. Если зубья в одну сторону отогнуты больше, то с этой стороны срезается больше древесины и постепенно полотно пилы уходит в сторону т.е отклоняется от риски
Неправильная заточка зубьев. После заточки могут получится разные углы, разная высота зубьев, от чего получается неодновременное срезание (перерезание) волокон древесины, что дает не точный распил
Слабое натяжение полотна пилы не дает возможности контролировать направлять полотно пилы точно по риски
Неправильная стойка и хватка пилы уводят полотно пилы в сторону от риски
Несоответствие массы и размеров станка физическим возможностям учащегося. Тяжелый станок пилы не позволяет удерживать в нужном положений и управлять полностью направлением полотна.
Не правильный режим работы (ускоренный темп, не правильное чередование работы и отдыха. Усиленное напряжение) преждевременно утомляют учащегося, который не в состояний управлять станом и соблюдать как положено все приемы работы
Не одинаковый развод зубьев полотна пилы. Зубья, которые выступают от линии общего развода, делают углубленные риски
Полотно пилы уходит в разных плоскостях с пропилом, поэтому зубья выравнивают древесину древесину
Слабое натяжение полотна пилы создает колебания и шатание полотна в пропиле, от чего возникают углубленные риски
Неправильные движения, стойка и хватка выводят периодически зубья из плоскости пропила, т.е. полотно пилы отклоняется от перпендикулярного положения к пласти доски
Неправильное направление полотна пилы, т.е. учащийся не следит, как направлены зубья и полото пилы в начале. В этих случаях полотно задается не правильное направление (не в плоскости пропила)
Не правильный развод зубьев илы , т.е. зубчатый венец отогнут не равномерно
Неправильная заточка зубьев, когда разные высота и углы резания
Перекос полотна пилы. В этих случаях зубья срезают древесину одним концом полотна (с правой ли левой стороны) больше, а другим меньше в зависимости от перекоса
Не соблюдение правил запила: учащейся не придерживают станок, поэтому пила делает резкие движения
Несоблюдение правил конечных приемов пиления, т.е. не придерживает левой рукой опиливаемый конец доски, не спиливает до конца доску, а скалывает волокна древесины в конце пропила, не соблюдает расклинивание в конце пропила
| Нажать на пилу умеренно
Проверить развод и устранить разницу в отгибаний зубьев
Проверить высоту и углы зубьев. Отточить наиболее выступающие зубья и заточить вновь под одинаковым углом
Натянуть полотно пилы
Проверить расположение корпуса, ног, рук и пилы и принять правильную стойку и хватку
Заменить пилу на более легкую и меньшую размерам
Установить требуемый режим работы
Уменьшить развод выступающих зубьев
Направить полотно пилы точно по плоскости распила
Натянуть полотно пилы
Удерживать станок пилы в одном положении и принять правильную стоку и хватку
Направить полотно точно по линий распила
Выправить развод
Выровнять зубья пилы и заточить снова, соблюдая размеры углов резанья
Поставить полотно в одну плоскость
Соблюдать правила запила
Соблюдать правила конечных приемов пиления
| | | | | | | | | | |
План теоретического урока.
Урок – зачёт
Группа № 84
Тема:Шиповые столярные соединения.
Тип урока: Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Цели урока:
Обучающая: Обобщить и систематизировать знания, научить применять ранее изученную информацию, проследить динамику развития знаний, научить работе со справочным материалом, выполнять расчеты , читать чертежи.
Развивающая: Развитие умения анализировать, аналитического мышления – формирование умения расчленять изученный объект на составные части, выделить отдельные существенные стороны признаки.
Воспитательная: Воспитание интереса к профессии, уверенность в своих силах, желание творчески мыслить.
Методы обучения: словесный, иллюстративный, поисковый, метод проектов, игровой.
Методическая цель:панорама методических приемов.
|