Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 20 Содержание и методика СР. в учреждениях здравоохранения.
В российской системе здравоох-ия СР. частично осуществляется мед. персоналом, работающим по участковому принципу семейной медицины и осуществляющим соц. патронаж тяжелобольных, престарелых, инвалидов и одиноких людей. Важную роль в лечебных учреждениях играют соц. койки. Сейчас созд-ся хосписы, но из-за дороговизны они недоступны для большинства людей, нуждающихся в соц. уходе по состоянию здоровья. СР. на врачебном участке была бы эффективнее при участии в ней СР-ка, владеющего необх. знаниями и решающего соц. проблемы больного. Не менее важна СР. при решении проблемы устранения факторов, способствующих формированию социальных болезней (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, вредное производство и т.п.). Без их решения невозможно провести эффективное лечение заболеваний, предупредить их прогрессирование и развитие осложнений. СР. играет важн. роль на этапе трудовой реабилитации, определение его трудо- и работоспособности, трудового прогноза, профориентации, созд-е определённых произв. условий для поддержания соц. активности индивида. Важными направлениями мед.-соц. работы становится: 1) планирование семьи, 2)охрана материнства и детства; 3) психотерапия; 4) наркология;5)онкология Мед.-соц. работа в здравоохр-ии направлена на решение соц. проблем женщины, матери и ребёнка, взрослого населения, пожилых и престарелых, инвалидов. Круг этих проблем широк, и без их решения нельзя добиться обеспечения обществ. здоровья. Решение соц. проблем разл. категорий нас-ия регламентируется законодат. актами и правовыми нормативами. К задачам СР. в системе здравоохранения относятся содействие пациенту в повышение его адаптационных ресурсов в обществе, использование его физиологического потенциала с учётом состояния здоровья, трудоустройстве, организации доврачебной медпомощи и ухода за больными, оказание соц. помощи умирающим, санитарное просвещение нас-я, обеспечение инвалидов транспортом, различными приспособлениями для выполнения элементарных жизненных функций. Сущ-ет 2 типа мед.-соц. работы – патогенетический и профилактический. Патогенетический тип включает в себя мероприятия по организации мед.-соц. помощи, проведение МСЭ. Профилактический тип: проведение мероприятий по предупреждению соц. зависимых нарушений соматического, псих-го и репродуктивного здоровья, формирования ЗОЖ, обеспечению прав граждан в вопросах охраны здоровья. Профилактический тип подразделяется на 2 вида: 1) первичная профилактика – предупреждение развития у чел-ка патологич-х состояний, т. е. проведение соц.-экономического анализа, формирование ЗОЖ, активн. жизнен. позиции по отношению к своему здоровью 2) вторичная профил-ка – предупреждение прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда соц. задач. Приоритетным направлением патогенетического типа явл-ся реабилитация больных, т.е. комплекс мед., соц., экон-ких, педагогич-х мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, полное или частичное восстановление нарушенных функций организма, его соц. активности К учреждениям здравоохранения м. отнести: больницы, хосписы, центры планирования семьи, родильные дома, диспансеры, поликлиники, женские консультации.
Билет 21. Содержание и методика СР. в учреждениях образования. З.-н. РФ «Об образовании» (1992) законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспит-я и обучения чел в условиях образов-го учреж-я. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его соц. проблемам, кот. в условиях образов-го учреж-я носят многоплан-ый хар-р. Изменились условия в стране, и в нов. условиях стало необ-мо решать соц. проблемы на новом уровне – профес-м. В этих условиях возн-ла необ-ть созд-я в школе спец-ой соц. службы. Для обесп-ия деят-ти работы соц. службы необ-мы специалисты, способные решать задачи диагностики (психолог и социолог) и прикладной работы (СР-к и соц. педагог). Каждый из них призван осуществ-ть свою деят-ть в интересах реб. и школы. В соврем-ых условиях решение соц. проблем детей рассмат-ся в аспекте охраны и защиты их прав. Такие права предусмот-ы Конвенцией ООН «О правах реб». Именно на обесп-ие и защиту прав реб. и д.б. направлена соц. работа в школе. Деят-ть С. По СР. д.б. направлена на оказание соц. помощи учащимся школы, чьи жизненно важные права нарушены, вследствие чего дети и нуждаются в помощи. СР. в школе д. осуществ-ть следующие направления работы: 1) Разработка и реализ-ия соц. проектов и программ школы; 2) Сбор и накопление инфор-ии о детях из многодетных и соц. незащищенных семей, детей нуждающихся в соц. защите; 3) Обесп-ие защиты прав детей в условиях школы (получ-ие ими необ-го обучения, питания, воспит-я); 4) Контроль за деят-ью должност-х лиц школы в аспекте защиты прав реб.; 5) Установ-е сотруд-ва с органами соц. защиты, отделами по делам н/л и др. ведомствами для координации усилий в интересах защиты прав реб. СР-к призван непосред-но выполнять ф-ии соц. защиты прав ученика, решать его соц. проблемы, а при необ-ти осуществ-ть соц. защиту учителя. Проблемы реб. м.б. обусловлены: - индивид-ми особенностями и возмож-ми разв. реб. (специализ-ое обучение, педагог. коррекция, реабил-ия ); - соц. средой семьи реб., сказывающейся на его отн-ии к учебе, в/отн-иях с учителями, учениками. К таким семьям отн-ся: семьи группы риска, семьи с неблагопр-ым внутрисемейным климатом и т.д.; - соц. психолг-ой обстановкой в классе ( Кф внутри класса, м/у учениками и учителем). В настоящее время во многих образов-ых учреж-ях сущест-ют специал. соц. службы. Их развитие б/т обусловлено: 1. Разработкой и уточнением профессиограммы к/о должнос-го лица соц. службы школы; 2. Разработкой раб. Места к/о должнос-го лица соц. службы включающего основ. функционн-ые обязанности специалиста, методич-ие материалы по решению различных диагностич-х и прикладных задач, метод-ие рекомен-ии по их примен-ю; 3. Обесп-ием профес-ой подготовки всех спец-ов соц. службы в соответ-ии с их профес-м предназначением в высш и сред учеб заведений.
Социальная адаптация Соц. адаптация - процесс приспособления, освоения новых для нее соц. условий или соц.среды. Непосредственным толчком к началу процесса соц.адаптации чаще всего становится осознание личностью или соци. группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее соц. среде: 1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей; 2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга; 3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой; 4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных соц. изменений адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по соц. адаптации инвалидов, уволенных в запас военнослужащих - в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. В качестве непосредственной соц. среды могут выступать различные соц.группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль соц. адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной соц.среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды. Спецификой человеческой адаптации является то, что, этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения соц. норм поведения. По существу соц.адаптация является важнейшим механизмом социализации. Соц. адаптация означает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую соц. среду, которая возникает либо в результате соц. или территориального перемещения, либо при изменении соц. условий. Процесс соц.адаптации рассматривается в трех структурных уровнях: а) общество (макросреда); б) соц.группа (микросреда); в) сам индивидуум (внутриличностная адаптация). Показателями успешной адаптации являются высокий соц. статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой соц.адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую соц. среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность соц. адаптации зависит от характеристик, как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс соц.адаптации. Главные усилия соц.раб. должны быть направлены на содействие соц. адаптации в новых соц.-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении соц. статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.). Полная соц. адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Механизмы соц. адаптации: Соц. деятельность как общение, игра, учение, труд. Они позволяют осуществлять полноценную включенность, активное приспособление индивида к соц.среде. Сам же механизм адаптации в соц.деятельности имеет свои специфические этапы и может быть представлен в виде схемы. Эта схема примерно такова: нужда индивида - потребности - мотивы принятия решения - реализация и подведение итогов - ее оценка. Задача соц. Раб. заключается в том, чтобы в случае неудачи найти недостаточно эффективную сторону в этом механизме и внести необходимые коррективы. Соц. общение - ведущий механизм соц. адаптации человека, функции которого заключаются в том, чтобы направлять и расширять круг усвоения соц.ценностей при активном взаимодействии с другими индивидами, соц. группами. Соц. общение является не только видом деятельности отдельного человека, но и определенным взаимодействием соц. Раб. со своими клиентами, которое необходимо расширять в системе соц. практики. Соц. самосознание личности - важнейший фактор механизма соц. адаптации личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей соц.принадлежности и роли. Здесь функции соц.раб. являются во многом психолого-педагогическими, целью которых является формирование у человека норм соц.поведения, установок, черт характера и их комплексов, которые в целом приводят к адаптивности. Для технологии соц. Раб.здесь важен так называемый «соц.блок», включающий адаптирование к реальной соц. действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной соц. адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |