Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 16 Девиантное поведение как проблема СР.
Основные понятия: 1) ДП - поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм; 2) Норма-правило, образец, предписание; 3) Отклонение-нарушение общепринятых норм. Выделяют функции норм: 1. контроль; 2. обеспечение эталона поведения; 3. стабилизация отношений м/у людьми; 4. позволяют оценивать поведение и прогнозировать его. Функции отклонений: 1. созидательная и развивающая функции (творчество, одаренность); 2. разрушающая ф. (алк-м, нарк-я, проституция). Теории ДП: 1) т. Ломброзо – преступность имеет биол. Корни и связана со средой, в кот. обитает чел.; 2) т. конституционной предрасположенности Шелдона – прослеживал связь м/у характером чела, поведен-ми реакциями и строением тела. Мезоморфы – атлеты, склонны к девиации; эктоморфы – худощавые, тяга к интел-й деят-ти; 3) т. дифференцированной ассоциации Сазерленда – пытается объяснить прест-ть среди проф-ов высокого класса «прест-ть белых воротничков», должностная, финансовая прест-ть, ею обучают!; 4) т. стигматизации «навешивание ярлыков» (Апиберт, Беккер). Физич. стигма (врожденные аномалии и телесные увечья); дефекты воли (алког-м, нарк-я); расовые стигмы («Черные»). Девиантная карьера начинается см неблаговидного поступка, за кот. следует наказание. Следующий шаг отождествление чела с присвоенным ярлыком. 5) психоаналитическая теория Фрейда – рассматривает ДП в связи с внутриличностным конфликтом, саморазрушением личности; 6) последователь Фромм понимает девиацию как попытку чела реализоваться и придать смысл своей жизни. Работа «Аномия человеческой деструктивности», различает конструктивную агрессию (игровая, оборонительная) и деструктивную (разрушительную); 7) т. бихевиоризма (Уотсон, Скиннер, Торндайк) – окр. среда полностью определяет поведение чела; 8) гуманистическая т. (Роджерс, Боулби) – ДП есть результат искаженного процесса социализации ребенка, злоупотребление наказаниями, жестокое обращение родителей. Типы ДП: 1) делинквентное (поведение, которое в крайних своих проявлениях представляет уголовно наказуемые действия); 2) аддиктивное (отражается в психической зависимости от разных видов деятельности: булимия, лудомания, анарексия, трудоголизм, клептомания, транжирство). На сегодняшний день ДП является одной из важнейших проблем СР.
Билет 17 Психологические основы СР. Эффект-ть СР. обесп-ся рядом факторов – экон., матер-ой базой, управлен-ми, педаг-ми., психол-ми. Психол-ое обесп-ии СР. - один из важ. факторов. Психол-ие средства позволяют сформир-ть доверие людей к сист. СР-ты. Практич-ая психология заним. одно из важ. мест в обесп-ии СР. Именно она выступает центральной ячейкой соц.-педаг-их и психол-их приемов, используемых для решения задач СР. В СР сущест-ую роль играет псих-ия соц. деят-ти – представ-т собой изучение и преобразов-ие социума и личности чела. В струк-ре соц. деят-ти присут-ют психол-ки четко окрашенные элементы – мотивация, управ-ие, психол-ий анализ. Психол-ое обесп-ие СР. органически вкл. разв. ее мотивации. Псих-ий подход в ней помогает мобилизовать прагматич-ие, альтруист-ие мотивы. В качестве обратной связи испол-ся психол-ий анализ субъектов – объектов, содерж-я, процессов и рез-ов СР. Психол-ие методики помогают оценить качество мотивации СР., а психол-й анализ – обосновать прим. стимулов, способст-их повыш-ию эффектив-ти всех видов деят-ти – учеб., труд., обществ-ой. Психол-ое обесп-ие СР. непосред-но касается управ-ия ею. Психологизация соц. управ-ия повышает эффект-ть воспит-го и развив-го влияния социума. Цели соц. деят-ти носят сложный хар-р, а стержнем их явл. созд. благоприят-х псих-их условий для самодеят-ти личности в процессе соц. защиты. Средства СР. также вкл. в себя разнооб-ие псих-ие элементы: информир-ие, инструктир-е, убеждение, разл. виды анализа. Эффект-ть СР. обесп-ет формир-ие соц. акт-ти ее участников, связанной с их личностными харак-ми, отн-ем к произв-ву, труду, обществ-ой деят-ти. Вершиной сист. псих-го обесп-ия СР. явл. формир-ие соц. защищ-ти не только клиентов соц. обесп-ия, соц. реабил-ии, соц. терапии, но и самих структур, решающих задачи СР. Выделяют следующие функции психологии в СР.: 1) объяснительная (выявляется внутренняя сущность процессов социализации Л.); 2) диагностическая (диагностика Л. И ее соц. качеств, а также групп и их развития); 3) теоретическая (установление устойчивых связей между целями, содержанием, путями и средствами решения задач); 4) методологическая (использование для исследования соц.-пед-х процессов); 5) прогностическая (определение перспективных личностных образований). Система псих. знания в СР-те включает: 1) теорию личности (типизация, характер, особенности, наследственность); 2) теорию группы (лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, соц. опыт); 3) теорию психологии общения; 4) теорию соц. конфликта; 5) психологию талантливых людей и др. Психологические методы в СР.: психодиагностика, консультации, адаптация, тренинг, аутотренинг, психотерапия. Соц. психология и педагогика являются теоретическим стержнем деятельности СР.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |