Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины преступления Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.




Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” — величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление?

Одна из причин - это бедность, в которой живёт молодой человек. Бедный студент, молодой и привлекательный человек, Родион Раскольников раздавлен нищетой. Он вынужден оставить университет, потому что нечем платить за обучение и за проживание в убогой, тесной, маленькой, как шкаф, "каморке". Раскольникову, его матери и сестре грозит голод. "Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? вдруг

вспоминается главному герою вопрос, заданный ему Мармеладовым. Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти..."

Раскольников находится в отчаянном положении, в тупике, поскольку дальше ему идти некуда. В попытке найти выход из этой жестокой ситуации и рождается теория Раскольникова о том, что можно убивать плохих, чтобы стать благодетелем хороших. Раскольников разделил людей на два лагеря, две категории: обыкновенных людей, подчиняющихся силе, "материал" и "творцов", "сверхлюдей", которые могут позволить все ради достижения своих целей. Отнеся себя к людям второй группы, куда он включил и Наполеона, Раскольников открывает себе дорогу к преступлению, убийству ради "угнетенного человечества". Придя к мысли убить злую, никчемную старуху-процентщицу, Раскольников не только хочет совершить с помощью ее денег множество добрых дел {продолжить обучение в университете, заняться наукой, помочь сестре и матери, выручить семью Мармеладовых, помочь другим несчастным и обездоленным), но и проверить свою теорию на практике.

Надеясь загладить преступление добрыми делами, Раскольников не хочет себе признаться, что на самом деле он убивает человека не из-за нищеты, не для спасения матери и сестры, а "для себя одного", чтобы проверить: "Тварь ли я дрожащая или право имею...". И "наказание" просыпается в его душе, поскольку совесть его восстает против бесчеловечной теории. Мучительно Раскольников пытается переубедить себя или же отыскать ошибку в своей идее, между тем в его сердце вершится самый страшный суд. Вина Раскольникова и в том, что, убив ростовщицу, бывшую в его глазах не только "ничтожеством", но и палачом безвинных, молодой человек вынужден пойти на второе убийство случайной свидетельницы преступления, "простой, забитой и напуганной" сестры старухи-процентщицы, которая оказалась безвинной жертвой.

Таким образом, примеряя на себя роль "вершителя судеб", Раскольников находит не счастье и успокоение, а жестокие нравственные мучения и страдания совести. Он не может переступить через свою "натуру", поскольку сам себя винит как преступника: "Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку".

В романе "Преступление и наказание" автор нарисовал перед нами правдивую картину страданий человека под гнетом бедности и социальной несправедливости и ясно показал, какие уродливые, страшные идеи рождаются на этой почве. Разоблачая теорию Раскольникова, Достоевский приходит к выводу, что любое преступление несет обездоленным людям только несчастье и страдание.

Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство “разомкнутости и разъединенности с человечеством”.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...