Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В чём смысл «Сна Обломова»?




Описание сна персонажа имеет в русской литературе давнюю традицию; к теме сна обращались в своем творчестве Пушкин («Капитанская дочка»), Лермонтов («Мцыри») и Достоевский («Преступление и наказание»). Сон раскрывает содержание душевной жизни героя, помогает понять его характер.

 Таков и «Сон Обломова» - один из ключевых эпизодов знаменитого романа Гончарова. В Обломовке, которую герой видит во сне, формируется душевный склад Ильи Ильича, предопределивший его судьбу. Здесь лежат причины «обломовщины

 «Сон Обломова» может быть разделен на две части. Первая часть - картины природы, спокойные и безмятежные. Обломов видит райский уголок земли. Природа в этом краю всегда приветлива и тиха. Времена года сменяют друг друга в положенный срок, радуя все теми же повторяющимися и узнаваемыми картинами. По-домашнему приветливое небо, добродушная луна, похожая на «медный вычищенный таз», мирное жужжание мух, пение перепелов. В Обломовке живут не торопясь, не ведая страстей и волнений. Крестьяне жнут, пашут и сеют, довольные своей судьбой и убежденные, что «жить иначе - грех».

 Автор повествует о воспитании героя, о его родителях - этому посвящена вторая часть «Сна Обломова». В господском доме живут размеренно и не спеша. Главную заботу здесь составляют «кухня и обед» - об обеде совещаются «целым домом», долго и основательно. После обеда весь дом погружается во «всепоглощающий» сон, после которого пьют «чашек но двенадцати» чаю. Илюша растет здесь в атмосфере любви и обожания. Его страстно, самозабвенно любит мать, им живет заботливая няня, которая рассказывает Илюше сказки о Емеле, о неведомых краях, где текут реки меда и молока и «никто ничего круглый год не делает». Здесь верят в приметы, соблюдают обряды и традиции, чтут старину и больше всего на свете боятся перемен.

 Лень и нелюбовь ко всякому активному действию были присущи всем обломовцам - от крестьян до господ. Отец героя, Илья Иванович, был занят тем, что ходил из угла в угол, нюхал табак или наблюдал за происходящим на дворе. Мать также была «сильно занята» - обсуждала часа по три, как перешить из старой фуфайки детскую курточку; следила, чтобы портной не украл остатки сукна; ходила поглядеть, «хороню ли наливается яблоко».

 Обломов жил в отчем доме, «как экзотический цветок в теплице». Всякое его желание предупреждалось, всегда к его услугам были «трое-четверо слуг» и верный Захар. Иногда Илюша чувствовал в себе стремление вырваться на простор жизни, ускакать на савраске в ноля или поиграть в снежки с крестьянскими мальчишками. Но такие порывы воспринимались и Обломовке с ужасом и со временем угасли. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая», - с горечью творит Гончаров, подводя итог повествованию о детстве героя.

 В романе Обломов изображается как национальный характер, органически вырастающий па русской почве, впитавший в себя и светлые, и темные стороны народной жизни. Сон героя позволяет объяснить генезис этого характера, даст ключ к пониманию романа в целом

Основной конфликт пьесы А.Н. Островского «Гроза»

Драма “Гроза” была написана Островским в 1859 году. Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни — основная сюжетная линия пьесы. В драме Островский изображает семейно-бытовой конфликт в купеческой среде. Действие происходит в г. Калинове, в котором основу составляет «тёмное царство» купеческой среды.

Большую часть времени калиновцы проводят дома, где за высокими стенами и крепкими замками неторопливо едят, занимаются какими-нибудь домашними делами, спят. "Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь". По праздникам жители неторопливо, чинно прогуливаются по бульвару, но "и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать". Их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, "калики перехожие". Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все.

Хозяевами жизни в Калинове являются Дикой и Кабаниха. Жестокость, страсть к накопительству, унижение домашних – это основа их жизни. Дикой старается обмануть всех, кто с ним сталкивается: «Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня их этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо». Брань, ругань по любому поводу – это главное в характере Дикого. Он не даёт спокойно жить своим домашним. Когда хозяин был не в духе, «все прятались по чердакам и чуланам». Дикого понимает только Кабаниха, и только она может разговаривать с ним на равных. Она не кричит, как «ругатель» Дикой, а точит своих близких, как «ржа железо». Её дети Тихон и Варвара живут тоже обманом и очень стараются уйти от гнева матери, обманув её. Варвара и Кудряш ведут разгульную жизнь. Тихон радует себя лишним стаканчиком водки. Но внешне они соблюдают «почтение» перед старшими. И вот в эту среду жестокости, обмана и попадает Катерина. Она сама говорит: «Из девичьей холи в ад». Церковь и религия с детства вошли в жизнь Катерины. Религиозность для неё – это искренность, любовь, совесть. Очень часто Островский сравнивает её с птицей: «я жила, ни о чём не тужила, точно птица на воле. Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Поэтому жизнь в доме Кабановой кажется ей клеткой, тюрьмой, неволей. Она страдает, не может жить по законам Кабанихи. Не поддерживает её и Тихон, который рабски покоряется матери и оставляет свою жену в одиночестве. Борис тоже оставил её. Вот и не смогла Катерина жить среди этих людей «Что домой, что в могилу», - говорит она и находит единственный выход, спасение от душевных мук, в смерти. Так разрешается основной конфликт пьесы. Катерина бросилась в Волгу, не покорилась «тёмному царству». В этом увидел Добролюбов протест против кабановских понятий о нравственности и назвал её «лучом света в тёмном царстве».

 

 

Билет №14

Антитеза в образах Ольги Ильинскоё и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Женские образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной противопоставлены в романе. Уже в их внешнем облике много непохожего: Ольга стройная, Пшеницына толстая, хотя обе по-своему привлекательны в глазах Обломова: одна — своей грацией, другая — статностью. Эти две героини противопоставлены и по своему социальному происхождению: Ольга — дворянка, получила хорошее образование и воспитание. Агафья Матвеевна — из народа и не отличается образованностью. Эти две женщины и любят по-разному: любовь Ольги одухотворена, но несколько эгоистична (она любит в Обломове себя, надеется, что сможет его изменить, победить безделье и лень), а любовь Пшеницыной выражается в постоянной заботе об Обломове, ей в нём нравится всё.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...