Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева ( гражданская, философская). Чтение наизусть одного из стихотворений.




Ф.И. Тютчев (1803 – 1873 гг.) - русский поэт, современник Жуковского, Пушкина, Некрасова. Это образованный человек своего времени, европеец «самой высшей пробы». 22 года провёл за границей и на родине стал известен в конце 50 – х годов 19-ого столетия. В своих произведениях он старался осмыслить жизнь – склонность к познанию окружающего мира и самопознания привела Тютчева к совершенно оригинальной философской и поэтической концепции. Лирику Тютчева можно тематически представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную.      

Гражданская лирика.

Полдень Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.     Я очи знал,- о, эти очи! Как я любил их - знает бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог. В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина! Дышал он грустный, углубленный В тени ресниц ее густой, Как наслажденье, утомленный, И, как страданья, роковой. И в эти чудные мгновенья Ни разу мне не довелось С ним повстречаться без волненья И любоваться им без слёз.

За свою жизни Тютчев был свидетелем многих исторических событий: Отечественная война 1812 года, Восстание декабристов, революционное событие в Европе, Крымская война, реформа 1861 года. Эти события волновали поэта как гражданина. Тютчев много лет был дипломатом (20 лет), поэтому он, конечно, понимал, что Россия стоит на пороге больших исторических событий, неизбежны потрясения, даже революции. Но он отрицал всякое насилие. Поэтому в его стихах нет призыва к революциям , хотя он пишет «В России канцелярия и казарма. Всё движется около кнута и чина». Он был свидетелем восстания декабристов и в стихотворении «14 декабря 1825 года» называет дело их называет безрассудством и советует спокойно, мудро оценивать всякий поступок и всякое дело, хотя писал, что самодержавие развращает Россию. Поэт гражданин Тютчев убеждён что чтобы усовершенствовать общество каждый человек должен воспитывать сам себя, быть честным, благородным.

 

Философская лирика.

Особое место в поэзии Тютчева занимает философская лирика. Он стремится к познанию мира и пытается объяснить неизвестное, неопознанное, космическое и найти в этом великом мире человека, его место. Он пишет:

«Как мало реален человек,

Как легко он исчезает

Его присутствие - не более как точка в пространстве,

Его отсутствие – всё пространство».

В стихотворении: «Наш век» он видит причину распада личности в утрате религиозной веры. Поэт считает, что человек без веры «тоскует, рвётся к свету, жаждет веры», но не находит к ней своего пути. Он убеждён, что душа человека может излечиться только тогда, когда он познает Христа.

 «Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты риза чистая Христа…..»

Образ Сони Мармеладовой

Свои философские идеи Достоевский в романе выражает в образе Сони Мармеладовой. Она является олицетворением добра и служения людям.

Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоевский: "Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромной и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка".

Как и вся петербургская беднота, семья Мармеладовых живет в страшной нищете: и вечно пьяный, смирившийся с унизительной и несправедливой жизнью, опустившийся Мармеладов, и чахоточная Катерина Ивановна, и маленькие беспомощные дети. Семнадцатилетняя Соня находит единственный выход спасти от голодной смерти свою семью она выходит на улицу продавать собственное тело.

Для глубоко религиозной девушки такой поступок страшный грех, поскольку, нарушая христианские заповеди, она губит свою душу, обрекая ее на муки при жизни и на вечные страдания после смерти. И все же она жертвует собой ради детей своего отца, ради мачехи. Милосердная, бескорыстная Соня находит в себе силы не ожесточиться, не упасть в грязь, окружающую ее в уличной жизни, сохранить бесконечное человеколюбие и веру в силу человеческой личности, несмотря на то, что причиняет своей душе и совести непоправимое зло.

Именно поэтому Раскольников, порвавший все связи с близкими ему людьми, в самые тяжелые для него минуты приходит к Соне, приносит ей свою боль, свое преступление. -По мнению Родиона, Соня совершила не менее тяжелое злодеяние, чем он, а может, и более страшное, поскольку она жертвует не кем-то, а собой, и эта жертва напрасна. Девушка прекрасно осознает вину, лежащую на ее совести, ведь она даже думала о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора и мучений в этой жизни. Но мысль о бедных и беспомощных голодных детях заставила ее смириться, забыть о своем страдании.

Считая, что Соня на самом деле никого не спасла, а только себя "загубила", Раскольников пытается обратить ее в свою "веру" и задает ей коварный вопрос: что лучше подлецу "жить и делать мерзости" или умирать честному человеку? И получает исчерпывающий ответ Сони: "Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, а кому не жить?" Так и не удалось Родиону Раскольникову убедить в своей правоте девушку, которая твердо уверена: пожертвовать собой для блага близких это одно, а лишать других во имя этого блага жизни совсем другое дело. Поэтому все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова, который "ужасно, бесконечно несчастен".

Беззащитная, но сильная в своей покорности, способная к самоотречению "вечная Сонечка" готова жертвовать собой ради других, поэтому в ее поступках сама жизнь стирает границы между добром и злом. Не жалея себя, девушка спасала семью Мармеладовых, так же самоотверженно она бросается спасать и Раскольникова, чувствуя, что нужна ему. По мнению Сони, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм, которые помогают не только раскаяться в грехах, но и очиститься от всего злого и губительного для человеческой души. Именно религия помогает девушке выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее.

Благодаря Соне Раскольников понимает и признает нежизнеспособность и антигуманность своей теории, раскрывая свое сердце новым чувствам, а разум новым мыслям о том, что только любовь к людям и вера в них могут спасти человека. Именно с этого начинается нравственное возрождение героя, который, благодаря силе Сониной любви и ее способности претерпеть любые муки, превозмогает себя и делает первый шаг к воскресению.

 

 

                                                 

 

 

Билет №12










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...